Агрегат ппу - смесительно-дозирующая установка - все для производства.

Николай Николаевич Поликарпов. Краткая биография.

 

Николай Николаевич Поликарпов родился в селе Георгиевское Орловс­кой губернии 10 июня 1892 г. (28 мая по старому стилю) в семье священни­ка. После окончания начальной шко­лы поступил в Орловскую семинарию. Довольно быстро юноша понял: карь­ера священнослужителя - это не его стезя. В 1911 Коля Поликарпов посту­пил в Санкт-Петербургский политех­нический институт. В 1914 г. у его про­будился интерес к авиации, и он стал изучать аэродинамику на кораблестро­ительном факультете вышеозначенно­го учебного заведения.

В 1916 г. Поликарпов получил дип­лом инженера и поступил на работу в авиационный отдел Русско-Балтийско­го вагонного завода (РБВЗ). Здесь он проработал до 1918 г., его непосред­ственным начальником являлся никто иной, как создатель первого в мире четырехмоторного самолета И.И. Сикорский. После революции Сикорский настоятельно уговаривал Поликарпо­ва эмигрировать на Запад. Поликар­пов решил остаться в России. С марта 1918 г. по октябрь 1929 г. под руковод­ством Поликарпова было построено и запущено в серийное производство не менее десяти типов самолетов, вклю­чая знаменитый У-2.

В 1929 г. по стране прокатилась первая волна арестов «врагов народа». В число «врагов» попал и Поликарпов. Поликарпову вменялось в вину то, что он является сыном священника, а по­тому не способен проникнуться марк­систско-ленинской идеологией уверо­вать в светлые идеалы коммунизма. Официально конструктору вменили в вину «контрреволюционный саботаж в авиационной промышленности». До ареста Николаю Николаевичу в кошмарном сне не могла присниться со­вместная работа с Д.П. Григоровичем. В декабре 1929 г. Поликарпову разре­шили организовать КБ в узилище Бу­тырской тюрьмы (ЦКБ-39 ОГПУ). Вме­сте с ним стали работаться Д.П. Гри­горович, И.М. Косткин, А.Д. Надашкевич, Е.И. Майоров. Работу КБ обес­печивал завод № 39. Неудивительно, что спустя некоторое время КБ пере­вели в ангар №7 заводского аэродро­ма. Компания заключенных разрабо­тала очень удачный истребитель, при­нятый на вооружение ВВС Красной Армии под обозначением И-5. 18 мар­та 1931 г. Поликарпову был подписан приговор - десять лет заключения.

В июне 1931 г. после успешного за­вершения летных испытаний И-5 и эф­фектного пролета летчика-испытате­ля Валерия Чкалова перед Сталиным, Ворошиловым и Орджоникидзе Поли­карпову дали свободу. Реабилитиро­ван же выдающийся конструктор был лишь 1 сентября 1956 г. В период с 1931 г. по 1944 г. Поликарпов создал еще не менее десяти типов самолетов, глав­ным образом истребителей, включая такие эпохальные машины, как И-15, И-153 и И-16. Не менее удачными при иных обстоятельствах могли оказать­ся И-180 и особенно И-185.

В 30-е годы в СССР Поликарпова величали «Королем истребителей». Высочайший профессионализм и ус­пешная работа не помогли конструк­тору сохранить свой пост главы круп­ного КБ - помешала беспартийность Николая Николаевича (неудавшийся семинарист продолжал верить в бога и отказался вступать в стройные ряды ВКП(б)) и амбиции молодых да ран­них вроде Артема Микояна - брата знаменитого сталинского наркома Анастаса Микояна. Негативную роль в судьбе конструктора сыграл еще один известный впоследствии авиаконструктор - Александр Яковлев.

Изделия Поликарпова на момент создания всегда превосходили своих оппонентов. Так было с И-16, И-180 был лучше по летным характеристи­кам, чем Bf.l09E, Як-1 или ЛаГГ-3, ус­тупая только МиГ-3 и то лишь выше 2700 м. Последний истребитель Поли­карпова И-185, готовый к серийному производству в 1943 г., превосходил все советские истребители того периода во всем диапазоне высот. По комплексу характеристик к И-185 приблизились (но не превзошли) самолеты Ла-7 и Як-3, однако эти машины появились в 1944 г. Жирный крест на И-185 был постав­лен с подачи Яковлева. Распростране­но мнение, что удача отвернулась от короля истребителей после гибели на И-180 15 декабря 1938 г. Валерия Пав­ловича Чкалова.

Поликарпов трудился не взирая на все удары судьбы. Он проектировал управляемое ракетное оружие, высот­ный истребитель, десантный планер. Совсем еще не старый человек скон­чался 30 июля 1944 г. Николаю Нико­лаевичу исполнилось всего 52 года.

После смерти Поликарпова его КБ возглавил Владимир Николаевич Челомей, важнейшим приоритетом кото­рого стали ракеты и беспилотные са­молеты-снаряды. После ряда преобра­зований наследником поста Поликар­пова во главе знаменитого КБ стал в 1953 г. другой выдающийся авиакон­структор XX века - Павел Осипович Сухой. КБ Сухого достойно продол­жило славные традиции - делать луч­шие в мире истребители. Су-27 тому яркий пример. Дух короля истребите­лей жив, хотя его КБ носит сегодня совсем другое название.