Боевое применение Me 163

 

Неприятной особенностью поле­тов на «Комете» была трудная посад­ка. В связи с этим пилотам приходи­лось проходить длительный курс обу­чения на планерах Habicht в составе специальной учебной части ЕК 16. Не­смотря на то, что до сих пор еще ник­то не представил полного списка потерь «Комет», не составляет сомнений тот факт, что большинство машин люфтваффе потеряло именно на этапе подготовки пилотов. Это касалось не только учебной модификации Me 163А, но и боевой Me 163B. Например, 30 декабря 1943 года на Me 163А раз­бился обер-фельдфебель Алоиз Вёрндт. Ровно через месяц, 30 декабря погиб лейтенант Йоши Пёс. У его са­молета сразу после старта отказала топливная система. Летчик попытался сесть в аварийном режиме, но неудач­но. Машина врезалась в башню про­тивовоздушной обороны.

Поскольку «Кометы» летали на большой высоте, но не были оборудо­ваны герметической кабиной, пилоты проходили дополнительный курс под­готовки в барокамере, захваченной и вывезенной из России.

Формирование первой боевой час­ти началось 31 января 1944 года. Это была 20./JG 1, то есть 20-я эскадрилья 1-го истребительного полка. Эскадри­лья действовала в составе системы ПВО Рейха (Reichsverteidigung). Но эта дата носит формальный характер. Нехватка машин приводила к тому, что части Me 163 формировались, переименовывались и расформировывались на бумаге.

В феврале 1944 года 20./JG 1 пе­реименовали в 1./JG 400. Команди­ром эскадрильи стал капитан Роберт Олейник.

1 марта 1944 года Олейник вместе с группой из 12 пилотов прибыл в Виттмундхафен. В конце марта 1,/JG 400 получила первую «Комету», вооружен­ную пушками МК 108. Примерно ме­сяц спустя эскадрилья совершила пер­вый боевой вылет. 21 апреля 1944 года Олейник вылетел на «Комете» с бор­товым номером «16». На высоте око­ло 300 метров двигатель внезапно за­молчал. Попытка аварийной посадки закончилась взрывом и пожаром. Олейник с переломами ребер и конту­зией головы попал в госпиталь. Само­лет полностью сгорел.

В апреле 1944 года в Ораниенбурге также на бумаге сформировали 2./JG 400, которую возглавил капитан Отто Бёнер. 10 мая 1944 года формально обе эскадрильи располагали по 12-14 само­летов. В этот день 2-я эскадрилья пе­ребазировалась на аэродром Венло в районе голландско-немецкой границы.

13 мая 1944 года капитан Вольф­ганг Шпете совершил первый полет на Me 163B. Механики целиком выкраси­ли машину (V41, PK+QL) в красный цвет, что должно было символизиро­вать возрождение традиций «красно­го барона» фон Рихтгофена. Шпете вылетел на перехват истребителей Р-47 Thunderbolt, обнаруженных радаром «Wuerzburg», однако из-за проблем с мотором был вынужден вернуться на базу. В период между 13 и 20 мая 1944 года на аналогичные задания вылетал капитан Рудольф Опиц из ЕК 16. На Me 163 (V35, BH+IN) он безуспешно пытался перехватить двухмоторный разведывательный самолет противни­ка. 20 мая 1944 года другой пилот ЕК 16, обер-фельдфебель Нельте на Me 163 (V40, W.Nr. 310048) также безуспешно охотился за союзническим самолетом. Тем временем, В. Шпете покинул ЕК 16 и вернулся на Восточный фронт в свою часть - IV./JG 54.

Шпете был сторонником идеи со­здать вдоль обычных маршрутов союз­нических бомбардировщиков цепи аэродромов для Me 163. Это позволя­ло бы непрерывно атаковать против­ника во время его полета к цели. Учи­тывая ограниченный радиус действия «Кометы», это было логичным реше­нием. После ухода Шпете эта идея ли­шилась своего горячего сторонника и победу одержала другая концепция, концентрирования «Комет» на одном аэродроме. Главным ее сторонником был полковник Гордон Голлоб.

