Як-9УТ

 

Эта модификация являлась очеред­ной «девяткой» с тяжелой артиллери­ей. На этот раз в носовой части новой машины была установлена пушка Н-37 и две недавно запущенные в произ­водство пушки Б-20С калибра 20 мм. Обе конструкции отличались неболь­шими размерами и малым весом (Б-20 была только на 3 кг тяжелее пулемета УБС). Запас нарядов - 30 штук к Н-37 и по 120 штук к Б-20С.

Прототипом новой модификации истребителя был самолет Як-9У номер 39-083 с двигателем ВК-107А и воз­душным винтом типа ВИШ-107ЛО. В его конструкции была предусмотрена возможность установки вместо Н-37 других пушек: Б-20М, НС-23, Н-45. Такие изменения можно было прово­дить только на сборочной линии (нельзя было заменять пушки в полевых услови­ях), но и это позволяло гибко реагиро­вать на потребности фронта.

Сборка Як-9УТ была закончена в феврале 1945 года, а с 8 по 29 марта 1945 года он проходил государственные ис­пытания.

Вес модификации «УТ» возрос по сравнению с Як-9У незначительно, поэтому их летные данные были прак­тически идентичны. Однако имелось два существенных пилотажных и экс­плуатационных различия: пушка «УТ» оказывала дополнительное аэродина­мическое сопротивление при работе рулями высоты и элеронами, кроме того (а это уже хорошая новость) тем­пература масла и воды удерживалась в допустимых пределах даже при на­боре высоты с наибольшей скоростью.

Новое вооружение, несмотря на большую силу огня (три ствола выб­расывали 6 кг снарядов в секунду), было очень надежным. Кроме того, сила отдачи пушки Н-37 была значи­тельно меньше, чем у НС-37, .-что по­зволяло стрелять очередями из 4-5 сна­рядов, без опасности увода самолета с лини прицеливания.

Выводы испытаний в НИИ ВВС были положительными, ВВС призна­ли самолет нужным, и он был направ­лен в серийное производство. Однако серийные самолеты вооружались уже не Н-37 - опять вернулись к старому орудию НС-37. Две пушки Б-20С были сохранены. Вместе с пушкой НС-37 вернулись и проблемы с прицеливани­ем, о которых упоминалось при опи­сании Як-9Т. Можно было выпускать только один-два снаряда за одно нажа­тие гашетки. При стрельбе на неболь­шой скорости либо большим количе­ством снарядов самолет уводило с ли­нии прицеливания.

В период с февраля по май 1945 года было изготовлено 282 штуки Як-9УТ.