Як-7В

 

Нарушим хронологию развития Як-7, чтобы описать его вторую учеб­но-тренировочную модификацию.

Когда удалось в какой-то степени наладить поставки истребителей на фронт, опять вернулись к двухместной машине, необходимость в которой по-прежнему, остро ощущалась. Полеты на УТ-2 и УТИ-4 (вариант И-16) не обеспечивали пилотам, которые в бу­дущем должны были сидеть за штур­валами истребителей, получения необ­ходимых летных навыков.

При разработке новой модифика­ции учебно-тренировочной машины был принят во внимание опыт эксплу­атации Як-7 УТИ. Як-7В разрабаты­вался в соответствии с установкой -производить быстрее и дешевле. На этот раз шасси сделали неубирающим­ся. Это не было чем-то новым, еще ле­том 1941 года такие изменения были предложены начальником конструк­торского бюро завода № 301 Черенко­вым. Ниши шасси были зашиты, но остались небольшие лючки для осмот­ра крепления стоек. Для того, чтобы обучаемые приобретали навык уборки шасси, в кабине был установлен ими­татор рычага их уборки и выпуска. Вооружение было снято, что вообще-то удивительно, если принять во вни­мание то, что пилот-истребитель дол­жен уметь не только летать, но и стре­лять.

В кабине не устанавливались неко­торые приборы, например, убрали РПУ. Очень большие неудобства дос­тавляло отсутствие прозрачной пере­городки между кабинами. Во время полета с открытым передним фонарем, инструктор немилосердно обдувался встречным потоком воздуха, а летать со сдвинутым фонарем было необхо­димо, так как быстро желтевший и лег­ко царапавшийся плексиглас затруд­нял обзор.

Начиная со второй серии, часть ранее убранного оборудования была установлена вновь, но до окончания производства этой модификации пере­городку между кабинами курсанта и инструктора так и не поставили.

Во время государственных испыта­ний (с 18 февраля по 4 марта 1942 года) оказалось , что неубирающееся шасси практически не снизило характеристи­ки машины и не повлияло на пилотаж. Самолет летал почти так же быстро, как и истребитель, а управлять им мож­но было из передней и задней кабин.

Як-7В производился серийно с мар­та 1942 года до декабря 1943 года. Было построено 510 экземпляров, а еще 87 переоборудовано из Як-7Б. Это немного, учитывая огромное количе­ство пилотов обучавшихся о время войны. Почти каждый советский пи­лот-истребитель проходил обучение на этой машине.