Окраска и обозначения

 

Окраска и обозначения Яков-7 и -9 почти не отличались от окраски Яков-1 и 3. Яки -1 и Яки-7 эксплуати­ровались одновременно, и имели оди­наковый, соответствующий тому пери­оду, камуфляж: верхние и боковые по­верхности были окрашены в зеленый цвет, с нанесенными поверх него чер­но-зелеными или черными пятнами. Низ фюзеляжа имел стандартную свет­ло-голубую окраску. Ввиду того, что для нанесения камуфляжа, как правило, при­менялись воздушные краскораспылите­ли, то границы между цветами были обычно размытыми. Такой же камуфляж использовался и на Як-9.

Расположение пятен на отдельных самолетах отличалось друг от друга. Хотя и имелся стандартный образец камуфляжа, но трафаретов для его на­несения не существовало. В частях, зи­мой 1941/42 годов, а так же зимой 1942/ 43 годов, на стандартный камуфляж очень часто наносилась белая легкос­мываемая краска, для того, чтобы са­молеты не выделялись на фоне земли. Эта краска была очень нестойкой, по­этому каждый самолет в результате имел свой собственный неповторимый камуфляж.

В некоторых частях верхние повер­хности консолей крыльев окрашива­лись красной краской, либо ей же ок­рашивалась передняя часть фюзеляжа, для того, чтобы самолет можно было легче найти после вынужденной по­садки. На аэродромах такие машины укрывались чехлами.

В июле 1943 года была разработа­на новая схема окраски. В соответ­ствии с ней верхние и боковые поверх­ности Яков окрашивались двумя от­тенками серого цвета. Полотняная и фанерная обшивка окрашивалась тем­но-серой краской АМТ-12 и серо-голу­бой АМТ-14, тогда как металлические части красились соответственно тем­но-серой А-32М и серо-голубой А-33М. Низ планера продолжал оста­ваться светло-голубым. В соответствии с директивой, границы между цветами на верхних и боковых поверхностях должны были быть резкими, хотя это­го и не всегда придерживались, особен­но в последний период войны. Этот камуфляж продержался до 1945 года. Таким образом, окрашивались Як-9 и поздние Як-7. В конце войны начала использоваться однотонная окраска в светло-серый цвет.

После войны Яки-9П чаще всего летали окрашенными в светло-серый цвет. Это относится и большинству послевоенных Яков, эксплуатировав­шихся в других странах (например Польша, Корея). В Польше в конце 40-х годов часто окрашивали Яки, особен­но учебные, в однотонный зеленый цвет (на верхних и боковых поверхно­стях), низ оставался светло-голубым.