Оперативное планирование

 

Утром 23 ноября 1941 года состоя­лось совещание, на которое пригласи­ли штаб и отдельных офицеров кораб­лей, участвующих в походе. Совещание открыл вице-адмирал Чучи Нагумо словами: «Ваша задача - атака Перл-Харбора». Кроме того, в ходе совеща­ния Нагумо сообщил, что в случае ус­пешного завершения дипломатических переговоров с американцами, эскадра без боя вернется в Японию. Вице-ад­мирал потребовал, чтобы все офицеры четко и в полной мере исполняли все приказы. Следующим слово взял на­чальник штаба контр-адмирал Рюоносуке Кусака, который сообщил о воз­можности встречи кораблей и судов противника во время похода. Если противник обнаруживал эскадру хотя бы за день до выхода на боевую пози­цию, следовало без боя возвращаться в Японию. Члены штаба предложили альтернативный план действий в слу­чае встречи с противником. Эскадра должна была лечь на обратный курс, но с наступлением темноты снова на­правиться к цели. Если же корабль противника попадался эскадре в день нанесения удара, корабль следовало потопить и продолжить выполнение плана. Начальник штаба 11 -го воздуш­ного флота контр-адмирал Такидзиро Ониси представил организацию удар­ных сил. Каждый корабль должен был постоянно следить за горизонтом. Кроме того, Ониси представил деталь­ный план атаки на Перл-Харбор. Каж­дый офицер получил копию необходи­мых документов и подробные карты. Минору Генда сообщил, что вся опе­рация в районе Перл-Харбора будет длиться от получаса до одного часа. Первая цель - уничтожить американс­кие авианосцы и линкоры, стоящие на якоре вокруг острова Форд. Затем сле­довало рассеять американскую авиа­цию в районе острова Оаху. Генда со­общил подробности предстоящего на­лета. Авиация должна была действо­вать двумя эшелонами. Первый эше­лон возглавлял сам Мицуо Фучида. В состав первого эшелона входили само­леты всех типов, базирующихся на авианосцах. На удалении 230 миль от Оаху эта формация должна была под­няться в воздух и в соответствии с пла­ном около 8:00 провести налет на цель. Другой эшелон, возглавляемый капи­таном Сигеказу Симазаки, состоял из пикирующих бомбардировщиков, бомбардировщиков и истребителей. Самолеты эшелона поднимались в воз­дух на удалении 200 миль от цели. За­дачей второго эшелона было добить поврежденные в ходе первого налета корабли, а также полностью разгро­мить американскую авиацию на остро­ве. Завершив налет, силы эшелона должны были собраться в точке, располо­женной в 10 милях к северо-западу от западной оконечности Оаху. Оттуда самолеты группами должны были воз­вращаться на авианосцы. В случае от­ветного удара американского ВМФ, все самолеты B5N2 предполагалось вооружить торпедами. Если же амери­канцы не решатся контратаковать, рас­сматривалась возможность нового на­лета на Перл-Харбор. Генда определил принципы пребывания эскадры в рай­оне Гавайев. На каждом из авианосцев с восхода до захода солнца должны стоять готовые к взлету истребители А6М2, а также пикирующие бомбар­дировщики D3A1.

Представляло определить состоя­ние американского флота, базирующе­гося в Перл-Харборе. Информацию о кораблях должно было передать по радио японское консульство, а также японские подводные лодки, патрули­рующие воды вокруг острова Оаху. Таким образом, информация поступа­ла из двух независимых источников. Если в последний момент оперативная обстановка менялась, то Фучида и Ген­да могли изменить план налета. Генда подготовил два альтернативных пла­на, предусматривающих внештатные ситуации. Планы отличались повы­шенной, хотя и остающейся в разум­ных пределах степенью риска. С борта тяжелых крейсеров «Тоне» и «Чикума» за час до старта первого эшелона сле­довало выпустить два разведыватель­ных гидросамолета. Задачей этих ма­шин была разведка базы Перл-Харбор и рейда Лахайна. Каждый пилот дол­жен был точно определить расположение американских кораблей в разведы­ваемом секторе, сообщить класс и чис­ло обнаруженных кораблей, состояние воды и силу ветра. Только эти два са­молета имели право нарушить радио­молчание. Все остальные радиостан­ции эскадры не имели права выходить в эфир. Даже рапорты с разведыватель­ных самолетов были значительным риском, и могли привести к преждев­ременному обнаружению японской эс­кадры. Тем не менее вице-адмирал Нагумо на этот риск пошел с тем, что­бы как можно быстрее получить эту жизненно важную информацию. Точ­ные сведения, полученные за несколь­ко минут перед началом налета, позво­лили бы Фучиде и Генде скорректиро­вать план атаки.

