Север, Юг и ночи.

 

Щит истребительных подразделе­ний люфтваффе, закрывающий с Запа­да границу «тысячелетнего» Рейха, протянулся от Атлантики до Дании. Теперь пришла пора расширить его дальше на севере - через пролив Ска­геррак в Норвегию. В Скандинавии базировались группы 5-й истребитель­ной эскадры; две группы действовали с аэродромов Финляндии на северном участке Восточного фронта, еще две прикрывали побережье Норвегии от возможного вторжения войск союзни­ков. Первой летом 1942 г. для перево­оружения истребителями Fw-190 была отобрана I./JG-5 гауптмана Герхарда фон Вехрена.

По сравнению с размахом воздуш­ной войны над Ла-Маншем, над запад­ным побережьем Норвегии царило оперативное затишье. При минималь­ной активности авиации союзников смертельную опасность для летчиков представляло сочетание оснащенного капризным двигателем нового самоле­та, гористой местности и непредсказу­емой погоды. За первые девять меся­цев эксплуатации Fw-190 I группа 5-й эскадры потеряла шестерых летчиков -всех в авиакатастрофах. Еще нескольким парням удалось отделаться ранениями, непропорционально большое количе­ство самолетов пришлось списать.

Первого заслуживающего упоми­нания успеха пилоты группы добились почти случайно. 25 сентября 1942 г. четверка Fw-190 совершала перелет из Ставангера в Осло, где самолеты дол­жны были символизировать мощь люфтваффе на празднике норвежских нацистов. Примерно через час после прилета фокке-вульфов в Осло, пило­ты получили информацию и группе двухмоторных бомбардировщиков, державших курс на Осло-фьорд. Бом­бардировщиками предположительно являлись британские «Бостоны». Мес­тные «тролли» не смогли найти нор­мальных стартеров для запуски двига­телей истребителей Fw-190. От соб­ственных стартеров удалось запустить моторы лишь на двух истребителях, которые и поднялись на перехват. Летчики I./JG-5 встретили противника менее, чем через минуту после взлета -бомбардировщики находились всего в 10 км от Осло. Прямо над центром сто­лицы Норвегии один их двухмоторных самолетов короткой очередью сбил унтер-офицер Эрих Клейн, самолет противника упал в озеро. Ведомый Клейна также попал, однако он толь­ко вывел из строя один мотор, а само­лет сбить не сумел. Изучение обломков сбитой Клейном машины позволило установить ее тип - никакой не «Бос­тон», а - «Москито»! Четверка «Москито», взлетевшая с аэродрома Лючарс в Шотландии, должна была разбом­бить здание гестапо в Осло, но пило­ты Fw-190 сорвали налет.

Небо Норвегии по-прежнему оста­валось сравнительно спокойным. В начале 1943 г. имели место всего два воздушных боя между британскими и германскими самолетами. В апреле 1943 г. I./JG-5 опять получила на воо­ружение мессершмитты Bf.109.

К этому времени базировавшаяся в Тронхейме IV группа гауптмана Ган­са Кригеля в дополнение к имевшимся на вооружении мессершмиттам Bf.109 получила несколько Fw-190. Актив­ность группы была столь низкой, что в ней отмечен случай ... дезертирства на фронт: летчик перелетел в Финлян­дию, где можно было понюхать поро­ху в боях с «красными соколами». Как же иначе Крест-то Железный полу­чить! Новичок жутко завидовал вете­ранам Восточного фронта, имевшим на своем счету сбитые - парень совер­шил более 60 «боевых» вылетов, ни разу не встретив в воздухе самолетов противника.

