8-я Воздушная Армия

 

Первые «Мустанги» (Р-51 В) посту­пили в ноябре 1943 года в 354-ю истре­бительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудо­вольствие у руководства 8-й воздуш­ной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конф­ликт, 354-ю группу передали в распо­ряжение командования 8-й воздушной армии до 6 июня 1944 года. Благодаря этому обстоятельству, 9-я воздушная армия также смогла похвастаться не­сколькими знаменитыми асами.

Самолеты 354-й группы носили типичный камуфляж и элементы быс­трой идентификации - белые коки вин­та с 12-дюймовой полосой перед вых­лопным коллектором, а также комп­лект белых полос на крыльях и хвос­товом оперении. Дополнительно само­леты несли буквенные обозначения (по схеме RAF), выполненные белой крас­кой. Это обстоятельство касалось всех Р-51 8-й воздушной армии. Лишь само­леты без камуфляжа вместо белых букв несли буквы черного цвета. Особеннос­тью самолетов был серийный номер, пе­ренесенный из-под хвоста на киль. Но­мер делали по трафарету желтой (черной на самолетах без камуфляжа) краской. Номер состоял из пяти, шести или семи цифр. Первая цифра всегда обозначала последнюю цифру года, в которой дан­ный экземпляр был заказан.

Вехой в истории цветной системы обозначений самолетов USAAF мож­но считать 15 февраля 1944 года, ког­да 56-я истребительная группа объяви­ла красный цвет цветом группы. Од­нако пилоты 4-й истребительной груп­пы не согласились с этим, посчитав, что их группа, как самая старая груп­па 8-й воздушной армии, имеет право первой выбрать себе цвет. В результа­те, красный стал цветом 4-й группы, а 56-я группа выкрасила носы своих ис­требителей Р-47 в цвета эскадрилий: 61-я - красный, 62-я - желтый, 63-я -голубой. Позднее выяснилось, что Р-47 и Р-51 заметно различаются между собой, поэтому 56-я истребительная группа получила право использовать красную краску. В результате в 8-й воз­душной армии красный стал цветом двух истребительных групп.

С 4 декабря 1943 года все тактичес­кие обозначения на Р-51, включая эле­менты быстрой идентификации, дела­лись флуоресцентными красками. До той поры флуоресцентной краской на­носили только опознавательные знаки.

 

4-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия (аэродром Дебден)

 

Группа оснащалась истребителями Р-51 В со 2 марта 1944 года, а с июня 1944 года - P-51D. В состав группы вхо­дили 304-я (QP), 335-я (WD) и 336-я (VF) эскадрильи. Двухбуквенные обо­значения эскадрилий были белыми на камуфляже и черными на металлической поверхности. В 1945 году черные литеры на самолетах 334-й и 335-й эс­кадрилий получили тонкий красный кант. С октября 1944 года в цвет эскад­рильи выкрасили рули направления: 334-я - красный, 335-я - белый с тон­кой черной каймой, 336-я - голубой. Принадлежность к группе указывал красный кок и нос фюзеляжа шириной 12 дюймов (305 мм). На практике по­лоса на носу достигала первого вых­лопного патрубка. С декабря полоса стала шириной 24 дюйма (61 см), а в январе 1945 года нижнюю часть поло­сы вытянули так, что она по параболе уходила под крылья, достигая участка между внутренними крышками глав­ного шасси. Исключение составляла машина первого аса 4-1 группы Доми­ника С. Джентила. На его P-51D капот покрывал рисунок в виде 14 рядов красно-белых клеток, а у кабины по­мещалась эмблема группы.

В конце 1944 года на P-51D 335-й эскадрильи в красный цвет выкрасили раму фонаря кабины. В 336-й эскадри­льи раму выкрасили в голубой цвет. В голубой цвет часто выкрашивали противобликовую панель перед фонарем. В 334-й эскадрилье руль направления покрасили в красный цвет, а серийный номер целиком втиснули на неподвиж­ной части киля.

