Основные отличия серийных модификаций истребителя И-16

 

И-16 тип 4 с двигателем М-22

 

Основным отличием первой серий­ной модификации истребителя И-16 являлся цилиндрический капот двига­теля типа NACA.

 

И-16 тип 5 с двигателем М-25А

 

Серийное производство истребите­лей И-16 тип 5 продолжалось с середи­ны 1935 г. по февраль 1938 г. От само­летов «тип 4» истребители И-16 тип 5 практически отличались только двига­телем. Внешние отличия - несколько измененная форма капота и наличие кока воздушного винта. Позже на ко­леса самолетов И-16 тип 5 стали уста­навливать пневматики размером 700x150, а фиксированный козырек за­менил сдвижной фонарь кабины, был уменьшен размах элеронов и введены дополнительные нервюры в силовой набор крыла.

 

И-16 тип 6 с двигателем М-25А

 

Данная модификация выпускалась в небольших количествах специально для Испании, в нижней части фюзеляжа мон­тировался третий пулемет ШКАС. На самом деле, ни один истребитель И-16 тип 6 в Испанию не прибыл.

 

И-16 тип 10 с двигателем М-25В

 

Истребители И-16 тип 10 выпуска­лись в течение трех лет и получили очень широкое распространение. Им были присущи следующие характер­ные отличия:

1. установлен более мощный дви­гатель М-25В

2. вооружение усилено двумя синх­ронными пулеметами ШКАС, смонти­рованными над двигателем

3. сдвижной фонарь кабины летчи­ка заменен фиксированным козырьком

4. прицел ОП-1 заменен на прицел ПАК-1

5. усилена конструкция крыла за счет включения в силовой набор до­полнительных нервюр, передняя часть крыла получила дюралюминиевую об­шивку, которая закрывает 44,5% верх­ней поверхности и 14,5% нижней по­верхности консоли

6. введены посадочные щитки, уменьшен размах элеронов, начиная с самолета заводской номер 102175 ус­тановлен механический привод щит­ков вместо пневматического

7. усилена конструкция фюзеляжа

8. установлен новый маслорадиатор, в нижней части лобовой детали капота двигателя появилось отверстие для под­вода воздуха к маслорадиатору.

 

И-16 тип 14 с двигателем М-22 (УТИ-2)

 

Двухместный учебно-тренировоч­ный самолет без вооружения.

 

И-16 тип 15 с двигателем М-25А или М-25В (УТИ-4)

 

Двухместный учебно-тренировоч­ный самолет без вооружения с двойным управлением. Отсутствуют лючки доступа к вооружению. Визуальный контроль уборки/выпуска шасси воз­можен только с заднего сиденья.

В ходе серийного производства в конструкцию самолета УТИ-4 посто­янно вносились изменения, был уста­новлен двигатель М-25В с новым маслорадиатором, новый механизм убор­ки/выпуска шасси. Резиновый аморти­затор заднего костыля заменен масляно-пневматическим. Некоторые само­леты УТИ-4 комплектовались винтами фиксированного шага АВ-1. Начиная с самолета заводской номер 1521109, устанавливались 25-литровые топлив­ные баки, а с января 1939 г. часть ма­шин получила оборудование для поле­тов ночью, некоторые самолеты были изготовлены в варианте с неубирае­мым шасси.

 

И-16 тип 17 с двигателем М-25В

 

Самолет И-16 тип 17 представлял собой И-16 тип 10, на котором крыль­евые пулеметы ШКАС были заменены пушками ШВАК. Снарядные ленты укладывались вдоль лонжеронов цен­троплана на уровне шпангоута № 1 фюзеляжа. В местах установке пушек усилена конструкция крыла, съемная панель для доступа к пушке имела раз­меры 650x774 мм. На истребителях данной модификации, как и на И-16 тип 10, предусматривалось использо­вание убираемого лыжного шасси.

