Schlachtflieger

 

Пока JG 51 и JG 54 вели упорные бои на северном фланге Курского выступа, южную часть дуги прикрывали Bf 109 из JG 3 и JG 52 (причем JG 3 вскоре сняли с фронта и отправили в фатерлянд, для укрепления системы ПВО). Однако на южном фланге также имелось всего око­ло сорока Fw 190 (входивших в состав двух полков), и всех их использовали в ка­честве бомбардировщиков!

Эволюция штурмовой авиации люфтваффе была сложным и затяжным процессом. В начале 2-й Мировой вой­ны штурмовая (Schlacht) авиация люф­тваффе располагало всего одним пол­ком, оснащенным устаревшими бипла­нами Hs 123. Этот полк имел доволь­но причудливый номер - II.(Schl.)/LG 2 (2-й штурмовой дивизион 2-го учебно-тренировочного полка). Дивизион неожиданно хорошо себя зарекомендо­вал, оказывая непосредственную под­держку наземным частям во время сен­тябрьской и французской кампаний, но после капитуляции Франции диви­зион расформировали. Дело в том, что бипланы представляли собой легкую добычу для истребителей RAF. Лич­ный состав дивизиона отвели в тыл для переформирования и переоснащения (дивизион получил Bf 109). Главное бремя по выполнению блицкрига в Англии предполагалось возложить на плечи до сих пор непобедимых Ju 87. Но последовавшие вскоре историчес­кая воздушная битва в небе Англии показала, что рассчитывать только на одни «штуки» нельзя. Это признал и Рейхсмаршал Герман Геринг (G(ring), приказавший переоборудовать в бом­бардировщики треть одномоторных истребителей, дислоцированных в рай­оне Па-де-Кале.

Прецедент был создан, поэтому довольно быстро истребители-бомбар­дировщики свели в специализирован­ные Jabostaffeln (эскадрильи истреби­телей-бомбардировщиков). В свою очередь Jabostaffeln объединили вмес­те с подразделениями, оснащенными Bf 110 в Schnellkapmfgeschwader (пол­ки скоростных бомбардировщиков). Но успешно проведенный очередной блицкриг - на этот раз в Югославии -вновь возродил утраченную было веру в эффективность Ju 87 и штурмовой авиации, a II.(Schl)/LG 2 снова полу­чил свои Hs 123.

Во время операции «Барбаросса» непосредственную поддержку сухопутным силам оказывал все тот же триум­вират: Schnellkampf, Stuka и Schlacht. К 1942 году единственный дивизион штурмовой авиации был развернут в два полнокровных штурмовых полка. Полки были вооружены в основном Bf 109Е, а также уцелевшими Hs 123 и двухмоторными Hs 129. К концу 1942 года стало ясно, что роль штурмовика идет для Bf 109 не больше, чем корове седло, и гораздо эффективнее исполь­зовать имеющиеся истребители по их прямому назначению. Начались поис­ки самолета, способного взять на себя функцию штурмовика. Это должен был быть прочный надежный легкоуп­равляемый на низких высотах и живу­чий самолет. Разумеется подобными качествами обладал только один кан­дидат - Fw 190. Поздней осенью 1942 года SchlG 1 майора Губертуса Хичхольда (Hitschhold), базировавшийся в районе реки Чир в Сталинградском сек­торе фронта, начал проводить посте­пенное перевооружение. Эскадрильи полка, оснащенные Bf 109, по очереди отводились в тыл и получали Fw 190.

