Самолеты асов

 

01.jpg

1.  Fw-190A-4 «двойной черный шеврон» командира I./JG-1 гауптмана Фрица Лосигкейта, Арнем/Дилин, Голландия, весна 1943 г.

Самолет изображен так, как он выглядел вскоре после реорганизации группы в на­чале апреля 1943 г. На капоте двигателя изображена эмблема «дьявол в облаках», перешедшая вместе со сменой номера от IV./JG-1 к I./JG-1. Окружность на фюзе­ляже ближе к хвостовому оперению - идентификационный знак I./JG-1 - закраше­на серой краской. Новая символика быстрой идентификации самолетов I./JG-1 -горизонтальные полосы черного и белого цвета на капоте мотора. Оконечность кока воздушного винта окрашена в зеленый цвет, что указывает на принадлеж­ность самолета к штабу группы. Панель желтого цвета снизу капота двигателя -своеобразная дань традиции, такие знаки быстрой идентификации в обязательном порядке имели Bf. 109 в начальном периоде воздушной войны над Ла-Маншем. На борту фюзеляжа в районе выхлопного коллектора изображены зубцы черного цве­та с белой обводкой - летчики Fw-190 часто изображали в этих местах что-ни­будь «красивое» черного цвета в надежде сделать не слишком заметной осевшую на борт фюзеляжа сажу от выхлопов двигателя BMW-801. Непосредственно низке пилотской кабины видна эмблема 1-й эскадры, геральдический щит с мальтийским крестом. Национальные флажки символизируют страны, с которыми Лосигкейт сражался, слева направо флаги Испании (в Испании летчик был сбит и попал в плен к республиканцам), Бельгии, Нидерландов, Франции и Великобритании. Три после­дних флажка - страны, в которых Лосигкейт проходил службу: Япония (в долж­ности военно-воздушного атташе при посольстве Германии в Токио), Норвегия, Дания. В июне 1943 г. Фриц Лосигкейт был направлен на Восточный фронт коман­диром III./JG-51, позже он стал командиром 51-й эскадры, а в последние недели войны - командиром JG-77. Часть своих 68 побед, включая один четырехмоторный бомбардировщик, он одержал на Западе.

2.  Fw-190A-7 «белая 9» командира 1./JG-1 гауптмана Альфреда Гриславски, Липпспринге, апрель!944 г.

На примере самолета Гриславски можно увидеть какие изменения произошли в ок­раске истребителей 1./JG-1 за 12 месяцев (если сравнить с Fw-190 Фрица Лосигкейта). Основное нововведение - цветная полоса вокруг фюзеляжа, которую стали наносить на истребители сил обороны Рейха, для 1-й эскадры был выбран крас­ный цвет. У эскадры появилась новая эмблема (изображена на капоте двига­теля) - крылатая цифра «1» красного цвета, вписанная в квадрат белого цве­та, который в свою очередь заключен в черный круг. Возможно, что эскиз эм­блемы предложил сам ее командир под­полковник Оесау. На большинстве ис­требителей эмблема эскадры изобра­жалась только по правому борту. Свою первую победу Гриславски одержал в Польше в первые дни второй мировой войны, всего он сбил 133 самолета, сам несколько раз был ранен. Его боевой счет на Западе составил 24 самолета союз­ников, в том числе шесть тяжелых бомбардировщиков.

3.  Fw-J90A-7 «красный 13» (Wk-Nr 431007) командира IL/JG-1 майора Гейнца Бара, Стромиди, апрель 1944 г. Самолет окрашен почти аналогично ис­требителю Гриславски, однако на кок воздушного винта нанесена спиральная полоса, а на фоне красной фюзеляжной «повязки» можно разглядеть контур горизонтальной полосы - знака принад­лежности истребителя II группе. В тот период Бар на всех своих самоле­тах просил нарисовать бортовой номер «13». Он считал «13» счастливым чис­лом - на самолете с таким бортовым номером (Bf.l09E «белая 13») он одер­жал свою первую победу 25 сентября 1939 г. будучи фельдфебелем в 1./JG-51. Войну подполковник Бар закончил ко­мандиром III./EJG-2, а его персональный истребитель Ме-262 имел номер «13» красного цвета! На Западе Бар сбил 59 самолетов, в том числе 21 тяжелый бомбардировщик.

