Операция «Цитадель»

 

На основных участках Восточного фронта доля Fw 190 в общем числе ис­требителей продолжала оставаться зна­чительной (если слово «значительный» применимо для описания числа, ни разу не перевалившего за 200, при общей про­тяженности линии фронта около 2000 км). Действительно, в мае 1943 года на всем Восточном фронте насчитывалось всего 189 боеспособных фокке-вульфов, к июню их число возросло до 196. Сле­дует заметить, что, по-видимому, эти числа включают в себя последние Bf 109, которые продолжали использоваться в II./JG 54 наряду с Fw 190.

Советский Союз продолжал нара­щивать численность своих ВВС и этим неприминули воспользоваться немец­кие асы. Например, Вальтер Новотны сбил в июне 1943 года 41 самолет и к 15 июня на его счету было уже 100 по­бед. Еще 10 самолетов он сбил за один день - 24 июня. Самым активным ис­требительным полком на Восточном фронте был JG 54, возглавляемый Ханнесом Траутлофтом. Имя командира стало вторым именем полка. И это не спроста. Можно сказать, что Траутлофт был отцом JG 54 - именно под его руководством три отдельные дивизи­она были объединены в один полк. Траутлофт возглавлял JG 54 с момен­та его создания, имевшего место в на­чале Битвы за Англию. Именно Тра­утлофт придумал эмблему своего пол­ка: «Grunherz» - «Зеленое сердце», в честь своей родины - Тюрингии.

5 июля оберст-лейтенант Траутлофт передал командование JG 54 майору Хубертусу фон Бонину (von Bonin), a сам был назначен на должность Инс­пектора истребительной авиации Вос­точного фронта (Inspezient Ost) в гене­ральном штабе воздушного флота, воз­главляемого Адольфом Галландом. Но даже став большим начальником, Тра­утлофт продолжал по-отечески забо­титься о своем полке, с которым его так много связывало.

Примерно в то время, когда Траутлофт сдавал хозяйство новому ко­мандиру, долгожданная операция «Ци­тадель» - последняя попытка Гитлера переломить ситуацию на Восточном фронте - наконец началась. Четыре из пяти дивизионов, оснащенных Fw 190 были непосредственно вовлечены в операцию. Только II./JG 54, возглав­ляемый гауптманом Генрихом Юнгом (Jung), в состав которого входили 50 Fw 190 и 38 Bf 109 остался на своем месте и продолжал контролировать северный участок фронта. I./JG 54, I./ JG 51, II./JG 51 и IV./JG 51 (140 Fw 190, в том числе 88 боеспособных) вошли в состав Luftflotte 6 и были направлены для поддержки 9-й Армии генерал-пол­ковника Вальтера Моделя (Model).

В первое утро наступления истре­бители сопровождали бомбардиров­щики и Ju 87, а серьезные схватки с советскими истребителями завязались только после полудня. Пилоты JG 51 накануне операции получили новень­кие Fw 190A-4 и А-5 взамен своих по­трепанных Fw 190A-3. Это позволило немцам добиться относительного пере­веса в воздухе в первые дни наступле­ния. В эти дни все известные Experten быстро набирали очки. Именно в этот период прославились многие пилоты из числа тех, кто прежде оставался в тени. 24-летний австриец оберфельдфебель Хуберт Штрассл (Strassl) из 8./JG 51, который с лета 1941 года сбил «только» 37 самолетов, в первый же день совершил четыре боевых вылета и одержал 15 побед! На следующий день он добавил к своему результату еще 10 побед. А 7 июля он сбил всего 2 самолета. На четвертый день фортуна и вовсе повернулась к обер-фельдфебелю спиной. Сбив еще три самолета, Штрассл был атакован четырьмя ЛаГГ-3 к югу от населенного пункта Поныри. Поняв, что со всеми он один не справится, Штрассл попытался уйти за линию фронта на низкой высоте. Тут его Fw 190 и настигла очередь, пущен­ная одним из советских истребителей. Оберфельдфебель попытался выпрыг­нуть с парашютом, но высота была все­го 300 метров и парашют не успел рас­крыться.

За первые пять дней боев JG 51 по­терял еще четырех пилотов, а 10 июля события приняли совсем нежелатель­ный оборот. Противник постепенно перехватывал инициативу в воздухе: бомбардировщики противника нано­сили все более массированные удары, а советские истребители занялись «сво­бодной охотой» над оккупированной территорией. На земле части Красной Армии начали наступление в районе Орла, прорвали фронт и вышли в тыл 9-й Армии. Потери немецкой авиации резко возросли. К 17 июля, когда не­мецкое наступление окончательно зах­лебнулось, JG 51 потерял еще десять пилотов, в том числе двух асов, имев­ших более 30 побед: лейтенанта Аль­берта Вальтера (Walter) и обер-фельдфебеля Ганса Пфалера (Pfahler) из III. и IV./JG 51, соответственно. 11 июля 1943 года в районе Понырей погиб ко­мандир III./JG 51 майор Рудольф Реш (Resch) - (94 воздушных победы).

