Як-7 М-82А

 

Эта «семерка» была оснащена звездообразным двигателем конст­рукции Швецова. С различным успе­хом этот двигатель пробовали ис­пользовать все главы ОКБ проекти­ровавших истребители. Лавочкину повезло, остальным нет.

Установка мощного двигателя М-82А, имевшего стартовую мощность 1700кВт, казалась весьма многообеща­ющей. Правда, Яковлеву не приходи­лось как Лавочкину или Гуревичу, принимать такое решение, для спасе­ния своей машины, однако почему бы и не поэкспериментировать?

Работы над такой модификацией начались уже в августе 1941 года и ох­ватывали, конечно, не только изменение двигательной установки. Получил­ся практически новый самолет. Кры­лья были снабжены автоматическими предкрылками, изменена конфигура­ция законцовок и уменьшен их размах с 10,0 м до 9,74м.

По образцу истребителя И-30 в крыльях находилось два орудия ШВАК, с боезапасом по 100 снарядов на ствол, над двигателем был установ­лен пулемет УБС с боезапасом в 260 патронов. На верхней поверхности крыльев имелись лючки для обеспече­ния доступа к орудиям.

В центроплане установили два до­полнительных топливных бака емкос­тью по 40 л каждый. Еще один топлив­ный бак, на этот раз емкостью 80 л ус­тановили на месте задней кабины. Дру­гие новые элементы конструкции - но­вый винт типа АВ-5Л-127 диаметром 2,8 м, радиополукомпас РПК-10 и но­вый радиатор ОП-295.

Когда инженеры начали рассчиты­вать, какие же характеристики долж­на будет иметь новая машина, на бу­маге получились весьма многообеща­ющие цифры. Скорость на высоте 2860 м - 571 км/час, а на потолке 6400м - 615 км/час.

Постройку самолета закончили в конце декабря 1941 года в Новосибир­ске и в период с 23 января по 13 марта 1942 года были проведены его заводские испытания. Несмотря на такой зна­чительный срок, самолет летал немно­го - выполнено было едва 17 полетов, общей продолжительностью 5 часов 24 минуты. Оказалось, что двигатели, которые имел в своем распоряжении Яковлев, были недоработанные, из первых серий. Это приводило к частым авариям, а три из них вообще не годи­лись для использования. Мучением при проведении испытаний стали по­стоянные аварии трубопроводов топливной и масляной систем.

В довершении всего, винт, который и так не соответствовал по своим раз­мерам двигателю такой мощности, во время вращения оказывался слишком близко от земли. Если бы был установ­лен винт необходимого размера - диа­метром 3,2 м, то концы его лопастей упирались бы в землю, а старт был бы возможен только с трех точек, что для боевого самолета было совершенно недопустимо.

Всего в двух из семнадцати поле­тов, выполненных во время испыта­ний, удалось произвести замеры ско­рости и потолка машины. Достигнутая на высоте 2860м скорость - 571 км/час, незначительно превышала скорость серийного Як-7А.

С 24 марта 1942 года ввиду бес­перспективности, все работы над этой модификацией «семерки» с дви­гателем воздушного охлаждения были прекращены.