Использование Як-7 и -9 в других странах

 

Кроме советской авиации истреби­тели Як-7 использовались так же в авиации Польши, Болгарии и Югосла­вии. Что касается двух последних стран то, вероятно, это были только учебные самолеты. По приказу Стали­на, Болгария получила в апреле 1945 года три такие машины, а Югославия в июне того же года два Як-7В.

Польская авиация так же не распо­лагала большим количеством «семе­рок». Первые учебно-тренировочные Як-7В и боевые Як-7Б появились в 1-м PLM (полк авиации истребительной) в сентябре 1943 года. Двухместная мо­дификация была мало пригодна для обучения пилотов-истребителей и вскоре была заменена Яками-9В. Пос­ледние Яки-7Б и Яки 7В были исклю­чены из списков этого полка 23сентяб-ря 1946 года. А вскоре не было уже ни одной машины этих типов и в других частях. Очень интересно, что несколько Як-7В использовалось в польских ВВС исключительно для транспортных целей. При этом из задней кабины были удалены кресло и рукоятки уп­равления, а за спиной пилота установ­лена деревянная плита.

Первый Як-9 в польской авиации это машина с номером 0515329, полу­ченная в апреле 1944 года, 1-м PLM. Хотя эта машина была и нетипична для полка, имеющего на своем вооружении Як-1, которые были сданы в тыловые части только в июле 1944 года.

Следующие Як-9 польские части получили в октябре 1944 года. Это были Яки-9М и Яки-9Т (в основном первые) предназначенные для трех полков : 9 PLM, 10 PLM 11PLM. меж­ду 7-м и 12-м октября части получили по 32 машины, два Як-9 были в распоря­жении командования 1-й DLM (диви­зия авиационная истребительная). Та­ким образом, к 12 октября 1944 года она располагала 98 истребителями Як-9.

В декабре 1944 года 1 PLM полу­чил четыре Як-9Д. «Девятки» этой мо­дификации использовались только в этом полку.

18 января 1945 года 1 PLM полу­чил десять Як-9М и -9Т, следующая партия этих машин поступила в часть 26 января. Потом до конца войны по­ставок самолетов не было, и на 24 ап­реля 1945 года польская авиация рас­полагала 117 Як-9. Всего за время вой­ны поляки потеряли 13 Як-9: восемь потерял 1 PLM, два - 9 PLM, один - 10 РLM и два -11 PLM.

С конца 1947 года началась посте­пенная замена машин модификаций «Т» «М» и «Д» цельнометаллическими Як-9П. 21 октября 1949 года была по­лучена последняя партия из 30-ти штук Як-9П. Их передавали из советских частей, которые начали переходить на реактивную технику.

На 1 января 1950 года в польских ВВС насчитывалось всего 223 истреби­телей Як-9. Из них 123 Як-9П. осталь­ные 110 штук - самолеты модификаций «М», «Т», «В».

В апреле 1951 года в истории польской авиации началась новая эра - реактивная. Одним из первых сдал на базу хранения свои Як-9 1 PLM, полу­чив взамен реактивные Як-23. Следу­ющим был 2 PLM, который на время перевооружения на новую технику был перебазирован из Кракова в Варшаву.

В 1952 году было еще две части ис­пользующие Як-9 - 3 PLM и 11 PLM (3 PLM:15 Як-9П, 3 Як-9 М/Т, 2 Як-9В; 11 PLM:12 Як-9П, 2 Як-9 М/Т, 2 Як-9В). Но и они в начале 1953 года пере­шли на реактивную технику, таким образом, завершив более чем тридца­тилетний период использования винтовых истребителей в Польше.

Как и в случае Як-7, «девятки» ис­пользовались не только в советских ВВС, но так же и в авиации некоторых других государств.

В течение года на своем вооруже­нии их имел полк «Нормандия-Неман» (хотя скорее Нормандия, чем Неман, так как второй титул он получил толь­ко 21 июля 1944 года). Французы лета­ли на них с августа 1943 года до авгус­та 1944 , когда «девятки» были замене­ны Як-3. Летая именно на Як-9,часть добилась наибольших успехов, а так же потеряла больше всего пилотов. На­пример, 31 августа 1943 года, в бою десяти Як-9 с большой группой (более ста самолетов) немецких Не-111 и FW-190, они сбили один Не-111 и три «фоккера». Однако и сами потеряли четы­ре самолета, а два пилота погибло. В мае 1944 года, часть разрослась до та­ких размеров, что располагала шесть­юдесятью Як-9, в основном модифика­ций «Д» и «М», хотя имелось так же некоторое количество Як-9Т.

