Эффективная теплоизоляция полов в Ростове-на-Дону.

Самолеты асов

 

01.jpg

1.  Fw 190A-8 «черный двойной шеврон», капитан Пауль Хайнрих Дэне (Daehne), командир II./JG 1, Мекленбург, февраль 1945 года

Самолет Дэне был из числа тех Fw 190, что появились на Восточном фронте в 1945 году. Камуфляж и обозначения выполнены по одной из типичных для того времени схем. Красная полоса у хвоста обозначает принадлежность машины к авиа­ции ПВО Рейха. Это была одна из первых машин JG 1, переброшенных на восток. Есть вероятность того, что до Дэне на этом самолете летал прежний командир JG 1, майор Гер.манн Штайгер. На счету Дэне более 100 воздушных побед, из кото­рых 80 он записал себе на востоке. Часть из них он одержал в 1942/43 г.г., летая в составе JG 52, однако точно вычислить его успехи на Fw 190 в 1945 году не пред­ставляется возможным, так как архивы части утеряны. Капитан погиб 24 апреля 1945 года, во время боевого вылета на Heikel He 162 «Volksjaeger».

2.  Fw 190A-8, «желтая единица», майор Берна Галлович (Gallowitsch), командир 7./ JG 1, Гари/Узедом, март 1945 года

В противоположность машине Дэне, «Антон-8» Галловича не имеет полосы авиации ПВО Рейха. Вероятно, эта машина поступила в часть уже после переброски ее на восток. Обращает на себя внимание пятнистый камуфляж: и другая схема опознава­тельных знаков. Галлович дожил до конца войны, а за всю свою карьеру, включая службу в JG 51, записал на свой счет 64 победы, из которых 59 на Восточном фронте. Так­же не известно, сколько побед он одержал на Fw 190 в конце войны.

3.  Fw 190D-9 «черный двойной шеврон», оберлейтенант Оскар Ромм (Romm), ко­мандир IV./JG 3, Пренцлау, март 1945 года

Самолет Ромма несет стандартный камуфляж и опознавательные знаки, допол­ненные двойным шевроном командира группы. Машина заметно отличается от других истребителей «Дора-9», принадлежавшими штабу IV./JG 3, на которых отчетливо виднелись следы активной эксплуатации и многократного перекрашивания. Однако ни на одном из самолетов за крестом не было видно никаких знаков, указывающих на IV группу. Карьера Ромма также закончилась 24 апреля 1945 года, когда он вместе с Дэне попал в катастрофу. Ромм уцелел, но получил тяжелое ранение. К этому моменту на его боевом счету было 92 победы.

4.  Fw 190D-9, «черный шеврон и полоса», подполковник Герхард Михалъски (Michalski), командир JG 4, Одер, январь 1945 года

Этот самолет имеет несколько нети­пичный камуфляж:. Зимой 1944/45 года Михалъски летал на нескольких подоб­ных самолетах. Обозначения на самоле­те состоят из одиночного шеврона и полосы, проходящей слева и справа от креста. У хвоста видна черно-бело-чер­ная полоса ПВО Рейха - машину недав­но перебросили с Рейна на Одер. Михалъски, долгое время служивший в II./JG 53, а также летавший на Bf 109 над Сре­диземным морем, закончил войну, одер­жав на Восточном фронте 14 побед. Через девять месяцев после окончания войны он погиб в автокатастрофе.

5. Fw 190A-3, «черная единица», капитан Фридрих-Вильгельм     Штракельян (Strakeljahn), командир 14. (Jabo)/JG 5, Петсамо, северная Финляндия, июнь 1943 года

Ранний, стандартный для Восточного фронта тип окраски Fw 190, до введе­ния желтых полос быстрой идентифи­кации. На капоте двигателя эмблема эскадрильи - лук и бомба. К весне 1943 года самолеты с такой эмблемой на Восточном фронте составляли уже скорее исключение, а не большинство. Весной 1944 года Штракельян вместе со своей эскадрильей был переброшен в Италию, но вскоре вернулся на восток уже в должности командира II./SG 4. Он погиб в боевом вылете 6 июня 1944 года. Штракельян летал на штурмов­ки, но между делом сумел одержать девять воздушных побед.

6. Fw 190D-9, «черный шеврон и полоса», майор Герхард Баркхорн (Barkhorn), командир JG 6, Нижняя Силезия, январь 1945 года

«Дора-9» Баркхорна несет знаки, как на самолете Михалъски. Баркхорн, хотя и одержал 301 победу на Восточном фронте, пересев на Fw 190 не сумел уве­личить это число. Окраска и опознава­тельные знаки его самолета типичны для JG 6 в то время. Красно-бело-крас­ная полоса обозначает принадлежность самолета системе ПВО Рейха. Под ка­биной написано имя жены пилота - «Christl». Между плечами шеврона по­мещена небольшая белая пятерка. Эти обозначения оставались на машинах Баркхорна на протяжении всего его бо­евого пути.

