Китай

 

Гражданская война в Испании была еще в самом разгаре, когда «ишачки» появились совсем на другом краю света. На дальнем Востоке импе­раторская Япония затеяла перекройку карты мира. Пробой мастерства саму­райских портных выступил Китай. Чан-Кай-Ши любил русских вообще и товарища Сталина в особенности еще меньше, чем японцев, однако выбора у главы Гоминьдана не оставалось: он обратился за помощью в Москву.

Сталина крайне озаботили агрес­сивные действия японцев. Желание са­мураев оттяпать Дальний Восток и часть Сибири секретом не являлись ни для кого. Москва согласилась предос­тавить военную помощь Чан-Кай-Ши буквально через несколько дней пос­ле произошедшего в июле 1937 г. тра­гического инцидента у моста Марко-Поло. Сталин даже временно закрыл глаза на идеологию и предпочел за­быть на время о массовой резне, уст­роенной китайским коммунистам представителями партии Гоминьдань. Старые «друзья», Италия и Германия, в военной помощи Чан-Кай-Ши отка­зали. Москва же предоставила не толь­ко военные материалы и боевую тех­нику, но и направила в Китай добро­вольцев. 21 августа 1937 г. между Ки­таем и Советским Союзом был подпи­сан сроком на пять лет договор о не­нападении, в секретном приложении к договору СССР брал на себя обяза­тельства поставить Китаю военную технику, включая самолеты. В период с октября 1937 г. по сентябрь 1938 г. Китай получил из Советского Союза 885 самолетов, к 1941 г. суммарное ко­личество переданных Москвой самолетов увеличилось до 1250, 215 из них были истребители И-16 тип 5 и тип 10. Истребители И-16 стоили дорого. По китайским данным каждый самолет обходился в 40 000 долл. США. «Ишач­ки» прибывали в Китай в разобранном виде, сборка и облет осуществлялись в Урумчи. В Урумчи планировалось на­ладить производство И-16, однако по политическим мотивам от этого про­екта отказались.

Альтернативным являлся вариант перегона самолетов в Китай своим хо­дом по маршруту Алма-Ата-Ланьчоу за лидеровщиками СБ-2. Маршрут протяженностью 2500 км пролегал над горами Тянь-Шаня и пустынными рай­онами северо-западного Китая. Пере­лет по нему представлялся весьма рис­кованным мероприятием. Песчаные бури, облачность, туманы - обычные погодные условия для этого региона мира. Неудивительно, что в 1938 г. часть истребителей была доставлена в

Китай автомобильным транспортом на грузовиках ЗиС-5. В Хами самоле­ты собирали, после чего перегоняли через пустыню в Ланьчоу. Здесь на ис­требители наносили опознавательные знаки ВВС гоминдановского Китая. Китайцы дали И-16 собственное наи­менование «Яньтзу» - ласточка. Часть самолетов оставалось на месте для обу­чения китайских летчиков, а большин­ство направляли в самые горячие рай­оны боевых действий.

Во второй половине ноября 1937 г. первая группа из 23 истребителей И-16 под командованием Прокофьева пересекла Китая с запада на восток. 21 ноября самолеты впервые поднялись в воздух для защиты Нанкина, который с 1927 г. считался столицей Китая, от налета японской авиации. В воздуш­ном бою семерка И-16 сбила три япон­ских самолета без потерь со своей сто­роны. Воздушные бои конца ноября -начала декабря 1937 г. продемонстрировали высочайшую выучку советских летчиков. Японцы уже не могли дей­ствовать столь свободно, период без­раздельного господства в небе Китая авиации Страны восходящего солнца завершился. В начале 1938 г. в Китай прибыли еще две группы истребителей И-16. Уже после падения Нанкина к ним присоединилась группа истреби­телей-бипланов И-153. Перед этой группой стояла задача обеспечить ПВО Уханя, Нанчянга и ряда других городов. Воздушные бои становились все ожесточеннее, к примеру только над Уханем японцы потеряли 18 фев­раля 12 самолетов. Группа из 54 япон­ских самолетов 29 апреля 1938 г. в день рождения императора Хирохито опять пыталась бомбить Ухань. В ходе длив­шегося примерно полчаса воздушного боя пилоты И-16 и И-153 сбили 21 са­молет противника. Император полу­чил не самый приятный подарок. Японцы, однако, не угомонились. Тре­тий массированный налет состоялся 31 мая. Поклонники сакэ и икэбаны по­теряли еще 14 самолетов. Действия со­ветских летчиков оказались настолько эффективными, что Токио по диплома­тическим каналам попросил Советское правительство отозвать своих «добро­вольцев» из Китая. Москва не делала большого секрета из пребывания ста­линских соколов в Китае, так же как и не открещивалось от военной помощи Гоминьдану. Позиция Сталина была простой: в Китае мы защищаем свой Дальний Восток от возможной японс­кой агрессии.

