Цирк Вахмистрова и Звено

 

Пожалуй, самым экзотическим примером использования истребите­лей И-16 стал «Цирк Вахмистрова» - подвеска к бомбардировщику ТБ-3. Идею бомбардировщика-матки, способ­ного транспортировать несколько истре­бителей инженер Владимир Вахмистров вынашивал с конца 20-х годов.

В 1931 г. концепция воздушного авианосца перешла в стадию практи­ческой реализации. Предполагалось, что истребители-паразиты в случае появления противника будут отцеп­ляться от матки и защищать бомбардировщики. В первых экспериментах принимали участие два истребителя И-4 и бомбардировщик ТБ-1, истребите­ли крепились к верхней плоскости кры­ла матки. Система, получившая наиме­нование «Звено-1» успешно прошла испытания в 1931 г. За ней последова­ли более амбициозные комбинации от «Звена-2» до «Звена-5», в носителя вы­ступал четырехмоторный бомбарди­ровщик ТБ-3. На матку подвешивались истребители И-5 и И-Z. В 1934 г. по­явилось «Звено-6» - бомбардировщик ТБ-3 и два истребителя И-16. Истреби­тели подвешивались под плоскостью крыла носителя. Каждый истребитель крепился к плоскости матки в трех точ­ках. «Звено-6» испытывалось в течение двух лет. Результаты испытаний ока­зались блестящими, они оправдали са­мые радужные надежды создателей. В 1935 г. Вахмистров предложил систе­му из носителя ТБ-3 и пяти самолетов-паразитов: двух И-16, двух И-5 и од­ного И-Z. Последний подсоединялся к бомбардировщику уже после взлета. Инженер не остановился - Вахмистров работал над «Авиаматкой», способной нести восемь истребителей И-16! Два «ишачка» подвешивались непосред­ственно под крылом, а шесть, сгруппи­рованных в группы по три машины, подсоединялись в воздухе к специаль­ным рамам. Шесть истребителей дол­жны бели лететь на привязи к ТБ-3. подпитывая свои работающие моторы горючим из топливных баков авиамат­ки. Расчетное время патрулирования авиаматки с восьмью истребителями составляло 6,5 часа. На практике, од­нако, ТБ-3 никогда не летал более чем с двумя И-16 под крылом, а опыты по перекачке топлива в полете ограни­чились несколькими успешными ис­пытаниями.

Устройство подсоединения И-16 в полете представляло собой убираемую трапецию с вильчатым ухватом посре­дине. Контакт самолета и матки про­ходил на скорости 150-170 км/ч, эки­паж бомбардировщика должен был вручную подвести вилку с замком к узлу крепления истребителя. Несколь­ко успешных контактов истребителя и бомбардировщика произвели в 1938 г. летчики-испытатели НИИ ВВС Степан Супрун и Петр Стефановский. Правиль­ность концепции получила эксперимен­тальное подтверждение, но дальнейшая разработка «Звена» из восьми самоле­тов-паразитов была прекращена.

В 1938 г. Вахмистров сконцентри­ровал свои усилия на системе, состоя­щей из носителя ТБ-3 и двух И-16, вы­ступавших в роли пикирующих бом­бардировщиков. Каждый «ишачок» нес по две 250-кг бомбы. Использова­ние авиаматки увеличивало радиус действия И-16 на 80%. Бомбардиров­щик с двумя истребителями под кры­лом покрывал расстояние в 2500 км. В районе цели командир ТБ-3 давал ко­манду летчикам истребителей на пере­ход к самостоятельному полету. Лет­чикам И-16 требовалось слегка отдать ручки от себя. При достижении отри­цательного угла атаки 3 град. 30 мин. замки, удерживавшие истребители под крылом бомбардировщика, размыка­лись автоматически. Истребители дальше летели к цели и возвращались на базу самостоятельно. С двумя под­вешенными авиабомбами массой по 250 кг истребитель И-16 тип 5 разго­нялся на высоте 2500 м до скорости 410 км/ч, а его потолок составлял 6800 м, максимальная скорость пикирования -650 км/ч. После сброса бомб И-16 мог вести воздушный бой, как обычный истребитель. Необычная концепция могла продлить жизнь в боевых частях абсолютно устаревшим тяжелым бом­бардировщикам ТБ-3. «Звено СПБ» успешно прошло испытания в 1938 г., после чего нарком обороны маршал Ворошилов и нарком ВМФ Фриновский одобрили принятие «Звена СПБ» на вооружение ВВС и морской авиа­ции. В октябре приказ Комитета обо­роны подписал Молотов:

1. Принять на вооружение ВВС и ВМФ «Звено-СПБ».

