Заказывайте красивые входные двери по доступным ценам.

Истребители И-16 в Испании

 

Первые «моски» прибыли

 

В октябре 1936 г. первая партия из 31 истребителя И-16 была разгружена в военно-морской базе Картахена. Са­молеты быстро собрали на близлежа­щем аэродроме Лос-Алькасарез. Из советских летчиков и самолетов сфор­мировали три эскадрильи, которыми командовали А. Тарасов, С. Денисов и К. Колесников. Позже эскадрильи перебазировались в Алькала-де-Хинарес и Кампо XX, последний аэродром более известен как Эль-Сото.

В феврале 1937 г. в Испанию дос­тавили еще 31 истребитель И-16. По­полнение позволило восполнить поте­ри и сформировать четвертую эскадри­лью. Теперь эскадрильями командова­ли Борис Смирнов, Сергей Плигунов, Сергей Денисов и Константин Колес­ников. 21 мая в Картахене транспорт «Антонио Сатрустигу» разгрузил еще 62 истребителя. Опять были восполне­ны потери в самолетах и сформирова­на новая, пятая, эскадрилья под коман­дованием Валентина Ухова. Вскоре Ухов стал командиром вооруженной «москами» 21-й группы. 8 июля в Ис­панию прибыло судно «Кабо Санто-Томе», имевшее на борту 31 самолет И-16. Опять восполнили потери и сфор­мировали очередную эскадрилью. Командование шестой вооруженной ис­требителями И-16 эскадрильей принял Александр Иванович Гусев. В это же время несколько УТИ-4 поступило в школу высшего пилотажа в Эль-Кармоли. Месяцем позже, 10 августа, 62 само­лета доставил транспорт «Кабо Сан-Ав­густин». Часть из них поступило в Эль-Кармоли, часть оставили в резерве, часть пошло на восполнение потерь.

В апреле 1938 г. Республика полу­чила первые 31 истребитель И-16 тип 10; эти самолеты поступили на воору­жение 3-й и 5-й эскадрилий. В июле через Францию удалось доставить еще 93 самолета И-16 тип 10. В республи­канских ВВС И-16 тип 10 получил наи­менование «Супер моска», однако лет­чики продолжали называть самолеты просто «моска». Истребители поступи­ли на вооружение первых шести эскад­рилий, 7-я эскадрилья воевала на И-16 тип 6. «Супер моски» получила также школа в Эль-Кармоли. К этому време­ни 1-й эскадрильей командовал Жозе Редондо Мартин, 3-й Франциско Таразона Торан, 4-й Антонио Ариас, 6-й Франциско Мероньо и 7-й Жозе Паиг Торрес. 2-й и 5-й эскадрильями коман­довали советские летчики.

 

Боевое крещение

 

Утром 16 ноября 1936 г. первые И-16 пролетели над крышами Мадрида. Их появление стало сюрпризом как для франкистов, так и для республиканцев. «Моски» атаковали истребители CR-32, которые прикрывали бомбардиров­щики Ju-52. Юнкерсы бомбили пози­ции республиканцев в районе больни­цы Клинико и казарм Монтанья. На следующий день первый И-16 был сбит звеном «Чирри» (прозвище истребите­ля CR-32), которое вел капитан Ангел Салас Ларразабал.

До конца ноября имело место не­сколько воздушных боев, главным образом с участием «Чато» (истребитель И-15) и «Чирри».

К декабрю стало ясно - инициати­ва в воздушной войне переходит к рес­публиканцам. Республиканские бом­бардировщики СБ-2 могли беспрепят­ственно наносить удары по войскам Франко, а И-15 и И-16 удерживали гос­подство в воздухе. Дошло до того, что итальянское командование запретило своим пилотам летать над территори­ей, контролируемой республиканцами. Такой приказ вообще лишил зашиты бомбардировщики франкистов и спро­воцировал протесты со стороны капи­тана Хоакина Гарсия Морато - коман­дира прикомандированной к итальян­скому легиону группы испанских лет­чиков. В одном из полетов командир звена капитан Ангел Салас проигнори­ровал приказ. По возвращении он уз­нал, что командир итальянской истре­бительной группы майор Таркисио Фагнани намеревается его арестовать. Реакция Морато была взрывной, взыг­рала горячая испанская кровь. Мора­то накричал на Фаганани, популярно объяснив итальянцу, что в Испании за проявление храбрости аресту не под­вергают. Стычка между Морато и Фаг­нани имела далеко идущие послед­ствия - прекратилось формирование сугубо испанского истребительного подразделения.

Звено И-16 было атаковано 20 декаб­ря пятеркой CR-32. Внезапной атакой истребители франкистов сбили три «моски». В очередном воздушном бою, состо­явшимся через два дня Фиаты сбили как минимум один И-16. Однако 5 января успех способствовал республиканцам. Отражая налет на Лас-Розас. пилоты И-16 сбили один бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 (командир экипажа Иоакин Тассо) и один Ромео Ro.37bis (бортовой номер «12-14», экипаж 2-й лейтенант Луис Муньос Кабаллеро и капрал Антонио Гримальди).

Месяцем позже, 6 февраля, возоб­новились интенсивные воздушные бои в секторе реки Жарама, где франкис­ты пытались перерезать шоссе Мад­рид-Валенсия. 12 февраля девятка И-16 внезапно атаковала группу бомбар­дировщиков Ju-52, которые летели под прикрытием 13 истребителей Не-51 из состава стаффелей 1.J/88 и 3.J/88 гер­манского легиона «Кондор». Бой про­исходил над Мората-де-Тажунья. «Моски» сбили Хейнкели командира 1.J/88 капитана Вернера Палма и лей­тенанта Ганса-Юргена Нхипи. Оба приземлились на парашютах на ничей­ную полосу, но сумели выбраться к франкистам, после чего раненых дос­тавили в госпиталь в Гриньоне.

На следующий день «моски» Гри­гория Плещенкова вместе с И-15 из эс­кадрильи Лакалля атаковали группу бомбардировщиков Ju-52 и Ro.57bis, шедших под прикрытием 14 итальянс­ких истребителей CR-32. В воздушном бою истребители республиканцев сби­ли два самолета франкистов.

16 февраля «моски» перехватили де­сятку Ju-52 из испанских подразделений 1G22 и 2G22, бомбардировщики сопро­вождали истребители Не-51 и прототип Bf.109. Мессершмитт пилотировал Ганс Траутлофт. В завязавшемся воздушном бою потерь не понесла ни одна из сто­рон. Вечером того же дня истребители И-16 внезапно атаковали группу Ju-52 из облаков, один Юнкере удалось сбить. Все четыре члена экипажа выпрыгнули с парашютами, однако согласно офици­альной легенде франкистов - их всех рас­стреляли из пулеметов летчики-респуб­ликанцы.

В ожесточенных воздушных боях 18 февраля было потеряно два И-16. Начало сражение под Гвадалахарой совпало с распутицей, приковавшей истребители И-16 к земле до 18 марта. С 18 марта «моски» приступили к со­провождению СБ и Р-5, наносивших удары по войскам Франко. Полеты на сопровождение ударных самолетов продолжились 19 и 20 марта. Истреби­тели И-16 принимали минимальное участие в этих боевых вылетах, вся тя­жесть боевой работы легла на летчи­ков И-15.

Осложнилось положение в провин­ции басков - 20 июля 1937 г., франкис­ты возобновили наступление на Сантандер. Для восстановления баланса сил в воздухе они перебросили сюда эскадрилью лучших истребителей. Со­ветское командование пойти на анало­гичные действия не могло. Связь с про­винцией осуществлялась только мо­рем, поэтому слишком велик оставал­ся риск попадания в плен граждан Советского Союза.