Китайские подразделения, имевшие на вооружении истребители И-16 :

 

IV татуй (1)

 

Первый китайским истребительным подразделением, получившим на воору­жение истребители И-16 стал 21-й чунгтуй (китайский эквивалент эскадрильи), входивший в состав IV татуй (эквивалент группы или полка). Летчики 21-го чунгтуя отличились в воздушных боях над низовьями Янцзы, при этом подразделе­ние почти не понесло потерь. Командо­вание посчитало, что этот чунгтуй наи­лучшим образом подходит для перево­оружения лучшими советскими истре­бителями. Два других чунгтуя, 22-й и 23-й, из IV татуя получили истребите­ли И-152. Первую партию из 31 истре­бителя И-16 предстояло распределить следующим образом: по 12 самолетов в две эскадрильи, пять самолетов - в резерв и по одному самолету командирам подразделений.

Воевавший в Китае генерал Благо­вещенский писал в 1967 г., что в нача­ле 1938 г. здесь находилось более 120 боевых самолетов, главным образом -истребителей. Приоритет в получении новой техники имели эскадрильи со­ветских летчиков-добровольцев. Соот­ношение между количеством монопла­нов И-16 и бипланов И-152 (позже И-153) все время поддерживалось при­мерно постоянным. Как и в Испании, в Китае И-16 считался «элитарным» са­молетам, доступным лишь опытным лет­чикам. Аварийность И-16 держалось на довольно высоком уровне, особенно на начальном этапе освоения китайскими пилотами этих истребителей.

В конце сентября большинство са­молетов Кертис «Хок III» передали из IV татуя в V татуй, V татуй прикрывал столицу страны Нанкин.

Летчики всех трех эскадрилий IV татуя прибыли в Ланчоу (провинция Каньсу) для получения новой техники, здесь же им предстояло как можно быстрее освоить советские истребите­ли. Китайцы дожидались прибытия первых И-16 почти месяц. Канал дос­тавки самолетов еще не был полностью налажен, в местах промежуточных по­садок не хватало запасных частей и, самое главное, горючего. Между тем, в боях с «трансокеанскими бомбарди­ровщиками», как японцы скромно ок­рестили самолеты G3M, принимали участие летчики штаба IV татуя во гла­ве с опытнейшим полковником Као Чиньханом по прозвищу «Кодрон Као». Штаб не передавал свои «Хоки» в V татуй и остался на театре военных действий символически представляя собой весь IV татуй. Символика сим­воликой, но свой личный счет «Кодрон Као» увеличил. В середине октября Као подготовился к встрече первых И-16, которые перегоняли советские лет­чики. Русские помогали китайцам ос­ваивать новые самолеты, тем более, что спарки УТИ-4 пока не прибыли. Пока летчики не овладели И-16, сто­лица оставалась беззащитной перед налетами японцев. В середине ноября 15 самолетов взлетели и легли на курс к Нанкину. Семь самолетов пилотиро­вали советские летчики, восемь - ки­тайские товарищи, в числе которых находился полковник Као. После взле­та самолеты попали в метель, контакт в группе смогли поддерживать только сам Као и русские. Восемь самолетов благополучно сели в Анкьянге, семе­ро китайцев пропало. Командир совет­ской группы настаивал на немедлен­ной повторении попытки прорваться сквозь непогоду в Накин. Као считал необходимым дождаться своих пило­тов. Между тем, пал Шанхай, и япон­цы готовились к решительному на­ступлению на Нанкин.

К аэродрому Чоучиаокоу десятка бомбардировщиков G3M вышла вне­запно. Перед экипажами стояла зада­ча разбомбить промежуточную базу на маршруте перегона советских истреби­телей из Ланчяу к фронту. «Кодрон Као» взлетел на перехват, однако его И-16 попал под бомбы. Налет японс­кой авиации стал возможным только благодаря успешной работе агентур­ной разведки.