Знакомство пилотов штурмовой авиации с Fw 190 очень походило на то, как с Fw 190 знакомились из кол­леги-истребители. Вспоминает лейте­нант Фриц Зайффардт (Seyffardt) (30 воздушных побед) из II./SchlG 1, один из первых летчиков-штурмовиков, оседлавших Fw 190:

«В 1942 году я увидел и впервые полетел на Fw 190. За войну мне дове­лось летать на Fw 190A, F и G, а также Bf 109. Летать на Fw 190 было гораздо легче, чем на Bf 109. Fw 190 обладал более просторной кабиной, а управле­ние требовало меньших физических усилий, например, закрылки и тримме­ры имели электропривод. Другой отли­чительной особенностью самолета была его превосходная устойчивость. Благодаря сквозным лонжеронам кры­ла и широко расставленному шасси машина была стабильна и в полете и при посадке на грунтовые аэродромы. Однако на большой высоте самолету явно не хватало мощности двигателя. Обычная дальность самолета Fw 190F составляла 600-680 км. Среднее время выполнения боевого задания на Вос­точном фронте - 45-60 минут. Воору­жение самолета было достаточно мощ­ным. Обычно на самолет устанавлива­ли два пулемета и две 20-мм пушки, кроме того предусматривалась воз­можность разместить еще две 20-мм пушки в консолях крыла. Во время бо­евых вылетов мы с успехом использо­вали тактику открытого строя. Иначе говоря, самолеты шли к цели на дис­танций 80-100 метров друг от друга. Над самой целью мы разбивались парами на звенья (Rotte) и проводили атаку. На обратном пути все самоле­ты собирались вместе в большие груп­пы. Я летал за линию фронта более 500 раз, при этом мне пришлось неоднок­ратно совершать вынужденную посад­ку на брюхо самолета. И я это делал без особого труда».

Подобную точку зрения, хотя и с определенными оговорками, высказал и фельдфебель Петер Таубель (Taubel), который летал на Fw 190 в составе II./ SchlG 2 на средиземноморском ТВД, прежде чем был переведен на Восточ­ный фронт:

«Fw 190 был совершенным самоле­том. Широкие шасси позволяли само­лету уверенно взлетать и садиться на грунтовых аэродромах, чего нельзя было сказать о Bf 109. Кресло пилота было удобным, а бронезащита - надеж­ной. Показания приборов читались легко - это особенно меня порадовало во время моего первого полета на 190-м. Очень быстро я освоился и почув­ствовал себя как дома. Во время боя мы очень боялись возникновения пожара.

Я знал одного пилота, который зажи­во сгорел в кабине самолета, который в бою получил повреждение топлив­ной системы. Внутри того самолета просто бушевало пламя. Другой про­блемой был большой взлетный вес са­молета. Даже нормальная нагрузка сказывалась на летных качествах ма­шины».

Унтер-офицер Фриц Крайтель (Kreitel), тоже сначала летал над Сре­диземным морем, а затем оказался на Восточном фронте. Его отзыв о Fw 190 не столь оптимистичен:

«Хотя Fw 190 был неплохим само­летом, он явно не предназначался для роли истребителя-бомбардировщика. Неся 500 кг бомб или неуправляемых ракет, Fw 190 изрядно терял в манев­ренности и скорости. Взлет и посадка с подобной нагрузкой совершенно не походили на свои описания в учебни­ках. Посадочная скорость возросла на 25 км/ч, а это в условиях Восточного фронта повлекло за собой множество проблем. Адская зима превратила эк­сплуатацию и обслуживание Fw 190 в пытку. Чтобы облегчить пуск двигате­лей зимой, под самолетом приходилось разводить костер. Когда температура опускалась ниже нуля, приходилось вместо масла заливать в маслосборник бензино-маслянную смесь, в которой бензина было 75%, а масла - только 25%. Во время пуска двигателя бензин загорался и разогревал масло. Только так удавалось оживить моторы. Каби­на самолета была просторной, но при взлете и посадке видимость вперед была практически нулевая, причем земли не было видно даже после отры­ва или непосредственно перед касани­ем. Fw 190 отлично брал вертикаль и одной из возможностей уйти от пресле­дующего противника было резко взять на себя штурвал и сделать свечу. Хотя управляемость Fw 190 была хорошей, этот самолет заносило на виражах не меньше чем Bf 109. В свою очередь, Fw 190 имел одну пренеприятную, почти пугающую особенность. Во время рез­кого разворота самолет часто перево­рачивался и начинал падать. Однако в умелых руках это также был хороший маневр, чтобы уйти от преследования. Однако проводить его можно было только на высоте не менее 1000 метров. Такой большой запас высоты был не­обходим чтобы вернуть машину в го­ризонтальный полет. Перегрузки при проведении подобного маневра были столь значительны, что часто лопались глазные кровеносные сосуды».

