Messerschmitt Bf.109C

 

Bf.109 V8, V9 и V10 послужили опытными самолетами серии С, кото­рая должна была стать основной с дви­гателями Jumo. V8 и V9 получили ра­диатор новой формы и дополнитель­ные воздухозаборники, но стандарт­ный Bf. 109C не имел последних и по­лучил более объемный туннельный радиатор. Маслорадиатор размещался по образу Bf.l09B. Так как проблемы с установкой пулемета в развале ци­линдров продолжались, на Bf.109 V8 была добавлена пара крыльевых пуле­метов сразу за стойками шасси. Это потребовало некоторого изменения и усиления конструкции крыла. Огневые испытания приводили к повреждению передней кромки крыла, а небольшой флаттер элеронов был легко устранен. Но в целом испытания были успешны­ми, и ВГ.109С-1 получили крыльевые пулеметы. Потом вооружение с Bf.109 V8 было снято, а двигатель Jumo 210Da был заменен на Jumo 210Ga. В таком виде самолет участвовал в состязани­ях в Цюрихе в июле 1937 г. Bf.109 V9 был в целом подобен Bf. 109 V8, но кры­льевые пулеметы были заменены на 20-мм пушки MG FF. Доводка пушечных установок затянулась, и только само­леты серии Е получили пушки. Bf.109 V10 первоначально получил двигатель Jumo 210G, но в июне 1937 г на него был поставлен первый вариант двигателя «Даймлер-Бенц» DB 600Аа взлет­ной мощностью 960 л.с. Этот самолет был списан во время аварии в Цюри­хе, как уже упоминалось выше. Bf.109 VII также был модифицирован под новый двигатель.

В ноябре 1937 г на ВШ9В была перевооружена четвертая группа - II/ JG 234 «Шлагетер» в Дюссельдорфе. Первый самолет был получен 13-го числа. До конца года к поставкам са­молета подключился завод «Физелера» в Касселе, который выпускал Bf.l09B-2 по лицензии. «Эрла машиненверке» к этому времени уже почти подготови­ла оснастку под производство Bf. 109C. заказ также получила «Фокке-Вульф» в Бремене. Поставки Bf.l09C-l нача­лись весной 1938 г. Этот вариант был оснащен двигателем Jumo 210Ga с ра­диатором большего сечения и переде­ланными выхлопными трубами. Воо­ружение состояло из четырех пулеме­тов MG 17. Крыльевые пулеметы име­ли по 420 патронов на ствол, а фюзе­ляжные - 500 патронов. Как и в преды­дущих случаях, первые серийные Bf. 109C-1 были тут же направлены в Испанию в состав легиона «Кондор». В течение лета свои Bf.l09B-l на Bf.l09C-l стала заменять I/JG 132. В Испанию ушли Bf. 109B, С, D - всего 90. Плюс еще 40 Bf,109E, всего с опытны­ми - 132 «стодевятых».

Последние были направлены в 3-ю эскадрилью 88-го истребительной группы, сменив там в июле 1938 г Не.51. Кроме более тяжелого вооруже­ния и более мощного двигателя Bf.l09C-l получил радиостанцию FuG 7 R/T, что для того времени было очень важно. Радиостанция давала не толь­ко преимущество в воздушном бою, но и позволяла самолетам эффективно вести штурмовку по наведению с зем­ли. Одновременно с Bf.l09C-l в 88-ю группу поступили He.l 12B-0. На аэро­дроме Теруель их облетал самый опыт­ный пилот франкистов Гарсиа Мора-то. По результатам его заключения правительство мятежников запросило поставок Bf.109 для вооружения «эс­кадрилий де Саза».

Испанские пилоты уже имели воз­можность опробовать Bf.109 в составе легиона «Кондор». Немецкое верхов­ное командование, опасаясь силовой реакции Англии и Франции на судетский кризис, отозвало из легиона часть опытных пилотов. Это заставило по­полнять 88-ю истребительную группу испанскими пилотами. Впервые испан­цы приняли участие в боях на Bf.109 в октябре 1938 г во время битве на Эбро. К этому времени в 88-й истребитель­ной группе было три эскадрильи с Bf.109, которые действовали с Ля Сения в Таррагоне.

Успех Bf.109 и теперь междуна­родная известность профессора Вилли Мессершмитта позволили совету ди­ректоров «Байерише флюгцойгверке» сыграть на этом - Мессершмитт был довольно быстро избран председате­лем правления и управляющим дирек­тором, а 11 июля 1938 г его именем была названа и компания, став «Мес­сершмитт А.Г.». Все патенты и автор­ские права, полученные «Мессершмитт Г.м.б.Х.» за последние два года стали собственностью новой фирмы. Извес­тность Мессершмитта и Bf.109 была упрочена установлением 11 ноября 1937 г мирового рекорда скорости для сухопутных самолетов. Тогда Германн Вурстер достиг на Bf.109 VI3 скорос­ти 607 км/ч. Полет проходил по всем правилам ФАЙ - было сделано два за­хода на мерной дистанции 3 км и вы­соте не выше 75 м. Для рекордного полета Bf.109 VI3 был оснащен специ­ально форсированным двигателем DB 601 мощностью 1650 л.с. Вурстеру дей­ствительно удалось поднять престиж немецкой авиации - впервые немецкий пилот установил рекорд скорости для сухопутных самолетов.

