Як-9Д

 

Хотя конструкторы Яков решили, что Як-9 будут летать с двумя баками общей емкостью 350 л, но было ясно, что нужно разрабатывать и дальний истребитель.

В январе 1943 года, когда был раз­работан Як-9Д, Красная Армия нача­ла марш на запад. Уже тогда, а особен­но позже (собственно говоря, до само­го конца войны) часто возникали си­туации, когда истребительные полки не могли обеспечивать прикрытие с воздуха быстро наступающим войс­кам. Новая «девятка» с дальностью более чем 1300 км, стала единственным массовым истребителем, возможно, и не дольнего, но хотя бы увеличенного радиуса действия.

То чем отличалась модификация «Д» от «Т», было прежде всего коли­чество топлива.

В крыльях находились четыре топ­ливных бака: два внешних вмещали в сумме 234 л бензина, а два находящих­ся ближе к фюзеляжу - 436 л. Второе и третье важные отличия были связаны с иным вооружением - пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и пулемет УБС с 200 патронами. В связи с этим (это существенное различие) кабина пи­лота не была сдвинута назад (как на модификации «Т») и помещалась в том же месте, где и на оригинальном Як-9 .

Государственные испытания дли­лись с 14 января по 16 февраля 1943 года и закончились предложением о начале его серийного производства.

Пустой Як-9Д, несмотря на то, что весил больше чем Як-9Т (примерно на 50 кг) был быстрее на 20 км/час. При­чиной лучших характеристик было более высокое качество сборки и улуч­шенная аэродинамика. Ситуация меня­лась когда все четыре бака Як-9Д за­полнялись бензином. До того как заливалась половина полной заправки, модификация «Д» была еще сравнима с другими Яками-9. На практике, в бо­евых частях, внешние баки обычно не заправляли. Механики попросту заде­лывали их заправочные горловины. Субъективной причиной такого пове­дения было желание пилотов иметь более скоростной и маневренный само­лет. Объективной - то, что Якам-9Д редко бывало необходимо 650 л бен­зина. Данные из боевых частей свиде­тельствовали, что среднее потребление топлива в одном боевом вылете состав­ляло около 270 л - то есть едва 40% полной емкости баков.

Это, конечно, не означает, что Як-9Д был не нужным. Имелось большое количество заданий требующих даль­них истребителей. А когда таких зада­ний не возникало, Як-9Д был надеж­ным, быстрым и маневренным фрон­товым истребителем. В период с мар­та 1943 года по июнь 1946 года было изготовлено 3058 Як-9Д.