Еще до высадки десанта в Норман­дии самолеты, поступавшие с заводов без камуфляжа, частично окрашива­лись зеленой краской (Dark Green или Olive Drab). Краской покрывали верх­нюю сторону фюзеляжа, верхние сто­роны крыльев и хвостового оперения, а также киль целиком. Накануне десан­та на камуфлированные Р-51 начали накладывать полосы быстрой иденти­фикации. Там, где белые полосы наез­жали на буквы, обозначающие эскад­рилью, полосу разрывали. Реже поло­су дорисовывали, оставляя вокруг бук­вы тонкий темный кант.

 

20-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло 1-я авиационная дивизия – аэродром Кингсклифф

 

20 июня 1944 года группа получи­ла «Мустанги». Большинство машин принадлежало модификации P-51D, хотя имелось некоторое количество машин Р-51 В или С. Группа состояла из 55-й (KI), 77-й (LC) и 79-й (МС) ис­требительных эскадрилий. Все самоле­ты группы оставались без камуфляжа. На рулях направления в эскадрильях не применяли цветных меток. Вместо этого применялась система, прежде практиковавшаяся на Р-38. На Килях изображали большие черные геомет­рические фигуры. 55-ю эскадрилью обозначал треугольник, 77-ю - круг, а 79-ю - квадрат. Внутри фигур имелась буква, обозначавшая самолет эскадри­льи. Буква была или белая или цвета металла. Квадраты и треугольники закрывали серийный номер самолета. На некоторых самолетах не закрытые фигурой цифры серийного номера ос­тавляли как есть, на других их счища­ли. Знаком группы был бело-черный нос самолета. Передняя часть кока винта толщиной 15 дюймов (около 38 см) была белой, далее шло черное поле шириной 11 дюймов (28 см) и белая полоса шириной 5 дюймов (127 мм). Позднее знак дополнили 13 черно-бе­лыми полосами шириной 5 дюймов каждая. Полосы не закрывали противобликовую панель перед кабиной. Рисунок завершала черная 5-дюймовая полоса, которая под прямым углом соединялась с ближайшей к кабине черной полосой, шла горизонтально примерно до середины рисунка, а по­том по параболе уходила вниз под кок винта. Иногда белые полосы не нано­сили, оставляя просветы цвета дюра­люминия. На некоторых самолетах металл виднелся и на передней части кока винта. В августе 1944 года, когда с самолетов начали убирать полосы, на­несенные перед высадкой в Нормандии, верхние поверхности самолетов получи­ли темно-зеленый камуфляж. Камуфляж наносили пульверизатором, поэтому его нижняя граница была размыта.

 

55-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Уормингфорд

 

Группа получила P-51D 19 июня 1944 года. В состав группы входили 38-я (CG), 338-я (CL) и 343-я (CV) истре­бительные эскадрильи. Характерной деталью самолетов 66-го истребитель­ного крыла были разноцветные клет­ки. Клетка 55-й группы была желто-зеленой. Ее наносили на передней час­ти капота от кока винта до первого выхлопного патрубка. Кок нес три по­лосы равной ширины: зеленую, желтую, зеленую. В конце года появились цветные метки на рулях направления. У 38-й эскадрильи руль стал красным (с марта 1945 года), у 338-й - зеленый, а у 343-й - желтый. У 343-й эскадрильи за клетчатым рисунком делалась зеле­ная полоса шириной 5-6 дюймов. На зеленом руле направления помещались желтые цифры серийного номера. В августе 1944 года, когда с самолетов начали удалять полосы, 343-я эскадри­лья разработала собственный камуф­ляж. Противобликовую панель про­должили по параболе на борта фюзе­ляжа в сторону хвоста так, что вся зад­няя часть фюзеляжа оказалась выкра­шенной краской Dark Olive Drab. Той же краской покрыли верхние стороны хвостового оперения. Границу между оливковым цветом и чистым дюралем подчеркнули красной каймой. Крылья, капот двигателя, передняя часть возду­хозаборника радиатора и нижние по­верхности хвостового оперения, рама кабины и мачту антенны оставили цве­та дюраля. Полосы быстрой идентифи­кации на верхней стороне хвостового оперения были белые, а на нижней сто­роне - черные. Такую окраску самолеты несли до ноября 1944 года, в даль­нейшем от нее отказались.