По договору между правительства­ми Советского союза и Болгарии, этой последней было предано 120 Як-9Д и Як-9ДД, а так же три Як-7В. Кроме того, Болгария должна была получить 50 комплектов боеприпасов для этих машин и 7000 т бензина Б-78. ГКО под­писал акт о передаче этих машин 13 марта 1945 года.

До 1 июня 1945 года из предназ­начавшихся Болгарии самолетов всех типов (Як-9, Ил-2, Пе-2, УПе-2, УИл-2 и Як-7) к месту назначения прибы­ло 176 машин.

Хотя некоторые источники утвер­ждают, что в качестве учебных само­летов использовались Як-9В, но это не соответствует действительности, так как их производство началось только в августе 1945 года. Болгария получи­ла восемь учебных машин позднее, и вероятнее всего это уже были Як-9В.

Другим балканским государством, которое на основании межгосудар­ственных договоров получило советс­кие самолеты, была Югославия. Это были самолеты оставленные в Югосла­вии двумя советскими дивизиями - 236-йИАДи 10ГШАД.

Среди них было 14 Як-9М и пять учебных. Интересна цена установлен­ная за Як-9 - 163 000 рублей. Для срав­нения цена Як-16 составляла 147 000 и Як-3 - 248 000 рублей. Оказывается, Як-3 был даже дороже чем Ил-2, который стоил 227500 рублей.

Довольно сложно найти информа­цию о других Яках служивших в Юго­славии. В публикации Грина «Советс­кие истребители» можно прочитать следующее: После войны из почти трехсот обученных в СССР югославс­ких пилотов было организовано три полка: 111-й, 112-й и 113-й. Они были оснащены главным образом Як-16. В сентябре 1945 года были доставлены Як-3 из которых был создан 114-й полк. И, наконец, было получено еще 40 Як-9П. Югославские ВВС имели огромные проблемы с капризными двигателями ВК-107А и заменяли их двигателями ВК-105ПФ2 со списанных Яков -16.» Подобную информацию о замене двигателей можно найти и в других публикациях.

Албания получила в 1951 году одиннадцать Як-9П и один Як-9В не­посредственно из СССР. Перед этим пилоты, официально созданных 24 ап­реля 1951 года албанских ВВС, прошли обучение на Як-18 в СССР и на Як-3 в Югославии.

Следующей страной, которой Со­ветский Союз передал ненужные уже винтовые истребители, была Венгрия. Всего в эту страну было отправлено 120 самолетов. Первые 50 Як-9П совет­ские пилоты доставили в Кечкемет в сентябре 1949 года. Венгры называли свои Яки «Верцсе» - «Сокол».

Яки -9 вступили в бой еще раз спус­тя пять лет, после того как окончилась война в Европе. В начале Корейской вой­ны они составляли значительную часть ВВС Северной Кореи. Эти же самолеты имел на вооружении и Китай.

Корейцы познакомились с Як-9 уже в 1946 году, когда первые пилоты из этой страны начали проходить обу­чение на советских Як-9В

Позднее СССР поставил некоторое количество учебных Як-9В и возможно Як-7В в учебные части, а так же боевые Як-9П для истребительной дивизии.

К моменту начала войны 1-я Истре­бительная авиадивизия имела на воо­ружении 79 экземпляров Як-9 - в боль­шинстве модификации «П».

Американцы утверждали, что в воздушных боях сбили двадцать девять Як-9. Самолет этого типа открыл спи­сок потерь в небе над Кореей. 27 июня 1950 года первый лейтенант Вильям Хадсон из 68 F(AW)S на своем F-82 Twin Mustang сбил Як-9. Так же не установ­ленное количество этих самолетов было уничтожено на аэродромах. Один Як-9П был вывезен в США и проходил испы­тания на базе Райт Филд.

Неожиданным пользователем Як-9Д были RAF. Один из болгарских пилотов приземлился в Италии и его «девятка» оказалась в распоряжении командира 239 Fighter Wing - Джима Сторрера, который использовал его как собственное средство передвиже­ния. Машина имела британские опоз­навательные знаки и эксплуатацион­ные надписи на английском языке, а на фюзеляже были нанесены буквы «JAS». Самолет не имел идентифика­ционного номера RAF.