Смерть Као тяжело отозвалась на моральном духе всех воюющих китай­цев. Позже о полковнике Као был снят эпический кинофильм «Герой восточ­ного неба». Летчики 21-й чангтай про­должали принимать участие в отраже­нии налетов на Нанкин до самых пос­ледних дней обороны столицы. Город пал И декабря 1937 г. Последний бое­вой вылет китайские истребители вы­полнили 3 декабря. Командир чангтая и его заместитель летали на «Хоках», И-16 пилотировали советские летчики, хорошо владевшие этими машинами. Японцы после взятия Нанкина захва­тили на аэродромах несколько повреж­денных советских истребителей, кото­рые не смогли эвакуировать в хаосе последних дней. Противник получил возможность «в живую» ознакомить­ся с самым грозным противником, встречавшемся самураям в небе Китая. И-16 получил у японцев наименование «Абу» - слепень. Истребитель, подоб­но слепню, летал быстро, обладал пре­восходной маневренностью и очень больно жалил.

Заново вооруженный истребителя­ми И-16 тип 521-й чунгтай присоеди­нился к остальным эскадрильям IV та-туя 17 февраля 1938 г. Тогда татуй ба­зировался в Ханькоу, куда бежало из Нанкина правительство Китая. Пле­чом к плечу с советскими доброволь­цами китайские летчики принимали участие в многочисленных групповых воздушных боях. В сентябре 1938 г. 21-й чунгтай отвели в Ланчоу. где пере­вооружили истребителями И-152, «ишачков» не хватало. Китайцы и ино­странные добровольцы добились впечатляющих побед в воздушных боях, но и сами понесли тяжелые потери. Так, один из командиров IV татуя Ли Куитан погиб на следующий день пос­ле своего назначения. Один из самых крупных боев состоялся 29 апреля над местом слияния рек Янцзы и Хань. Японцы решили отметить очередной день рождения императора налетом 18 бомбардировщиков G3M под прикры­тием 27 истребителей А5М. На отра­жение удара поднялось 42 самолета с советскими летчиками, шесть И-16 из 21-го чунгтая и 19 истребителей И-152 из III и IV татуев. Как вспоминал доб­роволец американского происхожде­ния, впоследствии командир знамени­тых «Летающих тигров», Ченнаулт, обороняющиеся потеряли 9 китайских самолетов и два советских. Японцы лишились двух бомбардировщиков и двух истребителей. При таких потерях нет ничего удивительно в том, что ис­тория 21-го чунгтая оказалась недо­лгой, хотя в него и отбирали лучших летчиков-истребителей. В частности в этом подразделении начинал боевую карьеру юный Лиу Чишенг, одержавший в составе чунгтая три победы в воздушных боях, включая одну груп­повую. Всего Лиу Чишенг одержал в воздушных боях девять побед. Воен­ную службу ас завершил в 60-е годы на Тайване в чине генерала.

 

V татуй

 

Изначально на вооружении эскад­рилий 26-й чунгтая V татуя состояли истребители Кертис «Шрайк», затем -Кертис «Хок III». Затем эскадрилью перебросили в Ланчоу для перевоору­жения истребителями И-16. В конце июля 1938 г. подразделение принима­ло участие в обороне Ханькоу. Летчики провели серию ожесточенных боев с японской авиацией. К примеру 3 ав­густа в бою принимало участие до 70 японских самолетов. Командир 26-го чунгтая Ванг Ханьсюнь сбил один са­молет. Самолет (бортовой номер «5922») командира звена Лиу Линьцзы был сбит, летчик выпрыгнул с па­рашютом. Летчик истребителя И-16 с бортовым номером «5920» Ха Хуен совершил вынужденную посадку. Был потерян И-16 с бортовым номером «5821», летчик погиб. 1 октября 26-й чунгтай придали V татую. В сентябре 1939 г. подразделение получило семь новых И-16 тип 10. В ноябре эскадри­лья принимала участие в жестких воздушных боях над Ченгду. В 1940 г. в Ланьчоу прибыли девять новых И-16 тип 18, однако до конца 1940 г. все они по тем или иным причинам были или потеряны, или оказались небоеспособ­ными. Эскадрильи перевооружили са­молетами И-153, но уже в начале мар­та 1941 г. 26-й чунгтай получил И-16 тип 18 (китайское обозначение И-16 III), его оставили в Ланчоу прикрывать маршрут переброски самолетов из СССР.

