Bf 109 над Брунете

 

Брунетская наступательная опера­ция начатая республиканцами 6 июля 1937 года, ставила своей задачей оття­нуть войска националистов с Северно­го фронта.

И уже первые успехи республикан­цев заставили Франко снять часть войск с Северного фронта и приоста­новить наступление.

7  июля на аэродромы Эсколано и Авила перебазировались 1 и 2 Staffein J/88.

На первом этапе боёв немецким истребителям приходилось летать с большой интенсивностью, выполняя до пяти вылетов в день. Это должно было как то компенсировать преиму­щество республиканцев в воздухе.

8 июля лейтенант Пингель и унтер-офицер Хёнеб сбили два республикан­ских Мартина (так националисты на­зывали советский бомбардировщик СБ-2). В этот же день Bf 109 из 2. J/88 сопровождали свои бомбардировщики на бомбардировку Брунете и  Вальдеморилло.

12 июля стало успешным днём для немецких лётчиков - истребителей. «Старый» Пингель, Бухл, Боддем и Хёнеб сбили в общей сложности шесть самолётов противника. По две победы одержали Пингель (СВ-2 и И-16) и Хенеб (две Праги), Бухл и Боддем сбили по одному И-16.

11 июля унтер-офицер Флегель выполнил аварийную посадку после того как на его истребителе заклини­ло двигатель. В этот же день в ходе часового воздушного боя фельдфебель Боддем сбил Chato американца Харольда Дахля. Первоначально респуб­ликанского лётчика приговорили к смерти, но позже он был обменян на франкистских офицеров. В этот же день фельдфебель Брауншвегель сбил республиканский И-16. Прибыв в 2. J/ 88 Брауншвегель получил Bf 109 В с бор­товым номером 6-13 на котором до это­го все отказывались летать из-за его «не­удачного» номера. На этом «несчастли­вом» самолёте Брауншвегель так и про­воевал все свои девять месяцев.

13 июля понесла потери и 2. J/88. Погиб унтер-офицер Хёнеб. Вероятнее всего лётчик был убит в воздухе. Его Bf 109 врезался в землю отвесно падая с высоты 2,500 метров. Предположи­тельно самолёт сбил американский доброволец Френк Тинкер. Так же на эту победу претендовали и стрелки рес­публиканских СБ.

Утром 16-го июля шесть республи­канских СБ-2 отбомбились по аэродрому Авила где базировалась 2. J/88. но сброшенные ими бомбы не нанесли значительного ущерба. Немецкие ис­требители в это время вылетели на со­провождение трёх испанских Не 45 и не могли отразить налёт. Прикрытие аэродрома осуществляли только под­разделения зенитной артиллерии, ко­торые «проспали появление самолётов противника», как записал в своём днев­нике командир 2. J/88 капитан Лютзоф. Вечером республиканские бомбарди­ровщики повторили налёт, но ущерб так же был минимальным.

На рассвете 17-го июля с ответным визитом на республиканский аэродром Алькала ушли бомбардировщики из состава VB/88 в сопровождении вось­ми истребителей. Bf 109 шли эшело­нировано выше и ниже бомбардиров­щиков когда два республиканских И-16 попытались прорваться к бомбар­дировщикам. После приземления Лют­зоф написал:

« Я поймал одного из них в прицел, сблизился до двадцати метров и соби­рался стрелять, когда увидел синие сле­ды дыма, проходящие ниже меня. Брикер открыл огонь преждевременно с большой дистанции. На некоторое время я отвлёкся и потерял из виду са­молёт противника. Отдав ручку от себя, я рассчитывал достать «красно­го», но моя скорость была слишком большая. Внезапно Rata (И-16) появи­лась в трех-четырёх метрах передо мной. Жаль. Я был вынужден резко отвернуть в сторону».

В этот же день шестёрка Мессершмиттов выполняла полёт на свободную охоту к северу от Мадрида. Неожидан­но самолёты были атакованы девяткой республиканских И-16. С первых выс­трелов получил повреждения самолёт «Хермана» Хендрика, что заставило немцев выйти из боя, а Хендрика со­вершить вынужденную посадку на ближайшем аэродроме в Эскалоне.

18-го июля был потерян очередной Bf 109. Пилот унтер-офицер Нербач спасся на парашюте и приземлился на своей территории.

