живописный криница санаторий фото и отзывы отдыхающих

Тяжелый 1939 год

 

В начале 1939 г. японская экспан­сия в Китае достигла границы с Мон­голией. Товарищ Сталин заявил: «Мы будем защищать территорию Монго­лии, как свою собственную». На про­тяжении 1939 г. советские и японские войска концентрировались в районе реки Халхин-Гол и озера Буйнур. ВВС РККА в этом районе были представ­лены смешанным авиаполком, воору­женным самолетами СБ-2 и Р-5, а так­же 70-м истребительным авиаполком, на вооружении которого имелось 38 истребителей бипланов И-15.

В период с 22 по 26 мая в Тамацк-Булак перебазировался вооруженный самолетами И-15 и И-16 22-й истреби­тельный авиаполк. Немногим ранее этот полк перебросили на Дальний Восток из-под Брянска. Командный состав полка сильно пострадал от реп­рессий. Большинству офицеров полка, включая всех командиров эскадрилий, пришлось совершить вынужденную «посадку». Подчиненным «врагов на­рода» на деле следовало доказать свою верность светлому делу Маркса-Лени­на-Сталина, но ослабленный полк ока­зался небоеспособным, что выяснилось уже при первой встрече с японца­ми. 27 мая восемь И-16 из 1-й эскадри­льи 22-го полка сошлись в бою с япон­скими истребителями «тип 97». Четы­ре И-16 на аэродром не вернулись по официальной версии из-за отказов дви­гателей, еще два перевернулись на по­садке. Двое летчиков погибло. На сле­дующий день на боевое задание ушли И-15 из 4-й эскадрильи, домой не вер­нулся ни один самолет! Москва отреа­гировала немедленно: 29 мая с Цент­рального аэродрома взлетели три ка­муфлированных Дугласа, борту кото­рых находились опытные летчики-ис­требители во главе с заместителем ко­мандующего ВВС РККА Яковом Смушкевичем. Поездом на Дальний Восток отправили еще одну группу асов - ветеранов воздушных боев в Испании и Китае. На Халхин-Голе на­зревала настоящая воздушная война, равной которой еще не было в истории авиации.

Крупнейший воздушный бой со­стоялся 22 июня 1939 г. В нем прини­мали участие примерно 120 японских самолетов и 95 советских истребите­лей. Сражение развернулось на высо­те 2000-4000 м и длилось два с полови­ной часа. Бой завершился триумфом советских летчиков: из 42 сбитых в схватке самолетов 31 был японским!

На следующий день произошло еще несколько крупных воздушных боев, в которых потери понесли обе стороны. Противники в пропагандис­тских целях сильно занижали потери собственные и, наоборот, завышали потери другой стороны. Спустя не­сколько десятилетий установить ис­тинную картину вряд ли удастся. На­земное сражение завершилось в авгус­те блистательным окружением японс­кой группировки. Операцию разработал и провел малоизвестный тогда комбриг Жуков. Бои в воздухе продол­жались до 15 сентября. Результаты боев удовлетворили командование ВВС РККА.

В небе Монголии впервые в исто­рии мировой авиации советские летчи­ки применили ракеты класса воздух-воздух. 20 августа 1933 г. пятерка И-16 над Хамар-Дабой атаковала реактив­ными снарядами РС-82 группу японс­ких бомбардировщиков, которые при­крывали истребители «тип 97». Резуль­таты атаки оказались более чем впе­чатляющими: два японских истребите­ля сбито, строй остальных самолетов полностью развален, бомбардировщики спешно освободились от груза и повернули на обратный курс.

Группой оснащенных реактивным оружием истребителей И-16 командо­вал капитан Звонарев. Звонарев вхо­дил в группу летчиков-испытателей Томаса Сузи, которая отрабатывала на самолетах динамореактивные пушки Курчевского. Испытания проходили в окрестностях Плещеева озера, в 200 км севернее Москвы. Летчики Звонарева в период с 20 августа по 15 сентября совершили 85 боевых вылетов и сбили 13 японских самолетов. Противник проявил огромный интерес к «удиви­тельному оружию», но разжиться об­разцами ракет японцам так и не удалось - оставалось лишь изучать облом­ки сбитых ракетами собственных само­летов. Путем логических заключений японцы пришли к выводу, что русским удалось каким-то образом примостить на самолет артиллерийское орудие ка­либра 76 мм.

Конфликт в Монголии стал после­дней войной, в которой И-16 считался современным истребителем. Его оппо­нентами здесь выступали японские ис­требители «тип 96» и «тип 97». Эти машины несколько уступали И-16 в горизонтальном и вертикальном ма­невре, боевой живучести, но в целом являлись достойными противниками, сравнимыми по характеристикам. Тем не менее, русских очень интересовали японские истребители, поэтому с само­го начала конфликта развернулась охота за трофеями, в первую очередь -за «типом 97». Пара И-16 сумела од­нажды заставить совершить вынуж­денную посадку один японский истре­битель. Самолет доставили в Москву для изучения.

В мае 1939 г. в Монголии насчиты­валось 76 истребителей И-16, главным образом И-16 тип 5. К августу количе­ство «ишачков» возросло до двух со­тен, причем теперь основу составляли самолеты модификаций тип 10 и тип 17. Всего же в конфликте приняло уча­стие 311 истребителей И-16 всех типов.