4.  Fw-190A-7 «красный 23» командира II./JG-1 майора Гейнца Бара, Стромиди, апрель 1944 г.

Порой Бар летал на своей резервной машине. На «красном 23» 22 апреля 1944 г. ас сбил «Либерейтор», который стал его 200-й победой в воздушном бою. Сле­дует отметить, что на обоих фокке-вульвах Бар («13» и «23») были демон­тированы внешние крыльевые пушки. Бар отдавал предпочтение маневренно­сти перед огневой мощью.

5.  Fw-190A-5 «черный шеврон и окруж­ность» Gruppen-TO IL/JG-1 лейтенан­та Рюдигера фон Кирчмейера, Военсдрехт, июнь 1943 г.

Шеврон и круг наносились на самолеты технических офицеров групп, зеленая оконечность кока воздушного винта указывает на принадлежность самоле­та штабу группы. Слабо различим чуть выше щелей для выпуска выхлопных га­зов пламегаситель - ранее самолет ис­пользовался как ночной истребитель в группе «Wilde Sau», скорее всего - II./JG-300. Фон Кирчмейер в конце июня стал командиром 5./JG-1, позже - команди­ром I./JG-11, в конце войны служил на Ме-262 в JV-44. На Западе фон Кирчмейер сбил 32 самолета, в том числе 21 тяжелый бомбардировщик.

6.  FW-190A-5 «черная 1» (Wk-Nr 7328) ко­мандира 5./JG-1 гауптмана Фрица-Дитриха Викопа, Военсдрехт, апрель 1943 г.

На самолете изображена не только эмблема группы (дракон, для 5-го стаффеля цвет дракона - красный), но и эмблема стаффеля, введенная предшественником Викопа на посту командира 5./JG-1 обер-лейтенантом Максом Бухгольцем - чайка с раправленными крыльями. Викоп получил назначение командиром 5-го стаффеля 1-й эскадры 17 апреля 1943 г., а всего через месяц, 16 мая, летчик погиб в бою с «Тандерболтами». Самолет Викопа, «черная 1», взорвался в воздухе. Викоп сбил не менее 12 самолетов союзников - половину из них составили «Спитфайры», также он сбил две «Летающих Крепости» достоверно и одну - вероятно.

7.  FW-190A-3 «черная 1» (Wk-Nr 432) командира 11./JG-1 обер-лейтенанта Вильгельма Моритца, Мюнхен-Гладбах, июль 1942 г.

Окраска истребителя обер-лейтенанта Вильгельма Моритца типична для само­летов 1V./JG-1 пока ее не «перекрести­ли» в I./JG-1. На капоте двигателя - эмблема группы, на борту фюзеляжа ниже кабины - эмблема эскадры (эмблема раннего образца), обе эмблемы изображены только на левом борту са­молета. Обратите внимание на нарисо­ванную за опознавательным знаком ок­ружность - отличительный знак само­летов IV./JG-1, после реорганизации группы в I./JG-1 окружности закраси­ли. Моритц год провоевал на Восточном фронте командиром 12./JG-51, после чего его вернули в силы обороны Рейха, где он получил назначение в JG-3 В апре­ле 1944 г. Моритц стал командиром IV./ JG-3, первой Sturmgruppe люфтваффе

02.jpg

8.  Fw-190A-6 «белая I» командира Sturmstaffel -1 майора Ганса-Георга фон Корпатцки, Дотмунд, январь 1944 г.

Самолеты Fw-190A-6 «Sturmbock», как и «штурмовые» истребители Fw-190A-8, получили дополнительное бронирование кабины, прозрачные бронепанели по бокам фонаря кабины, но сохранили штатное вооружение Fw-190A-6 - четыре 20-м кры­льевые пушки. Для отличия самолетов Sturmstaffelx от истребителей I./JG-1 была введена черно-бело-черная «повязка». В оперативном отношении Sturmstaffel-1 под­чинялся штабу L/JG-L В августе 1944 г. штурмовой стаффель был развернут в полноценную штурмовую группу - II. (Sturm)/JG-4. Командиром П. (Sturm)/JG-4 стал майор Ганс-Георг фон Корнатцки. Фон Корнатцки погиб в числе других 11 летчиков 11 сентября 1944 г. во втором боевом вылете группы на отражения нале­та «Летающих Крепостей» из 100-й бомбардировочной группы ВВС США. Поте­ри 100-й группы составили 11 самолетов В-17. Количество сбитых фон Корнатцки самолетов не известно.