02.jpg

7.  Fw 190A-8, «черный двойной шеврон», капитан Герберт Куча (Kutscha), коман­дир III./JG 11, Бранденбург, февраль 1945 года

Этот А-8 с упрощенными опознавательными знаками показывает альтернативный способ окраски самолетов в конце войны. На фюзеляже имеется полоса, говорящая о том, что прежде самолет входил в состав системы ПВО Рейха. Поскольку полоса была .желтого цвета, ее оставили после переброски самолета на Восток. Куча сбил свой первый самолет 14 декабря 1939 года (это был «Веллингтон»), затем летал на В/ 110. Закончил войну с 47 победами, из которых 14 одержал на Восточном фронте. Кроме самолетов он уничтожил большое количество наземных целей.

8.  Fw 190A-3, «черный двойной шеврон», капитан Генрих Краффт (Krafft), коман­дир I./JG 51, Йессау/Восточная Пруссия, август 1942 года

Самолеты А-3 в составе 1./JG 51 во время перевооружения части на базе в Йессау несли стандартный камуфляж: и опознавательные знаки, но не имели желтой по­лосы быстрой идентификации. На борту многих машин имелась эмблема: козочка на вершине горы. После того, как часть перебросили на Восточный фронт, эмбле­му закрасили, поскольку использование подобных эмблем было запрещено. Краффт вскоре погиб, 14 декабря его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии. К тому времени он имел на счету 78 побед.

9.  Fw 190A-5, «черный двойной шеврон», майор Эрих Ляйе (Leie), командир I./JG 51, Орел, май 1943 года

Эрих Ляйе - третий из летавших на Fw 190 командиров I. группы - был более удач­лив, чем его предшественники, поскольку смог продержаться на должности в те­чение почти двух лет. Его А-5 показан так, как он выглядел перед началом битвы на Курской Дуге. Летний камуфляж:, состоявший из пятен двух оттенков зелено­го цвета. Желтая полоса быстрой идентификации, которая прежде служила фо­ном для опознавательного знака, теперь смещена к хвосту самолета. В конце 1944 года Ляйе стал командиром JG 77, а 7 марта 1945 года погиб над Чехословакией после того, как его машину таранил Як-9. На Восточном фронте Ляйе одержал 75 побед, на Западном - 43.

10.  Fw 190А-3, «черный двойной шеврон», капитан Рудольф Буш (Busch), командир I./ JG 51, Иван-озеро/Россия, январь 1943 года

На «Антоне-3» Буша видно, как стра­дает техника в результате нескольких недель интенсивных полетов. Недавно наложенный зимний камуфляж: уже на­чал облезать. На самолете видны допол­нительные элементы быстрой иденти­фикации, а эмблема части замазана. Пробыв на командирской должности немногим более месяца, Буш погиб 17 января 1943 года. На его счету было око­ло 40 побед, из которых 5 на востоке.

11.  Fw 190A-3, «белая девятка», капи­тан Хайнц Ланге, командир 3./JG 61, Вязьма, декабрь 1942 года

А-3 Ланге покрыт неровным зимним камуфляжем. Хайнц Ланге из командира 3./JG 51 стал командиром IV группы, а за четыре недели до конца войны возглавил JG 51, став шестым и последним коман­диром. Его карьера началась в I./JG 51 30 октября 1939 года с победы над «Бленхеймом» в районе германо-голландской грани­цы. За четыре года службы на востоке он добавил к первой победе еще 69.

12.  Fw 190A-4, «желтая единица», обер-фельдфебелъ     Герберт     Баройтер (Bareuther), 3./JG51, Орел, июнь 1943 года

Еще одна машина I./JG 51, участвовав­шая в операции «Цитадель». Самолет Баройта заметно отличается от А-5, на котором летал Ляйе. Бортовые номера самолетов 3-й эскадрильи были темно-желтого цвета, который иног­да даже определяют как коричневый. Позднее Баройта перевели в IV./JG 3, где он погиб 30 апреля 1945 года, вылетев во главе 14-й эскадрильи на штурмовку советских войск севернее Пренилау. Всего Баройтер одержал 55 побед, все на востоке.

03.jpg

13.  Fw 190A-4, «желтая пятерка», лейтенант Йозеф Йенневайн (Jennewein), 3. JG 51, Орел, июнь 1943 года

А-4 Йенневайна служит примером еще одного типа камуфляжа, состоящего и пятен коричневого и зеленого цвета. Обращает на себя внимание более темный п, сравнению с полосой быстрой идентификации оттенок тактического номера. Йенневайн считал «пятерку» своим счастливым числом, поскольку в 1940 году он завоевал золотую медаль на международном чемпионате по горнолыжному спорту выступая именно под этим номером.