Продолжая совещание, Генда обсу­дил вопрос связи во время полета. Он подчеркнул, что радиомолчание следу­ет хранить до завершения операции. Корабли могли принимать сообщения, но не имели права выходить в эфир. Между собой корабли должны были поддерживать связь посредством сема­фора или проблескового прожектора. Навигатор эскадры сообщил присут­ствующим боевой порядок, который должна поддерживать эскадра в ходе операции. На этом совещание завер­шилось.

После обеда состоялось другое со­вещание на борту флагманского авиа­носца «Акаги». На этом совещании присутствовали члены штаба вице-ад­мирала Нагумо, а также все старшие летные офицеры, за исключением Тамона Ямагучи и Чуичи Хара. Совещание открыл Нагумо, сообщив всем со­бравшимся инструкции, разработан­ные Фучидой и Гендой. Инструкции касались пяти возможных схем налета на Оаху, учитывающие разные возмож­ные ситуации. Усвоение пилотами всех пяти возможных планов позволяло в предельной степени устранить возмож­ную неопределенность. Выбор одной из пяти схем позволял проводить ско­ординированные действия при любом из возможных вариантов развития со­бытий.

Наконец, был представлен оконча­тельный план налета на Перл-Харбор со всеми техническими деталями.

Вот пять возможных вариантов, предусмотренных Фучидой и Гендой:

1) Американский флот находится в Перл-Харборе;

2) Американский флот находится на рейде Лахайна;

3) Часть флота находится в Перл-Харборе, а часть в Лахайна;

4) Флот находится в открытом море;

5) Флот находится в открытом море и его местонахождение не известно.

Обсуждался в основном первый вариант. В этом случае налет первого эшелона должен был начаться около 8:00 утра.

В состав первого эшелона входили 189 самолетов:

-  50 бомбардировщиков-торпедо­носцев B5N2, вооруженных бомбами, командир группы полковник Фучида;

- 40 бомбардировщиков-торпедо­носцев B5N2, вооруженных торпедами, командир группы подполковник Сигехару Мурата;

- 54 пикирующих бомбардировщи­ка D3А1, командир группы подполков­ник Какуичи Такахаси;

- 45 истребителей А6М2 прикры­тия, командир группы полковник Сигеру Итая.

Первым атаковать авианосцы и линкоры противника должны были торпедоносцы подполковника Мура­ты. Полковник Фучида должен был бомбить линкоры, стоявшие на якоре возле острова Форд. Пикирующие бомбардировщики подполковника Такахаси концентрировали удар по американским базам Уилер, Хикем и острове Форд. Истребители подпол­ковника Итаи должны были прикры­вать действия бомбардировщиков и торпедоносцев, а, зачистив воздушное пространство от самолетов противни­ка, нанести удар по базам Хикем, Уилер, Канеоэ и Барберс-Пойнт.

Второй эшелон, возглавляемый подполковником Сигеказу Симазаки, вылетал спустя час после первого. Са­молеты второго эшелона должны были выйти на цель спустя полчаса после первого эшелона. В составе второго эшелона были только вооруженные бомбами самолеты B5N2, пикировщи­ки D3A1 и истребители А6М2. По­скольку элемент внезапности для вто­рого эшелона уже не играл роли, тор­педоносцы могли бы понести слишком большие потери, не причинив против­нику заметного вреда.

Второй эшелон насчитывал 171 са­молет.

-  54 бомбардировщика-торпедо­носца B5N2, вооруженных бомбами, командир группы подполковник Сигехару Симазаки, задача атаковать аэро­дромы Хикем, Канеоэ и остров Форд;

- 81 пикирующий бомбардировщик D3A1, командир подполковник Такасиге Эгуса, задача атаковать линкоры, крейсера и эсминцы, стоящие на якоре в Перл-Харборе;

- 36 истребителей М6А2, командир капитан Сабуро Синдо, задача полно­стью уничтожить самолеты противни­ка в воздухе и атаковать аэродромы Уилер, Канеоэ, Хикем и остров Форд.

Генда надеялся, что торпедоносцам Мураты удастся поразить авианосцы и линкоры, а Эгуса довершит разгром флота.