С января 1945 года противобликовую панель обвели красной каймой шириной 5 дюймов. Кайма шла вдоль края панели, мимо фонаря кабины, потом резко уходила вниз, где соеди­нялась с линией, пущенной вдоль дру­гого борта. На рулях направления и килях часто изображали красный си­луэт коня, вставшего на дыбы.

 

56-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Бокстед

 

56-я группа была единственной группой 8-го воздушного флота, летав­шей на «Тандерболтах» до конца вой­ны. «Мустанги» Р-51Н часть получи­ла лишь в 1946 году, вернувшись в Со­единенные Штаты.

 

78-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Даксфорд

 

Группа получила «Мустанги» в са­мом конце 1944 года. В состав группы входили 82-я (MX), 83-я (HL) и 84-я (WZ) истребительные эскадрильи. Все Р-51 группы не имели камуфляжа. На некоторых самолетах 83-й эскадрильи в январе 1945 года можно было заме­тить остатки черно-белых полос быст­рой идентификации на фюзеляже. С другой стороны, ни один самолет не имел цветных полос быстрой иденти­фикации. Дополнительным элементом обозначения в группе были цветные рули направления: красный в 82-й эс­кадрилье, белый (часто с красным кан­том) в 83-й эскадрилье и черный в 84-й эскадрилье.

Самолеты группы несли на капоте семь рядов черно-белых клеток. На боках капота добавлялся восьмой и девятый ряд, а в нижней части фюзе­ляжа прибавлялся десятый ряд. Грани­цу клетчатой поверхности подчеркива­ла красная кайма. Кок винта пополам был выкрашен в белый и черный цвет. 83-я эскадрилья дополняла буквенные обозначения на фюзеляже тонким красным кантом. На концах крыльев многих самолетов помещалось от од­ного до трех рядов клеток. В 84-й эс­кадрилье серийные номера вписыва­лись в неподвижную часть киля.

 

339-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло 3-я авиационная дивизия – аэродром Фаулмер

 

Группа передислоцировалась в Англию в апреле 1944 года уже распо­лагая «Мустангами» Р-51 В без камуф­ляжа. В состав группы входили следу­ющие эскадрильи: 503-я (D7), 504-я (5Q) и 505-я (6N). С ноября 1944 года рули направления получили цветные метки: в 503-й эскадрилье - красные, в 504-й - зеленые, в 505-й - желтые. При­знак самолетов группы - кок с тремя полосами равной ширины (белой, красной и белой), а также капот на уча­стке между коком и первым выхлоп­ным патрубком с двумя рядами крас­но-белых клеток.

 

352-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия - аэродром Бодни (во Франции Ашэ и Шэвр)

 

Самолеты «Мустанг» прибыли в 352-ю группу весной 1944 года. Подав­ляющее большинство машин не имело камуфляжа. Первоначально призна­ком группы был голубой кок винта и 12-дюймовая полоса на носу фюзеля­жа. Уже в конце апреля 1944 года ши­рину полосы увеличили, залив голубой краской противобликовую панель. На виде сбоку полоса доходила до шесто­го патрубка и под углом 135 градусов уходила к носу самолета. По той же схеме обозначались и немногие камуф­лированные «Мустанги» группы.

Самолеты несли на бортах двухбуквенные обозначения, а с ноября 1944 года также получили цветные рули направления. Для 328-й эскадри­льи это были буквы РЕ и красный цвет, для 486-й - PZ и желтый, а для 487-й -110 голубой. На красном и голубом фоне цифры серийного номера нано­сили белой краской.

Когда самолеты получили черно-бе­лые полосы, буквы перенесли на хвост или капот (реже). В этом положении бук­вы оставались до конца войны. В 328-й эскадрилье буквы дополняли сперва бе­лым, а затем красным кантом.