14.  Fw 190A-5, «черный двойной шеврон», капитан Фриц Лозигкайт (Losigkeit) командир III./JG 51, Курск, июль 1943 года

Это одна из первых машин Лозигкайта в период его десятимесячного пребывания на должности командира III./JG 51. Окраска самолета немного светлее стандар­тной, опознавательные знаки стандартные, горизонтальная полоса обозначает III., JG 51. В апреле 1944 года Лозигкайта назначили командиром JG 51, на этом посту он оставался в течение года, после чего его перевели на должность командира JG 7. Большинство из своих 68 побед он одержал на Восточном фронте, служа в составе JG 51.

15. Fw 1-90А-3, «белая единица», капитан Герберт Венельт (Wehnelt), командир 7. JG 51, Орел, январь 1943 года

На белом зимнем камуфляже видны следы активной эксплуатации самолета. Вер­хняя часть желтой полосы быстрой идентификации закрашена, чтобы затруд­нить обнаружение самолета сверху. К тому времени налеты советской авиации на немецкие аэродромы уже представляли серьезную проблему для люфтваффе. Петая в составе JG 51, Венельт одержал 36 побед (в том числе две победы на западе), и в августе 1943 года возглавил Ergaenzungsgruppe.

16.  Fw 190D-9, «белая единица», лейтенант Курт Танцер (Tanzer), командир 13./ TG 51, Шмолдов/Поморъе, апрель 1945 года

После долгого периода полетов на Bf 109, IV./JG 51 снова пересела на «фокке-вульфы» в самом конце войны. Самолеты А-8 и D-9 несли типичный камуфляж. На всех машинах на фюзеляже за крестом помещалась белая волнистая линия, означавшая принадлежность к IV группе. Желтая полоса быстрой идентификации отсутствовала. Из 143 побед 126 Танцер одержал на востоке. После войны он поступил ВВС ФРГ и в I960 году разбился на учебном самолете Т-33.

17. Fw 190A-8, «черная тройка с полосой», унтер-офицер Гельмут Ион (Johne), StabsstaffelJG 51, Мемель, ноябрь 1944 года

Три группы JG 51 в конце 1943 - начал 1944 года снова пересели с «фокке-вульфов» на «мессершмитты». Однако штабная эскадрилья продолжала летать на Fw 190 на протяжение всего своего пребывания на Восточном фронте. Система обозначений, принятая эскадрилье, также оставалась неизменной и состояла из знака командира JG то есть линии слева и справа от крест, на фюзеляже. Позднее линию заменил, индивидуальным номером. Значение желтой метки на коке винта неизвестно. Может быть это элемент быстрой идентификации для наземных частей. К тому времени немецкие солдаты открывали огонь по любым самолетам так как немецких машин в воздухе уже почти не осталось. Бытовала даже шутка: «самолет без камуфляжа - американский, самолет с камуфляжем русский, невидимый самолет - немецкий». Ионе успел одержать восемь побед, прежде чем был сбит советскими истребителями 9 февраля 1945 года.

18. Fw 190А-8, «черная шестерка и полоса», обер-фельдфебелъ Фриц Люддеке (Luddecke), Stabsstaffel JG 51, Орша, июль 1944 года

Короткое время в начале 1944 года на самолетах штабной эскадрильи летчики помещали женские имена (вероятно, жен или подружек), что было исключением для Fw 190 на Восточном фронте, обратите внимание, что в отличие от трех других машин эскадрильи, изображенных здесь, у этого самолета надпись «Hanni» не имеет белой обводки, Люддеке - эксперт с пятьюдесятью победами - был сбит огнем зенитной артиллерии в районе прусско-литовской границы 10 августа 1944 года.

04.jpg

19.  Fw 190A-8, «черное одиннадцать и полоса», лейтенант Гюнтер Хайм (Неут), Stab./JG 5, Цихенау, сентябрь 1944 года

«Tanja» Гюнтера Хайма выглядит по-восточному. С уверенностью можно ска­зать, что машина принесла ему удачу, поскольку из всех представленных тут лет­чиков эскадрильи, только Хайму удалось дожить до конца войны, одержав к этому времени более 20 побед.

20.  Fw 190A-8, «черное двенадцать и полоса», фельдфебель Иоганн Мербелер (Merbeler), Stab./JG 51, Нойкурен, Восточная Пруссия, ноябрь 1944 года Последняя из четырех машин штабной эскадрильи не имеет собственного имени. В составе эскадрильи Мербелер одержал более десяти побед, а в начале января 1945 года не вернулся из очередного вылета.

21.  Fw 190A-4, «черный двойной шеврон и полоса», подполковник Ханнес Траутлофт, командир JG 54, Красногвардейск, декабрь 1942 года

Белый зимний камуфляж: уже успел слегка облезть. Видны желтые элементы быс­трой идентификации и эмблема. Эмблема представляет собой зеленое «сердце» (эмблема самого Траутлофта) с наложенными на него гербами городов, где нахо­дились базы JG 54: Нюрнберг (слева вверху -1 группа), Вена-Асперн (сверху справа - II группа) и Йессау (с тремя дополнительными силуэтами Bf 109). В начале 1943 года подобного рода эмблемы были запрещены. В некоторых частях приказ проиг­норировали, но в JG 54 соблюдали жесточайшим образом, даже запрещая пилотам отмечать на борту истребителя одержанные победы. Смысл тактического знака на борту фюзеляжа неясен: двойной шеврон командира группы объединен с полосой командира JG 54. За неполных три года на Восточном фронте Траутлофт одер­жал 45 побед, после чего его перевели на работу в генштаб.

