Боевое применение

 

Описание боев с участием Яков -7 и -9 начнем с 30 декабря 1942 года. Во время вылета на штурмовку вражеских позиций в районе Грузина (Ленинград­ский фронт) четыре Як-7Б из 283 ИАП встретили два бомбардировщика Не-111 и сбили один из них.

Но не под Ленинградом в это вре­мя решалась судьба войны. Основные бои велись на юге. 23 июля 1942 года пять Як-7 из 296 ИАП, атаковали груп­пу из шести Ju-88. Сильный оборони­тельный огонь стрелков немецких бом­бардировщиков долго не позволял ис­требителям добиться успеха. В конце концов после нескольких атак, одно­му из пилотов, мл. лейтенанту М.И.Памятину удалось сбить один из бом­бардировщиков. Однако и его самолет получил несколько попаданий в ради­аторы, и пилоту пришлось совершать вынужденную посадку.

Именно здесь, на дальних подсту­пах к Сталинграду, прославился 434 ИАП под командованием Клещева. 26 июля 1942 года пилоты этого полка, имеющего на своем вооружении Як-7Б, сбили в одиннадцати воздушных боях 34 вражеских самолета.

Предчувствие крупного успеха воз­никло после боя проведенного семью Як-7, под командованием капитана В.П.Бабкова. В районе Калача они пе­рехватили группу вражеских самоле­тов, состоящую примерно из 50 Ju-87, которые направлялись для бомбежки переправы через реку Дон. Задача со­ветских истребителей облегчалась тем, что немцы шли без прикрытия. В пер­вой неожиданной атаке было сбито пять «Штук», потом еще четыре и, на­конец, еще две. Як-7 вернулись на свой аэродром без потерь. Подобного же успеха добились в этом районе и во­семь других Як-7 под командованием капитана Избинского, из того же 434 ИАП. На этот раз соотношение совет­ских и немецких истребителей было более равным - тринадцать немецких бомбардировщиков прикрывало де­вять Bf-109. Избинский разделил свои машины на две группы. Первая, под его командованием атаковала бомбар­дировщики и уничтожила пять из них. Другой группе, состоящей из двух пар, которая связывала боем «Мессершмитты», так же удалось добиться двух по­бед. Все Як-7, хотя и со значительны­ми повреждениями, но вернулись на свой аэродром. В этот же день в дру­гих воздушных боях летчики 434 пол­ка сбили 16 немецких самолетов. По два, либо три сбитых самолета к кон­цу дня имели капитан Бабков, лейте­нанты Н.А.Карначенок и Савельев. Было потеряно только три Як-7, но все пилоты выпрыгнули с парашютом и вскоре вернулись в свою часть.

Еще одного успеха добилась боль­шая группа Як-7Б из 288 НАД - 5 сен­тября 1942 года, ею были сбиты три Bf-109 и два Ju-88. Пилоты подполковни­ка С. Ф.Коновалова не понесли при этом никаких потерь.

Останемся пока на юге. 16 сентяб­ря 1942 года пилоты Клещева попол­нили свою коллекцию сбитых немец­ких самолетов еще несколькими маши­нами. Одиннадцать Як-7Б под его ко­мандованием осуществляли воздушное прикрытие войск в районе железнодо­рожной станции Котлубан. Здесь они встретили крупную группу немецких самолетов из пятидесяти Ju-87 с при­крытием из нескольких пар Bf-109. Немецкие истребители допустили ошибку, заняв позицию на большом отдалении от охраняемых бомбарди­ровщиков. Прежде чем они подоспели им на выручку, Иван Клещев и Долгу­шин сбили по одному Ju-87. После это­го завязался бой с агрессивно настро­енными «мессершмиттами». Клещев снова одержал победу: он и Якимов сбили по одному Bf-109. Немцам уда­лось сбить один Як-7. Отсутствие ин­формации о других сбитых Ju-87, по­зволяет предположить, что советские пилоты все же не выполнили задания, допустив бомбардировку своих войск.

На следующий день, 17 сентября 1942 года, 434-й истребительный, сно­ва встретился в бою с Ju-87 и Bf-109. На этот раз группой Як-7Б командо­вал капитан Избинский. В ее состав входили такие опытные пилоты, как С.Ф.Долгушин, Котов, В.И.Гаранин, Кошелев, Прокопенко и Н.А.Корнашенок (любопытный список, если при­нять о внимание, что в то время пило­ты из Jagdgeschwadern редко позволя­ли молодым советским пилотам-истре­бителям совершить более десяти бое­вых вылетов) и несколько молодых пилотов. Бой развивался по тому же сценарию, что и накануне: сначала по одному Ju-87 сбили И.И.Избинский и Карнашенок. Затем в завязавшейся схватке с подоспевшими Bf-109, было сбито два этих немецких истребителя, один лейтенантом С.Ф.Долгушиным, другой старшим лейтенантом Ф.Ф.Прокопенко. Погиб только один советский пилот. Но это была очень горькая утрата - объятый пламенем упал истребитель одной из четырех девушек, служивших в 434 ИАП - Клав­дии Нечаевой.

Из документов 16-й ВА известно, что 17 сентября 1942 года, пилоты полка Клещева выполнили 65 боевых вылета и уничтожили семь вражеских самолетов.

18 сентября 1942 года четыре груп­пы Як-7Б из 434 ИАП обеспечивали воздушное прикрытие железнодорож­ной станции Котлубан. В группе А.Ф­.Семенова были: капитан Степан Ми­коян (сын наркома А.Микояна), С.Ф.Долгушин и Лукий. Тремя други­ми группами командовали: И.И.Из­бинский, А.П.Шышкин и Баклан. На эту дюжину советских истребителей напали девять Bf-109, которые имели своей задачей оттянуть их от охраняе­мого объекта. Однако немецкая атака не удалась - немцами был потерян один «мессер», которого сбил В.И.Гаранин.

