Як-7Б М-105ПА

 

С целью улучшить летные харак­теристики и огневую мощь Як-7 была разработана и запущена в серийное производство его очередная модифи­кация. Характерно, что изменения в аэродинамике этой машины не были результатом работ ОКБ, а базировались на исследованиях проведенных в ЦАГИ. Это учреждение передавало свои результаты заинтересованным ОКБ.

Начнем с изменений в вооружении: оба ШКАСа были заменены крупно­калиберными (12,7 мм) пулеметами УБС. Левый имел боезапас в 260 пат­ронов, а правый - 140. Пушка ШВАК осталась на месте, не изменился и ее боезапас - в снарядном ящике насчи­тывалось 120 снарядов.

Такое вооружение позволяло ус­пешнее бороться с вражескими бом­бардировщиками, а масса секундного залпа составляла 2,72 кг - больше чем вес снарядов выпускаемых за секунду Bf-109F или Bf-109G2 из трех стволов. Самолет так же был приспособлен для подвески шести реактивных снарядов РС-82, либо двух бомб калибром от 25 до 100 кг. Однако, как и в случае с Як-1, постановлением ГКО от 10 апреля 1942 года установка направляющих для реактивных снарядов на «семерке» запрещалась. Хотя было предусмотре­но место для установки приемника и передатчика, но передатчик устанавли­вался только на одной из 10 машин, так чтобы самолетов с двухсторонней свя­зью хватало для командиров эскадри­лий и полков.

Благодаря возросшему качеству сборки, более тщательной отделке по­верхностей улучшилась аэродинамика самолета. Крыльевые воздухозаборни­ки и форма капота маслорадиатора так же подверглись изменениям. Внешне Як-7Б отличался от модификации «А» тем, что ниша заднего колеса закры­валась двухсекционным щитком, створки которого располагались сим­метрично относительно оси самолета. Кроме того, на верхней части капота двигателя появились выступы, прикры­вающие более крупные пулеметы УБС.

Другим направлением работ над новой модификацией было улучшение ее эксплуатационных характеристик. Для чего в конструкцию было внесено много изменений, начиная от таких незначительных, как выполнение от­верстия в чашке пилотского кресла, чтобы стекала скапливающаяся там во время стоянки влага, и заканчивая за­меной старой ручки управления на ручку типа Р-1, скопированную с не­мецкого Bf-109. Правда по воспомина­ниям боевых пилотов, новая ручка ус­танавливалась не на всех Як-7Б.

Испытания эталонного экземпляра Як-7Б с двигателем М-105 ПА (серий­ный номер 14-13) проводились с 28 ян­варя по 5 февраля 1942 года. Облет новой машины выполнил пилот А.Г.Кочетков. С целью экономии времени заводские и государственные испыта­ния совместили.

Несмотря на увеличившийся вес самолета Як-7Б имел характеристики сравнимые с прототипом УТИ-26-П. В протоколе испытаний было подчерк­нута перспективность конструкции -хорошие возможности для установки нового вооружения, силовой установ­ки и оборудования.

После государственных испыта­ний Комитет Обороны согласился на перевод производства с модификации «А» на модификацию «Б». Этот вари­ант (с мотором М-105ПА) производил­ся на заводе № 153; с апреля по июль 1942 года была построена 261 машина.

Наиболее объективную оценку ка­честв нового самолета дали бои. Экс­плуатация новой «семерки» в 202 НАД (истребительная авиадивизия) позво­лила сделать следующие выводы: Bf-109 имеет превосходство в вертикаль­ном маневре; здесь Як-7 определенно был более неповоротлив. Советская машина была так же медленнее в го­ризонтальном полете и при пикирова­нии. Традиционно она имела лучшую маневренность в бою на горизонталях (такой ситуации немцы избегали, как только могли). Боевую ценность само­лета ограничивало плохое качество плексигласа на фонаре кабины, отсут­ствие бронестекла и плохая видимость назад. Двигатель был определенно слаб для такой тяжелой машины.

На земле самолет имел слишком длинный разбег и пробег, а сдвижка центра тяжести вперед увеличила опасность капотажа. Чтобы исправить этот недостаток, с 20 апреля 1942 года в зад­ней кабине начали устанавливать топливный бак емкостью 80 л. Как и сле­довало ожидать, это нововведение было встречено пилотами без энтузиазма. Не защищенная бочка с бензином прямо за плечами пилота была во время воздуш­ного боя весьма опасна. В боевых час­тях эти баки повсеместно снимались, поэтому, когда 22 сентября и 1 октября 1942 года вышло два соответствующих постановления ГКО, уже собственно не­чего было демонтировать.