К счастью, из СССР вернулась пер­вая группа прошедших курс обучения испанских летчиков. К полетам на И-16 были подготовлены сержанты Жозе Алакорн Риос, Даниэль Ранц ди Артакоц, Жозе-Мария Браво Фернандес, Мануэль Фернандес Моралес, Эдуар­де Фернандес Прада, Мигуэль Плаза Санчес, Нарцисо Молинер Калверол, Томас Саладригас Гуардия, Лаурено Фламерих Санчо, Антонио Ариас Ариас, Антонио Перез Гарсия, Жозе Руиз Гомез, Луис Сааведра Виллаэскуза, Элой Гонзалес Обарро, Рамон Гандия, Муньоз, Антонио Пардо Иглесиса, Жакобо Ферннандес Алберди, Анто­нио Пардо Иглесиас, Жакобо Фернадес Алберди, Антонио Медина, Тирадо, Луис де Фруто Гонзалез, Реституто Феликс Токуэро Бурилло, Рамон Химинез Мараньон, Франсиско Тара-зона Торан и Жоакин Веласко Гарро. В последние дни июля двенадцать И-16 взлетели с аэродрома Эль-Кармоли и взяли курс на Манисес-Валенсия. После дозаправки в Валенсии они пе­релетели на аэродром Алкала-де-Хинарес. который и стал их базой. В пос­ледующие дни в Алкалу прибыло еще несколько групп И-16, которые во в вил Плигунов. вместе с ним прилетели Киренко и испанцы - Элой Гонзалез, Хуан Хуэртес, Томас Саладршж. Эдуардо Фернадес и Франциско Тарачонн. Командовал всеми группами И-16 Михаилов. Утром 7 августа эскадрилья Плигунова с аэродрома Сатандер-ла-Альберика летела на штурмовку пози­ции противника.

Через несколько дней курс на Сатандер взяла эскадрилья Бориса Смирнова. Под началом Смирнова служи­ли испанские летчики Андрее Родриго Ианедеро, Луис де Фрутос. Реституто Ф. Гокоэро, Дэниэль Ранц де Артакоз и Эстебан Ортиз. К 12 августа эскадрилья Плигунова потеряла два самолета. «Моску» Эдуардо Фернандеза сбили зенитки. Летчик покинул самолет,. но парашют не раскрылся. Второй истребитель, серьезно поврежденный в бою, «разложил» на посадке сам Пли­гунов. 13 августа истребители эскадри­льи в очередной раз летали на штур­мовку итальянских войск, стремивших­ся перерезать шоссе Торрелавега - Сатандер. Ударные самолеты прикрывал «моски» из эскадрильи Бориса Смир­нова. Сорвать штурмовку попытались итальянские CR-32 из VI группы. В за­вязавшейся схватке Таразона сбил са­молет противника, но был сбит и ис­требитель Плигунова, летчик благопо­лучно выпрыгнул с парашютом.

Наступление франкистов остановить не удавалось, падение Сатандера было предрешено. 25 августа Михай­лов отдал приказ об эвакуации на аэро­дром Колунга в провинции Астурия. Едва в воздух поднялись «моски» Керенко и Саладригаса, как над аэродро­мом появилась группа Ju-52. Находив­шиеся на ремонте истребители Михай­лова и Таразоны получили попадания пуль и их следовало ремонтировать вновь, для чего на аэродроме остави­ли группу советских механиков. В это время на аэродроме приземлился пе­релетевший из Торревелаги Элой Гонзалез. Вечером, когда все было готово к перелету, по телефону пришло сооб­щение о бомбежке аэродрома Колунга. Теперь перебазироваться предсто­яло в Эль-Карреньо. Утром следующе­го дня в Эль-Карреньо собрались все пригодные к полетам И-16. 26 августа пал Сатандер. До конца месяца фран­кисты установили контроль над всей Кантабрией и начали продвижение в Астурию.

Советское командование не пита­ло иллюзий относительно дальнейше­го развития событий. В Колунгу был направлен транспортный DC-2, кото­рый должен был эвакуировать Михай­лова, Керенко, Плигунова и советских механиков в Алкала-де-Хенарес. На севере остались только испанские лет­чики, шансов остаться в живых у них практически не оставалось. Истреби­тели И-16 этих пилотов базировались сначала в Колунге, затем - в Эль-Каррене. Бомбардировщики франкистов 16 августа нанесли удар по судам в пор­ту Гийон-Эль-Мусель. В результате налета загорелся английский танкер. Отражая налет пилоты И-16 сбили бомбардировщик и истребитель Bf.109, собственные потери составили один самолет, который пилотировал младший сержант Орейя Морено. На взлете с Эль-Карреньо выпущенной пилотом Bf. 109B очередью был сбит недавно пересевший с И-15 на И-16 Рафаэль Магринья.

В один из последних дней августа, пять уцелевших И-16 в воздушном бою с итальянцами сбили один CR-32. Пока они летали, аэродром Колунга подвергся налету бомбардировщиков противника. В результате на посадке Таразона угодил одной опорой шасси в воронку от бомбы. Самолет получил повреждения, а летчик был ранен. К началу сентября республиканцы сумели отремонтировать несколько И-16. В одном из полетов восьмерка И-16 со­провождала группу И-15, штурмовав­ших наземные цели. Налет пытались отразить мессершмитты из легиона «Кондор». Воздушный бой окончился безрезультатно для обоих сторон. Од­нако при посадке в Колунге повреди­ли свои самолеты Панадеро, Сардина и Ортиз.

Отражая налет Ju-52 на порт Эль-Мусель, 19 сентября погиб Элой Гонзалез. Прежде чем его сбили, Гонзалез успел уничтожить один Юнкере. Бом­бардировщики потопили в акватории порта эсминец «Кискар», которые дол­жен был эвакуировать высшее руко­водство республиканцев в этом райо­не страны.

Были сбиты и погибли 30 сентября Андрее Родригес Анадеро и Дэниэль Ранц дее Артакоц. К 9 октября пригод­ными к полетам оставались всего два И-16, на которых летали Хуэрта и Таразона. 14 октября самолет Таразоны сбил мессершмитт, испанец получил ранения, но остался жив. В боевом строю осталась всего одна «моска» Хуэрты. На самолете Хуэрты переле­тел во Францию, на аэродром Биарицц, Дуис де Фрутис. К 21 октября сопротивление республиканцев в Се­верной зоне было окончательно слом­лено. В числе других трофеев франки­стам достались четыре И-16.

Ранее описанных выше событий, в надежде ослабить давление франкис­тов в Северной зоне командование рес­публиканцев предприняло несколько отвлекающих ударов в секторах Ла-Гранья-де-Сан-Ильдефонсо, Сеговия и Уэска. 2 июня «моски» выполнили не­сколько боевых вылетов в район Ла-Граньи, среди других пилотов в выле­тах принимали участие двое добро­вольцев из США: Фрэнк Тинкер и Аль­берт Баумлер, последний больше изве­стен под прозвищем «Аякс». Тинкер обычно летал на истребителе с борто­вым номером «23», реже - на И-16 с бортовым номером «65». «Штатным» самолетом Баумлера являлся И-16 с бортовым номером «22», он также ле­тал на «моске» с бортовым номером «70». Американцы прозвали И-16 «моно» - от «моноплана». За день пара янки сбила три истребителя франкис­тов, самолет Баумлера получил серь­езные повреждения хвостового опере­ния. Пилот франкистов Хесус Рубио Паз сбил один И-16. 3 июня «моски» из 2-й эскадрильи провели несколько воздушных боев с Фиатами. Гарсия Морато сбил И-16, который пилотиро­вал Григорий Плещенков, летчик спас­ся на парашюте. Маззаредо Тренеру победу засчитали как вероятную. В свою очередь один CR-32 сбил Вален­тин Ухов.