В этот же день, восемь истребителей направленных в другой район для пат­рулирования, заявили об уничтожении двух Ju-87. Группа А.Ф.Семенова, кото­рая находилась над станцией Котлубан, была наведена на немецкий разведчик FW-189 и ведущий группы сбил его.

Сразу же после этого группа была вынуждена пойти на посадку, так как у нее заканчивалось горючее. После заправки, тринадцать Як-7Б, ведомые И.И.Избинским стартовали вновь. Это был период, когда советским истреби­телям не приходилось искать врага - в небе находилось множество самолетов. Вблизи от Сталинграда, истребители натолкнулись на группу «юнкерсов» находящихся под прикрытием Bf-109. Два бомбардировщика удалось сбить, но в погоне за остальными погиб вто­рой сын Анастаса Микояна - Влади­мир. Молодой восемнадцатилетний лейтенант имел за плечами только несколько боевых вылетов. В своем пос­леднем бою уму удалось сбить одного «юнкерса», однако сразу же после это­го, его Як-7Б был расстрелян двумя Bf-109.В этот день 434 ИАП отправил на землю 19 самолетов противника, но, увы, погибло и несколько пилотов полка.

На следующий день, 16-я ВА поте­ряла только один самолет, но это был Як-7Б командира 434-го полка Ивана Клещева. Обожженному пилоту уда­лось выпрыгнуть с парашютом. В тот же день, то есть 19 сентября 1942 года Яки-7Б этого знаменитого полка сби­ли 15 самолетов противника.

Успешными были и двое следую­щих суток: 21 сентября двенадцать Як-7Б, ведомых капитаном А.И.Якимо­вым, перехватили пятнадцать Ju-87 с сильным эскортом из десяти Bf-109. Советские пилоты заявили об уничто­жении семи вражеских машин (инфор­мация о собственных потерях неизвес­тна). На завтра, пара Як-7Б под коман­дованием И.И.Избинского сбила три бомбардировщика - отличились М.А.Гаран, А.П.Шишкин и Н.А.Карнаше­нок. К сожалению, в этом бою Карна­шенок погиб. Это был герой Советс­кого Союза, опытный пилот, имевший на своем счету более десятка сбитых самолетов противника.

20 августа 1942 года в бои под Ста­линградом была введена 288-я ИАД, полностью оснащенная Як-7Б. Хотя она и не добилась таких значительных успехов как 434-й ИАП, она так же внесла свой вклад в победу в небе над Волгой. Наиболее результативным, из полков входящих в эту дивизию был 4-й ИАП - с 7 по 12 сентября его пилоты сбили 29 вражеских самолетов, потеряв девять своих Як-7Б.

27 сентября 1942 года, в 8 часов 50 минут, взлетело двенадцать Як-7Б ве­домых самим командиром 288-й ИАД - подполковником Коноваловым. К северо-западу от Сталинграда, на вы­соте 4000 м они встретились с группой Ju-88, шедшей под сильным эскортом из двадцати двух Bf-109. В первой ата­ке советские пилоты сбили два «юнкер­са», а остальные рассеяли. Несколько позже в бою с Bf-109, подполковник Коновалов, капитан Мякишев и лей­тенант Головчинский, сбили четыре немецких истребителя. О потерях с советской стороны неизвестно.

В январе 1943 года тяжелые бои шли не только под Сталинградом, но и на севере Советского Союза. 15 ян­варя 1943 года в районе Великих Лук, семь Як-7 из 653-го ИАП под коман­дованием майора Г.Прокофьева осу­ществляли патрулирование. В этом полете произошел исключительный случай в истории воздушных боев, описанных советскими авторами. Выше­упомянутые Яки -7Б столкнулись с шестью Bf-109. Что же в этом исклю­чительного, можно было бы спросить. А то, что советских истребителей было больше! (Обычно в мемуарах летчи­ков-истребителей на протяжении всей войны описывались ситуации как в песне Владимира Высоцкого «Я - Як -истребитель»: «Их - восемь, нас -двое».) И они это преимущество ис­пользовали - два «мессершмитта» сбил лейтенант Якуба, по одному капитан Капаштин и старший лейтенант Вет­ров, пятая немецкая машина была зас­читана как групповая победа. Хотя историк и привел время патрулирова­ния, с 13 часов 37 минут до 14 часов 45 минут, но ничего не упомянул о соб­ственных потерях.

23 февраля 1943 года во время боев над Демянским котлом, тяжелые поте­ри понесла эскадрилья Як-7 из 42-го ИАП, под командованием Н.Тихоно­ва. Во время попытки атаки немецких бомбардировщиков, они были пере­хвачены пятнадцатью Bf-109 и не­сколькими FW-190. На этот раз полу­чилась ничья. Советским летчикам удалось сбить два FW-190, но они сами понесли потери - два Як-7 вместе с пи­лотами: А.Легачков после прыжка с парашютом утонул в озере Ильмень, а старший лейтенант В.Сафоненко по­пал в плен, из которого был освобож­ден только в июле 1944 года.

В другом, произошедшем в этот же день, воздушном бою участвовали семь Як-7 и десять FW-190. Сбитый в этой схватке В.Крутиков побил своеобраз­ный рекорд: в боях над «рамушевским коридором» он в третий раз спасался, выпрыгивая с парашютом.