Хотя 1./SchlG 1 вернулся на южный участок фронта в начале 1943 года и успел поучаствовать в отступлении вермахта с Кавказа, SchlG 1 не успел пройти полного перевооружения до мая. Именно в мае полк был направ­лен для участия в операции «Цита­дель». Роль, которую сыграли два ос­нащенных Fw 190 дивизиона SchlG 1 во время битвы на Курской дуге, мер­кнет по сравнению с достижениями специализированных частей охотни­ков за танками, оснащенных пушечны­ми версиями Ju 87 и Hs 129. Главной задачей для Fw 190 было атаковать позиции советской пехоты и артилле­рии при помощи осколочных бомб типа SD-1 и SD-2. Эти бомбы представ­ляли собой контейнеры, содержащие внутри 180 или 360 небольших фугас­ных бомбочек, которые покрывали большую территорию нанося огром­ный ущерб живой силе противника. Для летчиков из SchlG 1, возглавляе­мых майором Альфредом Друшелем (Druschel), действующих с базы в Варваровке в районе Курска, оказались обескураженными поведением красно­армейцев во время воздушного налета.

Если немецкие солдаты, завидев само­леты противника, тут же плюхались в грязь, предоставляя зенитчикам право отогнать неприятеля, то по наблюде­ниям немецких пилотов «русские все до одного начинали палить по самолетам изо всего что только может стрелять!» Один из известных немецких пилотов так живописует огненный заслон, встретивший фашистские штурмовики над Курском: «Русские открыли плот­ный и постоянный огонь из автоматов, винтовок и даже пистолетов. Количе­ство свинца и стали в воздухе превы­сило все мыслимые количества. Я по­лагаю, что если бы русские смогли в этой ситуации оторвать подковы от копыт своих лошадей, то они бы бро­сили эти подковы в наши самолеты». Не нужно быть прорицателем, чтобы понять что в таких условиях проводить штурмовку было просто невозможно.

В середине июля немцы прекрати­ли налеты на позиции регулярных войск и перенесли свои удары дальше в тыл, пытаясь перерезать линии снаб­жения, по которым поступали попол­нения, необходимые для проведения широкой наступательной операции. Здесь фашисты смогли достичь опре­деленных успехов. Вспоминает один из летчиков SchlG 1:

«11 июля я вел мое звено к Курску. Мы шли на высоте 1500 метров, раз­вернувшись в боевой порядок. Стоял чудесный летний денек, советских ис­требителей не было видно, под нами лежала пустынная дорога. Вдруг мы заметили колонну грузовиков, следующую на юг. Машины двигались, с большой скоростью, поднимая клубы густой пыли. Всего мы насчитали око­ло дюжины машин, каждая была тяже­ло нагружена бочками с топливом. Я разделил свою четверку самолетов на две пары и мы начали атаку на брею­щем полете. Я и мой ведомый атако­вали головную часть колонны, вторая пара самолетов ударила в хвост кон­воя. В первый заход мы поразили один или два грузовика. Это была не рабо­та, а чистое удовольствие. Под нами была беззащитная колонна грузови­ков, груженных бензином, и ни одно­го истребителя противника вокруг. Через 15 минут мы разнесли все грузо­вики, клубы дыма поднимались в небо на высоту 500-700 метров. И в таких целях мы - штурмовики - недостатка не испытывали».