Летом 1944 года капитан Опиц уча­ствовал в демонстрации «Кометы» ино­странным делегациям: японской и ита­льянской. Там же присутствовал и Гер­ман Геринг. Капитан Олейник доставил Me 163 в Виттмундхафен, откуда по морю машину перевезли в Рехлин.

ЕК 16 продолжали преследовать неудачи. Англичане, сфотографировав Бад-Цвишенан, 30 мая 1944 года про­вели налет на аэродром. В результате два Me 163 были уничтожены (в том числе одна боевая машина), а две дру­гие «Кометы» получили повреждения. Кроме того, была полностью разруше­на взлетно-посадочная полоса аэро­дрома. Капитан Тони Талер, который возглавил ЕК 16 после убытия на фронт Шпете, 7 июня приказал пере­базироваться. Лишь спустя несколько недель аэродром снова можно было использовать. Тем временем, 31 мая Me 163 из 1./JG 400 пытался безуспешно перехватить над Лейпцигом одиноч­ный «Спитфайр», шедший на высоте 12000 метров. 26 июля фельдфебель Хорст Ролли из 2./JG 400 повредил при посадке в Венло свой Me 163B (W.Nr. 440009).

В конце июля - начале августа 1944 года полковник Голлоб начал претво­рение в жизнь своего плана по концен­трации «Комет». По его приказу обе эскадрильи JG 400 перебазировались в Брандис в районе Лейпцига. В их за­дачу входила защита завода синтети­ческого бензина в Лейне. Условия на аэродроме были трудные. Короткая ВПП и необходимость хранить бочки с топливом рядом с железнодорожным путем добавляли головной боли. На базе 1,/JG 400 (капитан Фульда) и 2.1 JG 400 сформировали 1-ю группу (I./JG 400), которую возглавил капитан Олейник.

28 июля 1944 года в рапорте аме­риканского генерала Уильяма Э. Кепнера появляется информация об обна­ружении крупной группировки «Ко­мет». Немецкие самолеты были заме­чены в воздухе в районе Брандиса. Ут­ром того дня на аэродроме в Брандисе находились в боевой готовности де­журные пилоты из 1 ./JG 400. Среди них был фельдфебель Зигфрид Шуберт, фельдфебель Г. Рюлль, фельдфебель Рольф Глогнер, лейтенант Ганс Ботт и еще трое пилотов. Они ожидали при­каза вылететь на перехват формации «летающих крепостей». В 9:40 такой приказ поступил и «Кометы» подня­лись в воздух на перехват бомбарди­ровщиков из 3-й, 4-й, 96-й, 388-й и 452-й бомбардировочных групп, сопро­вождаемых «Мустангами» из 359-й ис­требительной группы. Пилоты бомбардировщиков доложили командиру 359-й истребительной группы, полков­нику Эвелину П. Такону-младшему о появлении в воздухе самолетов про­тивника. Такой направил свои «Мус­танги» на перехват. В противнике он опознал реактивные истребители, ско­рость которых он определил в 700-800 км/ч. В огневой контакт немецкие пи­лоты не вступили. Учитывая скорости В-17 и Me 163 от немецких летчиков требовалась нечеловеческая реакция. На прицеливание и стрельбу с дистан­ции 600 метров они имели всего 4 се­кунды, а на дистанции 200 метров в их распоряжении было всего 1,5 секунды. 29 июля 1944 года пилоты 1./JG 400 (6 Me 163) попробовали перехватить бом­бардировщики из 1-й и 3-й дивизий. В 11:45 пилоты Р-38 Lightning под командованием капитана Артура И. Джеф­фри попытались перехватить одиноч­ную «Комету», атаковавшую В-17. В 11:48 американские бомбардировщики атаковала еще одна «Комета».31 июля 1,/JG 400 располагала 16 самолетами, в том числе 4 боеготовыми. 2./JG 400, которая в этот день также перебазиро­валась в Брандис, располагала 5 «Ко­метами» в том числе 2 боеспособными. В начале августа руководство OKL (Oberkommando der Luftwaffe) приня­ло решение сформировать 3,/JG 400. Командиром новой эскадрильи стал капитан Фальдербаум, создатель так­тики «Wilde Sau» - использования од­номестных ночных истребителей. 5 ав­густа пилоты 489-й бомбардировочной группы наблюдали одиночные «Коме­ты», которые так и не атаковали американцев. В тот же день «Кометы» за­метил сержант Чарльз М. Некрасил из 100 BG. Он заметил три Me 163, шед­шие на высоте 11500 м. 16 августа 1096 В-17 и В-24 атаковали цели в окрест­ностях Белена, Халле, Дрездена, Дессау, Кётена и Магдебурга. В 10:40 аме­риканские самолеты оказались над Брандисом. В этот момент на аэродро­ме в боевой готовности стояло 5 Me 163. В 10:45 немцы атаковали против­ника. Фельдфебель Герберт Штрацники атаковал В-17 (ХК-Р) из 305 BG. Бортстрелок сержант Х.Дж. Кейсен открыл огонь с дистанции 900 метров и вел его пока немецкий истребитель приближался. Он доложил о попада­нии в Me 163, из которого заметил струю дыма. Фельдфебель Герберт Штрацники выпрыгнул с парашютом, а его машина разбилась в окрестнос­тях Брандиса. Башенный стрелок дру­гого В-17 (XK-G) сержант Х.К. Тьюбз обстрелял «Комету», атаковавшую его самолет, но без видимого результата. Третья «Комета», пилотированная лейтенантом Г. Рюллем (W.Nr. 163100), атаковала B-17G (42-31636, OR-N) из 323-го бомбардировочного дивизиона 91-й бомбардировочной группы и сби­ла его. Почти тут же Рюлль оказался перехвачен парой «Мустангов» из 370-го истребительною дивизиона 359-й истребительной группы. Самолеты пилотировали подполковник Джон Б. Мерфи (P-51D, CS-K. 44-13966) и ею ведомый   1-й лейтенант Сирил  У. Джонс-младший (P-51D, CS-D, 44-13529). Срезанная очередью «Комета» упала в 10:52. Спустя четверть часа два других американских истребителя (ка­питан К.У. Хипшер и лейтенант Джим­ми Шоффит) из 359-го истребительно­го дивизиона атаковали еще одну «Ко­мету». Шоффит обстрелял противни­ка, но без видимого результата. В 11:02 еще одна «Комета» атаковала самоле­ты из 305-й бомбардировочной груп­пы. Атакованный В-17 (XK-D) сумел уцелеть, а бортстрелок Дж.Д. Эдриан обстрелял противника, но не сумел поразить цель.