15 марта 1943 года. Ожесточенные воздушные бои возникали над пере­правами через реку Ловать. Так восемь Як-7Б из 875-го ИАП, ведомых коман­диром эскадрильи капитаном М.С.Гордеевым вступили в бой с сем­надцатью Ju-87, прикрываемыми че­тырьмя FW-190 и четырьмя Bf-109 . Часть Як-7 напала на бомбардировщи­ки, а остальные четыре машины схва­тились с истребителями прикрытия. Советские пилоты сбили три немецких истребителя и один Ju-87. На следую­щий день, 16 марта, полк так же про­вел несколько успешных воздушных боев. Один из них увенчался особен­ным успехом: восемь Як-7Б перехвати­ли над переправами двенадцать Ju-87 и уничтожили семь из них. Это был исключительно удачный день для трех пилотов 875-го ИАП и 271-го ИАП, воевавших на Як-7Б - старший лейте­нант П.И.Муравьев и лейтенант И.А.Ильченко сбили по три вражеских самолета, а младший лейтенант П.М.Вострюхин уничтожил четыре машины.

21 апреля 1943 года. Як-7 воевали и в составе морской авиации. В этот день две эскадрильи Ил-2 вылетели на задание по уничтожению плавсредств в Нарвском заливе. Их непосредствен­ное охранение обеспечивали восемнад­цать Як-7. Дополнительное прикры­тие осуществляла группа, состоящая из двенадцати Ла-5 из 4-го ГИАП. Над водами Балтики разыгралось 45-ти минутное воздушное сражение с немец­кими и финскими самолетами. Совет­ские летчики выиграли его со счетом 19:6. Авиация Балтийского флота по­теряла два Ил-2, три Як-7 и один Ла-5. Согласно советским источникам было уничтожено четыре финских Fiat- G50 и один Buffalo, остальными были Bf-109 и FW-190. В финских пуб­ликациях потери описывались иначе. Финны подтверждают потерю двух Buffalo - один BW-354 был сбит в воздушном бою, другой BW-352 зенитным огнем. Удивительно, но они также за­являют о том, что ими было сбито: де­сять Як-1, пять ЛаГГ-3 и четыре Ла-5.

Шесть Як-7Б из 18-го ГИАП при­няли активное участие в уничтожении 5 мая 1943 года примерно десятка вра­жеских самолетов на аэродроме Алсуфьево в районе Брянска. Главную ра­боту выполнили восемь штурмовиков Ил-2, под командованием капитана А.Я.Суворова.

22 мая 1943 года шесть FW-190 из JG54 сбили два Як-7 из 21-го ИАП Балтийского флота. Оба советских пи­лота: сержант П. А.Замыко и лейтенант И.А.Черниченко погибли.

Май 1943 года был периодом жес­токих воздушных боев над оборони­тельным рубежом, известным под на­званием «Голубая линия». 26 мая 1943 года шесть Як-7Б из 43-го ИАП, ведо­мых командиром части майором А.А.Дорошенко, атаковали аэродром Анапа. Источником информации о ре­зультатах этого налета послужили пленные, захваченные несколькими днями позднее. Они подтвердили унич­тожение, либо повреждение девяти са­молетов, а так же цистерны с горючим.

И снова вернемся на север, в район Ленинграда. Вечером 30 мая 1943 года, произошла крупное воздушное сраже­ние над Осиповичами. Советские по­сты наблюдения обнаружили группу немецких самолетов из сорока семи бомбардировщиков Не-111 и Ju-88, эс­кортируемых двадцатью FW-190 и Bf-109 . Первой на их перехват, в 20 часов 16 минут, взлетела группа капитана С.Г.Литаврина. Через шесть минут они вступили в бой с немецкими истреби­телями. С этой минуты обе стороны наращивали количество самолетов за­действованных в этом сражении. Со­ветская сторона подняла истребители из 275-й и 240-й НАД. Когда шесть Як-7Б из 86-го ГИАП, под командовани­ем капитана Короткова, приблизились к группе из четырнадцати Не-111, путь им преградили два FW-190 , однако младший лейтенант И.К.Сомов сбил одного из них, несколько позднее ему же удалось послать на землю Не-111. Второго «хейнкеля» из этой группы уничтожил тараном старший лейте­нант Горохов, но после этой атаки его Як-7Б был настолько сильно повреж­ден, что пилоту пришлось спасаться на парашюте. Шесть других Як-7Б из 86-го ГИАП, которые вел старший лейте­нант А.Н.Деркач, добрались до «хейнкелей» не имевших прикрытия, и ве­дущий лично сбил два из них. Всего в воздух было поднято 79 советских ис­требителей, 45 из которых вступили в бой. Они уничтожили семь бомбарди­ровщиков и одиннадцать истребителей противника. Собственные потери со­ставили три Яка.

5 июля 1943 года в первые дни Кур­ской битвы, отличился пилот 54-го ГИАП младший лейтенант В.К.Поля­ков, который на своем Як-7 уничто­жил два Не-111, один из которых та­раном, после чего, правда, был вынуж­ден спасаться, выпрыгивая с парашю­том из поврежденной машины.

Одним из полков, которые особо отличились во время Курской битвы, был 65-й ГИАП. 12 июля 1943 года группа Як-7Б, под командованием ка­питана В.Кубарева, наткнулась на не­мецкие бомбардировщики Ju-87 под охраной FW-190. В бою, который раз­вернулся в районе Крутогорья над Окой, Г.Гузков, сбил «Штуку», а млад­шие лейтенанты Вершков и Попов по одному «фокке-вульфу». Самолет, уничтоженный Поповым, упал около Олтухова. В этот день пилоты 65-го ГИАП уничтожили пять вражеских самолетов в десяти воздушных боях, еще два самолета на своем Як-7 сбил капитан В.Кубарев.

В этот же день восемь Як-7Б из 3-го ГИАП под командованием капита­на А.Кривушина столкнулись с восем­надцатью Bf-110 из ZG I, которые эс­кортировали восемь Bf-109. Немцы потеряли пять машин.