9.  Fw-190A-5 (Wk-Nr 2594) Gruppenkommandeur Jagderganzungsgruppe Ost  (опе­ративная истребительная тренировочная группа Восток) майора Германа Графа, Вуссак, южная Франция, лето 1943 г.

В период своей короткой службы на Западе в составе JG-1 и JG-11 летал едва ли на самом «раскрашенном» в люфтваффе истребителе Fw-190A. На фюзеляже за опоз­навательным знаком нанесена комбинация эмблем 9-го стаффеля и III группы 52-й эскадры, в составе которых Граф воевал на Восточном фронте. С правого борта в этом же месте изображена эмблема JagdErg. Gr. Ost. В конце 1944 г. Граф вернул­ся на Восточный фронт командиром своей старой 52-й эскадры, на этом посту он оставался вплоть до окончания войны. Все, за исключение десяти, свои 212 побед Герман Граф одержал на Восточном фронте, летая, главным образом, на Bf.109.

10. Fw-190A-4 «черные прямоугольник и стрела» командира JG-2 «Рихтгофен» подполковника Вальтера Оесау, Бюмон-ле-Рож, предположительно февраль 1943 г. Скромная окраска самолета Оесау рез­ко контрастирует с «павлином» Герма­на Графа. Артиллерист Оесау был на­правлен для дальнейшего прохождения службы в качестве летчика-истребите­ля в ягдгешвадер «Рихтгофен» в дале­ком 1936 г. Он предпочитал, чтобы на его самолетах изображалась символи­ка командира эскадры старого образца. Первые восемь побед Оесау одержал в Испании, всего же на его счету не ме­нее 115 сбитых, из них 71 самолет, вклю­чая 10 четырехмоторных бомбардировщиков, Оесау сбил на Западе. 11 мая 1944 г. ас был сбит американским «Лайтнингом» в районе Сент-Вита, Бельгия.

11. Fw-190A-4«черная 1» (Wk-Nr 7134) командира 2./JG-2 обер-лейтенанта Хорста Ханнига, Триквилль, май 1943 г. На фюзеляжах самолетов III группы часто встречались изображения в виде головы орла, аналогичное изображение имел и истребитель Хоста Ханнига. На этом самолете его сбили над Каном «Спитфайры» 15 мая 1943 г. Тяжело­раненый летчик сумел покинуть фокке-вульф, но парашют не раскрылся. Вете­рану войны на Восточном фронте испол­нился всего 21 год. За четыре месяца командования 2./JG-2 Ханниг сбил восемь самолетов, в том числе один тя­желый бомбардировщик. В России, в составе JG-54,  Хорст Ханнинг одержал воздушных боях 90 побед.

12.  Fw-190A-4 «двойной черный шеврон» командира II./JG-2 обер-лейтенанта Адольфа Дикфельда, Кайроуан, Тунис, декабрь 1942 г.

По пути в Тунис самолеты II./JG-2 были перекрашены в желтый цвет. Весьма вероятно, что именно на изображенном здесь самолете (Wk-Nr 0750) Дикфельд 8 января 1943 г. столкнулся на взлете с препятствием. После госпиталя Дикфельд некоторое время был командиром H./JG-1, прежде чем его забрали в RLM. Большую часть своих 136 побед полков­ник Дикфельд одержал на Восточном фронте, на Западе он сбил 21 самолет, в том числе 11-в Тунисе. Среди сбитых на Западе самолетов - четыре тяжелых бомбардировщика.

13.  Fw-190A-3 «белый двойной шеврон» командира III./JG-2 гауптмана Ганса Гана, Пойкс, предположительно сентябрь 1942 г.

Истребитель, на котором Ган постоянно летал летом и ранней осенью 1942 г., имел изображение эмблемы группы -головы петуха и необычный, «негатив­ный» опознавательный знак самолета командира эскадрильи - белый двойной шеврон с черной обводкой. «Асси» Ган одержал на Западе 68 побед, в числе которых - четыре тяжелых бомбардировщика. В должности командира II./JG-54 на Восточном фронте Ган менее чем за четыре месяца сбил более 40 самоле­тов. Из-за отказа двигатель Ган был вынужден приземлится в тылу советских войск, после чего семь лет знакомил­ся с жизнью и бытом лагерей для военнопленных.

