ВВС Франции и истребитель И-16

 

После запроса ВВС Франции и по­лучения отказа на получение истреби­теля И-16 для проведения его испыта­ний, правительство страны предприня­ло энергичные усилия по изысканию возможности закупки за рубежом ис­требителей для сил ПВО. Министр авиации рассматривал эту проблему в январе и феврале 1938 г., после чего в США был командирован сенатор Де Ла Гран. Поездка Де Ла Грана объяс­нялась следующими причинами:

1. осложнение ситуации в Европе в результате Австрийского кризиса.

2. подготовленный министром авиации Котом и Де Ла Граном план V предусматривал увеличение числен­ности самолетов во французских ВВС, в то время, как промышленность Фран­ции не могла поставить необходимого количества самолетов. В 1937 г. во Франции было построено всего 146 истребителей, в 1938 г. еще меньше -131.

3. Сенатор Де Ла Гран являлся лич­ным другом президента США Рузвель­та.

Через три дня после аншлюса Ав­стрии и через пять дней после того, как франкисты разделили территорию рес­публиканской Испании на две части, министр иностранных дел Франции Поль-Бонкур собрал совещание Пар­ламента, посвященное проблемам на­циональной обороны. В тот же день было принято решение привести в дей­ствие план V. Низкий темп производ­ства самолетов французской промыш­ленности (40 самолетов в феврале 1938 г.) настоятельно требовал организации закупок авиационной техники в треть­их странах, в США или в Советском Союзе. Наиболее эффективным реше­нием считались поставки самолетов из США, однако, в апреле 1938 г. воен­но-воздушный атташе Франции в Мос­кве полковник Донзю и посол в СССР Колондр зондировали почву на пред­мет закупок самолетов в СССР, преж­де всего - истребителей. В крайне слож­ный период своей истории Франция не получила помощи от своей ближайшей союзницы Великобритании. Французы получили от Москвы информацию о характеристиках истребителя И-16 17 мая, точно неизвестно характеристики какой именно модификации истребителя были предоставлены фран­цузским представителям (вероятнее всего И-16 тип 10).

Военно-воздушный атташе Франции в Москву сроч­но направил информацию в Париж. Позже, при посеще­нии Парижа Донзю лично докладывал ситуацию с за­купкой самолетов в СССР правительству. Дальнейших шагов со стороны Франции, тем не менее, не последова­ло. В июне Донзю вернулся в Москву с инструкциями от генерала Вюллемина прекратить переговоры о по­ставках самолетов во Францию. Париж 22 мая принял решение не оказывать помощь Чехословакии в случае агрессивных действий со стороны Германии, хотя такие действия предусматривались французско-чехословацким соглашением. Даладье принял решение следовать в фар­ватере политики Чемберлена, желая любой ценой сохра­нить союз с Великобританией. С другой стороны Париж принял решение о закупке в США 100 истребителей Кертис Н-75, а посол в Москве инструктировал военно-воз­душного атташе продолжать изучение возможности по­ставки самолетов из СССР. Посол был очень удивлен способностью советской промышленности производить самолеты в огромных количествах и даже продавать их на внешнем рынке. Франция не получила советских са­молетов. Ответственность за это лежит скорее всего на самих же французах. С марта до начала июня Москва так и не получила из Парижа официального запроса на покупку самолетов. Вероятно, французы рассматрива­ли закупку истребителей в СССР как резервный вари­ант на случай провала сделки с США. После того, как контракт с фирмой Кертис был подписан, отпала необ­ходимость в поставках из Советского Союза. Стоит дос­ловно привести фразу Даладье, сказанную им 15 марта 1938 г. - закупить «из США или/и в СССР».

Вторично вопрос о возможности закупки самолетов в СССР рассматривался после Мюнхенского кризиса в сентябре-октябре 1938 г. Антисоветская идеология, ис­поведуемая кабинетом Даладье, не оставляла надежд на положительное решение вопроса. Советский Союз, в отличие от США, мог начать поставки авиационной тех­ники немедленно после заключения контракта. Порази­тельны отношения, сложившиеся в вооруженных силах Франции в то время. Перелетевшие во Францию само­леты ВВС республики Испании проходили летные ис­пытания во Франции, но ни один француз, летавший или работавший с ними не принадлежал к ВВС Франции.

Французы не препятствовали возвращению в Совет­ский Союз самолетов, в числе которых находились и И-16, которые не успели попасть в Испанию до падения республики. Также Париж не пытался купить предло­женные в 1939 г. Франко 52 истребителя И-16. Позже, в сентябре-октябре 1939 г., Париж был готов купить эту партию истребителей. Тогда существовала опасность срыва поставок самолетов из США из-за нарушения аме­риканского закона о нейтралитете. Франция направля­ла огромные суммы в золоте и валюте за Океан факти­чески не имея гарантий в том, что самолеты будут по­ставлены до начала войны с Германией в то время как закупка истребителей в Советском Союзе могла быть осуществлена в самые сжатые сроки. Вялотекущие пе­реговоры между Францией, Великобританией и Совет­ским Союзом о создании антигитлеровского тройствен­ного союза опять возбудили интерес к поставкам истре­бителей из СССР. Официального обращения Парижа опять не последовало. Отказ Парижа приобрести в Рос­сии партию вооруженных 20-мм пушками И-16 тип 17 пришелся как раз на период активного подключения военной промышленности Чехословакии к промышлен­ности нацистской Германии. Ничто не мешало и закуп­кам партии И-16 китайского производства для обороны французских владений в Индокитае. Единственным пре­пятствием, не позволившим усилить французскую воен­ную авиацию советскими истребителями стала близорукая политика французского правительства, сложившего все яйца в одну корзины - расчет строился на американские самоле­ты. Французам следовало подумать чем они будут защищать свою Родину от агрессии, а не о том какое, красного или желтое, происхождение имеют истребители.