1938 г оказался очень важным в судьбах и люфтваффе, и истребителя. Производство Bf.109 с двигателем Jumo 210 продолжалось весь год, хотя уже шли активные работы под новые двигатели DB 600 и DB 601. В конце осени несколько Bf. 109D с новыми двигателями поступили в I/JG 131 в Йесау. К этому времени проблема с охлаждением пулемета в развале ци­линдров была практически решена. В результате появился Bf.l09C-2 с пятым пулеметом, стреляющим через кок. Еще один вариант Bf.l09C-4 отличал­ся установкой в развале цилиндров пушки MG FF, но он так и не попал в строевые части, а несколько выпущен­ных самолетов использовалось для различных испытаний.

1 августа 1938 г в первой линии люфтваффе имелось 643 истребителя, из которых около половины были Bf. 109. Производству истребителей было уделено такое внимание, что ис­требительные группы не успевали ос­ваивать только что выпущенные само­леты. К производству Bf.109 был под­ключен завод «Арадо» в Варнемюнде, и кроме завода Мессершмитта истре­битель еще выпускался на «Эрле», «Физелере» и «Фокке-Вульфе». В ре­зультате на 19 сентября 1938 г штаб люфтваффе числил 583 истребителя Bf.109 всех типов, из которых 510 были боеспособными. Большинство из них состояло на вооружении строевых ча­стей, хотя Bf.l09B планировалось снять с вооружения, так как модель с «Даймлер-Бенцом», якобы, уже пошла в серию. Но реально серьезные проблемы с поставками двигателей «Даймлер-Бенца» заставили сохранить в производстве вариант с двигателем «Юмо».

В связи с запланированным спус­ком на воду первого немецкого авиа­носца, еще известного как авианосец «А», 1 августа 1938 г в Киль-Хальтенау была сформирована первая часть палубной авиации - 186-я авианосная группа. Первоначально она состояла из 4-й авианосной эскадрильи пики­ровщиков с Ju,87A и 6-й истребитель­ной эскадрильи с Bf.l09B. Последняя летом следующего года была дополне­на 5-й истребительной эскадрильей с Bf.l09B. Планировалось, что обе эс­кадрильи будут перевооружены на спе­циализированные палубные истреби­тели на базе Bf. 109. а пока они исполь­зовались в качестве береговых.

1 ноября 1938 г люфтваффе пре­терпели серьезную реорганизацию. Впервые истребительная авиация была разделена на две части - «легкие» (leichten) и «тяжелые» (schweren) истре­бительные группы. Последние 1 янва­ря 1939 г стали группами «охотников» (Zerstoren). Кроме I/JG 130, которая была вооружена Bf.l09C и Bf,109D, и одной или двух групп, вроде I/JG 133, ожидающих перевооружения, все «лег­кие» группы были вооружены либо ВШ9В, либо ВГ.109С. 1 января 1939 г «тяжелые группы» были переименова­ны в группы «охотников». JG 141 стал ZG 1, I группа эскадры вскоре после этого была перевооружена на Bf 110. JG 142 стала ZG 26 «Хорст Вессель», JG 143 стала ZG 52, a JG 144 стала ZG 76 - ее 2-я группа получила Bf. 109B, а 1-я-Bf 110.

В начале 1939 г на «Мессершмитт» зачастили иностранные делегации, что привело к нескольким контрактам на экспорт истребителя. Первым было получено разрешение на экспорт в Швейцарию.

Практически всех без исключе­ния потенциальных покупателей инте­ресовал вариант под двигатели «Даймлер-Бенц», которые к тому времени поступали в люфтваффе в ограничен­ном количестве. Зато швейцарцы со­гласились купить 10 машин Bf.l09C с двигателем Jumo, так как очень нуж­дались в современном истребителе.

Первый Bf.l09C поступил в Швей­царию 17 декабря 1938 г, а 10-й - 19 января 1939 г. По сути это были гиб­риды Bf. 109В под двигатель Jumo 210Da с вооружением Bf. 109С-1. Само­леты перегонялись из Аугсбурга в Швейцарию пилотами заказчика, при­чем практически не имели оборудова­ния. Радиостанции и вооружение ста­вились уже в Швейцарии. Швейцарс­кие самолеты вооружались четырьмя 7,45-мм пулеметами. Фюзеляжная пара пулеметов имела 480 патронов на ствол, а крыльевая - 418. Истребители поступили 15-ю «флигеркомпанию».

Вооружение ВГ.190С: 4 7,9-мм пу­лемета MG 17с 500 патронами на ствол (два фюзеляжных имели 500 патронов на ствол и 420 патронов для крылье­вых пулеметов).