14. Fw-190A-4 «желтая 4» \Wk-Nr 746) командира 9./JG-2 гауптмана Зигфрида Шнелля, Ваннис, февраль 1943 г. Окраска самолета типична для Fw-190А, действовавших над Ла-Маншем. «Икебана» на руле поворота отражает достижения Зигфрида Шнелля: чис­ло «40» (40 побед в обрамлении венка и Рыцарского креста с дубовыми листьями и 35 победных марок. Из 35 «марок», 31 относится к самолетам USAF. Все­го же Шнелл сбил на Западе 87 самоле­тов, в том числе три тяжелых бомбар­дировщика. Шнелль был переведен на Восточный фронт командиром IV./JG-54. За три недели боев на Востоке Зигфрид Шнелль сбил шесть самолетов, прежде чем его 25 февраля 1944 г. само­го сбили советские истребители.

03.jpg

15. Fw-190A-6 «желтая 2» (Wk-Nr 0314) командира 9./JG-2 обер-лейтенанта Йо-зефа Вурмхеллера, Ваннес, сентябрь 1943 г.

Зепп Вурмхеллер сменил Шнелля в должности командира 9-го стаффеля 2-й истребительной эскадры. Истребитель Вурмхеллера отличается по окраске от самоле­та Шнелля только индивидуальной победной символикой на руле поворота. На ис­требителе Wk-Nr 0314 Зепп Вурмхеллер получил серьезное ранение при отражении налета бомбардировщиков 23 сентября 1943 г. Из госпиталя летчик вернулся в свой стаффель в декабре 1943 г. 8 июня 1944 г. он был назначен командиром III./JG-2, а через две недели погиб (на Fw-190A-8 Wk-Nr 171053), его самолет сбил над Норман­дией летчик американского «Мустанга». Все свои 102 победы, кроме девяти, Вурм­хеллер одержал на Западе, в том числе - сбил 13 тяжелых бомбардировщиков.

16.  Fw-190A-8/R8 «черный двойной шеврон» (Wk-Nr 681382) командира IV. (Sturm)/ JG-3 гауптмана Вильгельма Моритца, Шонгау, август 1944 г.

Самолет Моитца имел полный комплект дополнительной бронезащиты и был воо­ружен четырьмя крыльевыми пушками калибра 30 мм, фюзеляжные пулеметы де­монтированы. Моритц командовал IV. (Sturm)/JG-3 с апреля по ноябрь 1944 г. За этот срок он выложился полностью, морально и физически, его пришлось перевести на тыловую должность. К боевой работе Моритц вернулся в последние недели вой­ны, получив назначение командиром II./JG-4. Суммарное количество сбитых Моритцом самолетов установить не удалось, однако его победный счет включает не менее 44 сбитых самолетов, в числе которых имеется несколько тяжелых бомбар­дировщиков.

17.  Fw-190A-8/R8 «черная 8» унтер-офицера Вилли Максимовитца, IV. (Sturm)fJG-3, Залъцвидель, предположительно июнь 1944 г.

На многих первых Fw-190A-8 «Sturmbocke» сохранилась эмблема JG-3 - крылатая буква «U» и волнистая полоса IV группы. Максимоветц сбил 25 самолетов, в том числе 15 тяжелых бомбардировщиков, причем несколько - таранным ударом. «Штурмовой» ас не вернулся из боевого вылета на Восточный фронт 20 апреля 1945 г.

18.  Fw-190A-4 «черные шеврон и стре­ла» командира JG-4 майора Герхарда Шёпфеля, Ансбах, предположительно июнь 1944 г.

Редкий случай предвоенной символики командира эскадры на самолете перио­да середины 1944 г. За время войны Герхард Шёпфел занимал разные команд­ные посты, в частности он командовал JG-26, затем JG-4, а с августа 1944 г. опять 26-й эскадрой, с апреля 1945 г. он командовал JG-6.

19.  Fw-190A-4 «белая 10» командира 1./ JG-5 гауптмана Вольфганга Косей, Осло-Форнебю, октябрь 1942 г.

На капоте двигателя самолета изобра­жена персональная эмблема Вольфган­га Косей - «обезьяна на наждачном кру­ге». После Новрегии Косей служил в си­лах обороны Рейха как Sturm пилот. Будучи командиром 13./JG-3 Косей по­гиб 24 декабря 1944 г. в районе Льежа при отражении налета американских бомбардировщиков, всего он сбил 20 са­молетов противника.

