Rambler's Top100

Ренессанс И-16

 

Как известно последний в мире И-16 был снят с воору­жения ВВС Испании в 1952 г. Долгое время самолеты дан­ного типа были доступны для обозрения только в несколь­ких авиационных музеях. Ни один из этих самолетов не на­ходился в пригодном к полетам состоянии. Казалось - ни­когда уже не увидеть в небе «маленького ослика».

Как бы ни так! Нашлись люди на разных концах Зем­ного шара, в России и на Южном острове Новой Зелан­дии, сделавшие казалось бы невозможное - они заставили летать И-16! Распад Советского Союза открыл Россию миру, а мир - России. Коллапс Союза по времени совпал с возникновением повышенного интереса к восстановлению до летного состояния самолетов периода Второй мировой войны. Бум на «военных птиц» в США, Западной Европе и Австралии начался в первой половине 80-х годов.

Новозеландец Тим Уэллис стал известен любителям реплик и восстановленных самолетов в 1985 г., когда пред­ставил ценителям истребитель P-51D «Мустанг». В 1990 г. Уэллис увлекся советскими самолетами периода Вели­кой Отечественной войны.

В 1992 г. Уэллис и главный инженер его фирмы Рэй Малкуин впервые посетили Россию с целью поиска само­летов, пригодных для восстановления до летного состоя­ния. В результате поездки было принято решение восста­навливать шесть истребителей И-16 и три И-153. Сначала предполагалось восстанавливать самолеты в Москве и в Си­бири, но затем остановились исключительно на сибирском вари­анте, в Новосибирске. Здесь в годы войны было построено по­рядка 500 истребителей И-16 и все еще работало заводское КБ, где, возможно, сохранилась документация по истребителю.

Найденные в тундре останки самолетов доставили на за­вод, где закипела работа. Параллельно российские авиационные историки вели поиски в архивах и музеях по всей стране. Стоит вспомнить, что работы разворачивались на фоне гало­пирующей российской инфляции. Сверстанный бюджет работ устаревал за недели, а то и за дни.

Новозеландцы уже имели опыт реконструкции истребите­ля Хаукер «Харрикейн». Они нашли, что самолеты имеют как сходства, так и различия. Истребители смешанной деревянно-металлической конструкции после 50 лет пребывания на от­крытом воздухе сильно пострадали. «Харрикейн» представлял собой сложную конструкцию, рассчитанную на высокотехно­логичное производство, в то время как технология изготовле­ния И-16 ориентирована на малоопытную рабочую силу. Ин­тересный факт, новозеландцы решили клеить фюзеляж соста­вом, выписанным из Великобритании, но исследования оказа­ли - русская древесина прочнее держится на русском клее!

Большой удачей для российско-новозеландской команды стал двигатель АШ-62ИР. Этот звездообразный поршневой двигатель воздушного охлаждения установлен на биплане Ан-2, который широко распространен в России. Мотор ведет свою родословную от двигателя М-62, который применялся на истребителях И-16 тип 18 и тип 27. Самой большой пробле­мой стал поиск двухлопастного воздушного винта подходяще­го диаметра для замены четырехлопастного винта двигателя АШ-62ИР, имеющего весьма приличный диаметр. Новые лопасти из­готовили по спецзаказу в Москве. Они отлично сочетались с втул­кой и механизмом изменения шага винта от Ан-2.

Очередной проблемой стала серти­фикация самолета в России, где авиа­ция общего назначения не столь раз­вита как на западе и контролируется двумя организациями - авиационным регистром и министерством транспор­та. В конечном итоге удалось решить и эту проблему.

Первый полет восстановленный И-16 совершил в августе 1995 г.. но затем до 9 сентября последовал перерыв в полетах, связанный с неполадками в маслосистеме. Летчик-испытатель на­шел самолет простым в управлении и относительно устойчивым в полете.

После испытаний и окраски под реальную машину самолет достави­ли из Новосибирска через Гонг-Конг в Новую Зеландию. Теперь предсто­яло получить новозеландский серти­фикат летной годности. После серти­фикации самолет опробовали в воз­духе многие пилоты, большинство из которых пришли в полный восторг от пилотажных качеств «ишачка». Марк Ханна летал на И-16 через неделю после полета на «Харрикейне»: «Я бы предпочел драться на И-16». Ханна лишь подтвердил оценку британских «дров» сталинскими соколами, не желавшими иначе как по прямому приказу пересаживаться с родных «ишаков» на заморские «ураганы». Ханна считает И-16 вполне сопоста­вимым с первыми мессершмиттами.