Однако подобные воздушные удары были не более чем комариными укуса­ми, которые не могли даже приостано­вить вал наступления, катящийся с вос­тока. Через месяц своего пребывания в Курске II./SchlG 1 отступил к Харькову. Тот же рассказчик продолжает:

«Не смотря на все усилия, наши сухопутные войска не могли остано­вить стремительного продвижения русских. Дорога на Харьков лежала рядом с нашим аэродромом в Рогани. Дорога была запружена нашей пехо­той в беспорядке отступавшей на за­пад. Наши механики попытались вы­яснить у отступающих солдат кто при­казал отступать и кто руководит от­ступлением. Однако солдаты были не­многословны и сказали только, что они арьергард, прикрывающий отход основных сил и что русские преследу­ют их по пятам! Нас, пилотов, такая новость не обрадовала. Мы доложили нашему командиру, а тот в свою оче­редь, доложил о создавшейся ситуации в штаб полка. Все силы ада вырвались на свободу. Уже через час мы со всем нашим имуществом перелетели на аэродром в Большой Рудке к северу от Полтавы. Никто даже не удосужился оповестить наш дивизион о происхо­дящем вокруг. Позже мы узнали, что спустя несколько часов после нашего отлета, русские заняли Рогань. Нам удалось эвакуировать все оборудова­ние, самолеты и наземный персонал без потерь. Экипажи транспортных Ju 52, как это часто случалось в этот период, пришли к нам на помощь. Без вмеша­тельства транспортной авиации наш дивизион просто исчез бы бесследно.

Аэродром Большая Рудка пред­ставлял собой поле, на котором обо­рудовали взлетно-посадочную полосу. Мы прилетели и разместились на этом аэродроме словно балаган бродячих артистов. Вскоре мы начали совершать вылеты на север и северо-восток. Ник­то не знал где проходит линия фронта. Прежде всего нам нужно было устано­вить местоположение наших передовых отрядов. Многие части отстали и оказа­лись в окружении. Острие наступления противника глубоко вонзилось в нашу оборону по направлению к югу и юго-западу. Было несомненно одно - фронт прорван во многих местах и русские вышли на оперативный простор.

Наши механики показали себя ве­ликолепно. Мы летали от рассвета до заката. Главной задачей было нано­сить удары по танковым колоннам и по линиям снабжения. Местами нам удалось нанести русским ощутимый урон, но мы были не в силах остановить катящуюся на нас лавину. Кроме того, становилось ясно, что Stukageschwader, оснащенные Ju 87, уже не смогут дей­ствовать как прежде в условиях, сложив­шихся к осени 1943 года».

Действительно, одним из послед­ствий поражения под Курском стала запоздалая реорганизация штурмовой авиации. До этого времени все части пикирующих бомбардировщиков под­чинялись штабу бомбардировочной авиации, в то время как части штурмо­виков и скоростных бомбардировщи­ков «исторически» подчинялись ко­мандованию истребительной авиации. В результате реорганизации пикировщи­ки, штурмовики и скоростные бомбар­дировщики были выделены в особый класс - штурмовая авиация. Все суще­ствовавшие на тот момент Stukageschwader (1,2,3,5 и 77), за исклю­чением двух дивизионов, были офици­ально переименованы в Slachtgeschwader (или сокращенно - SG).

Как уже упоминалось два дивизи­она пикировщиков (II./StG 2 и I./StG 77) сохранили свою классификацию и продолжали действовать полуавто­номно. Чтобы заполнить образовав­шуюся брешь SchlG 1 расформирова­ли. I./SchlG 1 стал I./SG 77, a II./SchlG 1 стал II./SG 2. SchlG 2 также прекратил свое существование. Его смешали с SKG 10 и на их базе было сформиро­вано два новых полка: SG 4 и SG 10.