10 июня 1937 г. бои в небе Ла-Граньи утихли, поэтому вооруженные «москами» 1-ю и 3-ю эскадрильи пере­бросили из Алкалы в Барбастро, про­винция Арагон. Эскадрильями коман­довали Валентин Ухов и Александр Лакеев. Исключая Тинкера и Баумле­ра, все пилоты в 1-й и 3-й эскадрильях были русские. В Барбастро «моски» добирались с промежуточной посад­кой в Валенсии. Уже вечером того же дня И-16 сопровождали бомбардиров­щики в налете на Сарагосу. В ожесто­ченном бою с Фиатами республикан­цы потеряли пять самолетов: один Потез-540, два И-Z и два И-16. Истре­бители сбили Мануэль Васкуэс Сагацизабель и Аристидес Гарсия. На сле­дующий день летчики И-16 выполни­ли пять вылетов на сопровождение бомбардировщиков СБ-2, в каждом полете летчикам пришлось вступить в бой с Фиатами франкистов. По одно­му И-16 записали на свой счет Арис­тидес Гарсия, Мигуэль Гарсия Прадо и Нарцисо Бермудез де Кастро.

Крупный воздушный бой имел мес­то 15 июня, когда «моски» Минаева при­крывали И-15. Самолеты республикан­цев подверглись атаке истребителей CR-32. Летчики И-16 записали на свой счет шесть побед, потери составили один И-15 и три И-16.16 июня бомбардировщи­ки СБ-2 нанесли удар по Уэске, «Катю­ши» прикрывала группа И-16. Как обыч­но, самолеты республиканцев перехвати­ли Фиаты. Мануэль Васкуэс Сагацизабель сбил одну «моску», пилот которой выпрыгнул с парашютом. 18 июня истре­бители CR-32 вновь перехватили над Уэской группу СБ-2, P-Z и И-15. При­крывавшие ударные самолеты «моски» сбили пять истребителей франкистов. В тот же день летчик 3-й эскадрильи Личников был сбит прямо над аэродромом Кампо-Реал. Личников облетывал И-16 после ремонта, летчик погиб. 19 июня пал Бильбао, после чего атаки на Уэску потеряли смысл. На следующий день эскадрилья Тинкера покинула аэродром Лос-Альказарес и перебази­ровалась в Лирию.

 

Брунете

 

В ночь с 5 на 6 июля началось круп­нейшее наступление республиканцев.

Принимавшие в нем участие «моски» базировались на аэродромах Алкала-де-Хенарес, Бараяс и Манзанарес-де-ла-Сиерра. 6 июня в бою с Фиатами капитана Гарсия Морато был сбит И-16 Григория Хозяинова, Хозяинов выпрыгнул с парашютом. На следую­щий день над Севильей-ла-Нуэва и Брунете были сбиты Фиаты 2-го лей­тенанта Марио Верчелло, капрала Джино Пассери и сержанта Альфонсо Маттеи. Все CR-32 принадлежали 19-й эскадрилье группы «Asso de Bastoni». Раненый командир группы майор Жезуз Рубио привел поврежденный в бою истребитель на базу. В течение после­дующих двух дней успеха в воздушных боях не сумела добиться ни одна из сто­рон. 10 июля «моски» сбили Фиат с бортовым номером «3-56», который пилотировал Жезуз Рубио, Рубио вып­рыгнул с парашютом над территори­ей, контролируемой франкистами.

Звено «Patrulla Azuf» в составе Гар­сия Морато, Гарсия Пардо и Бермудеза де Кастро 12 июля вступило в бой с тремя И-16 и несколькими И-15. Бермудез де Кастро на Фиате с бортовым номером «3-62» был сбит недалеко от Виллануэва-де-ла-Каньяда, республи­канцы лишились всех трех И-16. В чис­ле сбитых оказались командир 1-й эс­кадрильи Александр Минаве и амери­канец Альберт Баумлер. Оба выпрыг­нули с парашютами и приземлились в расположении своих войск. На следу­ющий день отличился Фрэнк Тинкер, отправивший на землю Bf. 109 из J/88, мессершмитт пилотировал унтер-офи­цер Гвидо Хюнесс. Немецкий истреби­тель упал в окрестностях Виллаверде. 14 июля летчики И-16 летали на при­крытие ударных самолетов P-Z, но не смогли их защитить. Фиаты из «Patrulla Azuf» сбили пять «Наташ». Через четыре дня «моски» уничтожи­ли еще один мессершмитт, летчик Bf. 109B унтер-офицер Хаарбах вос­пользовался парашютом, а после при­земления попал в плен. Тогда же над Эскориалом был сбит и CG.32 капра­ла Джузеппе Молло из 26-й эскадрильи XVI группы «La Cucaracha». Рес­публиканцы потеряли два И-16 преж­де чем «Patrulla Azuf» перевели на дру­гой участок фронта.

18 июля франкисты перешли в кон­трнаступление, воздушные бои в пос­ледующие дни не утихали. 19 июля противники потеряли по одному само­лету (И-16 и Не-51), 20 и 22 июля было сбито по одному И-16. 24 июля «моски» перехватили выполнявший разве­дывательное задание бомбардировщик Дорнье Do-17F, поврежденный развед­чик с трудом вернулся на базу. В тот же день были сбиты Не-51 ефрейтора Эрнста Фридриха Рюйтера и Фиат CR.32 капрала Энцио Маччани, Рюйтер и Маччани попали в плен. С взяти­ем франкистами 25 июля Брунете сра­жение завершилось.

 

Бельчите

 

22 августа республиканские войска предприняли новое наступление в том же секторе с целью захвата Сарагосы. Действия сухопутных войск активно поддерживали истребители и бомбар­дировщики. В операции приняло уча­стие три эскадрильи И-16. 1-я эскадри­лья была полностью укомплектована советскими летчиками, она базирова­лась в Эскатроне. 3-й и 4-й эскадриль­ями командовали Борис Смирнов и Николай Смелков, оба подразделения дислоцировались на аэродроме Каспи. В составе 3-й эскадрильи числились испанцы Эдуарде Клодин, Мануэль Агирре, Антонио Ариас, Жозе-Мария Браво, Жозе Аларко, Жозе Химинес Мараньон, Мариано Паласиос и Луис Сааведра. Первые четверо вскоре ста­ли командирами эскадрилий, в то вре­мя как Браво принял командование 21-й группой (21 Grupo de Moscas).

Противостояла республиканским истребителям итальянская группа «Asso de Bastoni», которую переброси­ли в этот район 24 августа, на следую­щий день прибыли самолеты Гарсия Морато из «Grupo Azul». Летчики Морато базировались в Алвамьене, итальянцы - в Санджурджо. 25 августа итальянцы провели первый воздуш­ный бой с И-16, схватка получилась безрезультатной для обоих сторон. На следующий день активность авиации усилилась, однако в воздушных боях со стороны республиканцев принима­ли участие в основном «Чато», по­скольку пилоты И-16 не отвлекались от выполнения главной задачи - эскортирования бомбардировщиков. 2 сентяб­ря летчики И-16 сбили Не-51 Альфереза Мариано Рюйца де Алды. 6 сен­тября Бельчите пал.