Короткая вспышка активных дей­ствий авиации в этом полярном реги­оне отмечена в конце 1943 г. Летчики группы Ганса Кригеля несколько раз перехватывали британские «Бофайтеры» (не только перехватывали, но и сбивали), а унтер-офицер Вилли Зюртц из 12-го стаффеля даже умудрился за­валить «Москито». Затем вплоть до весны 1944 г. над Норвегией установи­лось обычное для действий авиации обоих сторон в этом регионе затишье. Весной же ситуация начала постепен­но меняться. Так 30 марта летчики IV./ JG-5 сбили семь «Бофайтеров», а в мае тройка «Хеллкэтов» с британского авианосца обстреляла побережье (это называется «эскалация воздушной вой­ны!!!»). В конце августа 1944 г. IV не­долгое время действовала в Финлян­дии, прикрывая эвакуацию из этой страны германских войск. В октябре самолеты IV./JG-5 базировались на западном побережье Норвегии, бок о бок с частично перевооруженной фокке-вульфами III группой 5-й эскадры. Авиация союзников изредка соверша­ла рейды через Северное море, но ос­новную угрозу для летчиков 5-й эскад­ры по-прежнему представляло «сочета­ние гористой местности с непредсказу­емой погодой». Обер-лейтенант Вернер Гейко, по его собственным словам, «открыл сезон купания 1945 г.» - 25 марта офицеру пришлось сажать в море фокке-вульф с отказавшим дви­гателем. К счастью для Гейко, его вов­ремя спасли. Совершенно очевидно, что едва ли не все победы, занесенные на боевой счет JG-5, одержаны пилотами двух групп, воевавших на Bf.109 на Восточ­ном фронте. Все стаффели группы в хаосе последних военных месяцев пе­ремешались. В мае 1945 г. истребите­ли FW-190A-8 из III./JG-5 и IV./JG-5 базировались на трех аэродромах, рас­положенных в окрестностях Осло, Ставангера и Тронхейма; здесь они и встретили окончание войны.

Контрастом трехлетнему бездей­ствию на Севере вооруженных Fw-190 подразделений люфтваффе, выглядят короткий, но яркий период действий фокке-вульфов в Северной Африке -самом южном для Германии театре военных действий.

После перевода «Антека» Больца на должность командира I./JG-2, II группу эскадры «Рихтогофен» факти­чески возглавлял обер-лейтенант Адольф Дикфельд. В середине ноября группа прибыла в Тунис с остановкой в Сан-Пьетро на Сицилии. Обладатель Рыцарского креста с дубовыми листь­ями Дикфельд являлся выдающимся летчиком-истребителем - он одержал на Восточном фронте более ста побед. Среди подчиненных аса имелось еще два кавалера Рыцарского креста: обер-лейтенант Курт Бюхлиген и лейтенант Эрих Рудорфер - командиры соответ­ственно 4-го и 6-го стаффелей. Оба летчика одержали на Западе более чем по 20 побед в воздушных боях. Следует отметить, что на момент перебазирова­ния в Тунис Рудорфер отлеживался в парижском госпитале после полученно­го ранения. Эта троица сбила больше половины из 150 записанных на счет группы в Северной Африке самолетов.

После прибытия в Северную Афри­ку II./JG-2 стала подчинятся штабу 53-й истребительной эскадры, которой командовал в то время обер-лейтенант Гюнтер Фрейхер. Действуя сначала с аэродрома Бизерта, а с декабря - с аэродрома в Тиннджя-Юг фокке-вульфы II./JG-2 часто летали на боевые за­дания вместе с мессершмиттами из JG-53. Летчики выполняли полеты на сво­бодную охоту, перехват бомбардиров­щиков противника, сопровождали ис­требители-бомбардировщики Fw-190 из III./ZG-2 (позже - III./SKG-10). По мере ухудшения положения войск дер­жав Оси в Северной Африке самолеты II./JG-2 все чаще привлекались к нане­сению ударов по наземным целям.

Боевой счет II группы 2-й истреби­тельной эскадры открыл 21 ноября Курт Бюхлиген - он сбил «Спитфайр V», это был первый из десяти сбитых в этот день летчиками II./JG-2 британс­ких самолетов. Внезапное появление в Северной Африке истребителей Fw-190 стало крайне неприятным сюрпри­зом для пилотов «Спитфайров». Ранее летчики союзников имели здесь дело только с мессершмиттами, но многие хорошо знали, или даже испытали на своей шкуре над Ла-Маншем, насколь­ко тяжело драться на «Спитфайре V» против Fw-190, особенно если в каби­нах фокке-вульфов сидят «эксперты». В свою очередь и пилоты фокке-вуль­фов встретили новых противников: помимо хорошо знакомых им «Спит­файров», «Бостонов» и даже В-17, над Северной Африкой летали американ­ские истребители Р-38, Р-40 и Р-39. Однако американские машины в луч­шем случае были равны по характери­стикам самолету конструкции Курта Танка - боевой счет II группы посто­янно рос. Так 3 декабря Бюхлиген сбил парочку двухфюзеляжных «Лайтнингов», а фельдфебель Курт Гёльтц сбил один Р-39. 30-летний унтер Гёльтц был типичным «старым зайцем» («Alter Hase») - ветераном люфтваффе, в Туни­се он сбил достаточно самолетов, для того чтобы считаться четырежды асом.

