JG 51 в бою

 

6 сентября 1942 года I./JG 51 вер­нулся на Восточный фронт. В этот же день агрессоры начали последнее на­ступление на Сталинград. За первые сутки боев немцам удалось занять стра­тегически важный аэродром Гумрак, завязались бои в отдаленных предмес­тьях Сталинграда, а генерал Андрей Еременко перенес свой штаб за Волгу. Следующие четыре месяца 6-я армия фон Паулюса вела постоянные бои, закончившиеся окружением, гибелью или пленом для солдат этого еще так недавно грозного соединения.

I./JG 51 не довелось поучаствовать в Сталинградской кампании, дивизион направили на север, где летчики дол­жны были набрать опыт, занимаясь свободной охотой (Freie Jagd), дей­ствуя в составе патрулей и звеньями (Schwarm и Rotte) Rotte - пара самоле­тов, ведущий и ведомый или, как их называли в люфтваффе - «эксперт» и «качмарик». Schwarm - звено, состоя­щее из двух пар. База I./JG 51 распола­галась возле Любани, к юго-востоку от Ленинграда. Иногда дивизион пере­брасывали к озеру Ильмень, для воз­душного прикрытия узкого рамушевского коридора, связывающего Демян­ский плацдарм с основными силами.

В октябре I./JG 51 передислоциро­вали в район Ржевско-Вяземского плацдарма на центральном участке Восточного фронта. Как и Демянский «гриб», Ржевско-Вяземский плацдарм образовался во время контр-наступле­ния Красной Армии весной 1942 года - на этом участке вермахту удалось сдержать продвижение противника. Для I./JG 51 перебазирование означа­ло, что тренировка закончилась и на­чалась настоящая война.

Тем временем в Иесау для перево­оружения был отведен II./JG 51, воз­главляемый гауптманом Трассером (Grasser). В отличие от I./JG 51, пере­оснащение II./JG прошло по сокращен­ной программе. Высадка союзников в на северо-западе Африки заставила германское командование направить личный состав 4. и 5./JG 51 в Виннер-Нойштадт, где пилоты из этих двух эскадрилий получили 20 Bf 109G-2/trop уже покрытых пустынным камуфля­жем и отправились сначала на юг Си­цилии, а оттуда в Тунис.

Поскольку II./JG 51 практически полностью оказался в Северной Афри­ке, для переоснащения в Йесау с фрон­та отозвали III./JG 51 (командир - гауптман Карл-Хайнц Шнелль (Schnell)). Таким образом I./JG 51 и оснащенный Bf 109IV./JG 51 (база в районе Витебс­ка) оказались единственными истреби­тельными частями, прикрывающими Ржевско-Вяземский плацдарм. Этим неприминули воспользоваться советс­кие летчики. В отличие от первых ме­сяцев войны, советские самолеты - в основном Пе-2 и Ил-2 - теперь летали на задание не большими скоплениями, а маленькими, хорошо организован­ными группами, причем советских са­молетов было не меньше, а может быть даже и больше, чем летом 1941 года. Пилотам из I./JG 51 пришлось отду­ваться буквально за троих (за себя, за II./JG 51 и за III./JG 51). Действовали Fw 190 из I./JG 51 с пяти аэродромов, из которых главным был аэродром в Дугино, располагавший бетонирован­ной ВПП длинной полтора километра,

ангарами, казармой и складами. Нахо­дясь постоянно в воздухе, немецкие пилоты быстро превзошли самих себя, летавших на Bf 109. К 1 ноября диви­зион записал на свой счет 4000-ю воз­душную победу. В это время в составе I./JG 51 появился новичок - гауптман Хайнц Ланге (Lange). Хотя Ланге был новичком в JG 51, он был опытным пилотом и свой первый самолет сбил еще в октябре 1939 года, когда англий­ский разведчик «Blenheim» имел несча­стье попасть в перекрестье прицела Bf 109Е немецкого летчика. На протяже­ние года Ланге был Staffelkapitan I./JG 54 на Ленинградском фронте, а 26 ок­тября возглавил 3./JG 51.

«Впервые я поднялся в воздух на Fw 190 8 ноября 1942 года в районе Вязьмы. В воздухе я испытал сильней­шее волнение, хотя мне доводилось летать на всех типах истребителей, ис­пользуемых на Восточном фронте. Благодаря небольшому фюзеляжу об­зор из кабины Fw 190 был несколько лучше, чем из кабины Bf 109. фокке-вульф оказался маневреннее Мессершмитта. Хотя радиус горизонтального разворота у Bf 109 был меньше, при определенном навыке Fw 190 проходил вираж ни чуть не хуже Bf 109. И если управление Bf 109 требовало значи­тельных физических усилий, пилоти­рование Fw 190 было настоящим удо­вольствием.