В последующие недели затишья в воздушной войне так и не наступило, однако «моски» в боях участия не при­нимали. Два ожесточенных воздушных боя имели место 12 октября над Пуэбло-де-Албортоном и Сарагосой. Рес­публиканцы потеряли четыре И-16: самолеты с бортовыми кодами «СМ-150» и «СМ-156» были сбиты, а маши­ны «СМ 142» и «СМ-146» пришлось списать после вынужденных посадок. В то же время XVI группа «La Cucaracha» лишилась пяти Фиатов. В плен попали 2-е лейтенанты Роберто Босчетто и Франческо Леончини, сер­жант-майор Уго Корсики, сержанты Джузеппе Риголи и Алесио Нери по­гибли. Босчетто посадил свой истребители в расположении республикан­цев, так что последние захватили и лет­чика, и самолет. В том же воздушном боя ранения получили капитаны Гвидо Нобили и Эрнесто Ботто, обоим стоило больших трудов вернуться на базу. Командиру 32-й эскадрильи Эр­несто Ботто пришлось ампутировать правую ногу. Заменив плоть протезом Ботто впоследствии командовал VI группой «Gambo di Ferro». 15 октября состоялся исключительно удачный на­лет истребителей И-15 на аэродром Гарапинильос, ударные самолеты при­крывали «моски». На время воздуш­ные бои в этом секторе фронта прекра­тились, но 29 ноября был сбит И-16 с бортовым кодом «СМ-110», летчик Пабло Сален Бакуэро потерял руку. После госпиталя Бакуэро стал инст­руктором в планерной школе респуб­ликанцев.

 

Теруэль

 

В рамках подготовки наступления на Теруэль авиация республиканцев была стянута на аэродромы провинций Кастеллон и Валенсия. Наступление назначили на 15 декабря. 1-й эскадри­льей в это время командовал Эдуарде Клодин, эскадрилья базировалась в Сарионе. 4-й - командовал Мануэль Зарауза, она базировалась в Виллар-дель-Арзобиспо. 2-я, -3-я и 5-я эскад­рильи были полностью укомплектова­ны советскими летчиками, они базиро­вались соответственно в Сагунто, Реусе, Виллар-дель-Арзобиспо и Сарионе.

Стоявшая в первые дни наступле­ния плохая погода препятствовала дей­ствиям авиации с обоих сторон.

Контрнаступление франкистов на­чалось 29 декабря, несколько улучшив­шиеся погодные условия позволили самолетам подняться в небо. Истребители CR.32 из группы 2-G-3 прикры­вали самолеты Не-45 и Не-46. Группы самолетов франкистов атаковали ис­требители И-15 и И-16. Бой закончил­ся потерей Фиата CR.32 с бортовым номером «3-87», летчик капрал Антонио Лопес Серт погиб. В свою очередь один И-16 сбил Мануэль Васкуэс Сагастибазал. 30 числа «моски» вновь атаковали Фиатов из групп 2-G-3 и 2-ЕЗ, эскортировавших группу бомбар­дировщиков Ro.37 и Не-45. Два И-16 были сбиты капитаном Хавьером Мюрсией и лейтенантом Аристидисом Гарсией. Еще два республиканских ис­требителя засчитали в качестве «вероят­ных» побед капитану Мигуэлю Гуерреро и лейтенанту Симону. 31 декабря на­чалась сильная метель, ударил свирепый мороз - температура упала до -18 град. С. Самолеты оставались на земле.

Несмотря на препоны погоды, авиация франкистов 1 января поднялась в небо, но прежде пришлось уда­лить лед с крыльев, прогреть двигате­ли. Возобновившийся снегопад не по­зволил повторить боевой вылет. Утром 6 января над Теруэлем прошел безре­зультатный воздушный бой между И-16 и GR.32. Вечером того же дня «моски» атаковали группу бомбардиров­щиков Не-111 из К/88, которые шли под прикрытием итальянских CR.32. Опять противники разошлись без по­терь. 6 января республиканцы вошли в Теруэль, бои в городе продолжались еще два дня.

В последующие два дня авиация практически не поднималась в воздух, однако 17 января был сбит один И-16, выпрыгнувший с парашютом советс­кий летчик попал в плен. 18 числа в воздушном бою сошлись И-16 и Bf.l09B из 2.J/88, которыми командовал Вольфганг Шеллман. Стаффель совсем недавно прибыл из Германии на аэро­дром Каламоча. В бою погиб последний защитник Северной зоны Луис де Фрутос. Пилоты И-16 сбили Не-51, его лет­чик капрал Герхард Клейн погиб.

К этому времени 1-я и 4-я эскадри­льи уже базировались в Сарионе. 2-я. 3-я и 5-я - в Вилар-дель-Арзобиспо. Григорий Плещенков, Борис Смирнов и Николай Иванов были отозваны в Советский Союз, им на смену прибы­ли Девоченко и Петр Сильвестров. 24 января группа И-16 была перехвачена Фиатами. Сбитых не было, но «моски» рассеяли CR.32. 7 февраля группа СБ-2. летевших под прикрытием И-16. была внезапно атакована мессершмиттами из 2.J/88. В ходе завязавшегося воздушного боя Вильгельм Бальтазар добился лучшего результата в одном бою за весь период гражданской войны в Испании, сбив три СБ-2 и один И-16 (бортовой код «СМ-109», летчик Фрациско Чумилас погиб).

22 февраля франкисты отбили Те­руэль, после чего активность авиации пошла на убыль. 1-я и 5-я эскадрильи, укомплектованные советскими пило­тами, базировалась в Вилар-дель-Арзобиспо. 4-я - на аэродроме Алкала-де-Хенарес.

В апреле 1938 г. прибыли первые истребители И-16 тип 10, бортовые коды этих самолетов начинались с «СМ-158». Самолеты поступили во 2-ю и 5-ю эскадрильи, которыми коман­довали Т.Г. Вихров и Сусукалов. Эс­кадрильи передали свои старые истребители для восполнения потерь в 3-ю эскадрилью, которой командовал ис­панец Хозе-Мария Браво.

 

Наступление к Средиземному морю

 

Утром 9 марта 1938 г. перед ата­кой пехоты удар по позициям респуб­ликанцев в секторе Альфамьра-Бельчите нанесла авиация. На отражение налета поднялись «моски» из всех пяти эскадрилий. 13 марта республиканцы потеряли И-16 «СМ0121» в бою над Алкниьизом, истребитель с бортовым кодом «СМ-162» был уничтожен в ре­зультате налета авиации франкистов на аэродроме в Лериде. На следующий день произошло несколько воздушных боев. Потерь не понесли обе стороны, лишь Фрациско Таразона повредил на посадке подбитый в бою И-16. До 3 апреля авиация противников держала паузу в воздушной войне. 3 апреля И-16 провели воздушный бой с мессершмиттами. Bf.109 с бортовым номером «6-20» был подбит, а летчик Фритц Эви - ранен. Пилот дотянул до аэродрома в Сарагосе, однако сесть не сумел. Са­молет разбился, летчик погиб.