22.  Fw 190A-4, «белый шеврон и полоса», майор Губертус фон Бонин (von Benin), командир JG 54, Красногвардейск, август 1943 года

В отличие от «Антона-7» Траутлофта, машина фон Бонина несет стандартное обозначение командира JG 54. Обращает на себя внимание небольшая «семерка» над задней половиной линии. Стандартный пятнистый камуфляж:, обычные опознавательные знаки, «зеленое сердце» от­сутствует. Характерно для JG 54 по­ложение желтой полосы быстрой иден­тификации, которая представляет со­бой фон для бортового креста. В JG 5 желтую полосу почти сразу стали на­носить у самого хвоста.

23. Fw 190A-5, «белый шеврон и полоса», майор Губертус фон Бонин (von Bonin), командир JG 54, центральный участок Восточного фронта, ноябрь 1943 года Другая машина фон Бонина похожа на предыдущую. Белая «семерка» уступи­ла место черной «четверке». Что обо­значали эти цифры - неизвестно. Мало­вероятно, что они имели какой-то мис­тический смысл, а их последователь­ность исключает предположение о том, что это число когда-либо пилотирован­ных самолетов. Может быть, все ма­шины штабной эскадрильи несли на бор­ту командирский знак, а фон Бонин ле­тал на той, которая в данный момент была свободна. 15 декабря 1943 года фон Бонин погиб в районе Витебска, одер­жав к тому времени 64 победы.

24. Fw 190A-6, «белый шеврон и полоса», подполковник Антон Мадер (Mader), командир JG 54, Дерпт/Эстония, июль 1944 года

Антон Мадер, занявший место фон Бонина, сохранил в качестве эмблемы белый шеврон с полосой. Однако его машина не­сет совершенно другой камуфляж:, состо­ящий из пятен светло-зеленого и коричне­вого цвета. Этот камуфляж: хорошо под­ходил к условиям северного участка фронта, его часто носили разведывательные самолеты 1-го воздушного флота. Мадер заявил 86 побед, из которых 25 он одер­жал в период службы на Западном фронте и на Средиземноморье.

05.jpg

25.  Fw 190A-4, «черный двойной шеврон», капитан Ганс Филипп (Philipp), командир I./JG 54, Красногвардейск, январь 1943 года

На А-4 Филиппа свежий белый камуфляж. Видны обычные для Восточного фронта опознавательные знаки, а также знак командира группы. Свою первую победу Фи­липп одержал в Польше в 1939 году, летая в составе JG 76. П марта 1943 года он стал вторым немецким пилотом, сумевшим преодолеть рубеж в 200 побед. Через две недели он покинул JG 54 и возглавил JG1 на западе. 8 октября 1943 года его сбил американский Р-47. К тому времени Филипп имел 206 побед, все кроме 29 из кото­рых он заявил на Восточном фронте.

26.  Fw 190A-6, «черный двойной шеврон», капитан Вальтер Новотны (Nowotny), командир I./JG 54, Витебск, ноябрь 1943 года

Стандартный серый камуфляж (Werk Nr 410004) на большой площади замазан пятнами двух оттенков зеленого цвета. На этом самолете 14 октября 1943 года Новотны одержал свою 250-ю победу, заняв первое место в списке лучших пилотов люфтваффе. Обратите внимание на белую «восьмерку» (вероятно, это номер ста­рой, любимой машины) и дополнительное счастливое «тринадцать» у фонаря. Новотны был командиром I./JG 54 до февраля 1944 года, затем возглавил учебную часть, а потом его поставили командиром группы, летавшей на реактивных Me 262. 8 ноября 1944 года Новотны погиб в районе Ахмера, когда его самолет был сбит в бою с американскими бомбардировщиками и истребителями сопровожде­ния. Из 258 побед 255 Новотны заявил на востоке.

27.  Fw 190A-8, «черный двойной шеврон», капитан Франца Айзенаха (Eisenach), командира I./JG 54, Шрунден/Курляндия, ноябрь 1944 года

Айзенах (последний командир I./JG 54) в Курляндии летал на хорошо сохранившемся «Антоне-8». Окраска характерная для данного периода, опознавательные знаки в виде прощенных крестов на фюзеляже. Кок винта украшен белой спиралью. Айзенах, пер­воначально летавший на Bf110, одержал 129 побед, все на востоке.

