Оценка самолета

 

Истребитель F-82G оценивали как эффективный тактический истреби­тель. Как и любая другая машина, «Твин-Мустанг» имел определенные недостатки, объясняемые как недоработанностью, так и нетрадиционнос­тью конструкции.

 

Вооружение

 

Можно было ожидать, что разме­щение кабины пилота за осью симмет­рии планера могло вызвать трудности с наводкой. Оказалось, что благодаря совершенному прицелу К-18 пилоты не испытывали сложностей с наведением пулеметов. Первое время отмечались случаи отказа пулеметов, вызванных перекосом ленты. В типовой конфигу­рации F-82G нес десять 127-мм ракет HVAR, подвешенных под концами консолей, и два наружных топливных бака, подвешенных ближе к фюзеля­жам. Вместо бензобаков самолет мог нести 1000-фунтовые бомбы (454 кг) или баки с напалмом емкостью 606 л каждый. По непонятным причинам вместо ракет бомбы подвешивать было нельзя, что в некоторой степени огра­ничивало боевые возможности самоле­та. Имелись проблемы с подвесными баками, которые при интенсивном ма­неврировании смещались, что даже могло стать причиной повреждения элеронов. Существовали также про­блемы с пуском ракет в ночное время. Однако эти проблемы вытекали скорее из недостаточной подготовки пилотов, которые предпочитали пускать ракеты по одной, а не залпом. После пуска каждой ракеты, вспышка на время ос­лепляла пилота, что мешало ему управ­лять самолетом.

 

Летные качества и обслуживание

 

F-82G заслужил прозвище «само­лет для пилота и кошмар для механи­ка». Машина устойчиво себя вела в любых режимах полета на всех высо­тах. Однако от пилота требовалось пе­риодически поправлять настройку триммеров, чтобы скомпенсировать расход топлива. Самолет обладал не­плохой маневренностью, управлять им было легко, так как рули имели гид­равлическое усиление. Проблему дос­тавлял тот факт, что приборы были откалиброваны относительно кабины пилота, что несколько затрудняло ра­боту оператора радара.

Оснащение самолета было очень хорошим по тем временам, но это тре­бовало большого внимания со сторо­ны техников. Система охлаждения име­ла склонность к подтеканию, двигате­ли требовали частых регулировок. Особенно трудоемким процессом была регулировка карбюраторов. Отказы в полете, требовавшие возврата на базу, случались в среднем каждые 800 часов. Но больше всего хлопот вызывали ра­дары. Контейнер был герметичным и заполнялся азотом. Разгерметизация объема приводила к выходу радара из строя. Такие случаи происходили, при­чем не так редко. В эскадрильях 347-й группы, где положение оценивалось как неплохое, лишь треть самолетов находилась в состоянии боеготовнос­ти, а остальные пребывали в ремонте из-за отказа радаров.

 

Оснащение кабин

 

Оснащение кабин оценивалось как отличное, за двумя исключениями. На самолете стоял гироскоп J-8 Attitude Gyro новой конструкции. Он исполь­зовал систему указаний, совсем друго­го типа, чем было принято. В резуль­тате, при резком наборе высоты силу­эт самолета проседал ниже горизонта, что часто пугало неопытных пилотов.

Другим недостатком была установ­ка так называемого Consolan Receiver'a, низкочастотного передат­чика, работающего с наземным радио­маяком VOR. Дело в том, что един­ственный радиомаяк этой системы на­ходился в штате Огайо, то есть доволь­но далеко от места базирования боль­шинства F-82. В результате устройство было совершенно бесполезно, и боль­шинство пилотов считало, что лучше бы его было заменить стандартным автопилотом F-1.

 

Общая оценка

 

F-82 «Twin Mustang», несомненно, был хорошим самолетом нетрадицион­ной конструкции, но несколько опоз­давшим появиться. Если бы он успел появиться до конца Второй Мировой войны, то получил бы надежные дви­гатели Merlin, что благоприятно ска­залось бы на его характеристиках и надежности. Эра самолетов с поршне­вым двигателем уходила в прошлое и F-82 стал «лебединой песней» старой авиации.