Як-7М М-105 ПА

 

Этот самолет, изготовленный в един­ственном экземпляре был еще одной по­пыткой переделки Як-7 УТИ в истреби­тель. Построила его группа инженеров из ОКБ, которая обеспечивала серийное производство Як-1 на заводе № 292 в Саратове. Работы над новым вариантом самолета начались в сентябре 1941 года, а изменения, проведенные саратовской группой, были гораздо более значитель­ными, чем те которые сделали их колле­ги из Москвы.

Из задней кабины убрали пилотс­кое кресло, на его место установили топливный бак емкостью 80 л. Из передней части фюзеляжа были изъяты пулеметы и их боезапас, но пушка ШВАК осталась на месте. Снималась разделительная стенка между кабинами, чтобы установить бронеспинку прямо за пилотским креслом. Наибо­лее крупным изменениям подверглись крылья; при этом использовались кон­структорские наработки с самолетов И-28 и И-30. Крылья имели меньший размах (9,74 м вместо 10 м) и оснаща­лись автоматическими предкрылками. В каждом крыле размещалась одна пушка ШВАК с боекомплектом в НО снарядов. Это вооружение заставило уменьшить на 23 л емкость крыльевых баков. Хотя и не имелось оборудова­ния для обогрева крыльевых пушек, но они работали без задержек даже при температуре -30 гр. Крыльевые пуш­ки были пристрелены таким образом, что их трассы сходились на расстоянии 400 м перед самолетом. Учитывая все это, следует сделать вывод, что Як-7М был более приспособлен для уничто­жения бомбардировщиков, чем для боев с истребителями.

Государственные испытания про­должались с 5 октября до 27 декабря 1941 года, с двухнедельным перерывом на эвакуацию. Несмотря на то, что но­вый самолет был на 350 кг тяжелее Як-7 УТИ, а его фюзеляж и двигатель были серьезно повреждены после ава­рии, характеристики оказались не на­много хуже, чем у Як-1. Благодаря авто­матическим предкрылкам, значительно улучшились пилотажные свойства, и те­перь нужно было очень постараться, что­бы ввести самолет в штопор.

Однако после этих похвал следует отметить, что крыльевое вооружение было признано неудачным из-за отсут­ствия синхронизаторов и затрудненно­го прицеливания. Тяжело было во что-либо попасть, ведя огонь только из одних пушек. Но, что более важно, к этому времени завод №153 уже завер­шил производство Як-7 и готовился к выпуску «семерки» с двигателем М-105ПА, которое должно было начать­ся в январе. Не в интересах массового производства были изменения техно­логии, к тому же не было необходимо­го количества пушек ШВАК - оружей­ные заводы не успевали удовлетворять потребности авиационных и танковых предприятий в этом вооружении. К идее размещения пушек в крыльях Яковлев вернулся только еще один раз - на прототипе Як-7 с мотором воздуш­ного охлаждения М-82.