Bf 109 в сражении за Бильбао

 

Не достигнув своей стратегичес­кой цели - захватить Мадрид, нацио­налисты решили сосредоточить свои усилия на захвате контролируемой рес­публиканцами северной части страны в районе Бильбао.

В этом же районе были сосредото­чены и основные силы Легиона Кон­дор. Самолёты перелетели на аэродро­мы в окрестностях Витории и Бургосаю. 2. J/88 со своими 7-ю Bf 109 подготовленными для воздушных боёв (на остальных проходил подготовку лёт­ный состав) разместился на аэродроме вблизи Витории.

Началу наступления предшество­вала серьёзная наземная подготовка. Для обеспечения действий своей авиа­ции немцы выдвинули к линии фронта посты воздушного наблюдения и опо­вещения, в Бургосе, Леоне и Логроно развернули пункты управления и свя­зи. Учитывая сложный горный район полётов на возвышенностях вблизи Бургоса, Саламанки и Витории уста­новили дополнительные радиомаяки.

Непосредственно в расположении боевых частей постоянно находились авианаводчики со средствами связи.

Воздушная разведка выявила мало­численность правительственной авиа­ции. На Республиканских аэродромах насчитали до двадцати машин, боль­шую часть из которых составляли ус­таревшие Бульдоги английского про­изводства Бомбардировочная авиация включала несколько бомбардировщи­ков Potez 54 и приспособленные для этих целей старенькие Forman и DC-2.

Наступление франкистов началось 31 марта 1937 года. Основной задачей Bf 109 на первом этапе операции стало сопровождение своих бомбардиров­щиков из состава VB/88

6 апреля обер-лейтенант «Франзл» Лютзоф одержал свою первую победу на Bf 109 сбив республиканский Chato. В отчёте он записал:

«1-я победа. 17.15 часов в 2,400 метрах, северо-западе Охондиано. Ис­требитель-биплан Curtiss. Три других самолёта преследуемые Янсаном и Хилмаером ушли в сторону Бильбао.

С трудом удалось занять эффектив­ную позицию для ведения огня по­скольку пилот Curtissa постоянно ма­неврировал и то и дело исчезал в об­лаках. Лётчик сбитого самолёта при­землился на нашей территории, вос­пользовавшись парашютом. Им ока­зался 18 летний сырой новичок. На допросе он сообщил, что летел по маршруту Сантадер - Вильбао - Бар­селона - Валенсия.»

22 апреля открыли свой боевой счет лейтенант Радуш, фельдфебель Хелмауер и гауптман Енсон, сбив по одному И-15. Одним из пилотов И-15 был республиканский ас Фелипе дель Рио, который на тот момент, с семью победами являлся наиболее успешным республиканским пилотом на Север­ном фронте. Несколькими днями ранее - 18 апреля, дель Рио сбил Do 17 из состава Легиона Кондор. Два члена экипажа были убиты ещё в воздухе не успев раскрыть парашюты. Пилот, Ханс Соботка, упал вместе с самолё­том. Лётчик находился в Испании только 13 дней.

3 мая, семь Bf 109 из 2.J/88 сопро­вождали два бомбардировщика Ju 52, бомбивших дорогу в районе Бермео-Менака. Республиканских истребите­лей в воздухе не было. Следующий вылет на сопровождение бомбарди­ровщиков состоялся 7 мая, когда семь истребителей сопровождали эскорти­ровали семь Не 70 и три Do 17 отбом­бившихся по аэродрому Сантадер. На следующий день вылет повторили.

13 мая был сбит лейтенант Виндель. Это стало первой боевой потерей Bf 109 по данным республиканского командования победу одержал испан­ский пилот Леопольд Моркиляс летав­ший на И-15.