Командир эскадрильи (Staffel) Bf 109 Лютзоф в своих дневниках так опи­сывал бои в районе Брунете.:

«В среднем нам приходилось вы­полнять по три вылета в день. Каждый из них продолжительностью прибли­зительно 1,5 часа проходил на высоте от 6,000 до 7,000 метров. Летали мы тогда без высотного кислородного оборудования. Такие полёты выматы­вали людей. Мы стали несколько де­морализованными, потому что в до­полнение к физическому напряжению многих полётов и схваток, добавлялась редкая возможность подтвердить одер­жанные в боях победы. Мы постоянно были вынуждены вести бои против трех - или четырехкратно превосходящего нас противника. Это не оставля­ло времени на прицеливание, возмож­ности продолжительно вести огонь и определить место падения вражеского самолёта. Мы должны были заботить­ся о том чтобы держать наших про­тивников на расстоянии от своих бом­бардировщиков, или самолетов - раз­ведчиков, которых приходилось со­провождать».

«Самым плохим из всего были ча­стые схватки с противником. С наступ­лением рассвета два пилота заступали на боевое дежурство и должны были находиться в своих самолётах. Когда наблюдатели с земли или передовые батареи зенитной артиллерии сообща­ли о вражеском самолете, объявлялась тревога и дежурная пара должна была немедленно подниматься в воздух. Это было необходимо для уверенного пе­рехвата вражеского самолета прежде, чем он достигал зоны бомбометания. Из-за постоянного ожидания появле­ния вражеских самолётов всюду ощу­щалась некоторая нервозность. Посты наблюдения иногда принимали наш самолёт за вражеский и тревога объяв­лялась напрасно. Такие ложные запус­ки выводили людей из себя. Скоро у многих появились признаки переутом­ления и нервозность. Людей раздража­ли любые мелочи».

«Однажды мы сидели около своих самолётов под тентом, спрятавшись от палящего солнца, когда послышался гул к югу от летного поля. Это должно было быть несколько самолетов. Ког­да мы смогли их увидеть, они показа­лись нам итальянскими Савойями, на­правлявшимися на свой аэродром. Внезапно, самолеты развернулись в направлении нашего лётного поля и прилетели прямо к нам. Я поднял свой бинокль, но немедленно опустил его. Они были точно Савойями. Уже можно было различить опознавательные знаки невооружённым глазом. Самолёты лете­ли в чётком строю на высоте приблизи­тельно 1,500 метров. Мы насчитали де­сять машин. Я отвлёкся и вдруг услы­шал крик «Они нас бомбят!!!»

Я обернулся и подумал: «Это невоз­можно!», но поскольку я наблюдал темные точки, отделявшиеся от одно­го из самолетов и падавшие на нас, я поверил в реальность происходящего. Я только успел крикнуть «Все в укры­тие!!!» и прогрохотал разрыв первой бомбы. Я видел моего механика, бегу­щего к окопу. На полпути к укрытию я упал на землю. Меня охватил беспо­мощный гнев. Сжав кулаки, я думал: «Всемогущий Бог, дай мне шанс уви­деть своих товарищей снова!».

«Бомбы были сброшены прицель­но и упали в центре лётного поля.

Наши машины были расставлены по краю аэродрома и не пострадали. Мои два пилота, находившиеся в готовнос­ти остались у своих самолётов. Их пре­данные механики также осталась с са­молетами. Лётчики запустили двигате­ли, но взлететь не было никакой воз­можности. Повреждённое лётное поле исключало возможность взлёта. Напа­дение для всех стало неприятной нео­жиданностью. Никто не думал, что красные способны на такую злую шут­ку. Самолетами оказались французс­кие бомбардировщики Potez 210, кото­рые очень сильно напоминали италь­янскую Савойю. Это объяснило то, что самолёты незаметно прошли к нашему аэродрому.

«В результате, с того дня на назем­ных постах наблюдения и других по­стах не исключали возможность, что позади каждого самолета с национали­стическими знаками прилететь похо­жий на него красный бомбардиров­щик. Различные типы современных самолетов были весьма схожи и нео­днократно мы сомневались, имеем ли дело с противником или своим самолётом. Стало гораздо сложнее ориен­тироваться в воздушной обстановке.