Конструктивно, Fw 190 также пре­восходил Bf 109, что особенно прояв­лялось во время пикирования. Ради­альный двигатель фокке-вульфа был более живучим. Вооружение Fw 190 зависело от модификации, но всегда было достаточно мощным, что было вообще характерно для немецких ис­требителей. Центральная пушка мессершмитта обладала большей точнос­тью огня, но это имело значение толь­ко при ведении боя один на один. 30-мм пушку Bf 109 часто заклинивало во время боя - я упустил по меньшей мере шестерых по этой причине.

Важным нововведением в тактику воздушного боя был переход от звень­ев, состоявших из трех самолетов (Ketten), к звеньям из четырех самоле­тов (Schwarm). Эту тактику, предло­женную Вернером Мёльдерсом, наши пилоты опробовали еще в Испании. Переход к полетам четверками значи­тельно увеличил результативность ис­требителей».

Ланге стал шестым и последним командиром JG 51 и закончил войну имея на своем счету 70 воздушных по­бед из которых 69 он одержал на Вос­точном фронте.

24 ноября 1942 года, когда зима полностью вступила в свои права, Красная Армия нанесла силами семи армий, поддержанных несколькими полками фронтовой авиации, превен­тивный удар по северному флангу Ржевско-Вяземского плацдарма, что­бы предотвратить возобновление на­ступление вермахта на Москву. Совет­ским войскам удалось прорвать фронт у Ржева, у Бели и у Великих Лук. Наи­более опасным был прорыв у Великих Лук. Дело в том, что Великие Луки, оккупированные фашистами в августе 1941 года, были важным железнодо­рожным узлом. За время оккупации немцы превратили Великие Луки в мощную крепость, которая была, на­верное, самым хорошо укрепленным пунктом на всем центральном участке фронта. И вот эта крепость оказалась окруженной. Как единственный истре­бительный полк на этом участке фрон­та, JG 51 в составе двух дивизионов получил новое задание. Во-первых, истребители полка должны были сдерживать яростные атаки советской авиации, а, во-вторых, оказывать при­крытие для бомбардировщиков и транспортных самолетов люфтваффе, доставляющих грузы осажденному гарнизону. Пилотам приходилось со­вершать протяженные перелеты, по­этому Краффт приказал части I./JG 51 перебазироваться на новый аэродром, оборудованный на льду озера Иван около Великих Лук. С этого аэродро­ма Fw 190 взлетали для эскорта Ju 87, летящих сбрасывать контейнеры с грузами для осажденных войск. В де­кабре 1942 года из Йесау на Восточ­ный фронт вернулись III./JG 51 и 6./ JG 51, получившие новые Fw 190А-4. Но все усилия немецких летчиков оказались напрасны - 1 января 1943 года части Красной Армии с боем взяли Великие Луки.

В это время I./JG 51 понес первые потери с тех пор, как пересел на Fw 190. 10 декабря погиб гауптман Хорст Риман (Riemann), исполнявший обязан­ности офицера связи. Четыре дня спу­стя нарвались на зенитную батарею и были сбиты гауптман Краффт и унтер-офицер Риттербуш (Ritterbusch). Ка­валер Рыцарского Креста Генрих «Гауди» Краффт, который с мая 1942 года возглавлял I./JG 51 и имел на своем счету 78 воздушных побед, смог совер­шить вынужденную посадку, но подо­спевшие красноармейцы имели о зас­лугах немецкого пилота противопо­ложное мнение и тут же пустили плен­ного в расход.

В отличие от I./JG 51, летчики из III./JG 51 не имели времени на «раскач­ку». Вернувшись из Йесау, где дивизи­он потерял одного пилота, погибшего в авиационной катастрофе, III./JG 51 был сразу брошен в бой.