20. Fw-190A-8 «голубая 1» командира 9./ JG-5 лейтенанта Августа Шнейдера, Хердля, май 1945 г.

В конце войны в 5-й эскадре была введе­на новая эмблема - восходящее солнце над Арктическим океаном. Эмблема бала изображена на всех уцелевших Fw-190А 5-йэскадры. Август Шнейдер стал командиром 9-го стаффеля в марте 1945 г. после гибели предыдущего стаффелъ-капитана обер-лейтенанта Ганса Шнейдера. Оба однофамильца одержали по 11 побед.

21.  Fw-190A-6 «белая 9» обер-фельдфебеля Гюнтера Мигге, l./NGr.l0, Вернючен, предположительно март 1944 г. Истребитель оснащен почти незамет­ным внешне радиолокатором FuG-218 «Нептун». Ранее этот самолет исполь­зовался подразделением «диких кабанов» - обратите внимание на эмблему «Wild Boar» на капоте двигателя. Мигге  до перевода в NGr. 10 служил в JG-300, все­го он одержал восемь ночных побед.

04.jpg

22. Fw-190A-5/U-12 «красный 13» (Wk-Nr 410266) командира 2./JG-11 лейтенанта Эриха Хондта, Хасум, октябрь 1943 г.

Самолет Эриха Хондта отличался достаточно броской окраской, в подкрыльевых гондолах смонтировано по две 20-мм пушки MG-151. Хвост самолета окрашен в белый цвет (символика командира группы), по фюзеляжу накрашены красные поло­сы, в плане образующие « V» - символика командира звена. Интересна эмблема стаффеля - немецкий истребитель попирает задницей цилиндр дяди Сэма. На этом са­молете Хондт был тяжело ранен 8 октября 1943 г. После госпиталя он получил назначение командиром 3-го стаффеля, затем получил назначение в JV-44. Хондт сбил не менее 10 тяжелых бомбардировщиков.

23.  Fw-190A-7 «желтая 1» командира 3./JG-11 обер-лейтенанта Ганса-Генриха Кёнига, Ротенбург, предположительно январь-февраль 1944 г.

Самолет «Кинга» Кёнига, если его сравнить с истребителем Хондта, демонстри­рует отличия, произошедшие в окраске Fw-190A всего за три-четыре месяца. На самолетах 11-й эскадры появились желтые полосы вокруг фюзеляжа, опознаватель­ные знаки по не установленный причинам были закрашены. На капоте двигателя изображена эмблема 3-го стаффеля - старинный пистоль на фоне красного сердца в круге желтого цвета. По окружности написан девиз «Стреляй первым - сохра­нишь жизнь!» В начале мая 1944 г. Кёнига назначили командиром I./JG-11, а 24 мая Ганс-Генрих столкнулся над Гамбургом с «Летающей Крепостью». Всего Кин Кёниг сбил 28 самолетов, из них не менее 20 тяжелых бомбардировщиков, четыре «Крепости» он сбил в один день - 29 апреля 1944 г.

24.  Fw-190A-6 «двойной черный шеврон» командира Ш./JG-ll майора Антона Хакля, Ольденбург, апрель 1944 г.

Самолет майора Хакля имел белый хвост, на руле поворота - отметки о 141 побе­де (ПО в венке и 41 индивидуальная марка). Ниже кабины на борту фюзеляжа -небольшая эмблема штаба группы, дракон на фоне геральдического щита. Весной 1944 г. Хакль летал и на Fw-190, и на 5/709 одновременно. На фокке-вульфах он атаковал бомбардировщики, на мессершмитт пересаживался в преддверии схватки с истребителями. Хакль закончил войну командиром JG-11, имея на своем счету 192 победы. На Западе он сбил 73 самолета, в том числе 32 тяжелых бом­бардировщика.

25.  Fw-190A-2 «черная S и стрелка» ко­мандира JG-26 майора Герхарда Шёпфеля, Аудемберт, предположительно февраль 1942 г.

На первых Fw-190A 26-й эскадры име­лась уникальная система идентифика­ции - комбинация инициалов летчика и горизонтальной полосы. Па изображен­ном здесь самолете часто летал Герхард Шёпфель, хотя на самом деле са­молет принадлежал его адъютанту Вильфреду Зилингу, хотя самолет несет символику командира эскадры предвоен­ного образца. Шёпфель командовал 26-й эскадрой. Все свои 40 побед, в числе которых три сбитых тяжелых бомбар­дировщика, он одержал на Западе.