14 июля отличились пилоты 20-го ИАП из 303-й ИАД (это знаменитая дивизия, в состав которой входили славный 18-й ГИАП и полк «Норман­дия-Неман»). Шесть Як-9 сопровожда­ли штурмовики Ил-2. Во время полета к цели они столкнулись с двадцатью двумя Ju-88, которых прикрывали че­тыре FW-190. Пара М.Точкова связа­ла боем немецкие истребители, другая пара - младшего лейтенанта Зверева, ос­талась охранять штурмовики, а за глав­ную работу взялись Н.Свидченко и младший лейтенант Стебленко. В ре­зультате проведенной атаки первый из них сбил два, а второй одного Ju-88.

Когда не удавалось уничтожить врага обычным способом, советские пилоты шли на таран. Так поступил 23 июля 1943 года младший лейтенант И.Я.Горовец из 64-го ГИАП, ударив крылом своего Як-7Б немецкий бомбар­дировщик Ju-87, и хотя крыло его истре­бителя оторвалось, ему удалось выско­чить с парашютом и остаться в живых.

25 июля 1943 года. Более скромной была добыча Н.Шутта. Его пара Як-7Б из 265-го ИАП прикрывала группу Ил-2. Когда они были атакованы двумя Bf-109, Н.Шутт вышел из-под ата­ки, а затем сбил один из вражеских ис­требителей.

4 августа 1943 года. Шесть Як-7Б из 728-го ИАП, под командованием капитана Ворожейкина осуществляли воздушное прикрытие советских войск в районе Раково, Пушкарное, Товмаровка. Двенадцать Ju-87 под прикры­тием восьми истребителей имели нео­сторожность войти на этот участок, за что и поплатились - советские пилоты сбили восемь вражеских самолетов, в том числе четыре - Ворожейкин. Это редкий даже в советской литературе пример результативности пилота в одном воздушном бою.

Описание следующего боя находим - и это большая редкость - в трех раз­личных публикациях. Все три описа­ния довольно сильно разнятся межу собой. Согласие существует по одно­му пункту: 30 августа 1943 года, в рай­оне Ельни четыре Як-9Д из 18-го ГИАП наткнулись на большую груп­пу вражеских самолетов.

Пилотами Яков были: Н.К.Пинчук в паре с Лобачевым и Сибирин с Арсеньевым. Различия: группа врага насчи­тывала пятьдесят Ju-87 и FW-190, либо до сорока машин этого же типа. Все публикации сходятся в том, что в бой включилось шесть Як-9 из полка «Нор­мандия-Неман». Некоторая путаница царит в отношении распределения сби­тых самолетов. Версия первая: каждый из советских пилотов сбил по одному Ju-87, а Пинчук таранил еще один, пос­ле чего был вынужден прыгать с пара­шютом. В сумме немцы потеряли де­вять машин; о французах ни слова. Версия вторая: Пинчук, Арсеньев - по

одному Ju-87, капитан Сибирин - один Ju-87 и FW-190 , лейтенант Лобачев -две «Штуки». Французы из «Нормандии-Неман» уничтожили три вражес­ких самолета - всего девять побед.

Несколькими днями позднее, 4 сен­тября, пилоты 18-го ГИАП были уже в совершенно другом настроении. В 17 часов 30 минут с задачей воздушного прикрытия войск взлетели восемь Як-9Д ведомых лейтенантом В.Ляпуно­вым. Пятью минутами позднее они встретились с тридцатью шестью Не-111, охраняемыми двумя четверками FW-190. В первой атаке В.Ляпунов и Г.Хорошев сбили по одному Не-111, а еще три бомбардировщика было по­вреждено. Но в этот момент в бой всту­пили две восьмерки FW-190 из JG54. Несмотря на неравные силы, советс­ким летчикам удалось сбить три ис­требителя с «зелеными сердцами» на фюзеляжах. Однако и их потери были тяжелы. В пылающих и разбитых Як-9Д погибли: В.Ляпунов, Д.Лобачев, И.Соболев и В.Логинов - опытные пи­лоты, каждый из которых имел на сво­ем счету по 10-12 сбитых самолетов.

18 сентября 1943 года. Невеселое на­строение было и у пилотов 812-го И АН, воевавших на Украине. Четыре Як-9Т из этого полка были атакованы в районе Василевки восемью Bf-109 . Застигнутые врасплох, они потеряли двух молодых пилотов - младших лейтенантов А.С.Ру­сакова и П.И.Кондакова.

Не лучшее настроение царило в этом же полку и на следующий день. Восемь Як-9Т, которые сопровождали возвращающиеся с задания Пе-2, были атакованы группой Bf-109. Был сбит лейтенант Г.П.Чураков, но смерть на­стигла его уже на земле, где он был убит немецкими пехотинцами. Вероят­но, перед этим ему удалось уничтожить два Bf-109. «Вероятно», так как труд­но быть уверенным, кто именно из пи­лотов в этом горячем бою нанес вра­жеским самолетам смертельные по­вреждения. Еще один «мессер» разва­лился на куски после атаки младшего лейтенант Струка.

Не совсем ясно, почему 812-му ИАП так и не было присвоено звание «гвардейский». Эта часть, имевшая огромные заслуги, превышавшие дос­тижения многих титулованных и мно­гократно награжденных частей, про­шла весь свой боевой путь в ранге обычного истребительного полка. Примером квалификации и героизма его пилотов может служить бой, кото­рый произошел 21 сентября 1943 года на южном фронте. В 12 часов 30 минут над Большим Токмаком взлетело де­сять Як-9Т из второй эскадрильи. Силы были распределены таким образом, что в группе капитана Андюкинова было шесть машин, а в группе при­крытия И.В.Федорова - оставшихся четыре. Работа нашлась очень быстро: две группы по десять Не-111 под охра­ной Bf-109 . Советские пилоты, в ос­новном опытные ветераны, выбили из немецкого строя три бомбардировщи­ка. По одному «хейнкелю» уничтожи­ли И.В.Федоров, Андюкинов и Разумович. Ведомый Федорова - Максимов, сбил один Bf-109. После уничтожения четырех немецких самолетов, советс­кие пилоты вышли из боя без потерь.

