Як-7-37 М-105ПА

 

Это был наиболее мощно воору­женный вариант «семерки». Построе­но их было 22 штуки. Основным воо­ружением служила пушка МПШ-37 (с боезапасом в 20 снарядов) сконструи­рованная коллективом под руковод­ством Шпитального. Кроме пушки МПШ над двигателем устанавлива­лось два пулемета УБС калибра 12,7 мм с общим боезапасом - 450 патронов. Вес секундного залпа при стрельбе из всех трех стволов составлял 4,15 кг. Под крыльями устанавливались на­правляющие для реактивных снарядов РС-82. Но их можно было подвешивать только в исключительных случаях, так как самолет с полным вооружением был сильно перетяжелен. Хотя машина проходила испытания с пушкой МПШ-37, но универсальное крепление так же позволяло устанавливать пуш­ки ВЯ либо ШВАК в сочетании с пу­леметами ШКАС либо УБС.

Стартовая масса самолета увеличи­лась по сравнению с Як-7Б приблизительно на 200 кг, а следовательно уве­личилась и нагрузка на крыло.

Были установлены предкрылки, в связи, с чем изменились очертания кон­солей крыла. Еще одним существен­ным изменением конструкции было перемещение кабины назад на 400 мм (задняя кабина ликвидирована). Это пришлось сделать из-за больших раз­меров пушки. Были и другие более мел­кие изменения - самолет имел антенну, фару, и увеличенное хвостовое колесо.

Совместные заводские и государ­ственные испытания проходили с 15 апреля по 10 мая 1942 года, и как это можно было предположить, выявили снижение летных характеристик самолета. В среднем на 15 км/час упала мак­симальная скорость, а время набора высоты 5000 м увеличилось на 0, 65 мин. Сдвижка кабины назад увеличила веро­ятность капотажа, хотя в то же время несколько улучшился обзор назад.

Окончить испытания не удалось. Из-за прострела лопастей винта пулями из УБСов, самолет совершил вынужденную посадку. Отказы 37 мм пушек не позво­лили испытать их в полете.

Тем не менее, это не помешало при­нятию решения о заказе серии из 22 самолетов и проведении их войсковых испытаний. Однако самолеты этой не­большой серии были уже вооружены существенно доработанной пушкой

НС-37, конструкции Нудельмана и Суранова. На них так же устанавлива­лись предкрылки.

В российской литературе существо­вала довольно большая путаница в вопросе о вооружении Як-7-37. Такие авторы как Степанец, Косминков или Шинкаренко утверждали, что не оп­равдавшую надежд пушку МПШ при­шлось заменить на НС-37. В то же вре­мя Е.Гордон утверждал, что Шпитальный создал просто великолепную пуш­ку МПШ-37, которую устанавливали на всех Яках-7-37. Вероятно, права пер­вая тройка. Это подтверждают полные эмоций воспоминания Шинкаренко.

Вся работа по определению воз­можностей нового вооружения легла на персонал 42-го ИАП. Командир ча­сти, уже известный нам Федор Шин­каренко, крайне неодобрительно от­зывался о подходе работников коллек­тива Нудельмана к испытаниям. Они пи­тали презрение к необразованным, в их представлении, техникам полка и с ними было очень трудно найти общий язык.

Сразу обратим внимание на боль­ший боезапас пушки НС-37 - ее мага­зин вмещал 32 снаряда. Однако про­блемы появились, как только начали снаряжать снарядную ленту. Из-за недоработанности ее звеньев, ленту трудно было снарядить так, чтобы снаряды нормально досылались. Поэтому в воздухе пушка часто заклинивала. Особенно был этим обеспокоен коман­дир полка, перед которым стояла не­обходимость подготовить молодых пилотов к боям, а аварии, естественно, мешали боевой учебе. Демонстрацион­ные стрельбы, которые были проведе­ны для высших офицеров, вообще окончились полным провалом. Из четы­рех машин, стартовавших в присут­ствии маршала Ворошилова, для обстре­ла танков, у двух не убралось шасси, а у остальных имели место отказы вооруже­ния. У самолета Шинкаренко, который взлетел последним, во время посадки сломался подкос стойки шасси.

Но, несмотря на все проблемы, полк был подготовлен к вылету на фронт. В ноябре 1942 года его напра­вили на очень горячий участок - в со­ставе 240 ИАД (истребительная авиа­дивизия) он принял участие в воздуш­ных боях над Демьяновским котлом, в котором советские войска окружили дивизии 16-й армии Вермахта. В отче­те НИИ ВВС сообщалось , что 42 ИАП провел там 12 групповых воздушных боев, в ходе которых было уничтоже­но восемь Bf-109, один FW-190 и один Hs-129 (?). Потеряно четыре самолета, три других повреждено.

Совершенно иначе эти цифры выг­лядели в воспоминаниях Шинкаренко: «На следующий день (первый день боев) в район «рамушевского коридо­ра» вылетело восемь истребителей на­шего полка. (...) Группа была нагло атакована «мессершмиттами». Сразу же дала о себе знать неслетанность пар и плохое знакомство с районом боев. Гитлеровцы навязали нам бой на вер­тикалях и выиграли его без потерь со своей стороны. Из восьми Яков, на аэродром вернулось только три». Были так же и другие потери (около десяти). Но по воспоминаниям командира 42 ИАП, пилоты его полка сбили большее количество самолетов противника, в том числе три FW-190. Возможно, Шинкаренко описывает более дли­тельный период, чем тот, в течение которого длились официальные войс­ковые испытания.

Один из наиболее эффектных боев имел место 3 декабря 1943 года. Шесть Як-7-37, ведомые Шинкаренко получи­ли задачу прикрывать войска в райо­не железнодорожной станции Пола. Советский воздушный патруль был атакован четверкой Bf-109F, однако благодаря умелому маневру советские самолеты вышли из-под огня, а Шин­каренко сбил один «стодевятый». Два подлетевших «мессера» так же попали под огонь - после попадания снарядов выпущенных из орудия Як-7 команди­ра полка, один из них развалился в воз­духе. Его пилот спасся, выпрыгнув с парашютом. В схватке с очередными подоспевшими немецкими самолетами (всего в бою приняло участие двенад­цать Bf-109F), победа была исключи­тельно на стороне советских пилотов: старшего лейтенанта Н.Тихонова, его ведомого (фамилия которого неизвес­тна) и лейтенанта Чкуасели. Последне­го - шестого «мессера» сбила пара капитана С.Бражника, но, увы, его Як-7 -37 получил повреждения, и ему при­шлось совершить вынужденную посад­ку на брюхо.

Выводы были оптимистическими -несмотря на отсутствие прицела соот­ветствующего пушке такого калибра, можно было вести действенный огонь с расстояния в несколько сот метров. В случае попадания в крыло снаряд вырывал кусок обшивки площадью около одного квадратного метра. Кро­ме того, тяжелое вооружение не сни­жало маневренность истребителя.

Тем не менее, Як-7 с пушкой ка­либра 37 мм в дальнейшем не произ­водился. Более перспективным казал­ся Як-9Т, первый экземпляр, которого был построен в январе 1943 года.