Bf 109 при отражении республиканского наступления на Эбро

 

25 июля 1938 республиканские вой­ска неожиданно форсировав реку Эбро, перешли в наступление. Нача­лось самое большое сражение испанс­кой войны.

Удивление в штабе Франко смени­лось раздражением. В первые несколь­ко дней наступления республиканцы захватили 600 квадратных километров территории. Только в начале августа националисты взяли ситуацию под кон­троль. Сражение продолжалось до сере­дины ноября с некоторыми перерывами и закончилось отходом республиканских сил на исходные позиции.

В боях у Эбро попеременно прини­мали участие все эскадрильи Bf 109.

Республиканская сторона бросила в бой семь эскадрилий Rata две из ко­торых были все еще укомплектованы советскими лётчиками. Имелась также группа Chato с тремя эскадрильями.

Первые воздушные бои состоялись 1 августа.

3.J/88 провела бой с 25-ю Chatos и одержала три победы. В ходе боя был повреждён самолёт лейтенанта Титзена и ему пришлось произвести вынуж­денную посадку вне аэродрома.

2 августа обер-лейтенант Кроек в схватке с тремя И-16 сбил одного рес­публиканца.

12  августа лётчики 1.J/88 одержа­ли пять побед, сбив три СВ-2 и 2 И-16. Два бомбардировщика записали на счёт старшего лейтенанта Шеллманна. Это стало его 9-й и 10-й победой.

13  августа Bf 109 столкнулись с но­выми И-16 тип 10 (Super Mosca или как их называли националисты Super Ratas) из 3-й эскадрильи И-16 (Escuadrilla Moscas).

14 августа, по утверждению немцев, они сбили шесть И-16.

За время боёв на Эбро истребитель­ные эскадрильи Bf 109 несколько раз меняли свои аэродромы. В это же вре­мя немцы стали использовать аэродро­мы - засады. Использование площадок расположенных вблизи линии фронта позволяло Bf 109 появляться в самых неожиданных местах.

15  августа истребители 1.J/88 нео­жиданно на удалении 50 километров от линии фронта атаковали эскадрилью СБ-2 шедшую в сопровождении И-16 и И-15 на высоте 4,000 метров. Выпол­нив одну атаку, немцы сразу ушли на свою территорию. Позже было полу­чено подтверждение об уничтожении одного И-16 и двух И-15. Победы одер­жали лейтенанты Бертрам и Осу и ун­тер-офицер Кулл.

7 сентября   лейтенант   Бертрам одержал свою 5-ю и 6-ю победы, сбив пару И-16.

Лётчик так описал этот бой: «Я нахожусь на патрулировании, мертвецки устал и сыт по горло этим вылетом. Высота 6500 метров, кисло­родная трубка во рту, мой рот сух, ни­какой слюны. Вижу вражескую эскад­рилью. Тут же появляются ещё четы­ре. Хендрык и Осу атакуют. Началась дикая драка. Но мне нельзя ввязывать­ся, нужно проявлять выдержку. Я дол­жен заняться эскадрильей И-15 летя­щей на высоте 4,500 метров. И тут на высоте 5,500 появляется одинокая тройка Ratas. Цель меняется! Я ата­кую эту тройку. Один, кувыркаясь, па­дает вниз. Повторяю атаку. Второй загорелся и падает по всем правилам. Нужно возвращаться домой».

9-го сентября одержал свою 6-ю победу Мельдерс. Сбит истребитель И-16. Этот день принёс и потери. Унтер-офицер Кининг произвёл вынужденную посадку на своём повреждённом Bf 109. Ему тяжело пришлось в бою с Curtiss, который неожиданно атако­вал его снизу. На 25-м боевом выле­те был сбит лейтенант Луц. Позже Луц вспоминал:

«Я не верил своим глазам. Эскад­рилья Curtiss на тысячу метров ниже нас. В тот же самый момент командир эскадрильи покачал крыльями своего самолёта и бросил его в крутое пики­рование. Атака! Я последовал за ним. Атакованный мной Curtiss встал в ви­раж. Я не рискнул быть вовлечённым в бой на виражах, где Curtiss превос­ходил Мессершмитт. Я отвернул и по­шёл на другую неприятельскую машину. Вдалеке и несколько выше я заме­тил другую эскадрилью Bf 109. Как оказалось, я ошибся. Сосредоточив­шись на Curtiss, сблизился с ним и пе­ред тем как открыть огонь, взглянул назад. И как оказалось это спасло мне жизнь. Восемь Ratas неслись на меня сверху в отвесном пикировании. Се­кунда, и моя машина затряслась, при­нимая в себя пулемётные очереди.

После моего начального испуга ко мне вернулось самообладание и я напра­вил свой Bf 109 к линии фронта. Двига­тель самолёта работал с перебоями, пра­вую сторону кабины заливало маслом.

До фронта ещё оставалось прилич­ное расстояние, а я тащился в его сторону на высоте 4,000 метров с Ratas на хвосте и Chatos ниже себя. От вра­жеских истребителей можно было уйти пикированием, но это было равносиль­но посадке на красной территории. Я продолжал свой путь делая небольшие отвороты в разные стороны. Две или три Ratas продолжали преследовать меня. Меня посетило отвратительное чувство беспомощности.

Rata ревели кружась вокруг меня. Высотомер показывал 1,500 метров. Я перетянул через линию фронта. Вечер­нее солнце блестело. Все складывалось весьма удачно. Если бы ещё не дымил мой двигатель. Но возможно это было и к лучшему, лётчик И-16 подумал, что я горю и оставил меня в покое».

10 сентября произошла смена ко­мандования истребительной группой. Хендрика сменил Грабманн. Команди­ром 1.J/88 назначили Рентса. Полови­на опытных летчиков-истребителей была вызвана в Германию из-за Чешс­кого кризиса.

13 сентября Мельдерс сбивает оче­редной И-16.

С этого времени Испанию начина­ют покидать Интербригады. После убытия на родину советских лётчиков появились случаи перелёта республи­канских пилотов на сторону противни­ка. Их, как правило, включали в состав боевых подразделений франкистской авиации. Таковы были правила этой гражданской войны.

7 октября лейтенанты Ехриг и Менге сбили два И-16, а Грабманн и Гамрингер по одному СБ-2.

10 октября Мельдерс заявил об уничтожении Rata.

30 октября националисты развернули своё наступление в районе Эбро и воздуш­ные бои разгорелись с новой силой.

Лётчики J/88 в период с 30. 10 по 5. 11 заявили о восемнадцати победах.