Последний бой

 

Вторник, 8 мая 1945 года - после­дний день войны в Европе - выдался ясным и безоблачным. Солнце медлен­но поднималось над центральной час­тью Балтийского моря. В воздухе не было и намека на низкий туман над су­шей и морем, который так мешал люфт­ваффе наносить прицельные удары на этом самом месте шесть лет назад.

Вдоль береговой линии Курляндского полуострова на север в лучах на­бирающего силу солнца летел советс­кий трехместный морской самолет-разведчик. Экипаж самолета был уве­рен, что им не составит особого труда обнаружить в море несколько крупных конвоев, состоящих из небольших во­енных кораблей и пассажирских судов, вышедших из Либавы и Виндау. Эти конвои в глубоком тылу Красной Ар­мии были отчаянной попыткой немцев эвакуировать хотя бы часть из десят­ков тысяч солдат и гражданских бе­женцев, оказавшихся запертыми в пос­ледних двух удерживаемых фашистами портах. Если конвои будут обнаружены, то советские пикирующие бомбардиров­щики и торпедоносцы не оставят ни ма­лейшего шанса перегруженным кораб­лям и судам добраться до цели - Киля или других портов в английской окку­пационной зоне Шлезвиг-Гольштейна.

Пристально всматриваясь в повер­хность Балтийского моря, советские летчики не заметили как по правому борту со стороны солнца появились две черные точки. Еще несколько мгновений и охотники стали дичью - две точки увеличились в размере и пре­вратились в характерные силуэты ис­требителей с лобастыми радиальными двигателями. Ведущий истребитель открыл огонь с максимальной дистан­ции. Недооценив опасности, советский пилот вместо того чтобы прижаться к воде, просто прибавил газу и попытал­ся оторваться. Это была его роковая ошибка. Пушечная очередь заставила замолчать правый двигатель разведчи­ка. Только тогда самолет попытался найти защиту на нулевой высоте. Ог­рызаясь огнем крупнокалиберных пу­леметов, едва не сшибая крылом греб­ни волн, на высоте полутора метров раненный самолет попытался дотянуть до суши. Однако протянувшийся по поверхности воды предательский се­ребристый след под пропеллером единственного двигателя позволил фашис­тским истребителям довершить нача­тое дело. Пе-2 скрылся в волнах, унося вместе с собой пилота - майора Григо­рия Давиденко, штурмана - Героя Со­ветского Союза, майора Гращева и стрелка, имя которого установить так и не удалось.

А два истребителя - Fw 190A-8 - из II./JG 54 продолжили полет в сторону Киля, чтобы сдаться там в плен англи­чанам. Злосчастный Пе-2, который они только что сбили, был последним из почти 9500 самолетов, сбитых летчи­ками из II./JG 54, и одним из последних самолетов, сбитых летчиками люфт­ваффе во 2-й Мировой войне. Это был последний штрих в истории самолета Fw 190, начавшейся 32 месяцами ранее.