Гавайская операция (Хавайи-сакусен)

 

26 ноября 1941 года в 6:00 в абсо­лютной темноте все корабли эскадры вице-адмирала Чуичи Нагумо подня­ли якоря. Медленно и незаметно ко­рабли покинули залив Хитокаппу и взяли курс в северную часть Тихого океана. В 9:00 по токийскому времени эскадра приняла боевой порядок. Впе­ред выдвинулись эсминцы 17-го диви­зиона, возглавляемого капитаном I ранга Масаюки Китамурой. В состав дивизиона входили следующие корабли: «Исоказе» (капитан II ранга Суничи Тосима), «Хамаказе» (капитан II ранга Цунео Орита), «Таниказе» (капитан II ранга Мотои Кацуми) и «Ураказе» (ка­питан II ранга Нагаёси Сираиси).

Следом колонной двигался 8-й ди­визион тяжелых крейсеров под коман­дованием контр-адмирала Хироаки Абе, державшего свой вымпел на борту крейсера «Тоне». Первыми шли крейсе­ра «Тоне» (капитан I ранга Тамецугу Окада) и «Чикума» (капитан I ранга Кейзо Комура). Далее следовали танкеры «Кенё-мару» и «Кокуё-мару».

Колонну замыкал легкий крейсер «Абукума» (капитан I ранга Сейроку Мураяма) и эсминец «Акигумо» (капи­тан II ранга Сёхеи Сома).

Справа шли эсминцы 18-го дивизи­она 1-го отряда: «Касуми» (капитан II ранга Киёси Томура) и «Сирануи» (капитан II ранга Дзисуо Акасава).

В кильватере за «Сирануи» двигал­ся танкер «Синкоку-мару».

Слева шли эсминцы 19-го дивизи­она 2-го отряда: «Арарэ» (капитан II ранга Томоэ Огата) и «Кагеро» (капи­тан II ранга Минору Йокои). За «Ара­рэ» шел танкер «Тохо-мару».

Далее двумя колоннами двигались авианосцы. Левая колонна состояла из авианосцев 2-го дивизиона «Сорю» (капитан I ранга Рюсаку Янагимото) и «Хирю» (капитан I ранга Тонэо Каку), а также авианосца «Сёкаку» (ка­питан I ранга Такацуку Дзодзима) из 5-го дивизиона авианосцев.

Колонну замыкали танкеры «Ниппон-мару» и «Тоэи-мару».

Правую колонну составляли флаг­ман «Акаги» (капитан I ранга Куичи Хасегава) и «Kara» (капитан I ранга Дзисаку Окада) - оба из 1-го дивизио­на, а также «Дзуйкаку» (капитан I ранга Ичибеи Йококава) 5-й дивизион.

За «Дзуйкаку» следовал седьмой и последний в эскадре танкер «Кёкуто-мару». На борту этого танкера нахо­дился командир группы снабжения капитан I ранга Масано Ото.

По правому борту «Акаги» колон­ной шли подводные лодки И-19, И-20 и И-23, которыми командовал капитан I ранга Кидзиро Имаизуми.

Замыкали строй быстрые линкоры 3-го дивизиона Гуничи Микавы в со­ставе «Хией» (капитан I ранга Macao Нисида) и «Кирисима» (капитан I ран­га Сандзи Ивабучи).

Капитан I ранга Гисиро Миура, штурман «Акаги» занимался прора­боткой маршрута эскадры. Участок Тихого океана, по которому шла эскад­ра отличался тяжелыми навигацион­ными условиями. Частые бури и гус­тые туманы затрудняли навигацию и доставляли множество проблем эсмин­цам сопровождения. Тяжелые танкеры с трудом держали курс и эсминцам ча­сто приходилось отыскивать отстав­ший или ушедший в сторону танкер.

В разговорах с членами своего шта­ба вице-адмирал Нагумо выражал бес­покойство по поводу лежащей на нем огромной ответственности за успех операции. Начальник штаба контр-адмирал Кусака ободрял своего шефа, говоря, что столь детально прорабо­танная операция не может закончить­ся неудачей. Постепенно начальнику штаба удалось заразить своим опти­мизмом и Нагумо.