Однажды это привело нас к роко­вой ошибке. Было туманное утро, ког­да я повел группу из пяти самолетов для патрулирования в сторону фрон­та. В прошедшие несколько дней рес­публиканские самолёты использовали утренние часы чтобы беспокоить наши передовые линии. Я решил отучить красных от такой привычки навсегда. Мы поднялись на высоту 3,000 метров. «Глаза» группы - фельдфебель Боддем, один из моих лучших лётчиков, вне­запно увидел пять точек, шедших не­сколько выше чем мы и приближав­шихся к линии фронта со стороны Мадрида. Наших самолётов в это вре­мя в воздухе быть не должно было, поэтому я дал сигнал к атаке.

Мои лётчики быстро разбились на пары и стали занимать исходное поло­жение для атаки. Мысленно я похва­лил себя за то что выбрал этот день и утреннее время. Тем временем, пять бомбардировщиков, которые летели в плотном строю, почти достигли наше­го аэродрома. Теперь я был совершенно уверен что они шли именно к нему. Времени для атаки оставалось мало, и мы не успевали атаковать бомбарди­ровщики, прежде чем они долетят до аэродрома. Было видно, что самолёты прошли над лётным полем и крутым правильным разворотом изменили курс. Теперь бомбардировщики сами шли на нас и не. могли уклониться от атаки! Я сосредоточил своё внимание на вражеских самолётах и подготовил­ся к атаке. Я все еще выбирал для себя цель которую атаковать в первую оче­редь, когда мысль ударила меня: «Ты видел эти самолёты где-нибудь преж­де?». Ответ на этот вопрос поразил меня: «В моей памяти промелькнули силуэты итальянских бомбардировщи­ков, которые нам часто приходилось сопровождать на Северном фронте!».

Я медленно приблизился к самолётам с левой стороны строя. Теперь я мог видеть националистические опознава­тельные знаки на крыльях, фюзеляже и руле направления. Я хотел позволить себе небольшую забаву и пролететь очень близко от них. Сблизившись с одним из самолётов на расстояние двух-трёх метров, я поймал на себе взгляд мрачного, серьезного лица од­ного из стрелков, который обеими руками держался за рукоятки спуско­вых механизмов своих спаренных пу­лемётов. Мне подумалось: «Мой Бог, он сильно напуган и используя своё преимущество, прицеливается в меня!». В тот же самый момент я по­чувствовал спереди и справа удар по моей машине. Что-то ударило и обо­жгло мою правую голень, и я почув­ствовал острую боль в моей правой руке. Меня охватила ярость, пальцы автоматически потянулись к гашеткам пулемётов, но в самый последний мо­мент самообладание вернулось ко мне. Я взглянул на лётное поле которое ос­талось позади меня На нём не было видно разрывов бомб, что говорило о том что самолёты не могли быть крас­ными бомбардировщиками. Стрелок, должно быть, принял меня за вражес­кого истребителя. Развернув самолёт, я направил его к своему аэродрому. Теперь можно было оглядеться. Моя правая нога и рука были в крови. Пер­чатка на правой руке была пронизана несколькими маленькими осколками. Вокруг каждого расходился маленький красный круг. С большой осторожно­стью мне удалось посадить самолёт.

Мне повезло, пули прошли через правое крыло близко к фюзеляжу и через кабину. Некоторые из них заст­ряли в колонке управления, ниже моей правой руки. Кроме того, было проби­то несколько электрожгутов. Повреждения оказались настолько небольшое, что самолёт скоро был введён в строй. Позже я выяснил, что молодой и нео­пытный итальянский стрелок действи­тельно принял меня за вражеского ис­требителя».

Интенсивность боёв сказывалась на исправности самолётов. После возвра­щения из первого боевого вылета 21 июля, Лютзоф записал в свой дневник:

«6-9 (номер машины) должен идти к Бургосу, 6-15 повреждена радиостан­ция, 6-13 ремонтируется,  6-9 непри­годен к эксплуатации, 6-10 находится на патрулировании, я располагаю только тремя самолётами готовыми к повторному взлёту в 16.00».

В середине июля в Испанию были доставлены очередные 22 истребителя Bf 109. Сборку самолётов производи­ли на аэродроме в Леоне. Хотя само­лёты были срочно необходимы на фронте, они не могли быть переданы в строевые подразделения, прежде чем будут облётаны.