24 августа немцы располагали все­го несколькими исправными «Комета­ми». Около полудня район Лейны, Руланда и Веймара подверглись налету 1300 американских бомбардировщи­ков. В 11:45 по тревоге поднялось 1-е звено Me 163 (ведущий Зигфрид Шу­берт). Почти сразу стартовало 2-е (Ганс Ботт и Герберт Штрацники) и 3-е (Петер Гуссер и Манфред Айзенманн) звенья. В 12:07 Шуберт атаковал В-17 из 92-й бомбардировочной группы, ведущего весь отряд. Ему удалось сбить «летающую крепость» лейтенан­та Келера, прострелив бомбардиров­щику левое крыло. Шуберт атаковал следующий В-17, пилотированный 1-м лейтенантом Элвином Э. Хендриксоном, но безуспешно. Тем временем ве­домый Шуберта атаковал В-17 2-го лейтенанта Стера Неджи (PY-R), до­бился попадания в двигатель, после чего американский бомбардировщик взорвался на высоте 6000 м.

Тем временем фельдфебель Айзен­манн атаковал В-17 (JW-N) 1-го лейте­нанта Ллойда Г. Генри. Атака закон­чилась провалом. Хвостовой стрелок сержант Уолтер Максимач сумел сбить «Комету».в 12:12 Шуберт сбил еще один В-17, на этот раз из 457-й бомбар­дировочной группы. Две остальные «Кометы» перехватили отряд 205-й бомбардировочной группы, но без ре­зультата. В конце августа число выле­тов сократилось, поскольку в резуль­тате налета на Киль был поврежден завод, выпускавший C-Stoff. 15 августа аэродром в Бад-Цвишенан снова подвер­гся налету. В ЕК 16 оставалось 6 исправ­ных Me 163. Было решено перебросить ЕК 16 в Брандис. Вместе с ЕК 16 в Брандис прибыл и капитан Рудольф Опиц, который возглавил I./JG 400.