2. Народному комиссариату оборон­ной промышленности обеспечить по­ставку оборудования для модернизации в «Звено-СПБ» к 1 февраля 1940 г.:

20 бомбардировщиков ТБ-3/АМ-34ПМ для ВВС РККА

20 бомбардировщиков ТБ-3/АМ-34ПМ для авиации ВМФ

40 истребителей И-16 для ВВС

40 истребителей И-16 для авиации ВМФ

Вахмистрову было предложено ис­следовать возможность использования в качестве авиаматки самолеты ТБ-7, ГСТ и МТБ-2, рассмотреть возмож­ность подвески на И-16 в варианте пи­кирующего бомбардировщика 500-кг бомбы. За всплеском энтузиазма в отношении «Звена-СПБ» в 1939 г. после­довало охлаждение. Количество зака­занных истребителей сначала уменьши­ли с 40 до 12, а затем «Звено-СПБ» вооб­ще исключили из производственного плана на 1940 г. Среди высшего коман­дования ВВС и руководства НКАП рас­пространились скептические настроения в отношении эффективности «летающе­го авианосца». Морская авиация также отказалась от «Звена».

Для пикирующих бомбардировщи­ков люфтваффе 1940 г. стал годом три­умфа. В Советском Союзе самолета, подобного Ju-87 не существовало. Спешные модификации в пикировщи­ки «нормальных» горизонтальных бомбардировщиков СБ-2 и ДБ-3 мог­ли считаться в лучшем случае паллиа­тивным решением без надежды на ус­пешное боевое применение. В этих ус­ловиях вспомнили о «Звене-СПБ». В июне 1940 г. начались испытания пер­вого серийного «Звена», выпущенного заводом № 207. Пикирующими бом­бардировщиками в данном варианте «Звена» являлись истребители И-16 тип 24 с двигателями М-63. В общей сложности было изготовлено шесть экземпляров «Звена-СПБ»; все они по­ступили на вооружение базировавшей­ся в Евпатории 2-й особой эскадрильи 32-го ИАП 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Летчики эскадрильи интенсивно осваивали но­вую систему и отрабатывали пикиру­ющие удары по боевым кораблям. В январе 1941 г. командующий ВМФ, считавший эскадрилью всего лишь «цирком Шубикова» (по имени коман­дира эскадрильи), приказал демонти­ровать с самолетов все специальное оборудование. К счастью до лета 1941 г. приказ выполнить не успели, а ле­том началась война.

В первые недели войны авиация Черноморского флота часто наносила удары по территории Румынии. Наи­более приоритетной целью являлся Черноводский мост через Дунай, рас­положенный в 60 км западнее Констан­цы. Мост представлял собой капиталь­ное сооружение длиной 1660 м, макси­мальная высота мостовых конструк­ций над водой составляла 75 м. По мосту проходила нитка нефтепровода Плоешти-Констанца. Разрушение мо­ста приводило к парализации сообще­ния между промышленным районом Бухареста и основным румынским морским портом Констанца, что серь­езно бы отразилось на снабжении груп­пировки румынских войск, действовав­ших на южном участке Восточного фронта. Бомбардировщики СБ-2 и ДБ-3 из 63-й бомбардировочной бригады ВВС Черноморского фронта неоднок­ратно и безуспешно пытались разру­шить Черноводский мост. Выполнить ответственную задачу поручили эскад­рилье, вооруженной «Звеньями-СПБ».