Подписание в апреле 1941 г. Совет­ским Союзом и Японией пакта о нена­падении положило конец военной по­мощи, оказываемой Гоминьдану Мос­квой и, как следствие сделало ненужным дежурство самолетов в Ланчоу. 26-й чунгтай приказом от 1 сентября вошел в состав новой истребительной группы. К маю 1942 г. группу полнос­тью или частично переоснастили само­летами И-153.

Еще одним подразделением V татуя, получившем истребители И-16. стала сформированная в июле 1941 г. группа так называемого 4-го командо­вания воздушных сообщений. Группу возглавил командир 29-го чунгтай Ванг Яньхуа, на вооружении подраз­деления имелось семь истребителей И-16III. Летчики продолжали выполнять задачи ПВО Ланчоу. К концу 1942 г. группа стала фактически автономным подразделением, которое подчинялось не центральному командованию, а ру­ководству провинции Сяньцзинь, где начались разборки между китайцами и местным уйгурским населением. Столкновения продолжались вплоть до прихода к власти в провинции в 1943 г. коммунистов. В сентябре 1943 г. V татуй получил истребители Р-66 и уцелевшие И-16 из других групп. В конце 1943 г. на базе татуя сформиро­вали китайско-американское авиакры­ло, получившее на вооружение истре­бители P-40N. Вполне возможно, не все И-16 и Р-66 были заменены новыми истребителями.

 

IV татуй (2)

 

Приданный IV татую 24-й чунгтай получил первые И-16 тип 10 в Ланчоу 29 марта 1939 г. Подразделению пред­стояло обеспечивать ПВО Чуньчиня, где в тот момент находилось прави­тельство страны. Летчикам 24-го чунгтая выпала сомнительная честь пер­выми встретиться в бою с японскими истребителями «Зеро». Шесть истреби­телей И-16 из 24-го чунгтая 13 сентяб­ря 1940 г. взлетели на отражения налета 27 бомбардировщиков G3M. Удар­ные самолеты прикрывали 13 «Зеро». Всего же китайцы подняли на перехват девять И-16 (включая самолеты 24-го чунгтая), 19 И-152 из 22-го и 23-го чунгтаев той же IV группы и шесть И-152 из 28-го чунгтая III группы. В воздуш­ном бою командир 24-го чунгтая Янг Мень Чинь погиб, а все его замести­тель и еще один летчик получили ра­нения различной степени. Всего же погибло девять китайских летчиков, ранения получило шесть человек. включая командира IV татуя; 13 китай­ских самолетов было сбито, 11 повреж­дено. 24-й чунгтай перевели в Ченгду. а затем в феврале 1941 г. в Хами, где подразделение получило истребители И-16 III. Подразделения IV татуя по­лучили 35 истребителей И-16 и 20 И-153. В июне 1940 г. группа получила монопланов в три раза меньше чем бипланов. Тем не менее, даже после­дние модификации И-16 не могли вес­ти на равных воздушные бои с «Зеро». 1 сентября 1941 г. 24-й чунгтай вошел в состав новой «истребительной груп­пы». В конце марта 1942 г. летчики IV татуя сдали последние истребители советской конструкции и оправились в Куньминь для переучивания на само­леты Рипаблик Р-43А «Лансер».

 

III татуй

 

В январе 1940 г. в Ченьгду III татуй получил истребители И-16 и И-152, скорее всего оставленными отозванны­ми в СССР советскими добровольца­ми. Самолеты И-16 поступили на воо­ружение 7-го и 32-го чунгтаев. «ишач­ков» оказалось значительно меньше, чем И-152. В начале 1941 г. в III татуе появились еще и истребители И-153 «Чайка». Группа несла тяжелые поте­ри в ежедневных воздушных боях с «Зеро» над Ченьгду. В конце апреля и начале мая группа получила еще не­сколько истребителей И-16 III. В нача­ле августа в боях принимало участие не менее пяти И-16 из «весенней» партии. 11 августа на перехват семи новейших бомбардировщиков G4M1 и 16 «Зеро» сопровождения поднялись 29 китайских истребителей, в числе кото­рых было девять И-16. Пять «ишаков» стали жертвами японцев, три сбили летчики «Зеро», два - на счету воздуш­ных стрелков G4M1. Насколько изве­стно, 11 августа 1941 г. китайские ис­требители И-16 последний раз прини­мали участие в бою с японской авиа­цией. Вполне возможно, что И-16 ос­тавались на вооружении III татуя и в середине сентября, когда группу пере­вооружили самолетами Вулти V-66 «Вэнгард».

