Музейные «Кометы»

 

В настоящее время в музеях разных государств хранятся следующие машины:

1. W.Nr. 191095 (номер двигателя 701351), Me 163B-la, 1945 года выпус­ка. Окончательная сборка проводи­лась на заводе Клемма в Шварцваль­де. Самолет принадлежал II./JG 400 и был захвачен англичанами в Гузуме в мае 1945 года. Доставлен в Фарнборо, получил номер AM 211, а 25 июля 1945 года передан в RAF Maintenance Unit No.6 в Бриз-Нортон. 21 марта 1946 года передан ML) No.47 в Силенде, где его должны были подготовить к от­правке в Канаду. Машину отгрузили получателю 28 августа 1946 года. В Канаду «Комета» прибыла на борту парохода «Манчестер Коммерс». В Монреаль груз прибыл 9 сентября. Первоначально «Комета» находилась на базе RCAF с Сен-Жане, а в 1957 году ее передали в Канадский военный музей. В 1976-1978 г.г. машина прошла ремонт, после которого вошла в кол­лекцию USAF Museum в Райт-Паттерсон, Дейтон, Огайо, где оставалась с мая 1978 по ноябрь 1985 года. Затем машина вернулась в Канаду и с 17 июня 1988 года заменила в экспозиции Национального авиационного музея другую «Комету» (W.Nr. 191916).

2. W.Nr. 191916 (AM 220). Это дру­гая канадская «Комета». Ее судьба по­хожа на описанную выше, различия только в датах. В Бриз-Нортон маши­на прибыла 8 августа 1945 года, в Силенд - 17 июня 19446 года. В Канаде с 15 ноября 1964 года в Военном музее. ДО этого побывала на трех базах, в том числе в Калгари. В 1965-1988 в музей­ных экспозициях. По некоторым дан­ным, серийный номер самолета мог быть другим: 191913 или 191914.

3.  W.Nr. 19659 (AM 215). Захвачен англичанами в Гузуме, затем доставлен в Фарнборо. 26 июля 1945 года пере­дан MU No.6 в Бриз-Нортон, откуда 19 мая 1947 года отправлен в College of Aeronautics, Карнфилд. После рес­таврации в 1975 году передан шотлан­дскому Museum of Flight в Ист-Форчун, где пребывает до настоящего вре­мени. Самолет полностью укомплекто­ван, лишь сняты две пушки МК 108.

4.  W.Nr. 191614. Находится в кол­лекции музея в Косфорде. Вероятно эта «Комета» захвачена одновременно с W.Nr 191461 (AM 207). Маршрут само­лета обычный: Гузум, Фарнборо. Бриз-Нортон (21 июля 1945 года). Далее ма­шину передали в Rocket Propulsion Establishment в Уэсткотте, а в 1980 году в музей в Косфорде.

5.  AM 214. Захвачен, как и боль­шинство английских «Комет» в Гузу­ме. Далее Фарнборо, Бриз-Нортон (26 июля 1945 года). 18 сентября 1946 года прибыл в RAF College в Крануэлле. До начала 1961 года стоял на аэродроме Крануэлл-Норт,  затем  передан  в Imperial War Museum в Саут-Ламбете, Лондон. Там ему «сменили» серийный номер на 191060. В 1976 году переве­ден на аэродром Даксфорд, филиал IWM. Не следует путать этот экземп­ляр с VF241. В то время когда АМ214 находился в Крануэлле, VF 241 летал в Фарнборо.

6.  W.Nr. 191904 (AM 219). Гузум, Фарнборо, Бриз-Нортон (8 августа 1945 года). Примерно с марта 1946 года в экспозиции музея в Колерне, где ос­тавался до 1975 года, то есть до закры­тия музея. Затем попал на базу Сент-Атан. 5 мая 1988 года подарен Герма­нии, где передан в Luftwaffenmuseum в Ольденбурге. В 1995 году переведен на аэродром Берлин-Гатов, где нахо­дится сейчас.

7.  W.Nr 191316 (АМ210). Гузум, Фарнборо, Бриз-Нортон (21 июля 1945 года), Силенд (17 июня 1946 года). В 1949 году передан MU No 3 в Стенмор-Парк, где оставался до конца 1955 года. Затем начинается путаница. Са­молет с номером 191316 через Хелтон попал в коллекцию Science Museum, в то время как машина AM 210 была подарена Deutsches Museum. Скорее всего «самозванкой» является «Комета», переданная в Deutsches Museum. Как следует из доку­ментов, номер AM 210 был присвоен в 1945 году Me 163B W.Nr. 191316. Этот самолет в настоящее время находится в Science Museum в Кенсингтоне, Лондон.

8.  Werk Nummer неизвестен. Эта машина собрана из ча­стей по меньшей мере двух «Комет». Номер АМ210 присво­ен машине ошибочно. Известны номера фюзеляжа (60) и кры­льев (1203, 1203.70 или 120370). История обычна: Бриз-Нор­тон (21 марта 1946 года), Силенд (17 июня 196 года), Стенмор-Парк (1949-1955), Mu No.15 в Рафтоне, наконец база RAF Station в Уэст-Рейнхеме, откуда 28 ноября 1964 года самолет передан Германии. 3 декабря 1964 года машина на борту транспортного самолета Noratlas (GA+250) из Lufttransportgeschwader 61 (база в Нойбиберге) перевезен из Биггин-Хилла в Манхинг. Тут на заводе Мессершмитта са­молет прошел первую стадию консервационных работ, в ко­торых участвовали техники, собиравшие Me 163 в годы вой­ны. Самолет был разукомплектован (не хватало двигателя и оборудования кабины). Двигатель удалось достать в Вели­кобритании благодаря помощи Эрика Брауна, который в это время был морским атташе в Бонне. Оборудование кабины удалось восстановить благодаря дару Рудольфа Опица. Са­молет получил бортовые обозначения 7./JG 400 и 28 июня 1965 года передан Deutsches Museum. В экспозиции музея с 2 июля 1965 года. Среди приглашенных на презентацию но­вого экспоната был Вилли Мессершмитт, который так оха­рактеризовал Липпиша: «Он отважился пойти дальше, чем другие, ища новые формы и работая над ними».

9. W.Nr. 191301 (FE500,T-2-500) в National & Space Museum, Paul E. Garber Facility, Силвер-Хилл, Мэриленд. Судьба этого самолета подробно описана в предыдущем разделе.

10.  W.Nr 191907 (АМ222). Гузум, Фарнборо, Бриз-Нор­тон (8 августа 1945 года), Рафтон (30 апреля 1946 года). За­тем морем отправлен в Австралию. В 1975-1981 годах в RAAF Museum на базе RAAF в Пойнт-Куке. Затем ремонт в Aerospace Technologies of Australia в Мельбурне, откуда машину передали в Australian War Memorial в Канберре.

11.  J8M1 Shusui в частной коллек­ции Planes of Fame Museum в Чино, Калифорния.

12. J8M1 Shusui (детали фюзеляжа) на авиабазе Гифу, Япония. Самолет был обнаружен в 60-х годах на свалке в окрестностях порта Йокосука.