Первую попытку дозаправки в от­крытом море предприняли 28 ноября. Она закончилась неудачей. Высокая волна делала невозможным сближение кораблей. Следующая попытка также провалилась. Продолжение операции оказалось под вопросом. Во время попыток перебросить фалы за борт смы­ло несколько человек. 30 ноября усло­вия для дозаправки были лучше, но появилась другая проблема. Бочки с топливом, стоящие на палубе «Хирю» начали перемещаться, терять герме­тичность, и топливо залило полетную палубу и потекло за борт. Скользя по солярке моряки сумели перелить боль­шинство бочек, а оставшиеся закрепи­ли на палубе.

Корабли использовали высокока­чественное топливо, которое давало минимальное дымообразование. Пус­тые бочки не выбрасывали за борт, чтобы не оставлять следов в океане. Соблюдалось строжайшее радиомол­чание. Полнейшая секретность была главным фактором успеха всей опера­ции. Связь между кораблями поддер­живалась флажковым семафором и проблесковыми огнями. Опасаясь быть обнаруженным, Нагумо запретил подниматься в воздух самолетам.

Тем временем президент США на­правил 27 ноября предостережения командующим армиями и флотами, в том числе такое предостережение было получено и на Гавайях. В тот же день было решено выслать два самолета на дальнюю разведку. Самолеты должны были пройти на большой высоте мимо японских островов Тихого океана, вы­ясняя, не проводиться ли где концент­рация японского флота.

1 декабря Император Японии при­нял окончательное решение объявить Соединенным Штатам войну. Был по­дан кодовый сигнал «Ниитака Яама Наборе. Ичи-Ни-Рей-Я» (Ниитака - самая высокая гора массива на остро­ве Формоза (Тайвань). Для японцев она символизировала мощь и силу Империи.) Он обозначал начало вой­ны с США 8 декабря. Ударная эскадра адмирала Нагумо получила этот сиг­нал в 20:00, находясь в 940 милях к се­веру от атолла Мидуэй.

1 декабря 14-й округ ВМФ США получил рапорт американской развед­ки, в котором сообщалось о внезапной смене всех кодов, применявшихся в Императорском флоте. Вторая смена кода за последний месяц по мнению американской разведки означала под­готовку Японии к боевым действиям.

В тот же день американцы перехва­тили и расшифровали сообщение, пе­реданное из Японии в консульства и представительства в Гонконге, Синга­пуре, Батавии, Маниле, Вашингтоне и Лондоне с требованием уничтожить все шифры и секретные документы.

Министр иностранных дел Японии переслал 2 декабря в консульство в Гонолулу требование сообщить о по­ложении американского флота на базе Перл-Харбор, а также требовал ин­формировать об их перемещениях. Кроме того, министр интересовался наличием аэростатов заграждения и противоторпедных сетей.

Расшифрованные американцами японские радиограммы из консульств говорили о том, что японцы уничтожи­ли шифровальную технику так назы­ваемого «пурпурного кода». Все это были очевидные сигналы приближаю­щейся войны.

3 декабря эскадра пересекла услов­ную линию перемены дат и около 4:00 получили данные, полученные от кон­сульства в Гонолулу через генераль­ный штаб ВМФ.

Консул сообщал, что на базе Перл-Харбор находятся 6 линкоров, 7 тяжелых крейсеров (в том числе данные о двух были неподтвержденные), 4 легких крей­серов, 18 эсминцев, 4 подводных лодок. Авианосец «Lexington» и 26 других ко­раблей покинули порт 29 ноября.

4 декабря в инструкции, прислан­ной послу Японии в Вашингтоне, го­ворилось об уничтожении в после­днюю минуту кодов, а также о переда­че госсекретарю США К. Халлу пос­ледней части дипломатической ноты 7 декабря в 13:00 по вашингтонскому времени, то есть за полчаса до налета (на Гавайях в это время было 7:30).

Планированная на 4 декабря до­заправка в море опять завершилась неудачно из-за плохих погодных усло­вий. Сильная волна вызывала борто­вой крен до 45°. В таких условиях о каком-либо маневрировании кораблей не могло быть и речи.

Утром 5 декабря Нагумо приказал снова попытаться дозаправиться. На этот раз дозаправка удалась. Вторая группа снабжения в составе танкеров «Тохо-мару», «Тоэи-мару» и «Нихон-мару» в сопровождении эсминца «Арарэ» легли на обратный курс.