 

XI татуй

 

Последней группой, получившей И-16 стал XI татуй, сформированный Ченьгду 16 декабря 1940 г. в составе 41-го, 42-го, 43-го и 44-го чунгтаев. Китайцы впол­не логично считали, что СССР всегда в первую очередь будет беспокоить ситу­ация в Европе, а не на Дальнем Востоке. В Европе тогда сильно пахло порохом, поэтому новых крупных поставок из Советского Союза не ожидалось. Китай принял решение переориентироваться на закупку военной техники в США. Фор­мирование нового татуя понадобилось, чтобы убедить американцев в дееспособ­ности китайских ВВС, хотя на самом деле новая группа могла разве что укра­сить фасад, но не укрепить конструкцию. Американцы должны были пребывать в уверенности, что до окончания «японо-китайского инцидента» еще далеко.

Для вновь сформированного татуя самолеты собирали с бору по сосенки: четыре новеньких И-153, пять Кертис «Хок-75», двадцать И-152 и пятнад­цать И-16. На вооружении 43-го и 44-го чунгтаев имелись только И-16 и И-152, на вооружении 42-го - советские самолеты и «старые истребители всех типов». О том какие самолеты имелись в 41-м чунгтае история умалчивает. Предположительно, последний воз­душный бой советские истребители из

XI татуя провели 11 августа 1941 г. В сентябре 1942 г. группу перевооружи­ли самолетами Р-66.

 

Подготовка

 

Не секрет, что при всех своих дос­тоинствах истребитель И-16 никто и никогда не называл самолетом для на­чинающих. Основной проблемой на взлете и посадке являлся практически «нулевой» обзор вперед - летчик не видел ничего кроме капота двигателя. Высокая нагрузка на крыло и малая длина фюзеляжа делали самолет неус­тойчивым в полете. Полет на И-16 для летчика, привыкшего к бипланам, пре­вращался в одну сплошную нервотреп­ку. Русские, наученные горьким опыт освоения И-16 в СССР и Испании, от­правили в Китай восемь спарок УТИ-4 (по другим данным четыре УТИ-4 и четыре УТ-2) поздней серии, оснащен­ных убираемым шасси и двигателем М-25В. Учебно-тренировочные самолеты базировались в Ланчоу - основном перевалочном аэродроме советских самолетов, доставляемых в Китай. Помимо Ланчоу, переподготовка ки­тайских летчиков велась в Ченьгду, а затем - в Хами. Для подготовки лет­чиков использовались и четыре само­лета УТ-1, доставленные из Советско­го Союза в 1937 г.: эти машины были закреплены за Центральной авиацион­ной академией. В июле 1938 г. акаде­мию вместе с самолетами передисло­цировали в Куньминь. Училище в Куньмине было закрыто после заклю­чения в апреле 1941 г. Пакта о ненапа­дении между СССР и Японией, или чуть раньше, когда власть в провинции захватил местный царек Ненг Шихтцай. Весной 1944 г. националистичес­кое правительство Китая использова­ло в этих местах для борьбы с парти­занами американские учебно-трениро­вочные самолеты АТ-6.

Карьера УТИ-4 завершилась в Куньмине одновременно с карьерой самолетов Чанг-28 Чиас, более извест­ных как «Юнь-28А». Юнь-28А пред­ставлял собой китайскую копию И-16. В Куньмине использовались для повы­шенной подготовки летчиков также списанные из подразделений первой линии истребители И-16, И-152 и И-153. Вероятно, самолеты И-16 продол­жали летать в Китае до 1944 г. Древ­няя китайская привычка к аккуратно­сти и бережливости позволила эксплу­атировать самолеты еще в течение не­скольких последующих лет для обуче­ния механиков.

Всего по данным британского ис­торика Эдварда Р. Хутона в Китай из Советского Союза было поставлено 74 самолета УТИ-4 и 142 истребителя И-16. Вероятно. количество УТИ-4 за­вышено, тем не менее пропорция все равно говорит об огромном внимании, которое уделяло командование гоминдановских ВВС подготовке моло­дых летчиков истребителей-монопла­нов. Двухместные тренировочные ис­требители имелись не только в учеб­ных подразделениях или летных шко­лах, но и в боевых частях.

