Окраска и обозначение Р-51 «Mustang»

 

Самолеты Р-51 «Mustang» участво­вали в боевых действиях на всех фрон­тах Второй Мировой войны в течение ее четырех последних лет. В апреле 1945 года машины этого типа находи­лись на вооружении 108 эскадрилий USAAF и более 40 эскадрилий RAF, a также нескольких частей других госу­дарств: Канады, Австралии, Франции и Китая. Тем не менее, самолеты окра­шивались всего лишь по двум схемам: одной английской и одной американс­кой. Коротко обе схемы можно охарак­теризовать как серо-зеленые. Некото­рые самолеты, поступившие в часть без камуфляжа, получали импровизиро­ванный камуфляж. Однако это явление ограничивалось несколькими эскадри­льями. Наиболее характерная деталь окраски Р-51 заключается в необычай­но пестрой и развитой системе такти­ческих обозначений, указывающих на принадлежность самолета к той или иной части. Свое развитие эта система начала в январе 1944, а окончательно оформилась в декабре того же года. В тот период американская авиация сво­ей красочностью напоминала цирк по сравнению с консервативной, серо-бу­рой английской авиацией. Тому были свои причины. Как известно, амери­канцы шли на войну не для того, что­бы геройски погибнуть. Высокие пи­лотские гонорары привлекали в авиа­цию огромное число добровольцев, желающих воспользоваться удобным случаем и поправить свое материаль­ное положение. Поэтому летчиков очень заботила проблема не попасть под огонь собственной зенитной ар­тиллерии, расчеты которой руковод­ствовались неписаным правилом: «сна­чала открой огонь, потом смотри в кого». Однако система имела и недо­статки, так как облегчала распознава­ние не только своим, но и противнику. В результате немцы и японцы быстро опознавали американские самолеты и успевали предпринять контрмеры.

Другой причиной, по которой аме­риканские истребители напоминали попугаев, был паранойяльный харак­тер бортовых стрелков бомбардиров­щиков В-17 и В-24. Они любой само­лет, имевший меньше четырех двига­телей, считали мишенью. Обычным делом считалось, когда бортстрелок сбивал истребитель сопровождения.

Каждая бомбардировочная группа имела свои истребители сопровожде­ния. Идентификация осуществлялась с типичной для американцев тупостью: бортстрелки бомбардировщиков с желтыми хвостами знали, что их со­провождают истребители с голубыми носами. Соответственно, пилоты голу­бых истребителей могли быть спокой­ны, не ожидая огня со стороны желтых бомбардировщиков.

Еще одной причиной появления данной системы была необходимость облегчить пилотам нахождения своих подразделений во время боевого зада­ния. Нешуточным делом было отыс­кать свои машины в скоплении из, ска­жем, 900 истребителей, участвующих в одном налете. Также система помогала держать порядок в боевом строю. В ходе первых массированных бомбар­дировок выяснилось, что многие отря­ды бомбардировщиков теряли сопро­вождающие истребители.

Но, начнем по порядку. Первым за­казчиком «Мустангов» стали англичане.