26.  Fw-190A-5 «черный 13» (Wk-Nr 7298) командира JG-26 майора Йозефа Приллера, Лилль-Видивилль, предположительно июнь 1943 г.

На посту командира 26-й эскадры Шё'п-феля сменил Йозеф Приллер, ставший самым знаменитым после Адольфа Гал-ланда гешвадеркоммодором Западного фронта. За время своего двухлетнего командования Приллер сменил несколь­ко истребителей, но все его самолеты имели один и тот же бортовой номер -«13» черного цвета. Интересный факт - число «13» пользовалось большой попу­лярностью среди командиров ягдваффе. Возможно причина не в мистике: обыч­но на вооружении стаффеля находилось 12 самолетов, поэтому бортовой номер «13» сразу выделял самолет командира среди других. Как бы то ни было, но Пипсу Приллеру грех жаловаться на судьбу: имея 101 победу он стал вторым по результативности после Эгона Майера летчиком-истребителем Западного фронта.

27.  Fw-190D-13 «желтый 10» (Wk-Nr 836017) командира JG-26 майора Фран­ца Гётца, Фленсбург, май 1945 г. Третьим и последним командиром JG-26, за период когда на вооружении эс­кадры состояли Fw-190, являлся Франц Гётц, сменивший Приллера в январе 1945 г. Гётц пять лет летал на Bf.109 в со­ставе III./JG-53. В конце войны летчи­ки JG-26, ранее постоянно бывшей «фронтгешвадером», влились в силы обо­роны Рейха, соответственно на истре­бителях появились цветные полосы вок­руг фюзеляжей, для JG-26 определили черно-белые полосы. Угроза потерять самолеты на земле от налетов авиации союзников заставила немцев более вни­мательно отнестись к камуфляжной окраске, ориентированной именно на маскировку истребителей на аэродромных стоянках. В составе JG-53 Гётц сбил 56 самолетов, за три месяца, что он прокомандовал JG-26 - еще семь.

28. Fw-190A-3 «двойной черный шеврон» (Wk-Nr 5304) командира I./JG-26 гауптмана Йоханнеса Зейферта, Сент-Омер - Аркуа, май 1942 г.

Зейферт за время войны командовал I и II группами 26-й эскадры. Руль поворо­та истребителя Зейферта украшен 34 победными марками. Всего же Зейферт сбил 57'самолетов противника, 11 из них - на Восточном фронте. Зейферт погиб 25 ноября 1943 г. (тогда он командовал II./JG-26), в первом бою самолетов люф­тваффе с американскими «Лайтнингами». За несколько мгновений до того как аса сбили, Зейферт сам уничтожил Р-38. Обломки «Лайтнинга» и Fw-190 упа­ли рядом в окрестностях Бетюна.

05.jpg

29.  Fw-190A-2 «двойной черный шеврон» (Wk-Nr 20209) командира II./JG-26 гауптмана Йохима Мюнхепберга, Кокилль, декабрь 1941 г.

На руле поворота истребителя Мюнхенберга изображены отметки о 62 сбитых самолетов, незадолго до декабря 1941 г. Мюнхеберг вернулся во Францию с Среди­земного моря. Ас командовал II./JG-26 до июня 1942 г., затем два месяца воевал на Восточном фронте в составе 51-й эскадры, затем его перевели на Средиземномо­рье командиром JG-77. Йохим Мюнхенберг погиб в своем 500-м боевом вылете 23 марта 1943 г. 58 из своих 135 побед он одержал на Западе.

30. Fw-190A-5 «белая 1» (Wk-Nr I197) командира 4./JG-26 обер-лейтенанта Отто Штамбергера, предположительно март 1943 г.

Отто «Стотто» Штамбергер пришел в III./JG-26 в феврале 1941 г., но свою пер­вую побед он одержал только через 18 месяцев - сбил «Спитфайр» над Дьеппом. В феврале 1943 г. его назначили командиром 4./JG-26, тогда на его счету значилось семь сбитых четырехмоторных бомбардировщиков. Отто Штамбергер был тя­жело ранен в бою со «Спитфайрами» 13 мая 1943 г.

31.  Fw-190A-3 «черная 8» командира 5./JG-26 обер-лейтенанта Вильгельма-Фердинанда Галланда, Эббвилль-Друкат, предположительно июнь 1942 г.