Отзыв советских добровольцев по­чти совпал по времени с мятежами в Сяньцзине и началом крупного японс­кого наступления. Какое-то время Ки­тай оставался один на один со своими внутренними и внешними проблемами.

 

Истребители И-16 для Китая

 

В период с осени 1937 г. по первые месяцы 1941 г. китайские товарищи-братья получили истребители И-16 трех типов: тип «5» или «6», тип 10 и тип 18. Угроза со стороны нацистской Германии заставила Москву заморо­зить свои отношения с Гоминьданом. Детальная информация о поставках самолетов по типам и партиям отсут­ствует. Наверняка можно утверждать, что первая партия УТИ-4 состояла из четырех или восьми самолетов данно­го типа. Общее количество советских самолетов, поставленных в Китай, составляет примерно 885 машин. Впер­вые эти данные обнародовал в 1969 г. бывший военный атташе в Китае гене­рал Черепанов, уточнив данные - 322 бомбардировщика и 563 истребителя, включая учебно-тренировочные. Оста­ется неясным как распределялись эти самолеты между собственно китайски­ми ВВС и подразделениями советских летчиков-добровольцев. В Китае вое­вали две советские истребительные группы, соответствующие штатным полкам ВВС РККА. Другие источни­ки приводят отличные от генерала Черепанова данные, например: к середи­не 1939 г. Китай получил 891 самолет, в том числе 216 И-16 и УТИ-4 и 93 И-152.

 

Сделано в Китае

 

Китайские ВВС пополнялись ис­требителями И-16 не только за счет прямых поставок из Советского Со­юза, но и их копиями собственного производства. На момент начала япо­но-китайской войны в стране имелось несколько сборочных авиазаводов. Один из них, SINAW совместной ита­ло-китайской, кампании располагался в городе Няньчанг. Завод подвергался налетам японской авиации с 20 октяб­ря 1937 г., из-за чего все производство пришлось свернуть 9 декабря, когда итальянцы получили прямое указание Муссолини свернуть всю работу. Со­гласно положениям антикоминтерновского пакта, заключенного Италией. Германией и Японией в ноябре 1936 г. Италии следовало, по меньшей мере, не мешать своему союзнику.

Станочный парк завода SINAW сумели по речным путям эвакуировать в Чункинь в первой половине 1939 г. Станки установили в пещере длиной 80 и шириной 50 м. Обустройство нового завода заняло год, предприятие полу­чило название 2-е авиационные произ­водственные мастерские ВВС. Работа по подготовке выпуска копий истреби­телей И-16 началась еще до прибытия станков с завода фирмы SINAW. Ки­тайский И-16 получил обозначение «Чань-28 Чиа»; чань - древний китай­ский феодальный кодекс чести; 28- год с момента основания республики Ки­тай, 1939 г. от рождества Христова; чиа - первый. По другому обозначение можно записать как «Чань-28-I». Ко­декс верности, точнее - повинности, появился в названии самолете не слу­чайно: условия работы были далеки от идеальных, так что дух китайского «бусидо» оказался как нельзя кстати. Чертежи снимались с деталей «живых» истребителей И-16, поскольку никакой лицензии в СССР не закупалось - про­изводство планировалось насквозь пиратское. Не хватало станков, а влаж­ность в пещерах достигала 100%. Ис­ходя из реальных условий полностью изменили технологию выклейки монококовой обшивки фюзеляжа. Методы контроля качества продукции остава­лись примитивными и занимали мно­го времени. Металлические лонжеро­ны, шасси и колеса - советского про­изводства, их предполагалось демон­тировать с неисправных самолетов. Двигатели Райт «Циклон» R-820-F ис­пользовались на истребителях И-152 и Кертис «Хок», имевшихся на вооруже­нии китайских ВВС. Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Со­ветского Союза в комплектах ЗИП к истребителям И-16, кроме того винты

Гамильтон Стандарт можно было снять с истребителей «Хок II». Воору­жение - два крупнокалиберных пулеме­та Браунинг. Сборка первого истреби­теля Чань-28-I началась в декабре 1938 г., завершили первый самолет только в июле 1939 г. Самолет получил завод­ской номер Р 8001. Истребитель про­шел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от зем­ли. Летные испытания завершились успешно. Насколько известно, постро­или всего два одноместных истребите­ля Чань-28-I. С появлением в небе Китая истребителей «Зеро» эффектив­ность И-16 упала почти до нуля. Не имело смысла делать массовым заведо­мо устаревший истребитель. С Совет­ским Союзом, параллельно с налажи­ванием пиратского производства, ве­лись переговоры о постройке в Китае завода по выпуску истребителей И-16, рассчитанного на производство 300 самолетов в год. В августе 1939 г. со­глашение о постройке авиационного завода в Урумчи удалось подписать. Дальнейшие события поставили крест на этом проекте. Начало войны в Ев­ропе, события на Халхин-Голе, нако­нец рост сепаратистских настроений в Сяньцзине изменили политику Стали­на в отношении Чан Кай Ши.