Сначала решили опробовать нео­бычную систему по более простой цели. Два ТБ-3 с истребителями под крылом днем 26 июля 1941 г. подошла к Констанце. В 40 км от объекта нале­та истребители отцепились от маток. Ведомая капитаном Шубиковым чет­верка И-16 поразила бомбами нефте­хранилище. Гигантский столб черно­го дыма свидетельствовал о прямом попадании. «Ишачки» без проблем вернулись домой в Евпаторию.

Для удара по Черноводскому мос­ту было выделено три «Звена», истре­бители И-16 оснастили дополнитель­ными подфюзеляжными топливными баками емкостью 95 л, увеличивавши­ми продолжительность полета на 35 минут. Три авиаматки с истребителя­ми взлетели в 3 ч утра 10 августа. С половины маршрута одному носителю пришлось вернуться из-за технических неполадок. В 5 ч 10 минут самолеты находились на удалении 15 км от ру­мынского берега. Истребители отцепи­лись от маток. Через четверть часа чет­верка И-16 находилась уже над мос­том. Зенитная артиллерия открыла ин­тенсивный заградительный огонь, но самолеты спикировали с высоты 1800 м и сбросили бомбы. В 6 ч 40 минут все «ишачки» приземлились в Одессе.

Повторную операцию назначили на 13 августа. В тот день отказов на но­сителях не произошло, поэтому в уда­ре по мосту приняло участие шесть И-16. В 5 ч 50 минут утра истребители добились пяти прямых попаданий бомб в Черноводский мост. Один про­лет моста был полностью разрушен. На обратном пути самолеты еще проштурмовали позиции румынской пехо­ты в районе Сулины, а в 7 ч 05 мин все И-16 приземлились на одесском аэро­дроме. После заправки топливом они перелетели домой, в Евпаторию. Успеш­ный рейд возобновил интерес к «Звену-СПБ» со стороны командования ВМФ. Результатом стал ввод в строй еще двух «звеньев». Общее количество боеспособ­ных систем возросло до пяти. Рост чис­ленности ограничивала нехватка само­летов ТБ-3, оснащенных двигателями М-34РН, серийные тяжелые бомбардиров­щики комплектовались моторами М-17, мощности которых не хватало для взле­та с истребителями.

В общей сложности авиация ВМФ получила 12 самолетов ТБ-3, пять из них поступили на вооружение эскадри­льи СПБ, остальные использовались в качестве транспортных. 16 августа нарком ВМФ адмирал Кузнецов обра­тился к Сталину с просьбой о переда­чи из ВВС дополнительного количе­ства самолетов ТБ-3 с двигателями М-34РН. Учитывая высокие потери ВВС в первые военные месяцы, в удовлет­ворении просьбы было отказано. Имевшиеся на вооружении морской авиации звенья продолжали воевать. 17 августа шесть И-16 уничтожили су­хой док в Констанце. В конце месяца маленькие пикирующие бомбардиров­щики переключились на нанесение ударов по переправам через Днепр. 28 августа две авиаматки взлетели с евпа­торийского аэродрома и взяли курс на Запорожье. В 30 км от города от носи­телей отцепились пикировщики. Само­леты нанесли внезапный удар и унич­тожили переправу через Днепр в рай­оне Берислава. Один И-16 был сбит. Налет повторили на следующий день.

После бомбежки четверка И-16 всту­пила в воздушный бой с мессершмиттами, сбив два Bf.109. Дальнейшее ис­пользование «Звеньев» прекратили из-за повышенного риска таких рейдов в условиях полного господства в возду­хе авиации противника. В конце сен­тября немецкие войска вырвались на просторы Северного Крыма. Все имев­шиеся в наличии самолеты авиации Черноморского флота были перенаце­лены на нанесение ударов по наступа­ющим механизированным колоннам противника.

Арсений Шубиков погиб в воздуш­ном бою 1 октября 1941 г. «Звенья-СПБ» использовались в своей оригинальной конфигурации с подвешенны­ми И-16СПБ все реже и реже. После­дние боевые вылеты состоялись, види­мо, в 1942 г. «Звенья» совершили в об­щей сложности не менее 30 боевых вы­летов, причем результативность оказа­лась исключительно высокой, даже не сравнимой с результативностью дей­ствий обычной бомбардировочной авиации ВВС РККА.