Як-7А М-105ПА

 

Уже после выпуска небольшого количества Як-7 начался процесс его улучшения, который продлился значи­тельное время. Совершенствование са­молета было необходимо, в том числе и потому, что заводы-изготовители Яков допустили значительное ухудше­ние его летных характеристик. Изменения, которыми характеризовался Як-7А, вводились постепенно на оче­редных сериях самолета. Вот их хро­нология:

14-я серия - на топливных баках установлена новая, утвержденная НИИ ВВС, система их заполнения вых­лопными газами двигателя (с целью повышения их пожаробезопасности);

15-я серия - все металлические ча­сти самолета были соединены между собой медными проводами;

16-я серия - электрические указате­ли уровня топлива были заменены на механические. Они устанавливались на верхних поверхностях крыльев и при­крывались окошками из плексигласа. Эти характерные круглые окошки хо­рошо видны на фотографиях верхней части самолетов;

31 самолет 16-й серии - установле­на приемо-передающая радиостанция; приемник РСИ-4 размещался с правой стороны от приборной доски, а пере­датчик РСИ-3 за бронеспинкой пило­та. Начиная с этого экземпляра Як-7, с приборной доски была снята плексиг­ласовая пластина, обеспечивающая равномерное рассеивание света. Мел­ким изменениям подверглась и сама приборная доска;

17-я серия - убрано остекление зад­ней кабины, теперь она закрывалась фонарем из фанеры, который откиды­вался вправо; отверстия для отвода пороховых газов на капоте двигателя были закрыты металлическими листа­ми, а газы выходили теперь вперед че­рез отводные трубы;

19-я серия  - теперь в полете с помощью пневмосистемы убиралось зад­нее колесо, а его ниша закрывалась характерным щитком, расположенным впереди. Ниши стоек главного шасси в полете так же полностью закрыва­лись, для чего были установлены до­полнительные щитки, прикрывающие колеса.

Были и другие изменения: демон­тировано устройство для пневматичес­кой перезарядки пушки - осталась только механическая перезарядка; тор­мозные щитки теперь устанавливались всего в двух положениях: под углом 00 и 550, заблокировать их в положении 150 было уже нельзя.

Хотя летные характеристики в сравнении с И-26-И были хуже, но по отношению к Як-7 максимальная ско­рость увеличилась в среднем на 10 км/ час для самолета с лыжным шасси и на 20 км/час с колесным. У земли Як-7А развивал скорость 495 км/час, а на вы­соте 5000 м - 571 км/час. Однако улуч­шение характеристик нивелировалось в результате установки лыж вместо колес, а именно в такой конфигурации Як-7 и Як-1 производились зимой 1941 года. При установке лыж пилотажные характеристики и маневренность не изменялись (по сравнению с Як-7 на колесах) но лыжи «съедали» до 60 км/ час скорости. Тем не менее, самолеты собирались в таком виде, главным об­разом из-за нехватки в тот период ре­зины для покрышек.

Эталоном для серийного производ­ства Як-7А стал модернизированный серийный Як-7 номер 14-11, произве­денный заводом №153. Совместные заводские и государственные испыта­ния провели с 16 января по 22 февраля 1942 года. Их результат был настоль­ко очевидным, что еще до их оконча­ния, самолет начал производиться се­рийно. В период с января по май 1942 года завод № 153 построил 277 истре­бителей Як-7А, которые успешно вое­вали на фронте.