Интерес к одноместным И-16 у ки­тайцев пропал, зато ВВС требовался скоростной двухместный учебно-тре­нировочный самолет, на роль которо­го отлично подходил УТИ-4. В пери­од с 1940 по 1944 г.г. китайцы постро­или примерно 30 копий УТИ-4 (без лицензии), самолеты обозначались «Чань 28 Чиа». Клоны И-16 и УТИ-4 послужили предтечей «содранных» с советских образцов и размноженных в тысячах экземплярах реактивных ис­требителей МиГ-19 и МиГ-21.

 

Советские добровольцы в Китае

 

Первую направленную в Китай группу военнослужащих ВВС РККА возглавил комбриг Павел Рычагов, его заместителем по политической части был Андрей Рытов. Истребителями командовал Степан Супрун, сбивший в Китае пять японских самолетов. Кон­тингент воинов-интернационалистов делился на три группы по две эскадри­льи в каждой. Многие летчики уже получили боевой опыт в Испании. Первая эскадрилья И-16, которой ко­мандовал майор Смирнов, прибыла в Ланчоу всего через пять недель после подписания советско-китайского со­глашения об оказании военной помо­щи. 21 ноября в Нанкин прибыли пер­вые истребители И-16 второй эскад­рильи. Второй эскадрильей командо­вал майор Г.М. Прокофьев. Летчики Прокофьева принимали участия в оже­сточенных боях с японцами вплоть до падения Нанкина 13 декабря. Иност­ранцев, в частности знаменитого аме­риканского летчика-интернационали­ста Клэра Л. Ченноулта. восхитили дисциплинированность советских пи­лотов в бою и на земле.

В январе 1938 г. в Ухань прибыла группа истребителей И-16 под коман­дованием Иванова. В Нанчаньге бази­ровались бомбардировщики СБ-2, ис­требители И-16 и И-152, здесь же на­ходилась школа подготовки пилотов. Группа Жеребченко осуществляла ПВО Ланчоу. В конце апреля в Китай прибыли сорок И-16 майора Г.Н. За­харова. В апреле-октябре 1938 г. лет­чики отражали налеты японской авиа­ции на Кантон - последний китайский морской порт, открытый для захода иностранных судов. В октябре 1938 г. японцы захватили и Кантон, и Ухань. В это же время резко осложнилось по­ложение республиканцев в Испании, а позорная сдача западными державами в Мюнхене Чехословакии стала триум­фом Гитлера. В таких условиях Сталин принял решение отозвать интернаци­оналистов из Китая. К началу 1939 г. в стране оставалось только две советс­ких истребительных авиагруппы.

Советские добровольцы продолжа­ли демонстрировать чудеса храбрости и высокое мастерство в небе Китая, но новая стратегическая ситуация, сло­жившаяся после начала войны в Евро­пы и разгрома японцев на Халхин-Голе привела к окончательному выводу со­ветского контингента из Китая. Восток - дело тонкое: китайцы считали, что русские их предают, атмосфера сложи­лась самая мрачная - люди, проливав­шие кровь защищая чужую землю от агрессора, не получили даже благодар­ности. На Родине многих героев-лет­чиков ждали не только высокие посты и награды, но сталинские застенки и солнечный Магадан. Некоторым по­везло уцелеть в мясорубке репрессий. Капитан П.К. Козаченко воевал в Ки­тае с 1937 г. по 1939 г., сбил 11 самоле­тов и был удостоен звания Героя Со­ветского Союза. Боевую карьеру Ко­заченко завершил в мае 1945 г. под Бер­лином в должности командира истре­бительного авиационного полка. В Китае пало смертью храбрых более 200 советских летчиков. Их могилы были уничтожены в годы Культурной рево­люции, когда СССР и Китай стали злейшими врагами.