25 сентября 1943 года. Практичес­ки весь сентябрь 812-й ИАП участво­вал в напряженных боях, но 25 сентяб­ря они достигли исключительного на­кала. Сначала группа Як-9Т атакова­ла в районе Мелитополя около двад­цати Ju-87 , сопровождаемых Bf-109 - здесь младший лейтенант Максимов сбил одну «Штуку», а лейтенант Шиш­кин записал на свой счет Bf-109. А пос­ле этого пошло ... Когда в воздухе была группа Мартыненко, он сбил Bf-109 , другой пилот - Ju-88. В воздушном про­странстве над Большим Токмаком груп­па Як-9Т под командованием И.Д.Федо­рова на высоте 4000 м встретила несколь­ко Ju-88. По одному бомбардировщику уничтожили Федоров и Калугин. Две группы Як-9Т капитана И.Ф.Попова атаковали «Штуки» и лейтенант Дергу­нов добился того, что одна из них закон­чила свой полет в земле Украины.

Уже в конце дня, когда советские пилоты праздновали удачный день, в воздух была поднята дюжина Як-9Т, ведомая И.В.Федоровым. Когда у них уже заканчивалось горючее, и нужно было возвращаться на аэродром, они обнаружили пятьдесят четыре Не-111 идущих строем девяток. Оставался шанс только на одну атаку и Федоров решил использовать мощное вооруже­ние своих Яков, дав одновременный залп из всех стволов. Шесть Як-9Т ата­ковали головную девятку Не-111 и эф­фект этой атаки был ошеломляющим: выпушенные с дистанции около 100 м снаряды, разорвали на куски три бом­бардировщика. Четвертый, повреж­денный «хейнкель» был добит Федоро­вым. Мощь огня пушки НС-37 была так велика, что у Не-111 отвалилось кры­ло - он упал к западу от Большого Токмака. Вероятно, единственной потерей, в этот полный побед день, был подби­тый огнем стрелков другой группы Не-111, над Щербановкой, истребитель Як-9Т А.Машенкина, этот пилот попал в плен. Всего 25 сентября истребители из 812-го ИАП уничтожили 13 немецких самолетов, в основном, очень ценных для немцев бомбардировщиков.

В этот же день в бой с Як-9 вступи­ли венгерские пилоты. Утром первый лейтенант Деброду и сержант Ковач получили приказ эскортировать не­мецкие Не-111, которые направлялись к линии фронта, в район Киева. Венг­ры тотчас же стартовали и летели ниже серых туч на высоте 4000 м. Бомбар­дировщики не прибыли в точку встре­чи в назначенное время, однако вмес­то них появилось несколько Як-9. Пос­ле того как советские пилоты замети­ли Bf-109, они атаковали. Два истре­бителя скрылись в тучах наверху, два других спикировали, а затем перешли в набор высоты, идя наперерез «мессе­рам». Во время атаки головного истре­бителя Деброду сманеврировал вверх и влево, Як-9 повернул, дав возмож­ность противнику открыть огонь - оче­редь пушек Bf-109 попала в крыло, ка­бину и двигатель Яка. В этот самый момент Деброду так же получил по­падание. Он попытался отвернуть свой самолет, но двигатель потерял мощ­ность, а из-под капота появились язы­ки пламени. Его преследовали, для прыжка с парашютом было слишком венгру пришлось совершить вынужденную посадку в 15 км от ли­нии фронта, на советской территории. Его самолет разбился, но Деброду из­бежал плена, и после двухдневных, полных приключений, блужданий, пе­реплыв Днепр, вернулся в свою часть.

После этого короткого перерыва вернемся к успехам главных героев публикации.

15 октября 1943 года. Для участия в воздушном бою стартовало 12 Як-9 из 18-го ГИАП. Во главе этой группы был командир полка А.Я.Голубев. С земли их навели на две группы вражес­ких самолетов, по двенадцать Ju-88 каждая, которые прикрывали две груп­пы FW-190. Голубев, направил на не­мецкие истребители группу Запаскина, свою же восьмерку развернул на пере­дний строй «юнкерсов». Ему удалось сбить один бомбардировщик и два по­вредить. Немцы не выдержали атаки и повернули назад. Теперь можно было заняться арьергардом. В дальнейших атаках победы одержали так же Г.Хосроев и И.Селиванов, но Як-9 последне­го, получив попадания от оборони­тельного огня бомбардировщиков, взорвался, а пилот погиб. В бою с ис­требителями группа В.Запаскина так же добилась успеха. Запаскин и В.Ба­ландин сбили по одному FW-190.

Когда усталые советские пилоты садились на свой аэродром, на старт выруливали следующие двенадцать Як-9 из этого же 18-го ГИАП. Группу вел К.Ф.Федоров. Противниками со­ветских пилотов стали двадцать семь Не-111, сопровождаемые восемью FW-190. Распределение сил было примерно такое же, как и в предыдущем бою -группа из второй эскадрильи была на­правлена против FW-190, а две четвер­ки Як-9 из третьей эскадрильи взялись за бомбардировщики. Группы возглав­ляли К.Ф.Федоров и В.Серегин. Совет­ские истребители обычно старались в первую очередь сбить ведущий бом­бардировщик, в этом случае им это удалось: Федоров и Г.Яскевич сбили два летящих впереди Не-111.