Пилоты JG 51 пытались сдержать растущий напор Красной Армии вдоль всего центрального участка фронта. Дивизионы, эскадрильи и даже отдель­ные звенья постоянно сновали вдоль линии обороны, направляясь к наибо­лее угрожаемым участкам. К концу года I./JG 51 как на карусели крутился по маршруту озеро Иван-Вязьма-Орел. Накапливалась усталость, которая да­вала о себе знать ростом небоевых по­терь. Так, например, погиб гауптман Рудольф Буш (Busch), который занял пост командира I./JG 51 после гибели Краффта. 17 января Буш вылетел с аэродрома на озере Иван в паре с ко­мандиром JG 51 оберст-лейтенантом (подполковником) Карлом-Готтфридом Нордманом (Nordmann). Оба са­молета еще набирали высоту, когда Fw 190, которым управлял Нордман, рез­ко свалился на крыло и врезался в са­молет Буша. Объятый пламенем истребитель командира I./JG 51 рухнул за линией фронта, а Нордман, получив­ший тяжелые ранения, смог выпрыг­нуть с парашютом и приземлился на своей территории. Это происшествие так потрясло Нордмана, что хотя он после длительного лечения и вернулся на свой пост командира JG 51, но уже никогда не садился за штурвал само­лета. Во время отсутствия Нордмана JG 51 командовал гауптман Шнелль, командир III./JG 51.

В начале 1943 года III./JG 51 пере­базировался в Орел. Здесь, 29 января обер-лейтенанту Гюнтеру Шаку (Schack) из 9./JG 51 удалось просла­виться. Звено Шака закончило эскор­тировать отряд Ju 87 и уже направля­лось к аэродрому, когда от наземных наблюдателей поступило сообщение о том, что восемь Mebelwagen'oв («Ме­бельных фургонов» - так немцы назы­вали бомбардировщики противника) пересекли линию фронта у Новосила. Звено изменило курс и вскоре обнару­жило восемь Пе-2. Дальше произошло то, что Шак назвал «охотой на инде­ек». За пять минут все восемь Пе-2 были сбиты, из них пять записал на свой счет Шак.

На протяжение следующих десяти суток самолеты из ШЛО 51 ежеднев­но совершали боевые вылеты. К 11 февраля Шак довел свой боевой счет до 30 машин противника. Его «фир­менным приемчиком» стала атака в вираже, которая требовала большого мастерства. 23 февраля I. и III./JG 51 сбили 46 самолетов. Пять из них сбил Шак, причем три ЛаГГа-3 ему удалось сбить за одну минуту, применив свой любимый маневр, который двумя го­дами раньше Вернер Мёльдерс объя­вил невыполнимым. К концу войны Шак возглавил истребительный диви­зион и одержал в воздухе 174 победы -все на Восточном фронте.

Начавшийся в феврале кризис на центральном участке фронта к марту достиг своей высшей точки. На севере немецким войскам удалось выскольз­нуть из Демянского котла. Отступле­ние наземных войск прикрывали ис­требители из III./JG 51, которые вре­менно были переподчинены JG 54.

В марте угасли последние надежды использовать Ржевско-Вяземский плацдарм в качестве трамплина для броска на Москву. I. и IV./JG 51 под­держивали с воздуха отступающие вой­ска, хотя в это время в I./JG 51 насчи­тывалось всего восемь боеспособных Fw 190, а в IV./JG 51, оснащенном Bf 109, было на несколько машин боль­ше. После того как линию фронта вып­рямили, IV./JG 51 отвели в тыл для пополнения и перевооружения. Тем временем, I./JG 51, который возглав­лял майор Эрих Ляйе (Leie), перебази­ровался к югу, к Брянску, где назрева­ло новое наступление Красной Армии. Под Брянском пилотам из I./JG 51 сно­ва довелось поучаствовать в, наверное самом приятном занятии для летчика-истребителя - свободной охоте. Здесь получили известность еще два пилота: Иоахим «Ахим» Брендель (Brendel) и Йозеф «Пепи» Йенневайн (Jennewein). Как и Гюнтер Шак, оба пилота уже давно служили в JG 51, но ни чем осо­бым себя не зарекомендовали, летая на Bf 109. Известность к Бренделю при­шла весной 1943 года. До конца вой­ны он сбил 189 самолетов, из них 25 Як-9 и 88 Ил-2. Австриец «Пепи» Йенне­вайн, который в 1940 году выиграл титул чемпиона мира по лыжам, стал асом во время Битвы за Англию. Но только на Fw 190 полностью раскрылся его талант. Однажды он за один день сбил семь самолетов противника, дру­гой его рекорд - пять бомбардировщи­ков за шесть минут - который никто не смог побить!

К концу марта 1943 года наступи­ло относительное затишье. Весенняя распутица затрудняла боевые дей­ствия. Воспользовавшись паузой обе стороны накапливали силы для глав­ного удара, который и те и другие пла­нировали нанести в районе Курска.