Не смотря на все переименования и переформирования, основу парка всех SG составляли прежние Ju 87. Fw 190 шли прежде всего на оснащение ис­требительных частей, входящих в сис­тему ПВО Рейха. Поэтому полки, дей­ствующие на Восточном фронте были довольно скудно оснащены. Их пере­вооружение началось только весной 1944 года. Следует учесть, что программа перевооружения сама по себе представлялась довольно длительным мероприятием. Дивизионы по очереди отводились в тыл, где проходили со­кращенный 6-8-недельный курс пере­подготовки, во время которого пило­ты получали совершенно новый для себя самолет, совершали на нем не­сколько подлетов, потом производили 15-20 вылетов в качестве ведомого у более опытного пилота и возвраща­лись на фронт. Так продолжалось до января 1945 года, когда программа пе­ревооружения штурмовой авиации была остановлена.

Поскольку оснащенные Fw 190 SG 10 и SG 4 прибыли на Восточный фронт только, соответственно, в кон­це 1943 и середине 1944 года, в битве на Курской дуге участвовали только два дивизиона I./SG 77 и II./SG 2. Эти же дивизионы оставались единствен­ными штурмовыми дивизионами на Восточном фронте, оснащенными Fw 190 до конца 1943 года. Располагая в общей сложности 40 боеспособными машинами, эти дивизионы мало что могли противопоставить наступатель­ной мощи 13 советских армий, двига­ющихся в юго-западном направлении.

В начале января 1944 года дивизи­он, счастливо перебравшийся из Рогани в Большую Рудку, отступил еще дальше на запад. Теперь база дивизи­она находилась в Малой Виске, в го­родке со странным названием, распо­ложенным в западу от Кировограда (В оригинале название украинского го­рода Малая Виска транскрибировали не «Malaya Viska», а почему-то как «Malaya Whisky», что означает малай­ский виски. Оставим Зигмунду Фрей­ду анализировать причину этой ошиб­ки -Прим.пер.). На этом же аэродроме располагались Bf 109G из II./JG 52. Дивизион, получивший новое обозна­чение II./SG 2, продолжал балансиро­вать на острие бритвы. Оберфельдфебель Герман Бухнер (Buchner) продол­жает свой рассказ:

«Зимой погода была не слишком хорошей. Видимость в лучшем случае составляла всего несколько километ­ров, облачность, легкий снег. Наше положение также было не слишком стабильным. Русские танки прорвали фронт у Кировограда. Дороги были запружены танковыми и транспортны­ми колоннами русских. Мы работали непокладая рук вместе с дивизионом пикирующих бомбардировщиков, а истребители из II./JG 52 прикрывали нас. Мы были в воздухе с утра до вече­ра и были очень не популярны среди русских. И они не замедлили ответить нам. В ночь 13 января советские танки захватили наш аэродром.

В полночь сигнал боевой тревоги разбудил спящих пилотов. Мы кварти­ровали в сельской школе. Нам прика­зали немедленно прибыть на летное поле и собраться по звеньям. Русские танки с пехотинцами на броне уже были в деревне и захватили восточный край аэродрома, где стояли машины II./JG 52. Советские танки давили са­молеты гусеницами. Один Т-34 въехал на крышу землянки, где помещался оперативный пункт II./JG 52 и прова­лился вовнутрь. Счетверенные 20-мм зенитные автоматы открыли огонь по пехоте противника. Мы. пилоты и ме­ханики, собрались на западном крае летного поля. Нам было приказано подготовить самолеты и другое обору­дование к уничтожению, если иваны прорвутся на нашу половину аэродро­ма. Сигналом к началу уничтожения должна стать зеленая ракета, пущенная со стороны нашего оперативного пун­кта. Уничтожив самолеты мы должны были пешком отступать на запад. Ночь была темной, хоть глаз выколи, стоял собачий холод. Где-то в 3 часа ночи из темноты вынырнула неясная фигура. Это был исполняющий обязанности командира II./JG 52 гауптман Зепп Хайбёк (Haibeck), который сообщил нам, что почти все самолеты его диви­зиона уничтожены прорвавшимися танками.