К середине декабря от ран оправил­ся Эрих Рудорфер. Получив в Бьюмон-ле-Роджер, он своим ходом прибыл в Тунис. Рудорфер присоединился к груп­пе в Бизерте, еще до перебазирования в Тиннджю-Юг. Группа перелетела на новый аэродром 17 декабря. 18 декабря Рудорффер одержал свою первую в Се­верной Африке победу - сбил на малой высоте «Спитфайр» в районе Мэтью.

В начале 1943 г. II./JG-2 перевели в Кайроуан, который стал основной оперативной базой группы до конца кампании в Северной Африке. На но­вом месте 8 января едва не отдал богу душу гауптман Альфред Дикфельд, когда на взлете перевернулся его истре­битель. Для Дикфельда кампания в Северной Африке завершилась - над Тунисом он успел сбить 18 самолетов противника. После лечения Дикфельд получил назначение командиром II./JG-11, принимал участия в обороне Рейха от налетов бомбардировщиков союзников, затем занимал высокие посты в министерстве авиации.

На следующий день произошло еще одно летное происшествие: на взле­те перевернулся самолет унтер-офице­ра Гейнца Шульце из 4-го стаффеля, Шульце остался жив. Через двое суток в подобном инциденте чудом остался жив унтер-офицер Альфред Зоннтаг – каким-то чудом он не дал перевернут­ся фокке-вульфу на взлете, оторвал его от земли и выпрыгнул с парашютом раньше, чем земля вновь потянула к себе Fw-190.

В воздухе, между тем, хозяйнича­ли ставшие «торговой маркой» группы люди: Бюхлиген и Рудорффер. Каж­дый из них сбил 18 января по истреби­телю союзников. 3 февраля пилоты II./ JG-2 сбили несколько самолетов про­тивника, в том числе два Р-39, два Р-40 сбил Курт Бюхлинген. Через шесть дней настал день Эриха Рудорффера. 9 февраля он записал на счет группы восемь из 16 одержанных в тот день в воздушных боях побед. Поразитель­ный факт: восемь самолетов Рудорф­фер сбил всего за 15 минут! Эрих Рудор­ффер сменил на посту командира II./JG-2 раненого Дикфельда. Ас исповедовал тактику «пикирование - свеча», такой же стиль ведения боя исповедовал легендар­ный Ганс-Йохим Марсель в начале Африканской кампании. Такие маневры фокке-вульфу подходили даже больше, чем мессершмитту:

- Ты мог свободно атаковать хоть снизу, хоть сверху. Секрет заключался в том, чтобы сделать работу одним за­ходом. Я обычно открывал огонь с дистанции 50 метров и предпочитал наносить удар на пикировании. В Аф­рике истребители союзников практи­ковали «Lufbery» - оборонительный круг, когда самолеты прикрывают хво­сты друг друга. Часто самолеты в кру­ге начинали скольжение, за счет чего удавалось сбить многих.

Рудорффер так вспоминал о схват­ке 9 февраля 1943 г.:

-  Бой произошел в 180 км южнее Туниса. Мы получили сообщение, тог­да наша группа сидела в Кайроуане, о появлении группы бомбардировщиков противника, летевших в сопровожде­нии истребителей (бомбардировщики - В-17 «Летающая Крепость» из 301-й бомбардировочной группы, истреби­тели - Р-38 «Лайтнинг» из 1-й истребительной группы ВВС США. объект налета - аэродром Кайроуан). Один стаффель находился в готовности №1, в числе других летчиков в кабине фокке-вульфа в готовности к взлету си­дел и я. Я всегда взлетал последним, чтобы успеть получить последние дан­ные о курсе, высоте, скорости и точке места противника. В этот раз мое зве­но также пошло на взлет последним. Мы были уже в воздухе, когда услы­шали по радио: «dicke Autos und Indianer» («Жирные автомобили и ин­дейцы» - тяжелые бомбардировщики и истребители). Они приближались с за­пада. Группа самолетов противника состояла из 24 бомбардировщиков В-17, 18 истребителей Р-40 и 20 «Лайтнингов», плюс порядка двух десятков «Спитфаров», а может - «Харрикейнов». Я точно видел несколько «Харрикейнов». Мы набрали высоту 7000 метров, бомбардировщики шли ниже нас, истребители Р-40 - выше.

