Техническое описание Me 163B

 

Одноместный перехватчик с ракет­ным двигателем. Бесхвостый среднеплан смешанной конструкции.

 

Фюзеляж

 

Фюзеляж полузакрытый из алюми­ниевого листа, круглый в сечении, тех­нологически членился на две секции.

Передняя секция состояла из носово­го обтекателя, кабины и части фюзе­ляжа, вмещавшей баки. Задняя секция состояла из двигательного и хвостово­го отсека. Фюзеляж усиливали 11 шпангоутов. На верхней стороне фю­зеляжа крепился фонарь кабины и об­текатель бака.

 

Хвостовое оперение

 

Самолет имел только киль деревян­ной конструкции, симметричного про­филя, площадью 2,02 м2. Руль направ­ления площадью 0,523 м2. Руль урав­новешен по массе.

 

Крылья

 

Крылья деревянные с коробчатым главным лонжероном и вспомогатель­ным лонжероном-швеллером. К вспо­могательному лонжерону крепились рули-элероны и триммеры. К фюзеля­жу крыло крепилось тремя шкворнями. Обшивка из фанеры Te-Vau-Bu (буко­вая шпонка, проклеенная клеем Tegofilm). Толщина профиля крыла 14% у основания (нервюра № 1) при 30% хорды и 8,7% у конца (нервюра № 19) при 20% хорды. Стреловидность 23,3° на 1/4 хорды, геометрический поворот 5,7%. Неподвижные пред­крылки на половине размаха крыла.

Система управления рулями на ка­чалках.

Рули-элероны на внешней стороне крыльев деревянные с матерчатой об­шивкой. Триммеры на внутренней сто­роне крыльев той же конструкции, что и рули-элероны.

Посадочные закрылки, а точнее аэродинамические тормоза, подвеши­вались на нижней стороне крыла и представляли собой алюминиевые пла­стины. Они располагались на центроп­лане по середине хорды и выпускались с помощью гидравлического привода.

Отклонение рулей:

Руль направления: 35° влево и вправо.

Рули-элероны: в зависимости от режима работы.

Триммеры: +/- 10°.

Посадочные закрылки: +45°.

 

Шасси

 

Шасси состояло из посадочного полоза, убираемого и выпускаемого с помощью гидравлического привода. Полоз сначала делали из алюминия, позднее из стали. Первые машины име­ли деревянный полоз, у них также отсутствовал хвостовое колесо. К поло­зу крепилась колесная тележка, кото­рую сбрасывали после взлета (полоз, убираясь, высвобождал крепления те­лежки). В районе хвоста находилось управляемое колесо, выпускаемое гид­равлически.

Аварийный выпуск полоза осуще­ствлялся пневматической системой.

Шины колес на тележке 700x175 мм, давление 5,5 атм, хвостового ко­леса 260x85 мм, давление 4 атм.

Самолет также мог взлетать с по­мощью колесной тележки фирмы Borsig, стартовой тележки с пружиной Лечера фирмы VDM, а также тележки с управляемым передним колесом фир­мы АНАС.

 

Кабина пилота

 

Кабина негерметизированная, с одностворчатым фонарем, откидыва­емым вправо. Кресло пилота подвеше­но на пружинах конструкции инжене­ра Лечера. Кабина оборудована основ­ными пилотажными приборами, и ука­зателями работы двигателя. В кабине находились все органы управления все­ми узлами самолета. Панель управле­ния радиостанцией находилась на правом баке T-Stoff.

 

Радиооборудование

 

Радиостанция FuG 16ZE обеспечи­вала связь с землей и другими самоле­тами. Она располагалась в носовой части фюзеляжа. Антенна крепилась к фюзеляжу, адаптер и возвратная пет­ля встроены в киль.

Устройство FuG 25а использовалось для идентификации «свой-чужой». Рас­полагалось под креслом пилота, антен­на и адаптеры на левом крыле.

Электрическое оборудование запитывалось от генератора мощностью 2 кВт и напряжением 24 В. Генератор стоял в носу фюзеляжа и оснащался маленьким пропеллером, вращающим­ся набегающим потоком воздуха. Ак­кумулятор емкостью 20 Ач. Аккумуля­тор также находился в носовой части фюзеляжа. Наружный разъем электро­сети находился на правом борту фюзе­ляжа. Потребителями на борту были: система зажигания, подогрев трубки Пито, сигнал положения шасси, радио­оборудование, указатель крена и хилометр, приборы контроля за работой двигателя, топливные краны, противо­пожарная система.

Кислородная система состояла из 2-литрового баллона, находящегося на левом борту кабины, а также регуля­тора подачи кислорода, встроенного в правый борт кабины.

Пневмогидравлическая система служила для выпуска и уборки полоза и хвостового колеса. Маслобак гидрав­лической системы находился на носу, а пневматическая система размещалась возле полоза. Особый контур со сво­им маслобаком служил для выпуска посадочных закрылков. Выпуск осуще­ствлялся с помощью ручного насоса.

 

Бронирование

 

Броней была прикрыта носовая часть самолета. Носовой обтекатель изготавливался из брони толщиной 15 мм. Лобовое бронестекло имело тол­щину 90 мм. Сзади голову, плечи и спи­ну пилота прикрывала бронеспинка толщиной 15 мм.

 

Вооружение

 

Две пушки Mauser MG 151/20 рас­полагались по одной в основании кры­льев. Начиная с машины № 47 на са­молетах появились пушки Rheinmetall-Borsig MK 108 с боекомплектом 80 (60) выстрелов на ствол. Прицел Revi 16B установлен над приборной панелью.

В конце войны испытывались раз­личные нетрадиционные виды воору­жения. Это были 50-мм гранатометы SG 500 Jaegdfaust. Гранатометы стре­ляли вверх и спускались автоматичес­ки с помощью фотокамеры, когда «Ко­мета» оказывалась под самолетом про­тивника. Один залп выпускал сразу пять гранат, так что пилот мог делать два боевых захода. Перезаряжалась система на земле.

На «Комете» (Me 163А) в порядке эксперимента установили 2 12-трубных пусковых установок для ракет R4M.

 

Двигатель

 

Двигатель Walter HWK 109-509А-0 крепился к 8-му шпан­гоуту фюзеляжа в трех точках.

Топливная система состояла из двух типов баков: баков для T-Stoff (топливо) и C-Stoff (окислитель). Заполнение ба­ков T-Stoff проводили через переднюю горловину, a C-Stoff - через заднюю.

Подробно о топливе рассказано в главе, посвященной подробному разбору двигателя.

Баки на Me 163B-1 имели следующий объем, л:

T-Stoff главный бак в фюзеляже      1040

T-Stoff правый вспомогательный бак 60

T-Stoff левый вспомогательный бак   60

C-Stoff бак в левом крыле                 177

C-Stoff передний бак в левом крыле  73

C-Stoff бак в правом крыле               177

C-Stoff передний бак в правом крыле 73

Всего

T-Stoff                                                1160

C-Stoff                                                   50

Итого                                                1660 л (около 2026 кг)