Наши 20-мм зенитки на автомо­бильном шасси выдвинулись в темно­ту, чтобы присоединиться к защитни­кам восточной части аэродрома. Тяже­лые 88-мм зенитки также открыли огонь по Т-34, причем удалось подбить несколько танков. А мы все стояли на ветру, мерзли и ожидали дальнейших приказаний. К рассвету бой начал за­тихать. С первыми лучами солнца над полем появилась тройка Не 111, кото­рые шли на низкой высоте с явным на­мерением разбомбить нашу половину аэродрома, полагая, что неприятель уже успел захватить все летное поле. Мы начали пускать опознавательные ракеты и остановили бомбардировщи­ки, которые уже изготовились к бомбо­метанию. Тем временем Ju 87 попыта­лись атаковать цели на восточном краю аэродрома. Мы видели, как по меньшей мере один из пикировщиков был сбит русским зенитным танком. К счастью экипажу машины удалось спастись.

Вся ночь прошла как в бреду. Ут­ром облегчения не наступило. Только примерно в 10 утра наши зенитки, под­держанные мотопехотой попытались закрыть брешь в обороне. Все русские танки были подбиты, а пехота или уничтожена или взята в плен. Мы смог­ли перевести дыхание. Наши Fw 190 уцелели, но все Bf 109 из II./JG 52 были уничтожены. Погиб один штабист из JG 52, раздавленный русским танком, провалившимся в землянку.

Днем мы вошли в наш обычный ритм. Командир дивизиона поставил новые за­дачи. Меня вместе с группой других пило­тов отправили в Умань, где мы должны были получить новые Fw 190".

Вскоре II./SG 2 отступил еще даль­ше - в Крым, где сначала базировался в Каранкуте, а затем в южной части Херсонеса, где соседствовал со все тем же II./JG 52. Практически уничтожен­ный во время ночного боя II./JG 52 располагал всего одним боеспособным Bf 109. A Fw 190A-5/U1 из II./SG 2 уча­ствовали в боях, завязавшихся в райо­не Крымского плацдарма. Обер-фельдфебель Герман Бухнер в то время воз­главлял смешанное звено, состоявшее из двух Fw 190 и двух Bf 109:

«В начале двенадцатого часа мы вырулили на взлетную полосу. Мой ведомый не заметил свежую воронку и закончил выполнение задания уткнув­шись носом в землю. Вырулив на ВПП я заметил, что меня ждет только один Bf 109, очевидно в той паре также воз­никли проблемы!

На борту Bf 109 красовались два черных шеврона (вероятно, если не наверняка, это был самолет команди­ра II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна (Barkhorn), который за время 2-й Мировой войны сбил 301 самолет противника и стал вторым по резуль­тативности пилотом люфтваффе, усту­пив первенство легендарному Эриху Хартману (Hartmann)). Пилот показал мне, что вести будет он. Мы взлетели и вскоре я заметил, что мой Fw 190 ничем не уступает Bf 109.

Мы летели над Черным морем на высоте примерно 1000 метров, когда наземный пост наблюдения передал сообщение: «Индейцы в гавани Сева, ханни 3-4» (Русские истребители в рай­оне Севастопольской гавани, высота 3000-4000 метров).

Мой ведущий продолжал набирать высоту, а я прикрывал его сзади и вни­мательно высматривал русские само­леты. Вскоре мы набрали высоту 4000 метров и с запада вышли к Севастопо­лю. Вдруг мы заметили истребители противника, они были чуть ниже нас. В моем шлемофоне раздался голос ве­дущего «Ату их!»

Мы снизились и атаковали против­ника. Это были Яки, мы кружили вок­руг них минут десять, но не смогли сбить ни одного истребителя. Вскоре противник отступил. Наземный пост наблюдения передал новый приказ: «Направляйтесь к Балаклаве, там большая группа Ил-2 и истребителей».