«Вютц», средний из троих Галландов, пришел служить в люфтваффе из артиллерии, свою первую победу в воздушном бою он одержал 23 июля 1941 г. Восемь месяцев Вильгельм-Фердинанд командовал 5-м стаффелем, в январе 1943 г. его назначили командиром 11./JG-2. Все свои 55 побед, в числе которых и восемь сбитых тяжелых бомбардировщика, Вютц одержал на Западе в составе JG-26. Погиб средний из братьев Галланд в районе бельгийско-германской границы 17 августа 1943 г. в бою с американскими «Тандерболтами».

32.  Fw-190A-7 «белая 9» (Wk-Nr 642527) обер-фельдфебеля, Адольфа Глупца, 5./| JG-26, Камбрэ-Эпиноу, февраль 1944 г.

Один из самых удачливых летчиков-ис­требителей Западного фронта «Адди» Глунтц стал единственным унтер-офи­цером 26-й эскадры, удостоенным Ры­царского креста. Весной Глунтц был назначен командиром 5./JG-26, стаффе­лем он прокомандовал до марта 1945 г., когда его перевели в JG-7, вооруженную Ме-262. Всего Глунтц сбил 71 самолет (68 на Западе), в числен которых были 20 тяжелых бомбардировщиков и три «Москито».

33.  Fw-190A-3 «черный двойной шеврон» (Wk-Nr 0552) командира IH./JG-26 га-уптмана Йозефа Приллера, Вевелъгхем, август 1942 г.

До своего назначения командиром 26-й эскадры Пример почти 13 месяцев ко­мандовал III группой. На руле истреби­теля видны отметки о 77 победах, 77-м сбитым стал «Спитфайр», которого Приллер завалил 29 августа 1942 г. в районе мыса Гриз-Нец. Самолет не имеет обычного для Прилера бортового но­мера «13», однако персональная эмбле­ма «Пипса» изображена на борту фю­зеляжа ниже фонаря кабины.

34.  Fw-190A-8 «коричневая 8» команди­ра 7./JG-26 обер-лейтенанта Вольдемара Раденера, Кёсфелъд-Стивил, предпо­ложительно сентябрь 1944 г.

«Вальди» Раденер летал в составе 4-го стаффеля в «удачливые месяцы» 1942 г. Годом позже его назначили командиром 6./JG-26, стаффелъ в октябре 1943 г. был преобразован в 7./JG-26. 30 января 1945 г. Раденера назначили командиром II группы вместо Хакля, который от­правился командовать JG-300. Через месяц Хаклъ перетянул к себе Раденера, конец войны «Вальди» встретил командиром II./JG-300, имея на своем счету 36 побед; он сбил 16 тяжелых бомбар­дировщиков.

35.  FW-190A-3 «черная 7» (Wk-Nr 216) командира 8./JG-26 обер-лейтенанта Карла Борриса, Вевелъгхема, март 1942 г.

Боррис, единственный в 26-й эскадре, прошел в JG-26 всю войну, от начала до конца. 8-м стаффелем он командовал с ноября 1941 г. по середину 1943 г. Пос­ледние два года войны Боррис командо­вал I./JG-26. По карьере Борриса можно изучать историю боевого применения истребителей Fw-190 на Западном фронте, от первых «Антонов» до последних «Дор». Боррис сбил 43 самолета, в том числе четыре тяжелых бомбардиров­щика. Его вклад в боевую работу 26 эскадры смешно оценивать исключительно по сбитым им самолетам. Боррис проявил себя как прирожденный командир и блестящий знаток возможностей и особенностей истребителя Fw-190.

06.jpg

36.  Fw-190A-3 «желтая 1» командира 9./JG-26 обер-лейтенанта Курта Рупперта, Мурсиилъ, август 1942 г.

Истребитель Курта Рупперта имеет типичную окраску 1942-43 г. г. Практика присваивания самолету командира стаффеля бортового номера «1» восходит к предвоенному времени, однако в ходе войны от практики отошли естественным образом - «все смешалось в доме Облонских». Рупперт возглавлял 9-й стаффель 26-й эскадры два с половиной года, 7 апреля 1943 г. он был назначен командиром III./ JG-26 вооруженной истребителями Bf.109. Через два месяца Рупперт погиб, всего он сбил 21 самолет, в том числе три «Спитфайра» над Дьеппом.

