Як-9 М-106

 

Того, что было достаточно в борь­бе с Bf-109F, уже не хватало против «Густава». С появлением Bf-109G для советских авиаконструкторов стала очевидна необходимость создания истребителя со значительно лучшими характеристиками, чем Як-9.

С одной стороны предпринима­лись попытки снизить массу Як-1 и улучшить его аэродинамику. С другой, было решено установить на Як-9 но­вый двигатель М-106. Дополнительная мощность в 100 л.с. сулила значитель­ное улучшение летных характеристик.

Хотя машине с двигателем М-106 было присвоено обозначение Як-9, однако это был переделанный, надо заметить значительно, Як-7В номер 23-91, с высокой степенью износа (кроме всего прочего 500 посадок).

Конструкторские работы над Як-9 М-106 в ОКБ Яковлева велись поздним летом, а на заводские испытания само­лет был передан к 17 ноября 1942 года. Длились они до 20 января 1943 года. Государственные испытания проходи­ли в период между 27 января и 11 фев­раля 1943 года.

Новый Як-9 , кроме двигателя имел и другие изменения, которые улучши­ли его аэродинамику. Были установле­ны более обтекаемые воздухозаборни­ки радиаторов. Выхлопные патрубки получили обтекатели, понижен гаргрот за кабиной. Пилот получил пере­днее и заднее бронестекла.

Все перечисленные изменения по­зволили создать самолет со значитель­но лучшими, чем у Як-7 скоростью, ма­невренностью и скороподъемностью. Во время сравнительных боев с Bf-109G2 (варианте с пятью стрелковыми точками) оказалось, что Як-9 с двига­телем М-106 несколько лучше до вы­соты 3000 м. На высотах от 3000 до 4500 м их характеристики сравнива­лись, а выше 5000 м преимущество пере­ходило к Bf-109G. Следует правда ожи­дать, что если бы «Густав» летал без подкрыльевых пушек, то Як-9 оказался бы не в таких выгодных условиях.

Увы, недоведенность двигателя М-106, делала невозможной его установку на боевой самолет. Вибрация, раз­брызгивание масла, копчение - все это так и не удалось преодолеть. По реше­нию правительства двигатели М-106 были сняты с производства в мае 1943 года. Свое ближайшее будущее Як-9 связал с двигателем М-105 ПФ.