Bf 109 в Каталонии

 

С 17 ноября по 1 декабря Легион Кондор находился на отдыхе и в боях не участвовал.

Время отдыха немцы постарались использовать для проведения очередной замены лётного состава и пополнения подразделений авиационной техникой.

К середине декабря в составе трёх истребительных эскадрилий насчиты­валось 37 Bf 109 В, С и D.

Три Испанских пилота, которые в составе J/88 в октябре освоили истре­битель Bf 109, теперь, начали процесс формирования двух испанских эскад­рилий, вооружить которые предпола­галось Bf 109 и Не 112. Командирами эскадрилий должны были стать Муркиа и Гарсиа Пар до. На укомплекто­вание этих подразделений пошли за­купленные в Германии 13 Не 112 и пе­реданные из состава Легиона Кондор истребители Bf 109 В, С и D, на замену которых из Германии были получены сорок новых Bf 109 Е-1 и Е-3.

Пересел на Bf 109 и испанский ас Гарсиа Морато. 10 марта он впервые вылетел на боевое задание на новом самолёте.

Общие же количество Bf 109, посту­пивших в Испанию - 130 самолётов.

 

Bf 109V     -        № от 6-1 до 6-4

Bf 109B     -        № от 6-7 до 6-45

Вf109С      -        № от 6-46 до 6-50

Bf 109D     -        № от 6-51 до 6-86

Вf109Е      -        № от 6-87 до 6-130

 

Все чаще и чаще испанские истреби­тели вступали в бой с Bf 109 только ког­да они имели численное преимущество. В воздухе Bf 109 в это время потерь почти не имели, но на земле им про­должали досаждать республиканские СБ. Так 16 декабря на аэродроме Ла Сения бомбардировщики противника сожгли два истребителя.

Согласно плану последнее наступ­ление националистов должно было отбросить республиканские части к французской границе в направлении Барселоны. Первоначальной целью была Валенсия.

Сражение началось в 8.00 23 декаб­ря, в ясной погожий день.

На следующий день погода испорти­лась и истребители J/88 приступили к активным действиям только 28 декабря. В этот день пилоты Bf 109 одержали 6 побед, на следующий - 4, 30 декабря - 6. 12 января Bf 109 J/88 осуществили налёт на республиканские аэродромы Вальс, Вендрелл и Виллафранса. Внезап­ность удара принесла успех. На земле сгорело 13 республиканских самолётов. 5 февраля Bf 109 приняли участие в налёте на республиканский аэродром Фигуерас.

Тарасова описал этот налёт с рес­публиканской стороны:

«Лётное поле находилось в колос­сальном беспорядке. Большие топливо­заправщики стояли посреди поля. Ник­то не пытался их замаскировать. Никто не знал, где персонал различных групп обслуживания. Я покатил свой самолёт в укрытие. Шум в небе заставил меня остановиться и прислушаться. Несколь­ко эскадрилий Fiat-ов приближалось с юго-запада. Персонал аэропорта поспе­шил спрятаться. Мы только что возвра­тились из полёта и наши самолёты сто­яли без топлива и боеприпасов. Несколь­ко Chatos все еще кружились над аэро­дромом. Fiat-ы спикировали на Chatos , которые так же как и мы были без боеп­рипасов, а в баках заканчивалось топли­во. Моноло и я пробовали прикрыть приземление Chatos из двух пулемётов. Они крутились в нескольких метрах от земли. У одного из Chatos остановился двигатель и он пошёл на посадку с Fiat-ом на хвосте. Он приземлился, подпрыг­нул высоко в воздух и столкнулся с топ­ливозаправщиком. Раздался оглуши­тельный взрыв. Разлившееся топливо обдало огнём половину взлётного поля. Тем временем мы открыли огонь из пу­лемётов. Наши Chatos снижались один за другим. Два пилота были ранены. Мы поспешили откатить самолёты подаль­ше от взлётной полосы, но появившиеся Bf 109 завершили начатый разгром. Они сожгли все топливозаправщики и само­лёты, стоявшие на полосе».

6 февраля подобный налёт Bf 109 совершили на аэродром Вильякуэга. Правда, тут им дали достойный отпор. Два новейших Bf 109E-1 (№ 6-98 и 6-96) были сбиты в воздушном бою ко­мандиром ночной эскадрильи И-15 лейтенантом Хосе Фалько. Спустя 50 лет он так описал тот бой в интервью одному из французских журналов:

«Вся первая половина дня 5 февра­ля 1939 года прошла под звуки пуле­мётных очередей фашистских Fiat-ов, штурмовавших аэродром в Вильякуэге, на котором к тому времени скопи­лось до двух десятков республиканских самолётов различных типов. Здесь было: три И-15 (№ СА-077, СА0205 и СА-0230), несколько Дельфинов и И-16. К счастью, Fiat-ы не нанесли того урона, который виделся их пилотам, заявившим об уничтожении в тот день на земле 35 истребителей и 2 бомбар­дировщиков. После налёта в воздухе установилось затишье.

6 февраля механики стали готовить самолёты к перелёту во Францию. На­строение было у всех чемоданное, по-этому появление на горизонте двух монопланов было встречено без пани­ки: все решили, что это И-16, которые тоже хотят укрыться в соседней стране. Однако по мере приближения, хвосты у истребителей стали удлиняться, и вско­ре обнаружилось, что это Мессершмитты. Замешательство царило не более не­скольких секунд. И вот мой Chatos и Дельфин Диего Санчеса в воздухе.

Я поспешил набрать скорость пе­ред встречей с противником и двинул газ до упора вперёд. Мотор тут же ото­звался, и самолёт стал набирать ско­рость. Тут один Мессер пронёсся пе­редо мной, уйдя на вертикаль, а не­сколько других стали пересекать мой курс, намереваясь начать штурмовку аэродрома. Я поймал одного из них в прицел и нажал на спуск своих четы­рёх пулемётов. Было хорошо видно трассеры (заряженные для ночных по­лётов) прошедшие через кабину истре­бителя. Тут я заметил, что один из Мессеров гонится за Дельфином Санчеса в сторону моря. Я развернулся и застал конец этой драмы: немец делал победный круг над республиканским самолетом. Я устремился навстречу. Чтобы избежать лобового столкнове­ния, истребитель противника резко отвернул и вошёл в вираж. Я пристро­ился к нему. На третьем круге он наконец-то попал в прицел и я опять за­действовал все четыре пулемёта, но в этот момент мотор зачихал и я был вынужден возвратиться на аэродром. В своём рапорте командиру я доложил о сбитом одном точно и другом пред­положительно. Вскоре после боя на­шёлся Bf 109 № 9-98 Фридриха Винделя. Спустя годы я узнал имя второго лётчика (который сбил Санчеса) им оказался Ганс Нирмингер».

Националисты достигли француз­ской границы в нескольких местах 10 февраля 1939 года. Операция в Ката­лонии закончилась.

Республиканская авиация практи­чески перестала существовать.

27 марта состоялся последний бое­вой вылет немецких истребителей в Испании. Bf 109 сопровождали Не 111.