Прежний командир группы, капи­тан Олейник получил должность ко­мандира Ergaenzungsstaffel/JG 400, также дислоцированной в Брандисе. В этой эскадрилье шло обучение моло­дых пилотов. Заместителем Олейника стал лейтенант Мано Циглер, который был направлен в командировку в Йессау. Тем временем на аэродром JG 400 прибыли новые пилоты. Среди них были капитан Генрих Штурм, обер-фельдфебель Гюнтер Андреас, фельд­фебели Кляйн Лёсхер, Швайниц, Циммерманн, Герхард Мор, Ренкауф, капи­тан Фельдербаун, обер-лейтенант Адольф Нимайер, Петер Гуссер и еф­рейтор Эрнст. Уже в ходе первого учеб­ного полета ефрейтор Эрнст потерял ориентировку и приземлился на аэро­дроме в Моккау.

Вскоре часть перебазировалась на аэродром Удетфельд в Силезии. В ок­тябре Ergaenzungsstaffel/JG 400 была формально развернута в III./JG 400. В составе новой группы образовали две эскадрильи: 13-ю (Адольф Нимайер) и 14-ю (Мано Циглер).

10 сентября в 11:30 одиночная «Ко­мета» из I./JG 400 перехватила В-17 из 92 BG, но безрезультатно. 11 сентября в Брандис прибыли новые Me 163. В тот день боевую готовность имели сра­зу 7 самолетов. В 11:25 прозвучал сиг­нал тревоги, а в 11:30 пилоты бомбар­дировщиков 92 BG заметили прибли­жающиеся Me 163. В 12:10 немцы без­результатно атаковали самолеты из 384 BS. Вся атака длилась не более 30 секунд. В тот день американские пило­ты 17 раз замечали в воздухе «Коме­ты». Три американских бомбардиров­щика не вернулись на базу, хотя в не­мецких архивах нет данных об одер­жанных победах. На следующий день пилоты 493 и 94 BG замечали одиноч­ные «Кометы». 13 сентября I./JG 400 имел 9 исправных самолетов, но в этот день столкновений с противником не отмечено. 24 сентября группа распола­гала 19 самолетами, в том числе 11 боеготовыми. В это время началось фор­мирование 3-й и 4-й эскадрилий JG 400. 28 сентября в 11:58 с аэродрома Бран­дис на перехват противника вылетело 6 «Комет». В 12:08 башенный стрелок В-17 из 100 BG штаб-сержант Марвин Висотски обстрелял «Комету». Затем «Комету» перехватил лейтенант Уилсен из 361 FG и заявил вероятную по­беду. Этой «Кометой» оказался Me 163В-0 (W.Nr. 10058), который получил 60% повреждений. Его пилот, обер-лейтенант Франц Рёзеле раненый по­пал в госпиталь.

3 октября I./JG 400 насчитывала 17 самолетов, а в 3-й и 4-й эскадрильи было 13 машин. Обе эскадрильи полу­чили приказ передислоцироваться в Штаргард на аэродром Клютцар, куда и прибыли еще до конца первой неде­ли месяца. 6 октября погиб во время налета на аэродром механик 4./JG 400 Герхард Шарфф.