8 апреля, отражая атаку Фиатов на группу И-15, «моски» подбили CR.32 с бортовым номером «3061». Летчик Ангел Салас совершил вынужденную посадку в 2 км севернее Мореллы. Че­рез два Франциско Таразона оставил свой И-16 «СМ-157» в Прат-де-Ллобрегат для ремонта. Здесь он взял отремонтированную «моску» с бортовым номером «СМ-120», однако на посад­ке в Валльсе в условиях сильного бо­кового ветра самолет перевернулся, в результате оказалась сломанной опо­ра шасси и помята законцовка плоско­сти крыла. 12 апреля внезапному нале­ту бомбардировщиков SM.79 подвер­гся аэродром базирования 3-й эскадри­льи И-16. Два истребителя были унич­тожены, три - повреждены. На следу­ющий день звено И-16 в составе коман­дира Хозеария Браво и ведомых Антонио Морилла и Антонио Калво нео­жиданно атаковали группу CR.32. Один Фиат получил повреждения, са­молет ушел в сторону линии фронта, волоча за собой шлейф дыма. Падения истребителя противника летчики рес­публиканцев не наблюдали. 14 апреля И-16 прикрывали группу СБ-2 в райо­не Сан-Матео - Ла-Хана. Самолеты республиканцев атаковали Фиаты, которые сбили три И-16. На следующий день с падением Винароца и Беникарло войска франкистов вышли к побережью Средиземного моря. Территория, конт­ролируемая республиканцами, оказа­лась рассеченной на две части.

20-го апреля 3-ю эскадрилью пере­бросили в Сегунто. Действуя с нового аэродрома «моски» провели воздуш­ный бой с мессершмиттами, один И-16 был сбит. 23 апреля летчики эскадри­льи прикрывали самолеты Вулти V-1 из 1-й эскадрильи 72-й группы в нале­те на суда франкистов в акватории пор­та Винароз. Тот боевой вылет по раз­ному вспоминают даже пилоты прини­мавшей в нем участие 3-й эскадрильи. Франциско Таразона Торан высоко оценил тот полет, в ходе которого его летчики сбили два самолета противни­ка, но от огня с земли получили по­вреждения три И-16 («СМ-140» Утриллы, «СМ-141» Фиерро и «СМ-141» Паридиса). Истребитель «СМ-141» получил прямое попадание 20-мм сна­ряда в козырек кабины летчика. Под­чиненный Торана Луис Сирвент Серилльо считал налет неудачным и обо­звал Вулти «старыми воронами».

Двумя или тремя днями позже зве­но в составе Таразоны, Фиерро и Виценте Юсте перехватили группу бом­бардировщиков Не-111, возвращав­шихся на базу после налета на порт Грео-де-Валенсия. Даже без прикрытия истребителей Хейнкели представ­ляли для нападавших крепкий орешек. Тем не менее, стрелки бомбардиров­щиков не остановили Таразону со то­варищи. Таразона сбил один бомбар­дировщик, Фиеро и Юсте вдвоем одо­лели еще один. В последующие дни плохая погода не позволила «москам» подниматься в небо. Летчики получи­ли отдых, а механики получили воз­можность спокойно заняться ремон­том истребителей.

Воздушный бои возобновились 7 мая. Самолеты 1-й эскадрильи прикры­вали группу И-15, когда встретили в воз­духе Не-51. Летчики И-16 сбили один Хейнкель. Утром 11 мая пилоты 1-й и 3-й эскадрилий опять сопровождали И-15, штурмовавшие колонны франкистов на шоссе Кастеллон. Над Налисом респуб­ликанцы встретили группу Не-111, кото­рую прикрывали мессершмитты. В завя­завшемся бою Таразона сбил один Bf.109В. Его ведомому Юсте пришлось выйти из боя - двигатель стал работать с перебоями. После посадки на истреби­теле Виценте Юсте насчитали более со­рока пробоин. Через два дня в схватке И-16 и CR.32 ранение в ногу получил франкистский ас Хоакин Гарсия Мора-то. Из-за ранения Морато оставался на земле до 22 мая. В тот же день повреждения получили и три И-16 (бортовые коды «СМ-167», «СМ-169» и «СМ-165»), эти самолеты не смогли принять участия в ожесточенных воздушных боях следую­щего дня. Согласно данным республи­канцев 8 мая было сбито 17 истребите­лей Фиат CR.32 и пять бомбардировщи­ков SM.79. В то же время франкисты не сообщали о потерях бомбардировщиков и признали потерю всего трех истреби­телей CR.32. Капрал Марио Босчелли из 19-й эскадрильи группы «Asso de Bastoni» погиб, 2-й лейтенант Альфонсо Караччиоло и лейтенант Перикл Баруффи, оба из 25-й эскадрильи XVI группы «La Cucaracha». были сбиты над Балагуэром и попали в плен к республикан­цам. 2-я эскадрилья потеряла два И-16, 5-я - один.

10 июня в бою над Адзанетой со­шлись мессершмитты и «моски» из 3-й эскадрильи. Были сбиты два И-16, лет­чики Утрилла Хернандес и Антонио Диас Перец погибли. 13 июня немец­кие летчики из 1.J/88 сбили три И-16 без потерь со своей стороны. Однако, на следующий день вынужденную по­садку на пляж в устье реки Миярес из-за полученных в воздушном бою повреждений совершил Bf. 109B обер-лейтенанта Гельмута Гейнца. Гейнц попал в плен. Вскоре группа летчиков и ме­хаников прибыла осмотреть мессершмитт, однако почти все республикан­цы были убиты в результате штурмо­вого удара звена Bf. 109B. Известно, что вместе самолетом Гейнца повреж­дения получил мессершмитт Эккердта Прибе, был ранен и сам пилот.

19 июля группа И-16 атаковала бомбардировщики Ju-52 и самолеты эскорта CR.32. Республиканцы потеряли два самолета, в то же время тяжело поврежденные Фиаты Хулио Сальва­дора и Хоакина Ансальдо с трудом дотянули до своего аэродрома. 23 июля был сбит сержант Хозе Рюйц Гомес, летчик выпрыгнул с парашютом, одна­ко его расстреляли пулеметным огнем с земли. В тот же день в авиакатастро­фе над аэродромом Касинос погиб со­ветский летчик Романов.

В июле 5-я эскадрилья потеряла своего первого командира-испанца. «Моска» Эдуарде Клодина Монкада получила прямое попадание зенитно­го снаряда над Пуэбла-де-Вальверде. Новым командиром стал Мануэль Зарауза Клавер, 4-ю эскадрилью принял Антонио Ариас. 10 июля на аэродро­ме Лос-Исидрос недалеко от Вилла-де-Рикуны загорелся на посадке получив­ший повреждения в бою с Фиатами истребитель И-16 сержанта Жозе Салинаса. Салинас получил сильнейшие ожоги, однако остался жив. Несколь­ко месяцев летчик провел по госпита­лям. Тремя днями позже на посадке скапотировал истребитель Антонио Герреро, летчик погиб.

14 июня «Моски» сошлись в ожесто­ченном бою с мессершмиттами, однако теперь противниками И-16 выступали не хорошо знакомые Bf. 109B, а машины мо­дификаций «С» и «D», вооруженные че­тырьмя пулеметами калибра 7,92 мм. Ко­мандир 1 -и эскадрильи Редондо Мартин столкнулся в лобовой атаке с мессершмиттом, и испанский, и немецкий успе­ли воспользоваться парашютами. 15-го числа группа И-16 атаковала над Вальделинаресом бомбардировщики SM.79 из 285-й эскадрильи III группы. Две Савойи было сбито, экипажу лейтенанта Ауорелио Поцци удалось спастись на парашютах. А все члены экипажа кап­рала Джулио Джиовани погибли, вклю­чая командира. В тот же день угнал ис­требитель И-16 к франкистам сержант Ареста Агуирри. Националисты заполу­чили не только исправный истребитель, но и пилота знакомого с его сильными и слабыми сторонами. После окончания гражданской войны Агуирре испытывал все самолеты И-16. выпущенные заводом Talleres Experimentales del Aire at Jerez de la Frontera.