28.  Fw 190А-4, «белая восьмерка», лей­тенант Вальтер Новотны (Nowotny), командир 1./JG 54, Красногвардейск, ноябрь 1942 года

Хорошо известный самолет, который выпадает из ряда безликих машин, на которых пилоты летали по очереди, в соответствии с графиком. Именно на этом самолете Вальтер Новотны при­нес 300 победу своей эскадрильи. Белая заливка балочного креста имеет какой-то нечистый оттенок. Весь самолет покрыт белым зимним камуфляжем.

29.  Fw 190A-4, «белая десятка», лейтенант Вальтер Новотны

Весной камуфляж этого самолета, не котором иногда летал Новотны, частично удален, в результате получилась необычная бело-зеленая мозаика. Знак группы - зеленое сердце - еще виден.

30.  Fw 190A-5, «белая пятерка», обер-лейтенант Вальтер Новотны ('Nowotny), командир 1./JG 54, Красногвардейск, июнь 1943 года

В июне, когда Новотны одержал над Ладогой свою сотую победу, знак группы и эмблема JG 54 уже не использова­лись. Этот А-5 в пятнистом камуфля­же, один из многих самолетов, на которых пилоты JG 54 летали по очереди.

31. Fw 190A-6, «черное двенадцать», лейтенанта   Гельмута   Веттштайна (Wettstein), командира 1./JG 54, цент­ральный участок Восточного фронта, 1943 год

Этот А-6, на котором летал следующий за Новотны командир 1-й эскадрильи, не имеет каких-либо тактических знаков, казывающих на часть. Камуфляж состоит из пятен двух оттенков зеленого вето и характерен для самолетов I./JG 4 летом 1943 года. Позже Веттштайна перевели во II./JG 54, где он командовал -и эскадрильей до конца войны.

06.jpg

32.  Fw 190A-8, «белая единица», лейтенант Хайнц Вернике (Wernicke), командир 1./JG 54, Рига-Скульте/Литеа, сентябрь 1944 года

Типичный камуфляж: для конца войны, упрощенные опознавательные знаки. Яркий и свежий тактический номер, очевидно, нанесен поверх закрашенного старого. Вернике начал свою карьеру в I./JG 54 весной 1942 года, и все свои 117 побед одержал в составе этой части. 27 декабря 1944 года он погиб в Курляндии, столкнувшись в воздухе со своим ведомым.

33. Fw 190A-8, «белое двенадцать», обер-лейтенант Йозеф Хайнцеллер (Heinzeller), командир 1./JG 54, Шрунден/Курляндия, ноябрь 1944 года

Еще один безликий «Антон-8», типичный для конца войны. Крест на фюзеляже выполнен по-другому, чем у предыдущего самолета. На коке винта белая спираль обозначает 1-ю эскадрилью. Хайнцеллер закончил войну, имея на счету 35 побед.

34.  Fw 190A-4, «белая девятка», фельдфебель Карл Шнёррер (Schnoerrer), 1./JG 54, Красногвардейск, январь 1943 года

«Квакс» Шнёррер долгое время был ведомый Вальтера Новотны и в начале 1943 года часто летал на «белой девятке», покрытой белым камуфляжем. Этот само­лет можно было бы использовать в качестве эталона использовавшихся опознава­тельных знаков, элементов быстрой идентификации и тактических знаков. От­сутствует только желтая метка, часто встречавшаяся на руле направления. 12 ноября 1943 года Шнёррер был тяжело ранен. К тому времени на его счету было 35 побед. Закончив лечение, он вернулся служить в качестве пилота реактивного Me 262. В составе JG 7 он сбил девять четырехмоторных бомбардировщиков, но был сбит над Гамбургом 30 марта 1945 года и снова получил тяжелое ранение.

35.  Fw 190A-4, «белая двойка», обер-фельдфебель Антон Дёбеле (Doebele), 1./JG 54, Красногвардейск, весна 1943 года

Антон Дёбеле, еще один член звена Новотны, летал на этой «белой двойке» с частично снятым белым камуфляжем, маскирующим самолет на фоне проталин «Зеленое сердце» еще видно, а эмблему группы с капота убрали. 11 ноября 1943 года Дёбеле погиб, столкнувшись в районе Витебска с другим немецким самолетом. К тому времени звено одержало 524 победы (Шнёррер был ранен на следующий день). Сам Дёбеле одержал 94 победы.

36.  Fw 190A-4, «белая тройка», фельд­фебель Петер Бремер (Bremer), 1./JG 54, Орел, июль 1943 года

На «Антоне-4» Бремера виден еще один вариант летнего камуфляжа в виде пя­тен двух оттенков зеленого цвета, применявшийся в I./JG 54. 13 июля 1943 года Бремере совершил вынужденную по­садку на территории, контролируемой со­ветскими войсками. К этому моменту он имел 40 побед, одержанных, на востоке.