7 октября 1944 года выдался жар­ким. В 12:00 с аэродрома Брандис по тревоге поднялись «Кометы» Шубер­та, Ботта, Глогнера, Гуссера и Айзенманна. Их целью были американские бомбардировщики из 95 BG. Ботт зая­вил один сбитый В-17. Унтер-офицер Манфред Айзенманн при посадке та­ранил на своем самолете (BQ+VO, W.Nr. 440013) три стоящие «Кометы» и погиб. В тот же день погиб ас JG 400 фельдфебель Зигфрид Шуберт, выле­тевший на Me 162V61 (GN+MD, W.Nr. 10070). Причиной гибели пилота стал взрыв топлива на старте. Оставшиеся пилоты: Ренкауфт, Циммерманн, Гус­сер, Мюлыптро и Андерс - имели боль­ший успех. В 12:31 их «Кометы» нача­ли атаку. Правда трем «Мустангам» из 364 FG (Э.А. Тейлор, У.Э. Эрфкемп, Э.Н. Фаррелл) удалось сбить Me 163 (W.Nr. 440165) обер-фельдфебеля Фридриха Петера Гуссера. Сам Гуссер был ранен в голову, а его самолет по­лучил серьезные повреждения. Но ос­тальные «Кометы» беспрепятственно провели атаку и сбили два В-17. В ок­тябре начались учебные полеты на Me 163 с аэродрома Удетфельд. В III./JG 400 прибыли пилоты, которые уже про­шли курс полетов на планерах в лет­ной школе Гельнхаузен. Первые поле­ты проводились на Me 163A. а затем им дали по три раза взлететь на Me 163В. Командир 13./JG 400 Нимайер пользуясь своими дружескими связями и избытком свободного времени воо­ружил один из своих Me 163A ракета­ми R4M. До конца октября 1944 года самолеты JG 400 лишь изредка подни­мались в воздух. 9 октября Me 163 по­пытался перехватить курьерского «Москита» из 544-й эскадрильи RAF, который в рамках программы «Fruge!» доставляли авиапочту в Советский Союз. Попытка закончилась неудачей. Аналогично закончилась и попытка перехватить одиночный Р-51 26 октяб­ря 1944 года в 14:35.

2 ноября американцы провели мас­сированный налет на завод синтетичес­кого топлива в Лейне. В налете участвовало 687 В-17, 400 Р-51 и 30 Р-38. На перехват противника вылетели Ролли, Штарцники, Болленрат, Андреас и Глогнер. Андреас атаковал В-17, но и сам оказался сбит капитаном Ф.У. Глорером из 4 FG. «Комета» Андреаса взорвалась в воздухе, но за несколько секунд до взрыва пилот сумел поки­нуть самолет, благополучно призем­лился и автостопом вернулся в распо­ложение своей части. Самолет обер-фельдфебеля Якоба Болленрата (W.Nr. 440003, BQ+VF) был сбит капитаном Л.Х. Норли из 335 FS. Третьим неудач­ником дня стал обер-фельдфебель Хорст Ролли из 2./JG 400, который по­гиб в кабине своей «Кометы» (W.Nr. 440007, BQ+VJ).

18 ноября во время налета союзни­ков на аэродром Лехфельд на земле был уничтожен один Me 163. Другая «Комета» получила повреждения. 18 ноября во время учебного полета был поврежден Me 163 (W.Nr. 440172) обер-фельдфебеля Августа Мюллера. Сам Мюллер с травмами попал в госпиталь в Паунсдорфе. В начале декабря I./JG 400 возглавил бывший командир 1-й эскадрильи, капитан Фульда. Прежний командир группы капитан Опиц стал командовать II./JG 400, сформирован­ной 12 декабря 1944 года из 3-й и 4-й эскадрильи, которые по такому случаю сменили номера на 5 и 6. Таким обра­зом JG 400 стал состоять из трех групп. Командиром полка назначили Вольф­ганга Шпете, который в ноябре вер­нулся из JG 54. Конец года «Кометы» больше стояли на земле. 12 января 1945 года Восточный фронт приблизился к базе III,/JG 400 и группу передислоци­ровали в Брандис.

16 января капитан Г.Г. Каллаус из 353 FG стал очевидцем того, как Me 163 взорвался, упав на аэродроме Лехфельд.

Вскоре под угрозой оказалась и база в Штаргарде. Опиц приказал пе­редислоцироваться в Бад-Цвишенан, Нордгольц и Гузум.

Чем ближе к концу войны, тем меньше была активность JG 400. 10 февраля 1945 года погиб фельдфебель Герхард Мер (DS+VV, белая «2»). На следующий день получил ранение ун­тер-офицер Освин Шюллер (W.Nr. 191111, SC+VJ). 23 февраля самолеты 355 FG атаковали аэродром Лехфельд, унич­тожив на земле четыре Me 162. 2 марта 1945 года в воздух поднялось 6 Me 163, но летчикам не удалось обнаружить про­тивника. На следующий день немецкие пилоты заявили три сбитых В-17. 7 мар­та 1945 года две «Кометы» атаковали в районе Розиц разведывательный «Спитфайр» PR.XI (PL886) из 542-й эскадрильи RAF. Английскому пило­ту флайт-лейтенанту Рейби удалось уйти, набрав скорость в ходе крутого пике с 12000 до 6000 метров.

