... И другие

 

Четыре дивизиона из JG 51 и JG 54 были не единственными истребитель­ными частями, демонстрирующими мощь Fw 190 на Восточном фронте. В начале 1943 года в Россию прибыли еще две истребительные части, осна­щенные фокке-вульфами.

Первой из этих частей был уже упо­мянутый нами I./JG 26 «Schlageter» (ко­мандир - Иоганнес Зайферт (Seifert)), который заменил на востоке III./JG 54. Хотя и говориться, что I./JG 26 пере­бросили в Россию, на самом деле на Восточный фронт направили только пилотов, нескольких представителей штаба и необходимый минимум обслу­живающего персонала. Большая часть личного состава и оснащения дивизи­она осталась во Франции, ожидая при­бытия III./JG 54.

Поскольку самолеты I./JG 26 оста­лись во Франции, летчики дивизиона перед отправкой на фронт попали на базу в Хайлигенбайле, где получили истребители Fw 190A-5. Дальше диви­зион через Ригу прибыл в Рельбицы - конечный пункт своего пути. В Рельбицах находился один из аэродромов JG 54, который «Зеленые сердца» ис­пользовали с сентября 1941 года. Это был типичный полевой аэродром, ко­торый не мог похвастаться оснащенно­стью, имевшейся на аэродромах в Красногвардейске и Сиверской, одна­ко домики местных жителей, хотя и уступавшие в роскоши загородным дворцам, все же позволяли довольно сносно пережить русскую зиму. Пока шла переброска вспомогательного персонала, а летчики из III./JG 54, ле­тавшие прежде на Bf 109, осваивали новые Fw 190,1./JG 26 прибыл к месту постоянной дислокации. Восточный театр военных действий оказался не­привычным для «европейцев». Боевые действия приходилось вести малыми группами и на небольшой высоте. По­стоянно следовало быть вниматель­ным, чтобы не нарваться на русские зенитки. Но сложнее всего было выдер­живать курс. Бескрайние заснеженные просторы, где на многие километры невозможно было найти ни одного ориентира, серьезно затрудняли дей­ствия летчикам из I./JG 26. Немногие из тех, кто по ошибке совершил вынуж­денную посадку за линией фронта, сумели выбраться к своим. Опытные пи­лоты, вообще, избегали удаляться за линию фронта далее, чем на дистан­цию планирования.

Первый боевой вылет самолеты I./ JG 26 совершили 16 февраля. Задачей дивизиона было прикрывать с возду­ха наземные части, эвакуируемые из Демянского плацдарма. В тот день немцам удалось сбить одиннадцать штурмовиков Ил-2 без потерь со сво­ей стороны. Однако радость первой победы была на следующий день ом­рачена первыми потерями. Два пило­та, вероятно потеряли ориентировку, в результате один попал под огонь зе­нитной артиллерии, а другой врезался в землю при попытке атаковать груп­пу штурмовиков, идущих на низкой высоте. В тот день I./JG 26 потерял тре­тий самолет, однако пилоту удалось совершить вынужденную посадку и остаться в живых.

Бои вокруг Демянского плацдарма продолжались еще целый месяц. За это время I./JG 26 одержал 75 побед, из них 14 было сбито за один день - 5 марта. Причем гауптман Вальтех Хёкер (Hoecker), командир 1 ./JG 26, сбил че­тыре штурмовика и два ленд-лизовских «Tomahawk'a».

После того, как оккупанты были вытеснены из Демянского плацдарма, в середине марта I./JG 26 перебросили в Дно и дальше в Шаталовку (в райо­не Смоленска). Здесь пилоты дивизио­на стали свидетелями последних дней Ржевско-Вяземского плацдарма. В бо­евых операциях дивизион участвовал мало, это объяснялось прежде всего тем, что в середине мая 3./JG 26 (ко­мандир - гауптман Рольф Хермихен (Hermichen)) направили в Осиновку, где эскадрилью использовали для борьбы с партизанами.

К этому времени Инспектору ис­требительной авиации, генерал-майо­ру Адольфу Галланду (Galland) стало ясно, что эксперимент с рокировкой двух полков не дал желаемых резуль­татов. Было просто глупо использо­вать опытных пилотов, которые дер­жали первую линию обороны перед все растущим нажимом со стороны RAF и USAF, для борьбы с партизанами. Поэтому в начале июня I./JG 26 отве­ли с фронта и после короткой пере­дышки отправили обратно во Фран­цию. За четыре месяца, проведенных на Восточном фронте, дивизион сбил 126 советских самолета, в том числе 17 американских машин, поставленных по ленд-лизу. Среди этих 17 самолетов был Curtiss O-52 Owl, пытавшийся до­ставить партизанам необходимые гру­зы. При этом дивизион потерял девять пилотов. Среди них были только на­чинавшие оперяться на Восточном фронте асы: уже упоминавшийся нами Вальтер Хёкнер, командир I./JG 26 Йоханнес Зайферт (11 побед) и фельдфебель Карл «Шарли» Виллиус (Willius) из 2./JG 26 (9 побед).