37.  Fw 190A-4, «черная пятерка», капитан Ганс Гётц (Goetz), командир 2./JG 54, июль 1943 года

А-4 Гётца несет летний камуфляж: с нечеткой границей между пятнами двух оттенков зеленого цвета. Обратите внимание, вторые эскадрильи (2-я и 5-я) двух групп JG 54, действовавших на Восточном фронте носили черные, а не красные (как полагалось) тактические номера. От красного цвета отказались, чтобы не создавать путаницы с совет­скими звездами. Гётц начал служить в 2./JG 54 в январе 1940 года, но счет по­бедам начал лишь оказавшись на Вос­точном фронте, доведя его до 82. По­гиб 4 августа 1943 года.

38.  Fw 190A-4, «черное одиннадцать», фельдфебель Ганс-Иоахим Крошински (Kroschinski), 2./JG 54, Красногвардейск, февраль 1943 года

Еще один А-4 в зимнем камуфляже, при­чем камуфляж довольно потертый. Крошински долгое время служил в составе I./JG 54, одержал на Восточном фронте 75 побед, сбил американский бомбардировщик, будучи инструктором на западе, получил тяжелые ранения 24 декабря 1944 года в Курляндии.

07.jpg

39. Fw 190A-6, «желтая пятерка», обер-лейтенант Отто Киттель (Kind), 3./JG 54, Рига-Скулъте, август 1944 года

Ничто не указывает на то, что на этом самолете летал лучший пилот JG 54. Отто Киттель не искал громкой славы и все свои три с половиной года, проведен­ные на Восточном фронте, летал в составе «зеленых сердец». В первые месяцы боев, летая на Bf 109, он одержал 40 побед. Но большинство из своих 267 побед он одержал на Fw 190 и стал лучшим асом Восточного фронта из летавших на «фокке-вульфе». Киттель погиб 14 февраля 1945 года в Курляндии в бою с Ил-2, кото­рые были самым опасным противником немецких пилотов.

40.  Fw 190A-5, «желтая восьмерка», лейтенант Роберт Вайсе (Weiss), 3./JG 54, Орел, июнь 1943 года

«Баци» Вайсе первоначально летал в составе JG 26, затем два года прослужил на Восточном фронте, потом вернулся в Рейх и принял командование III./JG 54. дей­ствовавшей на Западном фронте. 29 декабря 1944 года Вайсе погиб в бою со «спитфайрами» в районе голландско-германской границы. Из своих 121 победы 90 были им одержаны на Восточном фронте, где он летал на таком Fw 190 в камуфляже из пятен двух оттенков зеленого цвета.

41.  Fw 190A-6, «черный двойной шеврон», майор Эрих Рудорффер (Rudorffer), ко­мандир II./JG 54, Иммола/Финляндия, июнь 1944 года

Так самолет Рудорффера выглядел во время кратковременного пребывания группы в Финляндии. Машина покрыта пятнами камуфляжа, на борту шеврон командира с тонким кантом, небольшая черная «единичка» внутри шеврона и полоса за крес­том, означающая II. группу. Обратите внимание на спираль на коке винта и цвет­ные метки на хвосте. Рудорффер был третьим (после Киттеля и Новотны) асом JG 54, одержав 136 из своих 222 побед. В конце войны, летая на Me 262, он одержал еще 12 побед.

42.  Fw 190A-6, «черная пятерка», обер-лейтенант Макс Штотц (Stotz), 5./JG 54, Сиверская, май 1943 года

После того, как с самолетов смыли бе­лый камуфляж, многие машины получи­ли новую характерную окраску, состо­явшую из пятен коричневого цвета и двух оттенков зеленого. На этом само­лете видны эмблемы группы и JG 54, а также черный номер звена. Летом 1943 года Штотц стал командиром 5./JG 54, но 14 августа 1943 года погиб в районе Витебска. На его боевом счету было 189 побед, из которых только 16 он одер­жал вне II./JG 54.

43. Fw 190A-6, «черная семерка», лейте­нант Эмиль Ланг (Lang), 5./JG 54, се­верный сектор Восточного фронта, лето 1943 года

Не у далось выяснить, действительно ли в II./JG 54 использовали краску песчано­го цвета или самолет Ланга сильно вы­горел. По сравнению с «черной пятер­кой», изображенной низке, цвета «се­мерки» заметно светлее. Все эмблемы частей закрашены. Ланг одержал 173 победы, из которых 26 на Западном фронте, куда был переведен на долж­ность начальника II./JG 26. Погиб 3 сен­тября 1944 года над Бельгией, когда его сбил Р-47.

44.  Fw 190A-4, «черное двенадцать», фенрих Норберт Ханниг (Hannig), 5./JG 54, Сиверская, май 1943 года

Еще один пример летнего камуфляжа самолетов II./JG 54 из пятен коричне­вого цвета и двух оттенков зеленого. Эта машина была получена частью не­давно и никогда не несла эмблем, закра­шенных у более старых истребителей.