18 июля исполнилась вторая годов­щина с начала гражданской войны в Испании. В этот день ожесточенный воздушный бой произошел над Сари-оном. В нем приняло участие 16 истре­бителей И-16. эскортировавших груп­пу И-15, и Фиаты из 18-й эскадрильи итальянской группы «Asso di Bastoni». Летчики «мосок» сбили командира итальянской группы капитана Антонио Фиерро, Фиерро выпрыгнул с па­рашютом. В свою очередь, сажая по­врежденный в бою И-16 на аэродром Кампороблес погиб Ангел Бельмонте Регуллион. На следующий день в бою с Фиатами нашел свою смерть Эдуардо Гонзалез Касола. В бою 22 июня был сбит И-16 и Фиаты 2-го лейтенан­та Дино Олиоси (летчик погиб), лей­тенанта Джованни Гуидаччи. 2-го лей­тенанта Франко Лучини (попал в плен). Все трое итальянских пилотов служили в 19-й эскадрильи группы «Asso di Bastoni».

 

Эстремадура

 

Южный фронт оставался стабиль­ным чуть больше года, пока 20 июля 1938 г. сторонник Франко генерал Гонзало Куерпо де Ллано не предпринял серию атак в секторе Бласкуиц. За пер­вые дни боев не было отмечено ни од­ного воздушного боя, но затем проти­водействие авиации франкистов стали оказывать летчики «Чато». Тем не ме­нее, превосходство в воздухе сохраня­лось за авиацией республиканцев. Что­бы исправить положение в данный район была переброшена 1-я эскадри­лья «Моска», которой командовал Жозе Редондо. Первый бой в этом рай­оне летчики И-16 приняли 26 августа, тогда эскадрилья потеряла две «моски», сбитых летчиками группы 2-G-3 Игнасио Альфаро и Андресом Роблесом. В очередном бою 31 августа Иг­насио Альфаро. Хорхе Мунтадас и Мануэль Васкуэс Сагастизабал сбили по одному И-16.

Окончательно попытки республи­канцев завоевать господство в воздухе рухнули 2 сентября, когда франкисты без потерь со своей стороны сбили три СБ-2 и пять И-16. Все три бомбардировщика сбил в одной атаке сзади снизу Ангел Салас Ларразабал. На вираже Ангел Салас Ларразабал сбил еще и И-16 ко­мандира 1-й эскадрильи Хозе Редондо. По одному И-16 сбили Мануэль Васку­эс, Луис Алькокер. Карлос Байо и Эстебан Ибарече. Основной накал воздуш­ной войны сместился к реке Эбро.

 

Битва при Эбро

 

Четыре дивизии республиканцев форсировав Эбро 25 июля 1938 г. перешли в решительное наступление. Продвижение республиканцев удалось остановить в районе Лос-Атлос-де-лос-Аутс и Ампосты.

С целью завоевать превосходство в воздухе на аэродром Ведерелл пере­бросили 1-ю эскадрилью Рамона Химинеса, а в Пла-де-Кабра - 2-ю эскад­рилью Хулио Перейры и 3-ю эскадри­лью Хозе-Мария Браво. В Вендерелле также появились истребители И-16 5-й «советской» эскадрильи и 6-й эскад­рильи Франциско Мероньо. Уже пос­ле начала сражения стала формиро­ваться 7-я эскадрилья, командиром которой получил назначение Жозе Паиг.

К началу августа в этом районе уси­лилась также и истребительная авиа­ция франкистов. 1 августа в воздушном бою И-16 сбил Фиат CR.32 с бортовым номером «3-100» из группы 3-G-3, лет­чик Энрике Мунаиз де Бреа погиб. Рес­публиканцы также потеряли один ис­требитель: Висенте Бельтран из 3-й эскадрильи сорвался в плоский штопор, облетывая И-16 после ремонта. Бельт­ран удачно воспользовался парашю­том. В течение всего следующего дня в воздухе вспыхивали спорадические воздушные бои, однако крупных схва­ток не отмечалось. 13 августа сошлись группа новейших четырехточечных И-16 тип 10 и мессершмитты Bf.109D из легиона «Кондор». Немецкие пилоты заявили о семи сбитых «москах». од­нако достоверно республиканцы поте­ряли всего один И-16, его пилот Луис Сирвент выпрыгнул с парашютом. 14 августа ожесточенный воздушный бой произошел над Гандесой. «Моски» из 1-й, 3-й и 4-й эскадрилий атаковали Фиаты CR.32 из группы 3-G-3, кото­рые сопровождали эскадрилью бом­бардировщиков Не-111Е. В завязав­шейся схватке были сбиты И-16 летчи­ков Мануэля Фернандеса и Эдуардо Фернандеса Прадо, оба пилота погиб­ли. Франкисты также потеряли два Фиата: бортовой номер «3-75», летчик аспирант Хозе Мессия Лессеп погиб и бортовой номер «3-127», летчик кап­рал Карлос Байо попал в плен. Тяже­лораненый аспирант Алонсо Фаринья с трудом привел свой CR.32 с борто­вым номером «3-139» в Пуиг-Морено. Через два вновь состоялся воздушный бой И-16 из 3-й и 4-й эскадрилий с Фиатами, одну подтвержденную побе­ду одержал Таразона.

21 августа пилоты И-16 столкну­лись с Фиатами, которые пилотирова­ли итальянцы. В результате над Виллалба-де-Лос-Акрос погиб сержант Альжо Бракко из 19-й эскадрильи «Асов ди Бастони». Попал в плен капрал Карло Бонифачи из 26-й эскадри­льи группы «La Cucaracha». Наконец, 2-й лейтенант Пио Томазелли с трудом посадил тяжелоповрежденный самолет в расположении франкистов. При вы­нужденной посадке его истребитель развалился, на части.

На следующий день летчики рес­публиканцев получили довольно нео­жиданный для себя приказ: уклоняясь от боев с истребителями противника, приложить максимум усилий для атак бомбардировщиков. Тем не менее, воз­душные бои истребителей продолжа­лись. В день получения приказа был сбит И-16 Хозе Гаскона Юста, а «моска» Хуана Батисты Бадии Зориллы со­вершила посадку на территории про­тивника, летчик попал в плен. В то же время Франсиско Таразона сбил Фиат CR.32 с бортовым номером «3-97» (лет­чик Фернандо Арричия Бельзунчи), а Хозе-Мария Браво отправили на зем­лю CR.32 с бортовым номером «3-135» (летчик Хоакин Чапаприета).

Неделя относительного затишья завершилась 4сентября, когда «моски» серьезно повредили один из Фиатов CR.32 сержанта Франческе Паничи из XXIII группы «Asso de Bastoni». Пани­чи совершил вынужденную посадку в Мекуинензе и попал в плен. Следующий день для летчиков 3-й эскадрильи выдался неудачным. «Моски» выпол­нили три боевых вылетов, не сбили ни одного самолета противника, зато два И-16 было разбито при посадках. Не­сколько успешнее действовали пилоты 5-й эскадрильи, сумевшие, не взирая на противодействие Фиатов, сбить один бомбардировщик Не-111Е. Двумя дня­ми позже «моски» сбили Bf. 109D. лет­чик мессершмитта лейтенант Мартин Лютц погиб.

