Як-9К

 

Осенью 1943 года подходила к кон­цу разработка мощной авиационной пушки НС-45, калибра 45 мм. Яковлев воодушевленный удачным Як-9Т ре­шил создать новую модификацию Як-9 вооруженную этим, еще не до конца доведенным орудием.

Внешне Як-9К отличался от моди­фикации Як-9Т, тем, что часть пушеч­ного ствола с дульным тормозом выс­тупала из кока винта на 360 мм. Что­бы сцентрировать ствол пушки НС-45, в отверстии вала редуктора был уста­новлен подшипник. Относительно не­большой диаметр этого отверстия (55 мм) вынудил конструкторов уменьшить толщину стенок ствола пушки. На рас­стоянии 610 мм от дульного тормоза они имели толщину всего 3,75 мм, в то время как у 37 мм пушки НС-37 в этом месте толщина стенок составляла 7,1 мм.

Существенные отличия Як-9К от Як-9Т проявились, когда он начал ле­тать, а еще большим это отличие ста­ло, когда он начал стрелять. Модифи­кация «К» стала более тяжелой не толь­ко потому, что тяжелее было вооруже­ние (НС-37 и НС-45, обе весили при­мерно по 150 кг), была увеличена ем­кость топливных баков - с 440 л у Як-9Т до 650 л. Появились так же неболь­шие, но все же существенные пополне­ния в оборудовании. За головой пилота установили бронестекло, теперь он так же имел в своем распоряжении не толь­ко радиоприемник, но и передатчик.

Масса самолета возросла до 3030 кг, а его характеристики существенно упали, то же произошло с маневренно­стью. На высоте 5000м он был медлен­нее Як-9Т на 40 км/час, и на эту же высоту забирался за 6,5 мин - на целых 60 сек медленнее. Ухудшение летных ха­рактеристик было настолько значи­тельным, что когда дело дошло до вой­сковых испытаний, то в частях Як-9К летал уже с двумя топливными бака­ми, общей емкостью 480 л.

Перейдем к стрельбе. Когда Як-9К летел со скоростью меньшей чем 350 км/час и пилот начинал стрелять из НС-45, то трясло не только самолет, но и его самого мотало в кресле взад-впе­ред как в разгоняющемся и тормозя­щем автомобиле. Однако трудно вооб­разить себе ситуацию, при которой истребитель, рассчитанный на скоро­сти до 580 км/час, атаковал бы, летя на 200 км/час медленнее. Когда самолет летел значительно быстрее и пилот де­лал одиночные выстрелы, то это уже не оказывало существенного виляния на характер полета и точность огня. Прицеливание облегчало то, что 45 мм снаряды оставляли за собой бледно-розовый с лед в течение 4,5 сек. Огонь, тянущийся за снарядом, прочерчивал путь к цели и был хорошо виден как днем, так и ночью. Второй выстрел, а так же очередь из трех или больше сна­рядов, делали прицеливание полнос­тью невозможным, так как самолет изменял даже направление полета. Если принять во внимание, что после попадания одного снаряда из пушки НС-45 вражеский самолет рассыпался в воздухе, то боезапас в 29 снарядов представляется вполне достаточным. Один снаряд так же полностью унич­тожал грузовой автомобиль.

Увы, сила отдачи, несмотря на ис­пользование дульного тормоза, была так велика (7000 кг), что после возвра­щения из боя на самолете обнаружи­вались многочисленные течи - из тре­щин трубопроводов различных систем.

Все это было уже известно после государственных испытаний, прово­дившихся в НИИ ВСС в период с 12 января по 8 апреля 1944 года. Но мощь огня Як-9К была так велика, что в пе­риод с апреля по июль 1944 года было построено 53 машины, 44 из которых передали в два истребительных полка.

Вначале, в период с 13 августа по 18 сентября 1944 года, они проходили испытания в 274 ИАП из 278 ИАД, а позднее, с 15 января по 15 февраля 1945 года в знаменитом 812-ом ИАП. В от­четах об испытаниях упомянуто о 340 боевых вылетах, во время которых был проведен 51 воздушный бой. Пилоты на Як-9К сбили 12 истребителей вра­га и таранили один. Не отмечено встреч с бомбардировщиками и воз­можно это была одна из основных при­чин прекращения производства этой модификации. Официальная формулировка - недоведенность конструкции пушки НС-45.

Строевые пилоты рекомендовали использовать модификацию «К» как основной ударный истребитель, пред­назначенный для борьбы с бомбарди­ровщиками и блокирования аэродро­мов. Однако ему был необходим эс­корт из более легких машин: Як-1 или Як-3. Тем не менее, истребителей Як-9К так и осталось только 53 экземпля­ра, которые все же внесли свою лепту в победы в воздушных битвах над Дон­бассом, Крымом и Берлином.