Як-9

 

Як-9 от производившегося до того времени Як-7 и его кузена из другой линии развития Яков - Як-1, отличал­ся, прежде всего, использованием дю­раля в конструкции крыльев. Это была качественно новая ступень эволюции его производства. Различные версии «девятки» производились на протяже­нии шести лет. А первой их них и един­ственной без буквенного индекса была машина, производство которой нача­лось сразу же после окончания испы­таний Як-7ДИ.

У Як-9 был сохранен только один вариант заправки из трех, которые были предусмотрены для Як-7ДИ. В крыльях имелось по два бака, которые в сумме вмещали 320 кг топлива, был уменьшен и запас масла с 50 до 26-30 кг.

Осенью 1942 года, не предвиделось воздушных боев на большом отдалении от аэродромов, с другой стороны был необходим быстрый, легкий истреби­тель, который бы мог составить конку­ренцию новым модификациям Bf-109.

Вооружение состояло из пушки ШВАК с боезапасом в 120 снарядов и одного (левого) пулемета УБС калиб­ра 12,7 мм. Кстати по отсутствию од­ного УБС можно отличить Як-9 от раз­личных модификаций Як-7Б. Новый самолет производился с октября 1942 года до марта 1943 года на заводе № 153 (195 машин) и с января по август 1943 года на заводе № 166 (264 маши­ны). Нужно признать, что на обоих за­водах производство шло тяжело - сбор­ка в среднем по одной машине в день, это весьма невысокий результат.

Возможно, имелись проблемы с освоением технологии производства крыльев смешанной конструкции. Об­щее невысокое качество производства приводило к росту массы самолета, а уже перед Курской битвой на несколь­ких Як-9 в полете сорвало обшивку крыльев. Это привело к гибели пило­тов и стало темой драматического раз­говора Сталина с Яковлевым.

Тем не менее, Як-9 оценивался пи­лотами очень высоко и по утвержде­нию некоторых из них был равноцен­ным соперником Bf-109F.