В тот же день Перл-Харбор поки­нула 12-я ударная группа флота США в составе авианосца «Lexington», тяже­лых крейсеров «Chicago», «Astoria», «Portland» и пяти эсминцев. Командо­вал группой контр-адмирал Джон X. Ньютон, держащий вымпел на крейсере «Chicago». В тот же день Перл-Харбор покинула 3-я ударная группа вице-адми­рала Уилсона Брауна, состоявшая из тя­желого крейсера «Indianapolis», пяти эс­минцев и нескольких тральщиков.

6 декабря японская эскадра оказа­лась в 600 милях к северу от Оаху. В 5:30 (время гавайское) поступило сооб­щение от адмирала Ямомото, содержа­щее основные положения императорс­кого эдикта. Всем свободным от вах­ты офицерам и матросам зачитали об­ращение Императора, в котором гла­ва Японии приказывал полностью уничтожить американский тихоокеан­ский флот. Вскоре после этого эскадра приступила ко второй и последней зап­равке в море. Сначала операцию зат­рудняли погодные условия. Но вскоре море успокоилось и за два часа удалось заправить все нуждающиеся в этом корабли. Затем Первая группа снабже­ния в составе танкеров «Кенё-мару», «Кёкуто-мару», «Синкоку-мару» и «Кокуё-мару» в сопровождении эсмин­ца повернула назад.

В 11:30 корабли повернули на юг и увеличили скорость до 20 узлов. Чуичи Нагумо получил приказ № 13 адми­рала Ямамото. На мачте «Акаги» под­няли флаг «Z», который в японском флоте считался знаком победы. Имен­но этот флаг держал на мачте флагман­ского линкора «Микаса» адмирал Того, во время Цусимского сражения. Символика флага была связана со сло­вами Императора, который произнес: «Жизнь или смерть нашего государ­ства зависит от этой битвы. Пусть каж­дый выполнит приказ».

7 декабря поступило сообщение об отсутствии аэростатов и противотор­педных сетей в Перл-Харборе. Эту ин­формацию предоставил агент Йосикава, который лично убедился в отсут­ствии аэростатов и сетей.

8  полдень (по местному времени) 7 декабря в ФБР завершили перевод с японского на английский стенограмму телефонного разговора, состоявшего­ся 3 декабря между японским коррес­пондентом «Иомиури Симбун» и же­ной местного дантиста госпожой Мотоказу Мори. В ходе разговора зада­вались вопросы, которые можно было понимать как вопросы об ак­тивности американской авиации, численности гарнизона... Затем пос­ледовал вопрос: «Какие цветы растут сейчас на Гавайях?» В ответ госпожа Мори упомянула гибискус и пуансетию. Это было кодовое сообщение о том, что авианосцы «Lexington» и «Enterprise» находятся в порту.

С подводной лодки И-72 поступи­ло донесение о том, что в Лахайне нет американских кораблей. Эта информа­ция огорчила Фучиду, так как он рас­считывал застигнуть корабли на рей­де, где глубина исключала возмож­ность поднять потопленные корабли.

Тем временем механики в ангарах готовили самолеты первого эшелона. Регулировали двигатели, заливали бензин, юстировали прицелы, проверя­ли бомбо- и торпедосбрасыватели. Также проверялось и бортовое воору­жение самолетов.

Пришедшая ночь не всем принес­ла сон. Службы и вахты продолжали готовить корабли к бою. Не спалось и полковнику Генде. Он спустился в ан­гар, где наблюдал за работой механи­ков. Затем он прибыл в кубрик пило­тов, где застал Фучиду и других коман­диров. Недовольный Генда отправил всех спать.

Эскадра приближалась к Оаху. Ка­питан I ранга Миура следил за курсом, регулируя ход эскадры с тем расчетом, чтобы к утру корабли оказались в 230 милях от Оаху. Поступила свежая ин­формация, касавшаяся кораблей, сто­явших в порту. Сведения были переда­ны 6 декабря по гавайскому времени:

«В порту: 9 линкоров, 3 легких крей­сера, 3 транспорта гидросамолетов, 70 эсминцев и еще 4 легких крейсера и два эсминца в доках. Все тяжелые крейсера и авианосцы покинули порт».