45.  Fw 190А-4, «желтая шестерка», обер-лейтенант  Ганс  Байссвенгер (Beisswenger), командир 6./JG 54, Рельбика, февраль 1943 года

Зимний камуфляж:, частично счищенный, частично облезший. Байссвенгер служил в II./JG 54 с осени 1940 года (10 августа 1942 года стал командиром 5-й эскадрильи). Большинство из своих 152 побед он одержал, летая на Bf 109. На Fw 190 пролетал всего несколько недель, прежде чем был сбит над Ильменем 6 марта 1943 года.

08.jpg

46.  Fw 190A-9, «желтая единица», капитан Гельмут Веттштайн (Wettstein), ко­мандир 5./JG 54, Липава/Гробин/Курляндия, февраль 1945 года

Прослужив на должности командира 1./JG 54 (рисунок 31), Веттштайн закончил войну в Курляндии как командир 6-й эскадрильи. Его побитый «Антон-б» с упро­щенными опознавательными знаками типичен для конца войны. На счету Веттштайна значится восьмитысячная победа JG 54, которую он одержал 15 октября 1944 года в Курлянднии. Войну Веттштайн закончил с 43 победами.

47.  Fw 190A-8, «желтая единица», лейтенант Герд Тюбен (Thyben), командир 7./ JG 54, Липава-Гробин/Курляндия, январь 1945 года

Еще один пример обычного камуфляжа, на этот раз дополненного спиралью на коке винта. Тюбен сначала служил в JG 3 на юге Восточного фронта, а в апреле 1944 года его перевели в I1./JG 54. В конце войны он возглавил 7-ю эскадрилью. На Вос­точном фронте одержал 152 победы (плюс пять побед на западе), последняя из них 8 мая 1945 года. Это была последняя победа JG 54 во Второй Мировой войне.

48.  Fw 190A-4, «желтая двойка», обер-фельдфебель Генрих Штерр (Sterr), 6./JG 54, март 1943 года

Весной в II./JG 54 белый камуфляж снимали не целиком, а сегментами, открывая двухцветный зеленый камуфляж: Иногда добавляли черные пятна, которые в еще большей мере разрушали силуэт самолета. Штерр появился в H./JG 54 в 1942 году. В конце 1944 года его перевели в IV./JG 54 на территории Рейха. До того времени Штерр успел одержать 127 побед, из которых большинство, летая на «фокке-вульфе». 26 ноября 1944 года Штерр был сбит в бою с Р-51 в районе Вердена.

49.  Fw 190А-8, «белая тройка», обер-лейтенант Карл Брилль (Brill), командир 10./ JG 54, Лемберг (Львов)/Западая Украина, лето 1944 года

Новый «Антон-8» предназначался для обороны Рейха в составе IV./JG 54. Но ле­том 1944 года машину перебросили на Восточный фронт. «Белая тройка» - типичный самолет того времени. На капот двигателя изображен герб группы, представляющий собой стилизованный герб Кенигсберга на фоне зеленого сердца Под кабиной голова индейца Навахо эмблема 10-й эскадрильи (позднее 13-эскадрильи). Брилль записал 35 побед однако не известно, сколько из них одержал на востоке.

50.  Fw 190F-2, «черный шеврон и полоса», майор Альфред Друшель (Druschel), командир SG 1, Варваровка, лето 1943 года

Друшель (командир первого, оснащений го Fw 190 штурмового полка Schlachtgeschwader) летал на Fw 190F 2 с довоенным тактическим обозначением командира, а не обычным тройным шевроном командира SG. Друшель совершил около 800 боевых вылетах под Сталинградом, Курском и в Крыму. Точное число его побед неизвестно. После при черно года штабной работы. В декабре 1944 года он вернулся на фронт на дол­жность командира SG 4, действующе­го на западе. 1 января 1945 года Друшель погиб над Арденнами, во время налета на союзнический аэродром в рамках опе­рации «Боденплятте».

51.  Fw 190E-2, «черный двойной шеврон», капитан Георг Дёрффелъ (Doerffel), ко­мандир I./SG 1, Харьков, февраль 1943 года Пример окраски первых Fw 190, поступивших в SG. На машине Дёрффеля виден двойной шеврон командира группы и черный треугольник, обозначавший штурмовую авиацию. История этого знака восходит к концу 30-х годов, ког­да штурмовые группы летали на Hs 123. Первоначально треугольник также обо­значал группу в составе полка: в I группе треугольник помещали перед крестом, а во II группе - позади креста. Дёрффелъ одержал на востоке 30 побед. Позднее он командовал SG 4 в Италии и погиб во время боевого вылета западнее Рима 26 мая 1944 года.

52. Fw 190F-2, «черный шеврон», обер-лейтенант Карл Кеннель (Kennel), командир 5./SG 1, Варваровка, июль 1943 года Перед началом операции «Цитадель» в SG 1 отказались от использования черного треугольника в пользу удобной ситемы тактических обозначений, принятых в истребительной авиации: I группа не имеет никаких дополнительных обозначений, а II группа обозначалась горизонтальной линией. Машина командира эскадрильи обозначалась одиночным шевроном, а самолеты остальных летчиков - буквами (а не цифрами). Буквы наносились краской, обозначав­шей эскадрилью (белая, черная и зеленая). Кеннель дожил до конца войны, шея на счету 34 победы, из которых 31 держал на востоке.