Осветив весь план, Генда вернулся к теме двух разведывательных гидро­самолетов, которые должны были вы­лететь за час до первого эшелона. Ген­да заявил, что по его мнению часовой интервал между разведкой и вылетом первого эшелона слишком велик. При­сутствовавшие офицеры согласились с доводами Генды и постановили сокра­тить интервал до получаса. За час аме­риканская авиация могла обнаружить японскую эскадру и провести успеш­ную атаку. Получасовой интервал та­кую возможность исключал.

Между собравшимися началась оживленная дискуссия. Полковник Фучида отвечал на задаваемые вопро­сы. Было обращено внимание на то, что очень важно за 20-22 минуты до начала атаки выйти к северной оконеч­ности острова Оаху. В условиях пол­ного отсутствия ориентиров, этот опорный пункт позволил бы авиации увереннее выйти на цель.

Радиомолчание можно было нару­шить только в исключительной ситуа­ции. Исключение было сделано лишь для Фучиды, которому было необхо­димо руководить самолетами первого эшелона. В случае удачного захвата противника врасплох, Фучида должен был подать в эфир условное сообще­ние «тора, тора, тора» («тигр, тигр, тигр»). Каждый командир группы имел категорический приказ сохранять пол­ное радиомолчание. На этом совещание завершилось. Поскольку все необходи­мые вопросы рассмотреть не удалось, было решено собраться еще раз.

24 ноября 1941 года совещание продолжилось. Фучида и Генда снова по­свящали присутствующих в подробно­сти предстоящей операции.

Полковник Фучида скрупулезно пересказывал собравшимся пилотам план действий. Было продемонстриро­вано множество карт, на которых мо­делировались возможные ситуации. Фучида подчеркнул необходимость концентрировать силы. Каждый само­лет нес только по одной 800-кг броне­бойной бомбе, поэтому у каждого са­молета был только один шанс пора­зить цель. Фучида предложил пилотам сделать несколько боевых заходов, и сбрасывать бомбы лишь наверняка. Затем Фучида перешел к рассмотре­нию случая атаки на американские корабли, стоящие на якоре парами. Це­лью торпедоносцев должны были стать одиночные линкоры и линкоры, пришвартованные с внешней стороны пары. Бомбардировщики должны были атаковать корабли, стоящие с внутренней стороны пары. Стоявшие парами корабли представляли собой удобную цель для бомбардировщиков, имевшую большую площадь. Если же предназначенная для экипажа цель уже была поражена, летчик имел право ата­ковать другой корабль. Если же какой-нибудь из американских кораблей по­пытался бы покинуть базу, на нем сле­довало сконцентрировать усилия. По­топив крупный корабль на выходе из базы удалось бы блокировать порт на несколько месяцев.

План налета предусматривал, что все 40 торпедоносцев будут атаковать одновременно. В соответствии с пла­ном группа торпедоносцев должна раз­делиться на две подгруппы. Первая подгруппа, возглавляемая самим подполковником Сигехару Муратой, со­стоящая из двух отрядов по 12 машин в каждом, должна была, двигаясь на юг, обойти Оаху с востока и выйти к горловине канала. Там самолеты дол­жны были повернуть на север и взять курс на Хикем-филд. Атаковать лин­коры следовало с первого, максимум второго захода. Атаку каждого линко­ра следовало проводить группами по 3-5 машин. Другая подгруппа, которой командовал капитан Нагаи, состояла из двух отрядов по 8 машин. Задачей этой подгруппы было атаковать аме­риканские авианосцы с севера-запада и запада. Подполковник Мурата очень опасался того, что пикирующие бом­бардировщики успеют атаковать пер­выми. Дым и огонь от пораженных целей могли затруднить деятельность торпедоносцев. В этом случае вероят­ность попаданий сокращалась до ми­нимума. Все зависело от слаженности действий всех экипажей.

Важным вопросом было опреде­лить расположение противоторпедных сетей вокруг американских кораблей. Все данные разведки говорили о том, что американцы сети не ставили. Была вероятность того, что сети все же по­ставлены, однако решить эту пробле­му не представлялось возможным, по­этому от дальнейших ее обсуждений отказались. Попытки специалистов из Йокосуки оснастить торпеды резака­ми для сетей, успехом не увенчались.

В частном разговоре с вице-адмиралом Нагумо полковник Фучида предло­жил способ борьбы с противоторпед­ными сетями. Он предложил уничто­жать сети с помощью самолета-ками­кадзе, груженого взрывчаткой. Одна­ко способ был не слишком удачным, поэтому летчики продолжали попыт­ки решить эту неразрешимую задачу.