Як-7ПД М-105ПД

 

Самолет с этим обозначением -очередная экспериментальная работа ОКБ Яковлева.

Из-за безнаказанных полетов не­мецких высотных разведчиков Ju-86R, которых не мог достать ни один совет­ский истребитель, остро требовался новый высотный перехватчик. В по­пытке создать такой самолет, было предложено соединить планер Як-7 (в данном случае Як-7Б номер 22-02) с высотным двигателем М-105 ПД, осна­щенным нагнетателем Е-100. Но это были не единственные изменения. Наи­более заметным внешним отличием стал пониженный гаргрот за кабиной и установленная там антенная мачта. Она вообще-то была не нужна, так как радиостанция на самолет не устанав­ливалась. Чтобы снизить массу были сняты пулеметы, хотя очевидно, что одна пушка - слишком слабое воору­жение. Высока была вероятность того, что на большой высоте Як-7ПД смо­жет выполнить только одну атаку, в тот момент, когда самолет, разогнавшись, будет выполнять «горку». В та­кой ситуации очередь из пушки ШВАК могла и не привести к уничтожению вражеского самолета. Новая машина Яковлева имела значительно лучшую скороподъемность, чем МиГ-3, с кото­рым ее можно сравнить с точки зрения назначения, но уступала ему в практи­ческом потолке (11400м вместо 12000м). Однако двигатель М-105 ПД был недовведенный, отсутствовал и автомат регулировки оборотов первой ступени нагнетателя. Пилот должен был непрерывно, в зависимости от из­менения атмосферного давления, регу­лировать обороты лопаточного коле­са нагнетателя, что было попросту не­возможно.

Государственные испытания Як-7ПД продолжались с 17 по 23 сентяб­ря 1942 года, было выполнено 11 по­летов (общее время 7,5 часов) после которых уже можно было заключить, что самолет получился неудачным. Климову так никогда и не удалось со­здать на базе М-105 (впрочем, как и ВК-107) хорошего высотного двигате­ля. Проведенные в ЛИИ (Летно-исследовательский институт) испытания гид­равлического автомата управления нагнетателем, так же не дали рез4уль-тата. На протяжении октября и нояб­ря 1942 года было проведено 27 поле­тов на Як-7 с двигателем М-105ПД и на Як-5, однако довести автомат так, и не удалось.

К идее создания высотного истре­бителя на базе Яка, вернулись в нача­ле 1943 года. Об этом будет рассказа­но в части посвященной «девяткам».