Отправкой I./JG 26 на запад не за­кончилась эпопея JG 26 на Восточном фронте. Дело в том, что кроме I./JG 26, на восток отправилась эскадрилья 1.1 JG 26, которая заменила переброшен­ную на запад 4./JG 54. 7./JG 26 (коман­дир - гауптман Клаус Митуш (Mietusch)) прибыла в Красногвардейск в конце февраля и была переда­на в подчинение I./JG 54. В течение все­го времени, пока 7./JG 26 находилась на востоке, эскадрилья сражалась на Ленинградском фронте. В июле эс­кадрилью отозвали с фронта и напра­вили обратно во Францию. К этому времени летчикам 7./JG 26 удалось одержать 63 победы. За это эскадрилья заплатила жизнями трех пилотов: ко­мандира эскадрильи Митуша, обер-фельдфебеля Хайнца Кеметмюллера (Kemethmuller) и фельдфебеля Эриха Йауэра (Jauer).

Четвертый полк, оснащенный Fw 190, был представлен на Восточном фронте силами одной эскадрильи, дей­ствовавшей на самом северном участ­ке фронта. Этим полком был JG 5 «Eismeer» («Ледовитый Океан»). JG 5 формировался долго и трудно, а после того, как формирование было оконче­но, полку пришлось сражаться на два фронта. На западе с союзниками и на востоке с СССР.

К 1943 году Fw 190 получили I. и IV./JG 5. Эти два дивизиона защища­ли береговую линию Норвегии и со­ставляли правый фланг сил люфтваф­фе, растянутых вдоль всего фронта от пролива Ла-Манш и Северного моря до Ушанта и Нарвика. На востоке два других дивизиона полка: II. и III./JG 5, сражались на 850-километровом Финском фронте, простиравшегося от Финского залива до Мурманска. За исключением небольшого промежутка времени, когда в начале осени 1944 года IV./JG 5 оказывал поддержку сильно потрепанному в боях III./JG 5, Fw 190 JG 5 на Восточном фронте не появлялись.

В середине февраля 1943 года на базе JG 5 была сформирована эскад­рилья истребителей-бомбардировщи­ков. Формирование проходило в Петсамо, возглавил эскадрилью гауптман Фридрих-Вильгельм Штракельян (Strakeljahn). Fw 190A-2 и А-3 из 14.(Jabo)/JG 5 в основном наносили удары по советским судам и кораблям, идущим вдоль берегов Ледовитого океана. На этом поприще эскадрилья достигла значительных успехов. Как только 14.(Jabo)/JG 5 вступила в бой, тоннаж потопленных советских кораб­лей и судов резко увеличился. В тече­ние трех удачных дней эскадрилья со­общила о затоплении двух подводных лодок класса «М» (фельдфебель Фрошек (Froscheck) и унтерофицер Фоль (Fohl)), 2000-тонного вспомогательного судна и 3000-тонного транспорта (оба на счету Штракельяна), все победы были подтверждены воздушной разведкой. Командующий Luftflotte 5, генерал-пол­ковник Штумпфф (Stumpff) поздравил удачливых пилотов:

«Для: 14.(Jabo)/JG 5, Петсамо 11.05.1943

Объявляю благодарность за великолепные результаты, достигну­тые за последние дни.

Генерал-полковник Штумпфф».

... и спустя еще несколько дней:

«От: Fliegerfuhrer Nord (Ost)

16.05.1943

Для: 14.(Jabo)/JG 5 Петсамо Радиограмма для всего личного состава эскадрильи.

Фюрер остался доволен известием, сообщавшим о достижениях истреби­телей-бомбардировщиков и высказал пожелание о том, чтобы подобные удачные операции проводились и впредь».

Охота на советские суда (к концу года общее водоизмещение пущенных на дно судов и кораблей составило 39000 брутто-тонн) была неизбежно связана со столкновениями с советски­ми истребителями. Например, когда «Штракс» Штракельян получил 19 авгу­ста Рыцарский крест, на его счету было девять воздушных побед. В апреле 1944 года эскадрилью передислоцировали с суровой Норвегии на солнечные бере­га Аппенинского полуострова. Далее эта часть использовалась для нанесения ударов по наземным целям и получила новое название - 4./SG 4.