- Когда мы пошли в атаку на бом­бардировщики, на нас сверху упали истребители фирмы Кертисс - воздуш­ный бой начался. Через короткое вре­мя медлительные Р-40 собрались в обо­ронительный круг. Шестерых из этого круга я снял за семь минут, первого в 13.59, шестого - в 14.06. Круг развалился - каждый спасался как мог. Ниже я заме­тил несколько «Лайтнингов», несмотря на то, что мы имели в тот момент всего четыре Fw-190, я повел своих в атаку. В двух заходах, пикирование - набор вы­соты, я сбил два истребителя Р-39. Во­семь побед в одном бою - насколько я помню это был мой лучший день!

Тогда аэродром Кайроуан избежал серьезных повреждений, но он продол­жал оставаться лакомой целью для авиации союзников. Массированный налет 23 февраля стоил жизни обер-лейтенанту Вольфу фон Бюлову, а гауптман Хюншильд был ранен. Аэро­дром Кайроуан делили с фокке-вульфами II./JG-2 истребители-бомбарди­ровщики из III./ZG-2.

Обер-лейтенант Бюхлиген над Матею сбил очередной «Спитфайр» 3 мар­та. На поверку «Спитфайр» оказался совсем не очередным - впервые в Се­верной Африке летчик люфтваффе одержал победу над «Спитфайром IX». Перевооружение эскадрилий RAF, действовавших в Северной Африке, со «Спитфайров V» на «Спитфайры IX», мало отразилось на действиях пилотов II./JG-2: группе оставалось воевать в Тунисе всего лишь месяц. Трагическим контрапунктом победы Бюхлигена над «девяткой» 3 марта 1943 г. стала гибель фельдфебеля Рихарда Эбельсбахера, чей Fw-190 по ошибке сбил в тот же день над Ферривиллем летчик мессершмитта.

Последними жертвами «рихтгофенов» в Северной Африке стали два бомбардировщика В-17, сбитых Бюхлигеном и Рудорффером 12 марта над Соусси. С провалом наступления гер­манских войск в районе Кассеринского прохода близкий крах держав Оси в Северной Африке стал очевидным. II./ JG-2 в середине марта вернулась в се­верную Европу, здесь Эрих Рудорффер был окончательно утвержден команди­ром группы и практически сразу на­чался обратный процесс перевооруже­ния - замена Fw-190 на Bf.l09G-6.

За четыре месяца боев в Северной Африке летчики II./JG-2 сбили при­мерно 150 самолетов союзников, собственные боевые потери составили во­семь самолетов, еще восемь Fw-190 было потеряно в результате летных происшествий, а два - сбиты «друже­ственным» огнем (один - зенитками, второй - мессершмиттом).

Середина марта не стала конечной точкой в истории боевого применения самолетов Fw-190 из 2-й истребитель­ной эскадры люфтваффе на Средизем­номорье. 22 января 1944 г. союзники высадили десант в Анцио, отсюда до Рима было всего 45 км. Среди других подразделений люфтваффе, перебро­шенных с Италию с задачей оказать содействие сухопутным войскам в раз­громе десанта оказалась I./JG-2 майо­ра Эриха Хохагена, на вооружении группы состояло 26 истребителей Fw-190А-6. Самолеты I./JG-2 базирова­лись сначала в Кастиглионе-дель-Ларго, затем - в Канино, район Витербо. Положение дел в Италии сильно отли­чалось от обстановки в Северной Аф­рике - господство в воздухе авиации союзников было абсолютным. Сравни­те масштабы: 17 февраля позиции не­мецких войск в районе Анцио бомби­ло 800 бомбардировщиков! Понятно, что группка самолетов и летчиков из I./JG-2 изменить ситуацию не имела возможности.

Как бы то ни было, но некоторые пилоты группы сумели нарастить свой личный счет даже в таких условиях. За короткий срок пребывания в Италии командир 1./JG-2 лейтенант Зигфрид «Вамм» Лемке - один из них. Однако, в целом потери I./JG-2 перевешивали личные достижения отдельно взятых асов. Соотношение в боях над Анцио составляло примерно один Fw-190 на 20 «Спитфайров», а то и больше. Аэро­дромы, на которых базировались само­леты люфтваффе подвергались не толь­ко налетам «Мародеров» из 12-й воз­душной армии, по ним работали и тя­желые бомбардировщики 15-й воздуш­ной армии ВВС США.

