Як-9У с двигателем ВК-105ПФ

 

Разработка этой модификации ста­ла таким же большим шагом вперед на пути развития «семерки» и «девятки», каким было создание Як-третьего для «единичек». Вообще-то Як-9У был силь­но похож на «тройку». Хотя в массовое производство пошел вариант оснащен­ный двигателем ВК-107, но решительные изменения облика новой машины про­изошли еще на прототипе, который ос­нащался двигателем ВК-105ПФ.

Вот на какие новые основные эле­менты указывает А.Степанец:

Крылья: изменена их форма вбли­зи фюзеляжа, так как в их носки были перенесены воздухозаборники радиа­торов масла (исчезла характерная «бо­рода» под двигателем). Замки щитков шасси переместили в крыло, ранее они находились на щитках.

Фюзеляж: полотняная обшивка за­менена на фанерную, толщиной 2 мм. Бронеспинка пилота стала ниже, но зато были установлены заднее и пере­днее бронестекла. Левая рука, которой пилот управлял сектором газа, получи­ла защиту из броневого подлокотни­ка. Водяные радиаторы, по которым было легко различить Як-1 и 3 от Як-7 и 9, перенесли назад.

Двигательная установка и топлив­ная система: двигатель ВК-105ПФ2 приводил во вращение винт типа ВИШ-105СВ-01. Улучшено протектирирование топливных баков. Запас топлива уменьшен примерно до 430 л, а масла с 40 до 25 кг.

Вооружение: Пушка ВЯ-23 с бое­комплектом в 60 снарядов и два пуле­мета УБС калибра 12,7 мм с общим запасом патронов - 340 штук. Предус­матривалась возможность установки пушек ШВАК, Б-20 и НС-37. В после­днем случае снимался правый пулемет УБС. Однако, вначале состав вооруже­ния был оставлен таким же, как на уже выпускавшихся Яках. Хотя попадание снаряда пушки ВЯ-23 в крыло самоле­та приводило к пробоине размером 7x8 сантиметров, но ВВС отказались от этой пушки из-за ее низкой скорост­рельности и большой массы.

Як-9У с двигателем ВК-105ПФ2 был построен в ноябре 1943 года в од­ном экземпляре. «Девятка» в таком виде должна была производиться в 1944 году. После заводских испытаний, которые были проведены в декабре 1943 года, самолет был направлен в НИИ ВВС, где прошел государствен­ные испытания, длившиеся со 2 янва­ря по 11 марта 1944 года.

На тот момент это был самый луч­ший из Яков-9. Повысились не только летные характеристики, но и эксплуа­тационные свойства. Новый истреби­тель был быстрее своих предшествен­ников, лучшими были скороподъем­ность (соответственно на 0,7 и 1.3 мин выше чем у Як-9Т и Як-9М и только на 0,3 мин хуже чем у Як-3) и манев­ренность. Улучшение летных характе­ристик стало результатом снижения стартовой массы, установки более мощного двигателя и лучшей аэроди­намики. Пилоты с удовлетворением вос­приняли автоматическое управление зас­лонками радиаторов, а также перемеще­ние переключателя радиостанции на ру­коятку сектора газа. Пилотирование машины было легким и приятным.

Тем не менее, Як-9У с двигателем ВК-105ПФ2 не удовлетворил одному очень важному требованию. ВВС же­лали, чтобы дальность Як-9У состав­ляла 1400 км, в то время как он, в наи­более экономичном режиме, покрывал только 850 км. В результате военные отклонили самолет, приветствуя, одна­ко все проведенные на нем изменения. Интересно, что как оказалось впослед­ствии, ни одна из будущих версий Як-9 по дальности даже и близко не подо­шла к рубежу 1400 км.