Другая группа занялась дюжиной «хейнкелей» летящих в хвосте. На этот раз объятые пламенем упали три само­лета. По одному уничтожили Н.Замковский и Н. Даниленко, третий был записан как групповая победа. Н.Да­ниленко присовокупил к своим сбитым еще один FW-190. Всего в этих двух боях немцы потеряли одиннадцать машин, а советская сторона подтвер­дила потерю только одного Як-9.

23 октября 1943 года пилоты 821-го ИАП имели довольно редкую воз­можность поохотиться на Hs-129. В районе Данило-Ивановки на Украине, четыре Як-9Т, которые вел И.В.Федо­ров, встретили три вражеских самоле­та летящих на высоте 100-150 м. Пер­вый «хеншель» разорвали снаряды Як-9 Федорова. В тот момент в этом рай­оне находилось еще восемь Hs-129. Из них советские пилоты сбили два - ус­пеха добились Шишкин и Максимов. Третий «хеншель» поврежденный Фе­доровым пошел на вынужденную по­садку на своей территории.

Благодаря публикации «Hs-129- ис­требитель советских танков» можно про­верить эту информацию. В тот день было потеряно три Hs-129, все на Украине. Машина №140759 принадлежала (Pz)Sch.G9, ее пилот погиб, так же по­гиб пилот самолета № 140748 из 14.(Pz)Sch.G. Третий штурмовик №141271, принадлежал ВВС Румынии. Самолеты были, вероятно, сбиты огнем зенитной артиллерии, не исключено, что они пали жертвами Яков из 812-го ИАП.

Двумя днями позднее, 25 октября 1943 года, группа Яков из 812-го ИАП под командованием И.В.Федорова обеспечивала воздушное прикрытие войск. В его ходе советским пилотам удалось уничтожить несколько немец­ких самолетов различных типов, так Федоров и Калугин сбили на своих Як-9Т по одному Ju-88.

В этот же день в 11 часов 40 минут шесть Як-1 под командованием лейте­нанта Мартыненко уничтожили один Ju-88 и один Bf-109. Почти в то же са­мое время произошли еще три воздуш­ных боя с участием шести Як-7, во гла­ве которых был И.В.Федоров. При встрече с Bf-109 советские пилоты сби­ли один истребитель. Наконец в 13 ча­сов 08 минут шестерка Як-7 перехва­тила к западу от Акимовки два Hs-129. Один из них закончил свою карьеру, будучи сбитым лейтенантом Максимо­вым; второй сбежал.

Возвратимся к труду Мартина Пегга: «В этот день на вынужденную посад­ку сели поврежденные в воздухе над соб­ственными войсками два румынских «Хенкеля», №140739 и № 141239". Воз­можно, и на этот раз здесь приложили руку пилоты знакомого нам 812-го ИАП.

Необычного успеха добился 3 но­ября 1943 года один из пилотов 519-го ИАП, старший лейтенант В.А.Башкиров. Во время перелета на своем Як-7А, с механиком, сидящим в задней кабине, он наткнулся на Ju-88 и сбил его. Но не это принесло ему славу, поз­же он был атакован четырьмя FW-190, и три из них ему удалось сбить! Так написано в труде «Тактика в боевых примерах». Правда второй, сбитый FW-190, врезался в своего соседа и разрушил его, но факт остается фак­том - Люфтваффе потеряли три «фокке-вульфа».

Воздушная стычка восьми Як-9Т из 148-го ИАП с «фокке-вульфами», веро­ятно принадлежавшими к JG54, окон­чилась со счетом 8:3. 15 февраля 1944 года, Яки-9Т эскортировали штурмо­вики Ил-2, которые атаковали аэро­дром Неведриц. Пилоты Щерба и Ордин сбили четыре истребителя, по од­ному записали на свои счета: Луценко, Савченко, Парада и Дронов. В своих машинах разбились И.Карпенко, Н.Пашков и Дронов.

Тремя днями позднее, 12 февраля, пилоты JG 54 разгромили группу со­ветских самолетов, в которую входи­ло шесть Як-9Д из 66-го ГИАП и не­сколько штурмовиков Ил-2. В районе Старого Села (Прибалтика) они были перехвачены двенадцатью FW-190. Немцы сбили три Яка, а еще три были сильно повреждены. Информации о потерях штурмовиков нет, однако можно догадаться, о том, что могли сделать «фокке-вульфы» с неохраняе­мыми Илами. Немцы потеряли толь­ко одну машину.

Необычное задание выполнили Як-9 из 3-го ИАК (Истребительный авиа­корпус). 17 марта 1944 года был сбит Ил-2КР, однако он не разбился, и его секретное оборудование оказалось цело. Советское командование не мог­ло позволить, чтобы оно попало в руки врага. До какой степени важным счи­талось это задание можно судить по составу группы, которой было поруче­но уничтожение Ила: командир корпу­са генерал Савицкий, командир 812 ИАП И.В.Федоров и два опытных пи­лота которые шли с ними ведомыми. Очевидно, поставленная задача была выполнена.

4 апреля 1944 года восемь Як-9 из 195-го ИАП под командованием капи­тана В.А.Макарова, получили задание воспрепятствовать бомбовому удару тридцати трех Ju-87 охраняемых две­надцатью FW-190. Макаров во главе группы атаковал бомбардировщики, и они вместе со своим ведомым, лейте­нантом И.Н.Савельевым, сбили по од­ной «Штуке». Когда четыре FW-190 атаковали самолет Савельева, на по­мощь пришел лейтенант Б.Н.Карамышев, нанеся немецкому истребителю повреждения. Еще один FW-190 был сбит Савельевым, который воспользо­вался замешательством в рядах врага. Группа Як-девятых лейтенанта Н.П.Беседина прибавила к этому еще один FW-190, таким образом, немцы потеряли пять машин. Советские пило­ты сели без потерь.