Bf 109 сбавил скорость и его пилот показал мне, чтобы дальше наше зве­но вел я. Теперь я шел впереди, а Мессершмитт прикрывал мой хвост. Вско­ре мы добрались до Балаклавы и уви­дели в воздухе разрывы снарядов на­шей зенитной артиллерии. Начался новый бой с Яками-9, на этот раз мне удалось сбить одного. Объятый пламе­нем истребитель противника врезался в землю. Оставшиеся Яки ушли на во­сток. Внизу показались русские штур­мовики, атакующие наши позиции в районе Балаклавы. Резко снижаясь, мы атаковали советские самолеты сзади. Дав несколько прицельных очередей, я смог поразить один из Илов, левое крыло которого охватил огонь. Само­лет перевернулся и рухнул на землю».

Это были две из 58 воздушных по­бед Германа Бухнера. Он попал в II./ SchlG 1 в феврале 1942 года, начало его боевой карьеры было не слишком ус­пешным. Бухнер был пять раз сбит, два раза прыгал с парашютом и два раза был ранен. На Восточном фронте Бухнеру удалось сбить 48 самолетов про­тивника, уничтожить такое же число танков и один бронепоезд. Бухнера наградили Рыцарским крестом и про­извели в лейтенанты. В конце войны лейтенант Бухнер летал на реактивном истребителе Me 262 и участвовал в Обороне Рейха, сбив 12 четырехмотор­ных бомбардировщиков, и был пред­ставлен к Дубовым листьям.

Во время боев на Крымском полу­острове в рядах II./SG 2 сражался один пилот, чьи достижения затмили резуль­таты всех других. Всего за шесть меся­цев боев самолеты люфтваффе сбили 604 советских самолета. Из них 247 пришлось на долю II./SG 2. Треть из них сбил лейтенант Август Ламберт (Lambert) из 5./SG 2. Всего за три не­дели он сбил более 70 самолетов, при­чем за один день ему удавалось одер­жать по 12, 14 и даже 17 побед! В мае 1944 года ему вручили Рыцарский крест, когда его общий результат пе­ревалил за 90. После того, как немцы покинули Крым Ламберт вернулся на инструкторскую работу, которой он занимался прежде чем в апреле 1943 года был направлен в II./SchlG 1. Опять на фронт Ламберт попал уже в последние недели войны, и только за тем, чтобы стать жертвой американских «Мустангов». Всего он сбил 116 само­летов противника, все победы были одержаны на Восточном фронте. Это был самый результативный пилот штурмовой авиации.

II./SG 2 оставался в Крыму на про­тяжении четырех месяцев, а в начале мая 1944 года эвакуировался в Румы­нию. Там II./SG 2 сначала базировал­ся с Бакау на одном аэродроме с I./SG 10. К тому времени программа перево­оружения частей пикировщиков нача­ла давать первые результаты. Уже семь дивизионов, оснащены Fw 190, дей­ствовало на южном и центральном участках Восточного фронта. «Среди­земноморцы» из SG 10 действовали тремя дивизионами, I./SG 10 и II./SG 10 базировались в Румынии и действо­вали вместе с II./SG 2. III./SG 10 дей­ствовал на юге Польши вместе с I./SG 77 (экс-I./SchlG 1) и только что прошед­шим перевооружение II./SG 77. На цен­тральном участке фронта действовал только один дивизион, полностью ос­нащенный Fw 190 - III./SG 1.

Немцы продолжали наращивать силы (в мае 1944 года семь дивизионов штурмовой авиации насчитывали в общей сложности 197 боеспособных Fw 190, то есть в три раза больше, чем в апреле). Контрнаступление Красной Армии, начавшееся под Курском уда­лось на время приостановить. Но пе­редышка была временной. В июне на­чалось наступление в Белоруссии (операция «Багратион»), в результате ко­торого части Красной Армии вышли к восточной границе Рейха.

Растущая численность штурмовой авиации, дала нацистам повод для оп­тимизма, не смотря на катастрофичес­кое положение на фронте. А что же делали все это время истребители Fw 190? К июню 1944 года силы советских ВВС оценивались в 13500 самолетов, в то время как число боеспособных Fw 190 упало до невероятно низкого уров­ня - их было всего 31!