Во второй половине лета на Халхин-Голе появились первые И-16 с дви­гателями М-62, позже получившие из­вестность как И-16 тип 18. Конструк­ция самолета допускала замену двига­телей М-25 на М-62 практически без доработок, так как диаметр нового мотора был всего на 10 мм больше, чем у предшественника, а узлы крепления к мотораме вообще остались без изме­нений. Мотор М-62 имел большую, чем М-25 мощность и лучшие характе­ристики на малых высотах.

Когда на фронте появились осна­щенные двигателями М-62 истребите­ли И-153 «Чайка», техники предложи­ли поставить такие же моторы на И-16. Командование ВВС отреагировало быстро: в одном из подмосковных пол­ков переоснащение прошли три истре­бителя. Такие же работы начались на заводе № 21.

Примерно 134 ранее выпущенных И-16, переоборудованных двигателями М-62, было доставлено в Монголию. Следующим шагом стала установка на истребитель И-16 еще более мощного двигателя М-63. В заключительных боях над Халхин-Голом успели при­нять участие истребители И-16 тип 18 и тип 24 постройки завода № 21. Часть самолетов была оснащена двигателя­ми М-62, часть - М-63, некоторые име­ли вооружение из четырех пулеметов. Часть машин комплектовалось воз­душными винтами изменяемого шага.

Еще до окончания конфликта в Монголии, несколько истребительных подразделений перебросили с Халхин-Гола в Белоруссию, поближе к польской границе. 17 сентября Крас­ная Армия выступила в освободитель­ный поход, целью которого являлась присоединение к СССР западных рай­онов Украины и Белоруссии. Польская армия оказала лишь символическое сопротивление. Летчики И-16, как не старались, не сумели одержать ни од­ной победы в воздушных боях - воз­душных боев как-то не случилось. В красный день календаря 7 ноября 1939 г. над Красной площадью прошли две пятерки И-16 во главе с летчиками-аса­ми Кравченко и Лакеевым. Маленький истребитель находился на пике своей популярности. Зимняя война с Фин­ляндией притушила славу самолета И-16 в частности и ореол непобедимости Красной Армии в целом.

Очень суровая зима 1939-40 г.г. сильно осложняла работу летчиков, находившихся в открытых кабинах. Пилоты рассказывали, что в отдель­ных случаях они летали на пределе че­ловеческих возможностей. Ручной привод уборки шасси и летом достав­лял массу неудобств и требовал недю­жинных физических усилий, что уж говорить о зиме...Нередко опоры шас­си зависали в промежуточном положе­нии - у пилотов просто не хватало сил докрутить штурвальчик, к тому же трос часто смерзался. В период Зимней войны на истребителях И-16 впервые массово использовались одноразовые дополнительные топливные баки. Баки проходили испытания в марте-апреле 1939 г., их первые образцы ем­костью 100 л подвешивались под фю­зеляжем и имели цилиндрическую фор­му. Результаты испытаний оказались неудовлетворительными: неудачная форма и место крепления сильно сдви­гали назад центровку самолета и без того обладавшего ограниченным запа­сом устойчивости по тангажу. Положе­ние исправилось после изготовления подкрыльевых баков, схожих с допол­нительными баками японского истре­бителя «тип 97». Такие баки испыты­вались в июне-июле 1939 г. на И-16 с заводским номером 1021681. Эффект на сей раз был сугубо положительным. Самолет даже получил обозначение «тип 20» и был рекомендован для ис­пользования в качестве истребителя сопровождения. С подвешенными ба­ками емкостью по 93 л истребитель сохранял возможность пикировать с углами 60 град., крутить виражи с кре­ном до 80 град., но максимальная ско­рость снизилась на 21 км/ч.

До конца 1939 г. завод № 21 изго­товил примерно 80 истребителей И-16, которые можно было оснастить допол­нительными топливными баками. На­чиная с января 1940 г. в строевых час­тях ВВС развернулась работа по дора­ботке под монтаж дополнительных топливных баков на весь парк самоле­тов И-16. Каждый новый вышедший с завода истребитель комплектовался шестью одноразовыми дополнитель­ными топливными баками. До 1 апре­ля 1940 г. промышленность передала ВВС порядка 1000 одноразовых баков.

Начиная с 1938 г. широким фрон­том велись работы по созданию протектированных топливных баков. Наи­лучшие результаты давало покрытие из вулканизированной резины толщи­ной 2,5 мм в комбинации с 2,5-мм сло­ем обычной резины. В 1939 г. истреби­тели И-16 получили протектированные топливные баки.

После того как эффективность реак­тивных снарядов РС-82 была проверена в бою, начались работы по внедрению пусковых установок PC на серийные ис­требители. До конца 1939 г. завод сдал 31 самолет, оснащенный пусковыми ус­тановками реактивного оружия.

В течение четвертого квартала 1939 г. завод № 21 перешел на выпуск истребителей И-16 с двигателями М-62 и М-63. Пулеметные машины тип 10 сменили самолеты И-16 тип 18 и тип 24, пушечные тип 17 - самолеты И-16 тип 27 и тип 28.

 

Производство истребителей И-16 заво­дом № 21 в 1939 г.:

Модиф. Двиг-ль Кол-во построенных

Тип 10    М-25В    426

Тип 18    M-62      177

Тип 24    М-63      155

Тип 17    М-25В    314

Тип 27    М-62      59

Тип 28    М-63      18

Тип 15    М-25      424

Всего                   1571