Кодировка, символика и камуфляжная окраска

 

Первые прибывшие в Испанию ис­требители И-16 не имели маркировки, в каждой эскадрильи наносили борто­вые номера на свой лад. Номера чер­ного или белого цвета писали на руле направления, иногда рулевые поверх­ности окрашивались в цвета государ­ственного флага Республики. В мае 1937 г. была установлена единая сис­тема идентификации истребителей, в соответствии с которой кодировка са­молетов И-16 начиналась с литер «СМ». Насколько известно, кодиров­ка начиналась с «СМ-001» и заканчи­валась «СМ-272». Чаще всего буквы и цифры идентификационного кода пи­сались черным цветом на фоне красной полосы, накрашенной вокруг фюзеля­жа. Известны случаи смешанного на­писания черных и белых литер, обыч­но буквы черного и цифры коды бело­го цвета имели самолеты командиров эскадрилий. Полностью белой краской был написан бортовой код «СМ-193» на истребителе Хозе Марии Браво. Са­молеты производства SAF-15 несли идентификационные коды, начинав­шиеся с «СН».

Истребители окрашивались по стандартной схеме ВВС РККА: борта фюзеляжа, киль, верхние поверхности крыла и стабилизатора - зеленые, низ - светло-голубой. «Моски» испанского производства получили камуфляжную окраску из неправильных зеленых пя­тен по основному тону цвета охры, нижние поверхности - светло-голубые. Общий рисунок камуфляжа напоми­нал камуфляжную окраску бомбарди­ровщиков СБ-2. Все самолеты если красную полосу вокруг фюзеляжа и по­лосы цвета республиканского триколо­ра на руле направления. Известны слу­чаи нанесения красных полос вокруг плоскостей крыла на самолетах И-16 тип 5, на истребителях И-16 тип 10 красным цветом окрашивались законцовки крыла. Капоты двигателей от­дельных самолетов окрашивались в матовый черный цвет.

Фактически, только одна эскадри­лья - 4-я - имела утвержденную эмбле­му. В рисунках индивидуальных эмб­лем доминировал мотив домино - кос­тяшки «6:6». Такая эмблема, в частно­сти, была изображена на истребителе «СМ-193» Хозе-Мария Браво и на «СМ-249» Франсиско Тарразоны.