9 сентября на встречных курсах столкнулась группа И-16, сопровож­давших И-15 и СБ. и эскадрилья мессершмиттов, эскортировавших фото­разведчик Do-17F. Атакой снизу «мос­ки» сбили один истребитель противни­ка. В бою принимал участие самый ста­рый на тот момент И-16 республикан­ских ВВС: на самолете с бортовым ко­дом «СМ-010» летал Хозе Луис Лопес де Санта-Мария из 4-й эскадрильи. Помимо мессершмитта в бою был сбит и И-16 с бортовым кодом «СМ-242», Хозе Гарсия Саез погиб. В течение не­скольких последующих дней «моски» сопровождали группы И-15 и СБ-2. не встречая противника в воздухе.

19 сентября Лопес де Санта-Мария сменил свой раритетный «СМ-010» на более новый И-16 с бортовым кодом «СМ-175». Полетать ему но новой ма­шине удалось всего сутки - уже на сле­дующий день в полете над аэродромом Вендрелл у истребителя отказал дви­гатель. Летчик отделался серьезными ранениями. В тот же день сел на вы­нужденную после полной выработки топлива Рамон Гандия Муньос, его И-16 пришлось списать.

Первые И-16, оснащенные «родны­ми» двигателями Райт «Циклон» R-1820-F54 и кислородными масками 4-я эскадрилья получила 21 сентября. Считалось, что эти самолеты смогут составить достойную конкуренцию мессершмиттам на больших высотах. 22-го числа «моски» совершили не­сколько боевых вылетов. В первом вылете И-16 из 2-й и 3-й эскадрилий над Ганедеса-Корберой вступили в бой с бомбардировщиками Не-111E, кото­рые сопровождали истребители Фиат CR.32. По непроверенным данным был сбит один Фиат. На посадке выкатил­ся за пределы полосы и встал на нос истребитель Луиса Сервента. Во вто­ром вылете истребители 3-й, 4-, 6-й и 7-й эскадрилий сопровождали бомбар­дировщики СБ-2. Над Вента-де-Кампосинес «моски» вступили в бой с Фи­атами и мессершмиттами. В ходе боя И-16 Луиса Мпаргалифа из 3-й эскад­рильи столкнулся с горой, а франкис­ты потеряли CR.32 с бортовым номером «3-122» из группы 5-Е-З, лет­чик Педро Мартино де Ируйо погиб. До 1 октября авиация из-за плохой погоды практически не летала. 1 ок­тября в коротком бою получил по­вреждения CR.32 сержанта Идо Гона из группы «Asso de Bastoni». Гона по­садил свой Фиат в расположении рес­публиканцев и попал в плен. На сле­дующий день 3-я и 4-я эскадрильи сме­нили место базирования, перелетев на аэродром Балле. В тот же день с Валлса «моски» летали на сопровождение И-15 в сектор Карбера. В воздухе груп­пу самолетов республиканцев перехва­тили Фиаты. Был сбит И-16 Луиса Сирвента, сам Сирвент получил ране­ния. Алваро Питарч Эскориэла с тру­дом привел поврежденный И-16 в Риус, самолет был полностью разбит на по­садке. Победы в том воздушном бою одержали Аристид Гарсия и бельгийс­кий доброволец Родольф Хенрикурт. По иронии судьбы последний нашел свою смерть, воюя в составе RAF со своими бывшими камрадами по леги­ону «Кондор». Франкисты потеряли в бою Фиат с бортовым номером «3-140», летчик Антонио Оливера Фер­нандес погиб. На следующий день был сбит И-16 Хозе Гутиерреса Чикланы из 7-й эскадрильи, летчик выпрыгнул с парашютом и остался в живых.

Ожесточенные воздушные бои раз­горелись на следующий день, когда Франциско Мероньо из 6-й эскадрильи сбил самолет Хулио Сальвадора. Саль­вадор выпрыгнул с парашютом, но приземлился прямо в руки республиканцев. В том же бою заклинил из-за прямого попадания двигатель на истреби­теле Гарсия Морато. Морато сплани­ровал в расположение франкистов. Морато был уверен, что его самолет поразил кто-то из пилотов И-16, одна­ко из мотора вытащили пулю калибра 12,7 мм - он едва не стал жертвой кого-то из своих коллег, летавших на CR.32.

4 октября лейтенант Сабино Кортиза сбил Bf. 109 (бортовой номер «6-67») Отто Бертрама, за товарища от­платил Вернер Мёльдерс, сбивший над Аско «моску» сержанта Хозе Тебара Виллара. В последующие несколько дней воздушных боев не отмечалось, однако республиканцы один И-16 по­теряли: Никомидес Кальво Агуляр столкнулся на посадке с ...ослом! 13 октября летчики 4-й эскадрильи лета­ли на сопровождение бомбардировщи­ков СБ-2 в налете на Гандесу. На мар­шруте самолеты республиканцев ата­ковал мессершмитты. сбившие одну «моску». В последующие несколько дней пилоты 4-й эскадрильи записали на свой счет четыре CR.32, ни одна из этих побед не подтверждается данны­ми франкистов. Затем плохая погода приковала авиацию к земле на 12 дней.

Большая группа самолетов сфор­мировала боевой порядок над Барсе­лоной 28 октября. Авиации предстоя­ло поддержать действия интербригад. В налете принимали участие и истре­бители И-16. 30-го октября «моски» из 3-й, 4-й и 6-й эскадрилий взлетели на перехват группы бомбардировщиков, которые сопровождали истребители Фиат. Согласно данным республикан­цев в воздушном бою было сбито три CR.32, однако подтверждается лишь потеря одного Фиата Клаудио Соларо из XVI группы «La Cucaracha». Соларо выпрыгнул с парашютом и попал в плен. В тот же день повреждения по­лучил И-16 Таразоны, летчик виртуоз­но посадил самолет с остановившимся двигателем на аэродром, истребитель при посадке не пострадал.

31 октября в воздух поднялись И-16 из всех эскадрилий. Самолеты со­провождали ударные И-15, которые пулеметным огнем штурмовали войс­ка противника, атаковавшие позиции республиканцев в районе Сиерра-де-Кабаллс. Над Сиерра-де-Кабаллс раз­горелся ожесточенный воздушный бой - И-16 отвлеклись от выполнения ос­новной задачи и набросились на бом­бардировщики Не-111E и SM.79. кото­рые также подтянулись в этот район. Самолеты франкистов сопровождали истребители Фиат CR.32. Пилоты И-16 уничтожили один Не-111E ценой потери одной «моски» (франкисты зая­вили о четырех сбитых И-16) - был сбит И-16 лейтенанта Франсиско Паредеса Мартинеса. Мартинес был ранен, полу­чил ожоги, но, тем не менее, сумел поки­нуть горящий истребитель и благополуч­но приземлился на парашюте.

3 ноября летчики 30-й эскадрильи внезапной атакой сбили мессершмитт, который упал прямо в акваторию пор­та Лос-Альфагуэс. Вечером «моски» перехватили разведчик Do-17F, сбить не смогли, но дырок понаделали. На следующий день летчикам опять на­помнили о необходимости бить бом­бардировщики, а не драться с истреби­телями противника. Впрочем, у пило­тов И-16 чаще всего просто не имелось выбора - истребители противника на­вязывали бой сами. Прикрывая И-15. «моски» подловили Bf.109 над Лас-Розас. Со своей стороны республиканцы потеряли И-16 лейтенанта Сабино Кортизо. Кортизо добрался до земли на парашюте. На следующий день бом­бардировщики Не-1 IE нанесла неожи­данный удар по аэродромам базирова­ния И-16 - Реусу, Валлсу и Вендреллу. В результате налета был уничтожен И-16 с бортовым номером «СМ-177» из 4-й эскадрильи, несколько И-16 полу­чили повреждения.