Избиение было прервано в конце марта 1944 г., когда I./JG-2 вернули во Францию. В первую неделю апреля группа перебазировалась на аэродром Мариньян (в настоящее время здесь находится вертолетный испытатель­ный центр консорциума Еврокоптер). Вот только когда была поставлена точ­ка в истории боевого применения ис­требителей Fw-190 на Средиземномор­ском театре военных действий.

Неким отклонением от основной концепции боевого применения истре­бителей Fw-190 на Западе выглядит их использование в качестве ночных ис­требителей-перехватчиков, сначала -над Ла-Маншем, затем непосредствен­но над Рейхом. Первые Nachtjagdgeschwader появились в начале лета 1943 г. Состоявшие на вооружении ночных истребительных групп двухмоторные самолеты не обладали доста­точной скоростью для успешного пе­рехвата все возраставшего количество британских «Москито», наводнявших ночное небо над Германией. Тогда ста­ли экспериментировать со специаль­ным образом доработанными Fw-190. Для наведения одноместных ночников применялась наземная система «Himmelbett». К примеру, в II./NJG-1 имелось два Fw-190. В составе других подразделений (в частности Stab и III./NJG-1, IV./NJG-3) были даже сформи­рованы Nachtjagdkommandos Fw-190. Увы. практика показала, что превос­ходство в летных характеристиках Fw-190 перед стандартными ночниками Bf.110 и Ju-88 не компенсирует слож­ность полетов на одноместных само­летах в темное время суток.

Параллельно шла еще одна про­грамма, призванная сделать из Fw-190 ночной перехватчик, речь идет о так называемой концепции «Wilde Sau» -тактике «дикого кабана». «Кабан» по­лучился более успешным. Концепция заключалась в управлении действиями одноместных истребителей посредством наземных РЛС, атаки же осуществлялись визуально - по подсвеченным снизу про­жекторами силуэтам бомбардировщи­ков RAF. Операции в рамках «Дикого кабана» напрямую относятся к обороне Рейха, поэтому будут рассмотрены ниже, в отдельной главе.

Последней попыткой превратить Fw-190 в полноценный ночной истре­битель стала установка на самолет бор­товой РЛС. 1 января 1944 г. приступила к несению боевого дежурства осна­щенная такими самолетами Nachtjagdgruppe 10. Группа базирова­лась под Берлином, на аэродроме Вернючен. Командиром Nachtjagdgruppe 10 был назначен майор Рудольф Шонерт (на Восточном фронте в должно­сти командира I./NJG-100 одержал 35 ночных побед). Фактически, Nachtjagdgruppe 10 представляла со­бой испытательное подразделение, предназначенное для отработки радио­локационной техники. 1-й стаффель группы имел на вооружении одномо­торные Fw-190 и Bf.109, летчиков ко­торых отобрали в подразделениях «Wilde Sau». На самолеты устанавлива­ли РЛС разных типов, но наиболее удач­ным был признан радиолокатор FuG-217 «Нептун Л». Оборудованные таки­ми РЛС самолеты Fw-190 внешне отли­чались торчащими из фюзеляжа перед и за кабиной штыревыми антеннами.

Оснащенные «Нептунами» истре­бители Fw-190 использовались летом 1944 г., они даже имели некоторый ус­пех. Стаффелькапитан Фридрих-Карл Мюллер, всем известный «Nasen-Muller» (носатый Мюллер), одержал на Fw-190 с РЛС FuG-217 «Нептун Л» единственную в I./NJGr.10 победу -сбил в мае над Берлином «Москито».

Бывший летчик Люфтганзы 32-летний «носатый Мюллер» (прозвище Фрид­рих-Карл получил, конечно же, за ха­рактерный выступ на лице, однако прозвище позволяло другим летчиком отличать его от другого ночного лет­чика-истребителя - не менее знамени­того Фридриха-Карла Мюллера по прозвищу «Тутти» из JG-3) будучи «ди­ким кабаном» одержал 23 ночные побе­ды, в том числе в ночь с 23 на 24 августа 1944 г. он сбил сразу три самолета.

Одномоторные истребители в час­тях ночников не прижились. На воо­ружении l./NJGr.10 в августе 1944 г., когда личный состав группы послужил основой для формирования 2./NJG-11, все еще оставалось несколько Fw-190 с РЛС. Самолеты продолжали поднимать­ся в ночное небо Германии в надежде подкараулить «Москито» еще несколь­ко недель. В конце года ночных истре­бителей Fw-190 уже не существовало.