Пара Як-9Т из 812-го ИАП: И.В.­Федоров и Сухорукое , 6 мая 1944 года продемонстрировала пример меткого огня, над тем местом, где было воспитано большое количество советских пилотов - над Качей. Эти летчики во время свободной охоты обнаружили пару Bf-109 . Хватило нескольких сна­рядов из пушки НС-37, чтобы разнес­ти «мессер» в щепки.

Периодом горячих воздушных боев была операция «Багратион». 26 июня 1944 года воздух над полем сражения патрулировало двенадцать Як-9 из 18-го ГИАП. Ими командовал В.И.Запаскин. Когда появились две группы по девять Ju-88 и шестнадцать FW-190, Запаскин разделил свои силы на две части: шесть Як-9 пошли на бомбар­дировщики, а остальные шесть вступи­ли в бой с истребителями. Несмотря на то, что стрелки «юнкерсов» открыли ожесточенный огонь, А.Захаров и В.Запаскин сбили по одному бомбар­дировщику. Ju-88 Запаскина взорвал­ся в воздухе. Немецкие бомбардиров­щики не выдержали натиска и повер­нули назад. Теперь можно было рас­правиться со второй девяткой «юнкерсов». Однако здесь добыча была более скромной, М.Абрамишвили сбил один Ju-88. Шестерка Як-9, которая схвати­лась с немецкими истребителями, до­бавила к общему счету еще два FW-190. Таким образом, советские пилоты смогли доложить об уничтожении ше­сти вражеских самолетов.

Очевидно, что ко всем этим описа­ниям удачных боев с участием Яков необходимо подходить очень осторож­но. Основанием для подобного скепти­цизма может послужить следующий пример. Шесть Як-9 из 195-го ИАП, вылетело на перехват двенадцати фин­ских Blenheime и четырнадцати Curtiss Р-36. После посадки советские пилоты доложили об уничтожении одного бомбардировщика и четырех Curtiss. Однако этого произойти не могло. Финны не только не потеряли ни одного Blenheime или Curtiss, но в тот день - 28 июля 1944 года, вообще не было сби­то ни одного финского самолета.

В этот же день над территорией Литвы произошел еще один бой. Че­тыре Як-9 из 65-го ГИАП, под коман­дованием лейтенанта В.В.Кисельникова, вылетели на разведку в район Елгавы. Над аэродромом, который был целью их разведывательной миссии, они встретили шесть патрулирующих FW-190. В лобовой атаке советские пилоты сбили два из них, а позднее и третий. Появилась новая четверка FW-190, и после 9 минут боя результат стал 7:0 в пользу 65-го полка. На тринадца­той минуте повреждения получил оче­редной FW-190, доведя тем самым счет до семи уничтоженных и двух повреж­денных. Полностью исчерпав боеза­пас, советские машины вернулись на свой аэродром.

20 августа 1944 года десять Як-9 из 150-го ГИАП, ведомые командиром полка подполковником А.А.Обозненко, атаковали недалеко от Ясс шесть­десят Ju-87, которые летели под при­крытием 20 истребителей. Немцы по­теряли семь самолетов, три из которых уничтожил командир полка. Не хуже были успехи и у двух других групп ис­требителей Як-9 того же полка. Груп­па старшего лейтенанта Н.С.Егорова должна была поставить заслон двадца­ти семи Ju-87 и двенадцати FW-190. Шесть советских машин повернуло на «юнкерсы», а две другие получили за­дание связать боем «фокке-вульфы». Советские пилоты сбили пять самоле­тов, два из них были на счету Егорова. Мощь огня Як-9К испытал на себе один из пилотов JG54. 27 августа 1944 года В.М.Федоров и старший лейтенант Сухорукое из 812-го ИАП во время воз­душного боя над Литвой сумели подой­ти незамеченными к FW-190 и снаряд, выпущенный из 45 мм пушки, оторвал крыло немецкому истребителю.

Успеха добились и летевшие в ох­ранении пятидесяти четырех бомбар­дировщиков Ил-4 из 113-й БАД, пило­ты 29-го ГИАП. Мощный эскорт со­стоял из двадцати двух Як-9, которы­ми командовал майор А.Ф.Дворник. Недалеко от аэродрома Луостари их атаковало восемь Bf-109 и шесть FW-190. Атаку отбили без потерь, а млад­шему лейтенанту И.С.Леоновичу удалось поджечь два Bf-109, третьего «за­валил» командир полка А.Ф.Дворник.

16 ноября 1944 года группа немец­ких истребителей, в которых сидели венгерские пилоты из 101/1 FS и 101/ III Fs вылетела на задание в район Бу­дапешта. На высоте 6000 м они встре­тили Ла-5. Одна из пар Bf-109 G14 сей­час же выполнила лобовую атаку со­ветских истребителей, в ходе которой один из Ла-5 получил попадание сна­ряда выпущенного из пушки первого лейтенанта Деброду, и упал охвачен­ный пламенем. Ведущий другой пары - лейтенант Тибор Тобак так же от­крыл огонь, а когда его самолет мино­вал противника, Ла-5 стал отличной целью для его ведомого - лейтенанта Гули Пинтера, который и сбил его ко­роткой очередью. Группа венгров по­летела в направлении Хатван, где была атакована группой Як-9. «Мессеры» набрали высоту, и вскоре над Нагуката завязался бой с Яками. Деброду и советский Як-9 одновременно откры­ли огонь друг по другу на встречных курсах. В результате Як исчез в боль­шом шаре огня. Тяжелое ранение по­лучил Вегер, которому из-за этого при­шлось совершить вынужденную посад­ку на брюхо. Немедленная медицинс­кая помощь спасла ему жизнь, но летать он больше не смог. Вот список самолетов сбитых пилотами 101/3FS в тот день:

первый лейтенант Георги Деброду - 1 Як-9 , 1 Ла-5

лейтенант Гули Пинтер - 1 Ла-5

лейтенант Тибор Тобак - 1 Ла-5

капрал Ласло Болдишар - 1 Ла-5

18 января 1945 года над террито­рией Северной Польши выдающуюся победу одержали пилоты 10-го ГИАП. Десять Як-9, под командованием под­полковника Петухова перехватили группу из двадцати FW-190 с подве­шенными бомбами, которых охраняли двенадцать Bf-109. Скажем коротко: через десять минут результат был 10:0 в пользу советских пилотов. Как это часто бывало, наиболее результатив­ным оказался ведущий - С.М.Петухов, он сбил два самолета самостоятельно и один вместе со своим ведомым - Г.Я­.Евстигнеевым. Остальные пилоты -лейтенанты Б.Н.Гаврилов, В.Ф.Сере­гин, Я.М.Анохин, В.М.Воронюк, Н.Я.Иванцов, П.П.Колесников, М.И.Ела­гин записали на свои боевые счета по очередному самолету.

9 марта стало тяжелым днем для венгерских пилотов. С самого утра пришлось отражать атаки советской штурмовой и бомбардировочной авиа­ции. В воздух были подняты истреби­тели из 101/I FG и 101/III FG. Группа Bf-109 в районе Гардона на высоте 3500 м столкнулась с десятью-двенадцатью Ла-5 и Ла-7. Лейтенант Тотх сбил один из советских истребителей, это была его 22 победа.

Другая группа из восьми машин под командованием первого лейтенант Матхе в 10 часов 15 минут вылетела на свободную охоту. В тот момент, когда стартовали эти Bf-109, шестнадцать А-20 Boston бомбили Варпалот; среди других целей попадания получил, и немецкий госпиталь в котором нахо­дилось 140 раненных. Венгры догнали Bostonы к югу от Ксор; Энс Ашталос и лейтенант Малик сбили два из них. Появившимся Ла-5 удалось отправить на землю Bf-109, бортовой номер W-1+71, который пилотировал Малик. Он упал к юго-востоку от Оски. Легко раненный пилот вернулся на свой аэро­дром пешком.

В 13 часов 10 минут восемь само­летов из 101/III FG стартовали на пе­рехват двадцати пяти А-20 в сопровож­дении шестнадцати Як-9, которые бом­били цели между Игел и Таб. Bf-109 начали набирать высоту и когда дос­тигли северного берега озера Балатон были уже на высоте 3000 м. Boston'bi начали отворачивать к югу и над Игал были перехвачены венграми. Лейте­нант Пинтер летевший на «голубой единице», сбил Boston в первой атаке, но получил попадание в правое крыло от советского истребителя. По одному Як-9 сбили лейтенант Даниэл и капи­тан Ферек Шуте.

Восемь самолетов, которые взлете­ли позже, чем 101/III FG, вступили в бой над Калнз. Силы были равны, и Энц Шентфюорги довел количество сбитых им самолетов до 24 - уничто­жив один Як-9, который разбился к северо-западу от Сарбогад. В этот день венгерские истребители совершили 56 вылетов.

Венгрия, 11 марта 1945 года. Все самолеты из групп, которые вели бои и двумя неделями ранее, выполнили в общей сложности 40 боевых вылетов. Первая схватка имела место в районе между Серегелис и Адоны. Шесть Ил-2 столкнулись с восемью Bf-109. Истребители в момент обнаружения Илов, находились на высоте 6000 м, а советс­кие самолеты на высоте 2000 м. В пер­вой атаке было сбито два Ила. От по­паданий лейтенанта Даниэла, один из них взорвался прямо в воздухе.

Двумя днями позднее - 13 марта в 13 часов 04 минуты на задание старто­вала четверка из 101/1 FG, но неудачи преследовали их. Сначала они встре­тились с шестью Як-9 над Симонторнуй и с еще шестью над Озора. Советс­кие пилоты сбили два Bf-109: W-1+99

Энца Ашталоса сел на брюхо, а сер­жант Барану на W-1 + 15 пропал. Ашталос в часть больше не вернулся, но через два дня на аэродроме появился, считавшийся погибшим, Барану. Энс Бела Суру посадил свою «белую еди­ницу» на брюхо после аварии двигате­ля и вернулся назад пешком еще в тот же день.

Рекордным для всех типов Яков было 18 апреля 1945 года. Вооружен­ный Яками 3-й ИАК сбил в 84 воздуш­ных боях 76 вражеских машин! Старший лейтенант И.Г.Кузнецов и капи­тан С.Н.Моргунов послали на авиаци­онные небеса (а может и в пекло) по четыре самолета. Во время боев над Германией дебютировали Як-9У; 30 апреля 1945 года В.В.Исаев из 42-го ГИАП на этом самолете сбил над Бер­лином FW-190.

Як-9 был последним советским ис­требителем потерянным, и в то же вре­мя последним, который одержал воз­душную победу во II-й мировой вой­не. 15 августа 1945 года десять Як-9 из 19-го ИАП, входящего в 10 АДПБ (Ди­визия пикирующих бомбардировщи­ков) морской авиации Тихоокеанско­го флота провели воздушный бой с двумя J2M Raiden, и в 13 часов 33 ми­нуты, старший лейтенант Животовский сбил одного из них.

Четырьмя часами позже, в 17 часов 08 минут, двенадцать Як-9 из этой же части опять вступили в бой с двумя другими Raidenaми и одного сбили. Причины потери двух Як-9 из состава ВВС Тихоокеанского флота, до сих пор не ясны. 13 августа 1945 года они не возвратились из разведывательного полета над Японским морем. Последним был потерян Як-9 авиации Северной эс­кадры Тихоокеанского флота. Он был сбит огнем зенитной артиллерии над Сахалином тремя днями позднее.