09.jpg

53. Fw 190F-2, «белая А», лейтенант Фриц Зайффардта (Seyffardt), 6./SG 1, Укра­ина, май 1943 года

На машине Зайффардта видны белые знаки, характерные для 6./SG 1, после того, как эскадрилья пересела на «фокке-вулъфы». Прежде цветом эскадрильи был зеле­ный. Позднее Зайффардт служил в 5./SG 2, а закончил войну на должности коман­дира J2./SG 151. Одержал 30 побед.

54.  Fw 190F-2, «черная Т», обер-фельдфебелъ Отто Доммерацки (Dommeratzky), 8./SG 1, южный участок Восточного фронта, сентябрь 1943 года Домерацкий, служа в полусамостоятельной эскадрильи 8./SG 1 осенью 1943 года, летал на этом Fw 190F-2. Кроме «фокке-вульфов» эскадрилья также располагала Hs 126. Позднее его перевели в 6./SG 2. В конце войны он имел 38 побед. 13 октября 1944 года Домерацки был сбит американцами над Чехословакией.

55.  Fw 190D-9, «черный шеврон и полоса, полковник Ганс-Ульрих Руделъ (Rudel), командир SG 2, Гроссенхайн, апрель 1945 года

Рудель был самым знаменитым летчиком люфтваффе. Он был единственным кавалером Золотых Дубовых Листьев к Рыцарскому кресту. Большую часть войны он пролетал на пикировщике Ju 87. Свою привязанность к «штуке» он хранил еще долго после того, как другие части перешли на штурмовую модификацию «фокке-вульфа». В последние недели войны ему все же пришлось пересесть на Fw 190. На его машину перенесены обозначения со старого Ju 87. На счету Руделя значатся потопленный линкор, крейсер, эсминец, 70 десантных барж, 500 танков, 800 автомашин, 150 орудий, четыре бронепоезда, множество мостов. На этом фоне девять воздушных побед не впечатляют.

56. Fw 190F-2, «черный двойной шеврон», майор Хайнц Франк (Frank), командир II./ SG 2, Каранкут/Крым, апрель 1944 года

Стандартный двойной шеврон командира группы перед крестом на борту этого F-2, принадлежавшего Хайнцу Франку, ветерану штурмовой авиации, который на­чал свою боевую карьеру в Польше и Франции, летая на Hs 123. Франк был случайно ранен пистолетной пулей в бедро и умер в госпитале 7 октября 1944 года. Восемь воздушных побед.

57.  Fw 190F-9, «черный двойной шеврон и двойка», майор Карл Кеннель (Kennel), командир II./SG 2, Бергенд/Венгрия, де­кабрь 1944 года

F-9 Кеннеля, который с должности ко­мандира 5./SG 1 перешагнул на долж­ность командира H./SG 2, несет харак­терный для зимы 1944/45 г.г. камуфляж. Угроза штурмовикам со стороны ис­требителей противника было велико как в воздухе, так и на земле. Поэтому нос самолета выкрашен в черный цвет, а элементы быстрой идентификации на­ложены только на нижние поверхнос­ти самолета.

58. Fw 190F-8, «черный шеврон», лейте­нант Германн Бухнер (Buchner), коман­дир 4./SG 2, Зилитея/Румыния, июнь 1944 года

Белая буква «L» на борту самолета зак­рашена. Под кабиной изображение головы индейца. На первый взгляд голова похожа на эмблему 10./JG 54 (рисунок 49), но в действительности это личная эмблема Бухнера, который он использо­вал еще будучи командиром 4./SG 2 (лето 1944 года). Еще раньше Бухнер летал в 6-й эскадрильи Блекманна, в за­дачу которой входило сопровождать пикирующие Ju 87 SG 2. Осенью 1944 года Бухнер пересел на Me 262, имея к тому времени 46 побед. Летая в соста­ве III./JG 7, сбил 12 тяжелых американ­ских бомбардировщиков.

59.  Fw 190A-5, «черная G», обер-фельдфебель Август Ламберт (Lambert), 5./ SG 2, южный участок Восточного фронта, конец 1943 года

Немного потрепанный обычный само­лет. В ходе боев в Крыму в 1944 году боевой счет Ламберта рос как на дрож­жах: за три недели боев под Севасто­полем Ламберт заявил 70 побед, доведя счет до 90! Затем Ламберта перевели на должность инструктора, а в конце войны он снова летал, на этот раз в со­ставе 8./SG 77. Его «черную девятку» истребители Р-51 сбили 17 апреля 1945 года в районе Дрездена. К тому времени Ламберт был автором 116 побед.