 

353-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Рейдан

 

Группа получила «Мустанги» Р-51D 2 ноября 1944 года. Все машины были цвета дюраля. Группа состояла из 350-й (LH, цвет руля направления желтый), 351-й (YJ, руль не окрашен) и 352-й (SX, черный) эскадрилий. До­полнительно в 350-й и 352-й эскадри­льях буквы кода имели желтый кант. На черном руле направления цифры серийного номера были желтого цве­та. Иногда, когда руль перекрашива­ли, цифры закрывали полосками из бумаги или изоленты. Тогда номер рас­полагался на серебристом фоне дюра­ля. Иногда номер наносили вручную темно-синей краской по желтому фону. Признаками группы был кок с четырь­мя полосами равной ширины (черная, желтая, черная, желтая) и три ряда жел­то-черных клеток общей шириной 18 дюймов. В декабре добавили еще пять рядов клеток, которые закрывали про­тивобликовую панель.

 

354-я истребительная группа, 9-я воздушная армия – аэродром Бокстед (с 23 июня 1944 года разные базы во Франции)

 

В течение долгого времени группа находилась в оперативном подчинении 8-й воздушной армии, поэтому ее опи­сание помещено здесь. В состав груп­пы входили 353-я (FT), 355-я (GQ) и 356-я (AJ) эскадрильи. Весной 1944 года 353-я и 355-я эскадрильи получи­ли «носовые» элементы быстрой иден­тификации - желтую и голубую поло­су, соответственно. В 356-й эскадрилье нос самолетов долго оставался белым. Когда в декабре 1944 года в часть на­чали поступать P-51D, 356-я эскадри­лья также получила цветное обозначе­ние: белый кок и голубая 12-дюймовая полоса за ним. На полосе в один ряд располагался ряд белых пятиконечных звезд. Остальные эскадрильи также изменили свои обозначения. У 353-й эскадрилье на желтой полосе добави­лись синие треугольники, которые рас­полагались так, что желтый фон рас­пался на такие же треугольники, но повернутые навстречу синим. В 355-й эскадрилье 12-дюймовую полосу по­крыли белыми квадратиками, получив четыре ряда клеток. Характерной осо­бенностью машин группы было отсут­ствие на них полос быстрой идентифи­кации. Уже в августе 1944 года полосы имелись лишь на небольшом числе машин, да и то, только на хвостовом оперении. Вероятно, пилоты группы были убеждены, что свою функцию полосы не исполняют. Еще в июне 1944 года, когда все самолеты несли черно-белые полосы, пилот «Тандерболта» из другой части сбил «Мустанг» ведуще­го аса группы Глена Иглстона. К счас­тью, это случилось над Англией и Иглстон не пострадал.

В ноябре 354-ю группу пересадили на «Тандерболты». В конце января 1945 года группе вернули «Мустанги». Система обозначений претерпела изме­нения. Носы самолета от кончика кока до первого патрубка целиком выкра­шивали в цвет эскадрильи: 353-я - жел­тый, 355-я - голубой, а 356-я - красный.

 

355-я истребительная группа. 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Стипл-Морден

 

Группа получила Р-51В в апреле 1944 года. Машины несли камуфляж и все положенные элементы быстрой идентификации. Группа состояла из следующих эскадрилий: 354-й (WR), 357-й (OS) и 358-й (YF). На командир­ских самолетах в верхнем углу руля направления помещали небольшую белую букву «С». Самолеты, прибы­вавшие в часть неокрашенными, спер­ва получали камуфляж, в котором ис­пользовали английские краски Dark Green и Medium Sea Grey. Позднее нижние поверхности камуфлировать перестали. Следует обратить внимание на то, что полосы быстрой идентифи­кации на машинах с неокрашенным днищем были белые на зеленых повер­хностях и черные на поверхностях нео­крашенных. Еще позже перестали ка­муфлировать и верхнюю сторону само­лета (это касалось главным образом Р-5ID, поступившим в июле 1944 года).