 

И-16 тип 18 с двигателем М-62

 

Самолет И-16 тип 18 по сути пред­ставлял собой И-16 тип 10 с более мощ­ным двигателем. На самолете усилена конструкция моторамы, введено бро­нирование топливных баков. Значи­тельно доработана масло система, добавлен дополнительный маслобак ем­костью 12 л при одновременном умень­шение объема основного маслобака до 23 л, увеличено проходное сечение воз­духозаборника маслорадиатора. Уста­новлен новый карбюратор, выступаю­щий за обводы капота двигателя.

На первой серии истребителей И-16 тип 18 устанавливались винты фик­сированного шага ВФШ и кок. анало­гичный коку воздушных винтов истре­бителей И-16 тип 10. Позже самолеты стали комплектоваться винтами изме­няемого шага ВИШ и новыми кока­ми, разработанными специально для данных винтов. На самолетах после­дних серий монтировались воздушные винты АВ-1 и коки от винтов истреби­телей И-16 тип 24. Электрооборудова­ние самолета запитывалось от 24-вольтовой аккумуляторной батареи 12А-10, установленной в центроплане меж­ду третьим и четвертом шпангоутами. Для доступа к аккумулятору на ниж­ней поверхности центральной секции фюзеляжа сделаны лючки.

 

И-16 тип 27 с двигателем М-62

 

Истребитель И-16 тип 27 представ­лял собой И-16 тип 17, переоснащен­ный двигателем М-62. Внесены изме­нения в конструкцию моторамы и маслосистемы по типу использованных при разработке И-16 тип 18.

 

И-16 тип 24 с двигателем М-63

 

Истребитель И-16 тип 24 являлся вариантом самолета И-16 тип 18, в кон­струкцию которого внесены изменения в соответствии с новыми Нормами лет­ной годности, принятыми в 1937 г., а также проведен ряд других доработок:

1. винт изменяемого шага ВИШ АВ-1 и новый кок

2. новые опоры шасси с двумя под­косами вместо трех и увеличенным хо­дом до 96 мм амортизаторов (на пер­вых вариантах И-16 ход амортизато­ром составлял 30 мм, затем был увели­чен до 36 мм).

3. замена хвостового костыля хво­стовым колесом с масляно-пневматическим амортизатором.

4. замена пневматического приво­да уборки/выпуска посадочных щит­ков механическим.

5. по правому борту фюзеляжа уст­роена откидная дверца, конструктив­но аналогичная имевшейся по левому борту.

6. установка ручного стартера для запуска двигателя.

 

И-16 тип 28 с двигателем М-63

 

Истребитель И-16 тип 28 являлся вариантом самолета И-16 тип 27 с двигателем М-63. Конструктивные до­работки аналогичны самолету И-16 тип 24.

 

И-16 тип 29 с двигателем М-63

 

И-16 тип 29 стал последней моди­фикацией истребителя. Изменен состав вооружения - крыльевые пулеметы от­сутствуют, в нижней части фюзеляжа установлен пулемет БС калибра 12,7 мм. Маслорадиатор перенесен в развал цилиндров № 4 и № 5, воздухозабор­ник маслорадиатора также перенесен. Некоторые истребители И-16 тип 29 вообще не имели отдельного воздухо­заборника маслорадиатора - воздух к нему подводился от системы охлажде­ния двигателя. Высота стоек основных опор шасси увеличена на 32 м, соответ­ствующим образом доработаны ниши шасси - расстояние между вертикаль­ной осью самолета и центрами дисков колес в убранном положении увеличе­но с 380 мм до 421 мм. Часть самоле­тов оснащалась радиостанциями, мач­та крепления натяжной радиоантенны устанавливалась на капоте двигателя по правому борту. Диаметр воздушно­го винта уменьшен до 2,7 м.

На самолетах И-16 типов 18,24,27, 28 и 29 предусматривалась возмож­ность подвески реактивных снарядов РС-82 и дополнительных одноразовых топливных баков. Поверхность обшив­ки нижней части крыла в месте уста­новки пусковых направляющих для PC зашивалась дюралюминиевыми листа­ми, дюралюминием обшивалась и часть поверхности элеронов, которая находилась в зоне попадания струй раскаленных газов работающих двига­телей PC.