Представленный под Курском все­го одним дивизионом JG 54 понес меньшие потери. Однако уже на вто­рой день наступления погиб командир I./JG 54 майор Райнхард «Зеппл» Зайлер (Seiler). Зайлер возглавил I./JG 54 в апреле 1943 года, имел на счету бо­лее 100 воздушных побед и был не­сколько раз ранен. По меньшей мере еще пять пилотов из I./JG 54 погибли под Курском. Среди погибших был лейтенант Гюнтер Шель (Scheel), кото­рый начал службу в 3./JG 54 только весной. Шель почти каждый свой вы­лет одерживал хотя бы одну победу и довел свой боевой счет до 71. 17 июля в районе Орла на высоте около 200 метров Шеля таранил советский Як-9. При ударе Fw 190 взорвался. 18 июля фельдфебель Гельмут Мисснер (Missner) довел общий счет побед JG 54 до 5000.

Но самыми болезненными для JG 54 стала потеря четырех лучших пило­тов полка. Гауптман Генрих Юнг (68 побед), который сначала возглавлял 4./ JG 54, а после гибели «Асси» Хана за­нял его должность командира II./JG 54, 30 июля был перехвачен советскими истребителями в районе станции Мга. Четыре дня спустя майор Герхард Хо­мут (Homuth), известный ас, который, летая на Bf 109, сбил над Средиземным морем 63 самолета союзников и возгла­вил I./JG 54 после гибели «Зеппла» Зайлера, не вернулся уже со своего второ­го вылета в должности командира ди­визиона. Должность Gruppen-komandeur'a в I./JG 54 стала роковой и для Ганса Гётца (Getz). Будучи ко­мандиром 2./JG 54, Гётц смог сбить 82 самолета противника, но и тот погиб в первый же день своего пребывания на посту командира I./JG 54. В после­дний раз его видели в районе Карачева - самолет Гётца падал в лес, после атаки на группу Ил-2. Последней ощу­тимой потерей стала гибель 31-летне­го гауптмана Макса Штотца - коман­дира 5./JG 54. 19 августа самолет Штотца был сбит за линией фронта к востоку от Витебска, Штотц выпрыг­нул с парашютом, его дальнейшая судьба неизвестна. Сбив 189 самолетов противника, Штотц стал одним из 20 самых результативных истребителей люфтваффе.

Три дивизиона JG 51 несли поте­ри, продолжая прикрывать северный фланг становившегося все меньше и меньше Курского выступа. Поскольку база полка лежала на направлении главного наступления Красной Армии, то потери JG 51 не ограничивались гибелью пилотов. Многие механики погибли во время налетов советских бомбардировщиков и штурмовиков на аэродромы, расположенные вокруг Орла. Австрийский лыжник, Йозеф «Пепи» Йенневайн, который просла­вился пересев на Fw 190 погиб в это время. К моменту своей гибели он ус­пел одержать 86 воздушных побед. В последний свой полет Йенневайн от­правился 26 июля. Спустя 12 дней в районе Карачева попал под огонь зе­нитной артиллерии и погиб гауптман Генрих Хёфемайер (Hefemeier) - коман­дир 3./JG 51. Ему не хватило до 100 побед всего 4 самолета.

Однако последствия Курской дуги ограничились не только понесенными потерями. Несмотря на то, что ценой большой крови вермахту удалось ос­тановить контрнаступление Красной Армии, передышка была недолгой. Советский Союз располагал шестьде­сят одной армией и в августе 1943 года эти армии нанесли серию сокрушаю­щих ударов. К северу от Курска возоб­новилось наступление под Орлом, Ель­ней, Смоленском и Велижем. Шли бои под Харьковом, Полтавой, Сталином и, вообще, по всей Украине. Только на северном участке фронта, где Красная Армия располагала всего лишь 12 ар­миями, линия фронта была относитель­но стабильна. Это наступление фашис­ты остановить уже не смогли, погода тоже была за одно с наступавшими. Зи­мой продвижение Красной Армии не­сколько замедлилось, но весной 1944 года возобновилось с новой силой.

На протяжении этих восьми меся­цев дивизионы JG 51 и 54, оснащенные Fw 190 постоянно перебрасывались с одного участка фронта на другой, туда, где возникала угроза прорыва. Протя­женность линии фронта, контролиру­емой полками достигала 1000 км. Си­туация становилась все более крити­ческой, поскольку превосходство Красной Армии в воздухе росло, а силы полков таяли.

Из семи Jagdgeschwader, участво­вавших в операции «Барбаросса», к концу 1943 года осталось только четы­ре - три были переброшены на Среди­земноморский ТВД. Вскоре для проти­вовоздушной обороны Рейха с Восточ­ного фронта сняли еще один полк. Са­мому грандиозному наступлению за всю историю человечества противо­стояли всего три полка истребителей -по одному на северный, центральный и южный участок фронта.

Оборона Рейха с воздуха больших результатов не дала. Американские бомбардировщики доминировали в воздухе, нанося бомбовые удары по целям, расположенным в глубоком тылу. Выпуск Fw 190 упал, и пополне­ния, которые и в лучшие времена были недостаточны, упали до минимума. Первой жертвой плохого снабжения стал IV./JG 51 (командир - майор Ганс-Эккехард Боб (Bob)). Этот дивизион перевооружили истребителями Bf 109G-6. Вскоре подобная участь по­стигла и другие дивизионы. Но преж­де, этим дивизионам довелось поуча­ствовать в еще одной «Цитадели»... на этот раз на южном фланге.