Зеленый камуфляж имел резкую волни­стую границу на бортах фюзеляжа. При­знаками группы были белый кок и 12-дюймовая полоса на носу. Так обозна­чались как камуфлированные самолеты, так и самолеты без камуфляжа. С нояб­ря 1944 года самолеты получили цветные метки на руле направления: 354-я эскад­рилья - красные, 357-я - белые, а 358-я -желтые. В цвета эскадрилий также пере­красили полосы на носу фюзеляжа, ос­тавив белым только кок винта.

С января 1945 года на нескольких P-51D появились новые обозначения. Белой краской покрыли всю нижнюю часть капота до середины борта. Пе­ред первым патрубком граница по па­раболе уходила вверх. Границу бело­го поля подчеркнули толстой красной полосой. Кок оставался белым. Есть предположение, что таким образом обозначались командирские машины.

 

356-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Мортлешам-Хит

 

Группа получила Р-51D 20 ноября 1944 года. Все самолеты не имели камуфляжа. В состав группы входили три эскадрильи: 359-я (ОС), 360-я (И) и 361-я (QI).

Система обозначений в этой груп­пе была одной из самых сложных, как для описания, так и для исполнения. Начнем от кока винта. Его передняя часть до лопастей была красная с че­тырьмя голубыми полосами. Задняя часть кока была целиком голубой. Да­лее часть борта и вся верхняя сторона капота до кабины были красными. Граница проходила от фонаря в сто­рону носа. В районе шестого патрубка граница уходила вниз, а за первым пат­рубком возвращалась на прежний уро­вень. На расстоянии 12 дюймов (305 мм) от кока граница становилась го­ризонтальной. Всю площадь покрыва­ли десять рядов ромбов с длинной диа­гональю равной 12 дюймам. С самого начала самолеты имели цветные рули направления: 359-я эскадрилья - желтые, 360-я - красные, 361-я - голубые. С янва­ря 1945 года в цвет эскадрильи красили также кок и раму фонаря.

 

357-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Лейстон

 

Самолеты Р-51В поступили на ос­нащение группы в конце ноября 1943 года, a P-51D появились в мае 1944 года. Группа состояла из трех эскадри­лий: 362-й (G4), 363-й (В6) и 364-й (С5).

357-я эскадрилья получила «Мус­танги» первой из всех частей 8-й воз­душной армии. Машины имели завод­ской камуфляж и все элементы быст­рой идентификации, а также белые литеры. С весны 1944 года начали по­ступать неокрашенные самолеты, од­нако многие пилоты требовали нанес­ти на машины камуфляж. Требование это было исполнено, применялись как обычные краски Dark Green и Medium Sea Grey, так и более редкие Dark Olive Drab, Natural Grey, Azure Blue и Middle Green в разных сочетаниях. Опознава­тельные знаки, буквенные обозначения и полосы быстрой идентификации на­носились поверх камуфляжа заново.

Признаком группы служил кок, имевший три полосы: красную, желтую и красную. На передней части капота в два ряда лежали клетки тех же цветов.

После того, как на самолеты нанесли черно-белые полосы, фрагменты букв, попавших на полосу, закрашива­ли черной краской. В августе полосы начали закрашивать. В этот период часть машин получила половинчатый камуф­ляж на верхней стороне фюзеляжа и кры­льев, при этом хвостовое оперение по­крывалось камуфляжем целиком.

В ноябре самолеты получили цветные метки на рулях направления: 363-я эскад­рилья красную, 365-я - желтую, а 362-я - без меток. В декабре от всех видов камуфляжа окончательно отказались.

 

359-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Ист-Резем

 

Группа получала Р-51В с мая 1944 года, а Р-51D начали поступать в июле. Три эскадрильи: 368-я (CV), 369-я (IV) и 370-я (CS). В ноябре ввели цветные метки на руле направления: 368-я эс­кадрилья - желтый, 369-я - красный, 370-я - голубой.