8 ноября самолеты 3-й и 4-й эскад­рилий снова летали на сопровождение И-15, и снова дрались с Фиатами и мессершмиттами. Был сбит один И-16 из 7-й эскадрильи. Вечером бомбардиров­щики Не-1 НЕ повторили налет на аэродромы базирования истребителей И-16. Две «моски» потеряла на земле 3-я эскадрилья. 12 ноября республи­канцы начали отвод своих войск с пра­вого берега реки Эбро. Налеты бом­бардировщиков франкистов на пере­праву через Эбро отражали истребите­ли 3-й и 4-й эскадрилий. Летчики 4-й эскадрилий сбили Фиат, однако и Амалио У кар Артече разбил И-16 при вы­нужденной посадке. 18 ноября в учеб­ном бою с Ангелом Санзом не справил­ся с управлением «моски» Доминго Аррес Серрано - самолет вертикально воткнулся в землю вместе с пилотом.

Неделей позже, 24 числа, в воздуш­ном бою с Фиатами погиб сержант Феликс Монге Хортикуэла. В том же бою был сбит CR.32 капрала Джованни Аккорди из группы «La Cucaracha», итальянец сел на вынужденную на сво­ей территории. 30 ноября, в один из последних дней сражения при Эбро, «моски» сбили над Валлсом CR.32 Уго Биссаньера из группы «La Cucaracha», Биссаньер выпрыгнул с парашютом и попал в плен.

 

Каталонская кампания. Конец

 

Несколько дней затишья франкис­ты использовали для перегруппиров­ки своих войск. Наступление в Ката­лонии возобновилось 17 декабря, удар наносился в направлении Барселоны.

21 декабря с аэродрома Балле взле­тели по тревоге «моски». В воздухе находилась группа бомбардировщи­ков Не-111Е из К/88. Хейнкели при­крывало большое количество мессершмиттов из 3J/88. Бомбардировщики без помех освободились от своего гру­за, а мессершмитты сбили И-16 с бор­товым кодом «СМ-251» и тяжело по­вредили «моску» с бортовым номером «С М-170». Кроме того, буквально из­решеченным оказался И-16 с бортовым номером «СМ-165», летчик сержант Альфредо Фернандес-Виллалон был ранен в ногу и сломал несколько ребер. На следующий день в короткой схват­ке «моски» сбили CR.32 с бортовым номером «3-103»Рафаэля Мендизабеля Амезаги из 4-Е-З. летчик погиб. 24 декабря летчики И-16 сбили над Кастельдансом очередной Фиат, на сей раз их жертвой стал сержант Джузеппе Ма­рин из 25-й эскадрильи группы «La Cucaracha», пилот погиб. 26 декабря пришел черед командира «Кукарачи» подполковника Дуччио Тессари, кото­рый не смог дотянуть поврежденный в бою Фиат до линии фронта. 28 декаб­ря звено И-16 из 3-й эскадрильи в со­ставе Франсиско Тарразоны, Хозе Бальсы и Мануэля Монтиллы атакова­ло над Кастельданой группу бомбар­дировщиков SM.79 и истребителей CR.32. Был сбит один Фиат, летчик сержант Альдо Гасперини погиб. Дву­мя днями позже самолеты 3-й эскадри­льи сопровождали И-15 и, как обыч­но, вступили в бой с Фиатами и мессершмиттами. Анхел Санц закрутил сумасшедшую карусель с Фиатом, кото­рый пилотировал сержант Уго Заннер из 24-й эскадрильи группы «La Cucaracha». Республиканец оказался более удачлив - самолет Заннера упал недалеко от Фраги, летчик погиб.

4 января 1939 г. 4-я эскадрилья ата­ковала группу бомбардировщиков Не-11 IE. Хейнкель был сбит, но свою смерть нашел и пилот И-16 сержант Джиллермо Фернандес Альдапе. На следующий день «моски» 4-й эскадри­льи дрались с Bf. 109D. Повреждения получил И-16 сержанта Франсиско Белингуэра Лладера, однако летчик до­тянул машину до аэродрома Вендрелл.

4-я эскадрилья перебазировалась в Реус с задачей прикрывать высадку в Барселоне подкреплений, прибываю­щих в Центральную зону. На следую­щей день особой активности авиации не отмечалось, но И-16 с бортовым номером «СМ-222» Сабино Кортизо из 4-й эскадрильи был сбит мессершмиттами над морем недалеко от Барсело­ны. Ближе к вечеру пара Лопес де Санта-Мария и Лучано Табернеро Герреро атаковали группу Не-111Е и Bf. 109D. Испанцы сбили один мессершмитт. 25 января в воздух с аэродро­ма Ла-Гаррига поднялись последние пригодные к полетам И-16. Истребителям предстояло сопровождать И-15, конечно же они были перехвачены са­молетами противника - Фиатами из «La Cucaracha». Республиканцы сбили два CR.32 - сержанта Луиджи Катены и капрала Марино Маси. Истребитель Маси стал последним CR.32, сбитым в воздушном бою гражданской войны в Испании.

Франкисты вошли в Барселону 26 января, не встретив сопротивления. Продвижение больше напоминало во­енный парад - республиканцы были полностью деморализованы. В тот же день столкнулся с деревом на взлете с аэродрома Ла-Гаррига сержант Лопес де Санта-Мария, летчик получил серь­езные ранения, а И-16 с бортовым ко­дом «СМ-255» был полностью разбит. Некоторые пилоты, чьи семьи находи­лись в восточной части Испании, 1 фев­раля улетели с аэродрома Ла-Гаррига. На маршруте их перехватили истреби­тели франкистов, сбив двух -16 в райо­не Паламос, другие сумели добраться до Каталонии.

В последующие дни в войсках рес­публиканцев начался коллапс. Армия распалась на мелкие отряды, прокла­дывающие себе путь к французской границе. Воздушные бои фактически прекратились. Уцелевшие самолеты республиканцев концентрировались на аэродромах Фигуэрас и Виллаюга. Аэродромы подвергались ударам франкистской авиации. В конченом итоге во Францию удалось перелететь всего двум И-16, остальные были унич­тожены на земле в результате налетов или приведены в неисправное состоя­ние летчиками и техниками. Некото­рое количество исправных истребите­лей И-16 франкисты смогли захватить на других аэродромах.

В конце 1938 г. используя богатый опыт ремонта и восстановления «мосок», на заводе SAF-15 началось серий­ное производство И-16 тип 10. Известно, что до конца года завод выпустил несколько самолетов, получивших бортовые коды, начинавшиеся на «СН». Фотографий этих истребителей не сохранилось, не известно как они были окрашены. Франкисты обнару­жили на заводе в Ла-Рабаса значитель­ное количество истребителей И-16 на разных стадиях изготовления, кроме того, на заводе хранились большие за­пасы двигателей и запасных частей. Новым хозяевам удалось собрать 30 истребителей, еще 22 И-16 в исправном состоянии было захвачено в качестве трофеев. Таким образом, на вооруже­ние Ejercito del Aire поступило 52 ис­требителя И-16, последние два из них списали только в 1953 г.