37.  Fw-190A-8/R8 «голубой 13» командира JG-300 майора Вальтера Даля, Иллесхейм, июнь 1944 г.

Рисунок выполнен по широкоизвестной фотографии. На этом самолете Даль летал сразу после назначения командиром JG-300, ранее известной как JG z.b.V - ис­требительная группа специального назначения. По маркировке на фюзеляже видно, что самолет прежде принадлежал IV. (Sturm)/JG-3. Даль сбил на Западе 51 самолет, в том числе 36 тяжелых бомбардировщика.

38.  Fw-190A-6 «зеленая 3» (Wk-Nr 350453) технического офицера JG-300 гауптмана Фридриха-Карла Мюллера, Бонн-Хангилар, ноябрь 1943 г.

Мюллер, самый успешный ночной пилот одномоторного истребителя, летал, как на Bf.109, так и на Fw-190A, он служил в штабе JG-300 еще в ранний период операций «Wilde Sau». Мюллер был командиром l./NGr.10 и l./NGr.11. Всего он сбил 30 самоле­тов, в том числе три в одном боевом вылете над Берлином 24 августа 1943 г.

39.  Fw-190A-8/R8 «красная 1» (Wk-Nr 682204) командира 5./JG-300 лейтенанта Клауса Бретшнейдера, Лёбнитц, предположительно ноябрь 1944 г.

По окраске самолета Бретшнейдера можно оценить изменение тактической роли 300-й эскадры. Самолеты «Wilde Sau» имели весьма скромную окраску без ярких пятен, что отражало ночной характер их действий, после перехода JG-300 к днев­ным полетам на истребителях эскадры появились цветные полосы вокруг фюзеля­жа, цветные коки воздушных винтов. Красные полосы на фюзеляжах во избежа­ние путаницы с самолетами JG-1 вскоре сменили на голубые-бело-голубые. Будучи ночным «диким кабаном» Бретшнейдер сбил 14 самолетов, днем он одержал еще 17 побед в 26 боевых вылетах, в один день, 7 октября 1944 г., он сбил три тяжелых бомбардировщика, один из них - тараном. 24 декабря 1944 г. Бретшнейдер погиб в бою с «Мустангами».

40.    Fw-190A-8 «красный 19» (Wk-Nr 172733) унтер-офицера Эрнста Шреде­ра, 5./JG-300, Лёбнитц, предположи­тельно ноябрь 1944 г.

Эрнст Шредер летал на обычном Fw-190А-8, не на «штурмовой» модифика­ции. На изображенном здесь самолете Шредер сбил несколько самолетов, в том числе два «Либерейтора» 27 сентября 1944 г., 27 ноября его самолет подбил «Мустанг». Шредер сумел совер­шить вынужденную посадку. Всего он сбил семь самолетов противника.

41.  FW-190A-8/R8 «красная 8» унтер-офицера Маттеуса Эрхардта, 5./JG-300, Лёбнитц, предположительно но­ябрь 1944 г.

19-летний Маттеус Эрхардт был одним из самых молодых летчиков 5-го стаффеля 300-й эскадры. Эрхардт летал ведомым у Бретшнейдера. На персональном истребителе Эрхардта имелась надпись «Pimpf» - мальчишка. Обратите внимание на отсутствие горизонтальной полосы II группы на фоне красного фюзеляжного кольца. Несмот­ря на юный возраст, Маттеус Эрхардт сбил семь самолетов, из них - пять тяжелые бомбардировщики, прежде чем был сбит в воздушном бою 14 января 1945 г. Эрхардт выпрыгнул с парашютом, в госпитале ему ампутировали ногу.

42.  Fw-190A-8 «белая 6» обер-фельдфебеля   Вилли Решке, 12./JG-301, Стен­даль, ноябрь 1944 г.

Решке до перевода в штабное звено 301-й эскадры служил в I./JG-302, оснащенной Bf.109 и в III./JG-301. За 12 месяцев его сбивали восемь раз. Решке одержал 26 побед в воздушных боях, в том числе сбил 18 тяжелых бомбардировщиков. В штабном звене JG-301 Вилли Решке летал на Та-152Н с бортовым номером «9» зеленого цвета, окрашенным анало­гично самолету Кета.

43.   Та-152Н-1 «зеленая 3» обер-фельдфебеля Йозефа Кейла, штаб JG-301, Альтено, апрель 1945 г.

На истребителях Та-152 удалось пово­евать только летчикам штабного зве­на 301-й эскадры, и только один летчик, воюя на этих самолетах стал асом - обер-фельдфебель Йозеф Кейл. Всего он сбил десять самолетов, пять из них - на Та-152 в течение последних пяти воен­ных недель.