15 марта Me 163 снова вылетели на перехват американских бомбардировщиков. Целью налета 1340 В-17 и В-24 был Лейпциг. Одну сбитую «Комету» заявил капитан Р.С. Уитмор из 359 FG. Немецкий пилот выпрыгнул с парашю­том, а самолет разбился.

16 марта 1945 года обер-лейтенант Рольф Глогнер перехватил над Лейп­цигом «Москито» PR.XVI (NS795) из 544-й эскадрильи RAF и повредил его. «Москито» сумел дотянуть до аэродро­ма Лилль во Франции, но разбился при посадке. Пилот «Москито», летный офицер P.M. Хейс был награжден кре­стом DFC.

17  марта 1945 года Фриц Кельб после боя насчитал в своем Me 163 146 пробоин. 19 марта группу из 978 аме­риканских бомбардировщиков атако­вало 40 немецких истребителей, в том числе Me 163 и Me 262. Пилоты Me 262 заявили три сбитых В-17, пилоты Me 163 победами похвастаться не смогли.

24 марта 1945 года пилоты 483 BG заявили один вероятно сбитый Me 163. 30 марта 1945 года одиночная «Ко­мета» из II./JG 400 пыталась атаковать американские бомбардировщики, но истребители сопровождения из 355 FS не подпустили немца. На следующий день пилоты 479 и 353 FG докладыва­ли о встрече в воздухе с Me 163.

9 апреля 1945 года на перехват пары Р-38 из-под Брандиса вылетели две «Ко­меты» (Ботт, Рёзле). Немецкие пилоты набрали слишком большую скорость и не смогли обнаружить противника.

10  апреля 1945 года лейтенант Фриц Кельб с помощью гранатомета SG 500 Jaegerfaust сбил самолет про­тивника. (В последний день войны Кельб погибнет на Me 262). В тот же день победу одержал Глогнер, кото­рый сбил «Москито», шедший на вы­соте 14000 м. Экипаж сбитого самоле­та покинул машину с парашютом. «Ко­мета» Глогнера сильно обледенела и пилот едва сумел дотянуть до аэродро­ма. В начале апреля дефицит топлива стал еще сильнее. Часть личного соста­ва I,/JG 400 мобилизовали и отправили в качестве пехотинцев на фронт в Чехословакию. В качестве вооружения использовали снятые с самолетов пуш­ки МК 108, установленные на шасси грузовых машин. Тем временем, Р. Опиц, командир II./JG 400, дислоциро­ванной в районе Гузума, все силы при­кладывал к тому, чтобы машины груп­пы не простаивали на земле. Главной проблемой, как и всюду, была нехват­ка топлива. Каким-то чудом удалось раздобыть немного топлива, как раз хватило на заправку трех «Комет». 22 апреля 1945 года Опиц отправился на базу истребителей в районе Гузума, чтобы скоординировать свои действия. В это время над Гузумом появился 641 «Ланкастер», из которых один был сбит поднятым по тревоге ключом П./ JG 400. Эту победу подтверждает и командир крыла Р.Б. Бьюмонт, кото­рый находился в расположенном ря­дом лагере военнопленных и был сви­детелем боя. С другой стороны, в до­кументах II./JG 400 нет ни каких упо­минаний о пилоте, одержавшем един­ственную в истории группы победу. К концу войны Опиц располагал 80 «Ко­метами» и 60 пилотами. Война для II./ JG 400 закончилась 8 мая, когда попавший в госпиталь Опиц (травма из-за неудачно­го старта) сдал свою группу в плен англи­чанам. Союзнические истребители сбили в воздухе 6 Me 163, а бортстрелки бомбар­дировщиков около 10. Гораздо больше «Комет» было потеряно из-за аварий. ВI./ JG 400 в период между 22 мая 1944 года и 20 января 1945 года было потеряно 17 «Комет».

В качестве любопытного факта сле­дует упомянуть об использовании «Ко­мет» итальянскими пилотами. 18 ита­льянцев во главе с Джузеппе Роберте начали курс подготовки, летая на без­моторных Me 163. Никаких данных о том, что итальянцы летали на боевых Me 163B, нет.