С весны 1944 года признаком груп­пы был зеленый кок винта и 12-дюй­мовая полоса того же цвета на носу фюзеляжа. В конце года зеленая поло­са стала шире: плавно она проходила мимо шестого патрубка вниз и по дуге шла к передней кромке крыла.

До 8 мая 1944 года на коках винта дорисовывали белую спиральную ли­нию. Оттенок зеленой краски был по­добран так, чтобы контрастировать с Dark Olive Drab.

В 1945 году темно-зеленую противобликовую панель перед кабиной за­менили на черную.

 

361-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродромы Боттисхем, Литтл-Уолден, Сен-Дизье, Шевр

 

Первые Р-51В поступили в группу в мае 1944 года. Большинство самоле­тов было уже без камуфляжа. Три эс­кадрильи: 374-я (В7), 375-я (Е2) и 376-я (Е9). С июня триммер руля направле­ния выкрасили в цвет эскадрильи, а с ноября цветным стал весь руль направ­ления: 374-я - красный, 375-я - голубой (также рама фонаря и концы крыльев), а 376-я - желтый.

Признаками группы служили жел­тый кок и 12-дюймовая полоса на носу фюзеляжа. С июля 1944 года ширину полосы увеличили по образцу 352-й истребительной группы с той только разницей, что между фонарем и верх­ней частью капота двигателя остался фрагмент противобликовой полосы. Во время высадки в Нормандии само­леты без камуфляжа внешний край на­ружной белой полосы подчеркнули черной линией.

Черно-белые полосы а верхних поверхностях позднее закрашивали зе­леной краской Dark Green или Olive Drab. На некоторых машинах всю вер­хнюю сторону покрыли зеленым ка­муфляжем с характерной волнистой границей, особенно хорошо заметной на киле.

 

364-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Хонингтон

 

Группа летала на P-51D, поступив­ших 28 июля 1944 года. Все машины были без камуфляжа с полным набором элементов быстрой идентификации.

Литеры, обозначающие эскадри­лью, располагались нетипично, за опознавательным знаком. Литеры на­носили белой краской поверх черной геометрической фигуры, которая так­же обозначала эскадрилью: 383-я эс­кадрилья - круг (N2), 384-я - квадрат (5Y), 385-я - треугольник (5Е).

Признаком группы был белый кок и 12-дюймовая белая полоса с голубы­ми горизонтальными штрихами на носу фюзеляжа.

 

479-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Уоттисхем

 

Группа получила «Мустанги» Р-51D 13 сентября 1944 года. Самолеты были без камуфляжа. Как обознача­лись самолеты группы неизвестно. Есть данные только по кодовым и цве­товым обозначениям эскадрилий: 434-я (L2, красный), 435-я (J2, желтый), 436-я (9В, черно-белая клетка).

 

Разведывательный отряд

 

Отряд состоял из самолетов, выде­ленных из состава эскадрилий 8-го воз­душного флота. Поэтому машины не­сли соответствующие своей эскадрилье кодовые обозначения.

1-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 385-й истребительной эскадрильи 364-й истребительной группы (5Е). Буква, обозначавшая са­молет в составе эскадрильи, помеща­лась на киле. Киль имел тонкий крас­ный кант. Кок красный, за ним следо­вала белая 12-дюймовая полоса.

2-й разведывательный отряд включал самолеты 354-й истреби­тельной эскадрильи 355-й истреби­тельной группы (WR). Над буквами WR проходила горизонтальная чер­ная полоса, а верхняя половина по­лосы на носу фюзеляжа перекраши­валась в зеленый цвет.

3-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 354-й истребительной эскадрильи 55-й истребительной груп­пы (CL). На носу помещалось обозна­чение 55-й группы. На руле направле­ния находилась бело-красная клетка.

Передние кромки хвостового оперения выкрашены в красный цвет.

 

7-я группа фоторазведки (Photographic Recon Group - PRG)

 

С января 1945 года группа оснаща­лась самолетами F-6D. Кок винта си­ний, на высоте выхлопных патрубков вдоль всего капота проходила красная полоса шириной около 30 см.