Прелюдия

 

7 декабря в 3:42 по гавайскому вре­мени один из двух малых американс­ких тральщиков USS «Condor», прово­дивших дежурное траленье, заметил в воде перископ подводной лодки. Через 15 минут капитан корабля лейтенант МакКлой передал на находящийся по­близости эсминец «Ward» сообщение: «Заметил подводную лодку, идущую на запад со скоростью 9 узлов». Эсми­нец (капитан У.У. Аутербридж) вклю­чил сонар но не обнаружил лодки. В 6:30 вспомогательный корабль «Antares», буксирующий стальную баржу, ожидал у входа в залив лоцман­ский катер. С борта корабля также за­метили подводный объект и передали об этом информацию на «Ward». Эс­минец установил направление на цель и начал атаку. Вскоре японская субма­рина была потоплена.

В это время воздушное простран­ство в районе Оаху патрулировала ле­тающая лодка «Catalina» PBY-5 (14-Р-1), пилотированная лейтенантом Уиль­ямом П. Танкером с базы ВМФ в Канеоэ. Таннер заметил «Ward», движу­щийся полным ходом в направлении небольшой подводной лодки. Таннер присоединился к атаке и сбросил на лодку несколько глубинных бомб. Ка­питан эсминца составил о случившем­ся рапорт, который отправил коман­дующему 14-м округом. Таннер сооб­щил на базу 1-го патрульного крыла: «Потопил одну подводную лодку про­тивника, действовавшую в 1 миле от Перл-Харбора». Донесение же капитана «Ward» после нескольких инстанций оброс комментариями. В частности, не­которые из офицеров посчитали, что эс­минец атаковал кита. В итоге рапорт передали командиру 2-го патрульного крыла полковнику Л. Рамси.

На расстоянии 250 миль от Оаху авианосец «Enterprise» развернулся под ветер. С его палубы должны были взлететь 13 самолетов SBD-2 и 3 «Dauntless» из VS-6, а также еще 4 ма­шины этого типа из VB-3. Самолеты, которые начали взлетать в 6:17, полу­чили приказ прочесать сектора к севе­ру и к югу от авианосца на дальность 150 миль. Завершив разведку, самоле­ты должны были приземлиться на аэродроме на острове Форд. В 6:29 с авианосца поднялся последний из пат­рульных самолетов.

Тем временем эскадра вице-адми­рала Нагумо продолжала путь. 8 де­кабря 1941 года в 00:30 по токийскому времени (5:00 по гавайскому времени. В дальнейшем будет указываться два времени токийское и в скобках гавай­ское. Также следует иметь в виду, что из-за линии перемены дат в англоязыч­ных источниках день нападения на Перл-Харбор указывается как 7 декаб­ря, в то время как японские источники говорят о 8 декабря.) эскадра шла ше­стым навигационным строем со скоро­стью 24 узла. Строй группы прикры­тия вел легкий крейсер «Абукума». За ним шел эсминец «Акигумо». Колон­ну замыкали два линкора: флагман «Хией» и «Кирисима». По правому борту от «Хией» параллельным курсом шел крейсер «Чикума», за ним эсминец «Ураказе». По левому борту шли тяже­лый крейсер «Тоне» и эсминец «Касуми». Далее двумя колоннами шли авиа­носцы. В правой колонне шел флагман Нагумо «Акаги», за ним эсминец «Таниказе», далее авианосец «Kara». Да­лее шли эсминец «Хамаказе» и авиано­сец «Дзуйкаку». Колонну замыкал эс­минец «Исоказе». Левую колонну вел авианосец «Сорю», за ним следовал эсминец «Арарэ», следом шел «Хирю». Затем шел эсминец «Сирануи», авиано­сец «Сёкаку», замыкал колонну эсминец «Кагеро». Корабли сопровождения выд­винулись вперед с задачей топить любой корабль, оказавшийся на курсе.

8 декабря 1941 года в 1:00 (5:30) с борта тяжелого крейсера «Тоне» был катапультирован разведывательный гидросамолет Aichi E13A1 («Jake»), пилотированный энсином Йоичи Такахаси. Экипаж самолета состоял из командира-наблюдателя фельдфебеля Рёзо Нарукавы и радиста энсина Нобуо Оку. Бортовой номер самолета Л-1. После старта самолет набрал высо­ту 8000 метров и со скоростью 129 уз­лов взял курс на юг. На борту самоле­та имелось кислородное оборудова­ние, позволявшее экипажу действовать на большой высоте. Задачей самолета была разведка рейда Лахайна, распо­ложенного к западу от острова Мауи. Одновременно с крейсера «Чикума» катапультировали второй гидросамо­лет. Экипаж: командир-наблюдатель фельдфебель Масахару Фукуока, пи­лот энсин Акира Ито, стрелок-радист старший матрос Фусянобу Касамори. Этот самолет на высоте 500 метров со скоростью 130 узлов направился пря­мо к острову Оаху с целью разведать базу Перл-Харбор.

Авианосцы готовились к взлету первого эшелона. В темноте из ангаров выкатывались на палубу самолеты. Палубные расчеты немедленно выка­тывали машины на стартовые пози­ции, ставя машины крыло в крыло. Тем временем в ангарах шла подготовка машин второго эшелона. Экипажи са­молетов собрались в кубриках. В пос­ледний раз пилотов проинструктиро­вали относительно расположения це­лей по состоянию на 10:30 6 декабря. Им также сообщили силу и направле­ние ветра, а также необходимые для расчета маршрута навигационные по­правки.

Все шесть авианосцев развернулись на восток под ветер. Высокие волны вызывали крен кораблей. Продольный крен достигал 15°. Самолеты начали прогревать двигатели. Все с напряже­нием смотрели на флагман «Акаги», ожидая сигнала к старту. Опущенные до середины мачты флаги означали «приготовились!». Вскоре флаги взви­лись вверх и быстро опустились назад. Это был сигнал к началу вылета само­летов. Точно в 1:30 (6:00) 8 декабря 1941 года в 230 милях от Оаху опера­ция началась. Ответственный за воз­душные операции офицер Хикочо дал разрешение на страт. Пилоты приба­вили газу. Один за другим самолеты набирали скорость и поднимались в воздух. Взлет самолетов был точно синхронизирован с фазами продольно­го крена на волнах. Взлетевшие маши­ны направлялись в пункты сбора. Пер­выми поднялись истребители А6М2 подполковника Сигеру Итая. В ходе взлета два истребителя получили по­вреждения. Один самолет с «Сёкаку» пришлось задержать на старте, а вто­рой с «Каги» обнаружил проблемы с мотором уже после взлета. Этот «Зеро» не вернулся, поэтому был посчитан как пропавший без вести. Взлет первого эшелона завершили к 1:45 (6:15). Спу­стя пять минут полковник Мицуо Фучида приказал взять курс на Оаху.

Одновременно с первым эшелоном взлетели истребители прикрытия эс­кадры. В 1:30 (6:00) с палубы «Дзуйкаку» взлетели истребители 1-го и 2-го звена 1-й эскадрильи (6 самолетов), которые вел капитан Юзо Цукомото. Одновременно с палубы «Хирю» под­нялось 1-е звено энсина Харады, насчи­тывавшее 3 самолета. Спустя пять ми­нут с палубы «Сёкаку» поднялись 1-е и 2-е звенья 1-й эскадрильи, ведомые капитаном Macao Изуки. В 1:35 (6.05) самолеты прикрытия эскадры сформи­ровали боевой строй. Общее командо­вание прикрытием принял на себя ка­питан Юзо Цукамото. Задача прикры­тия сводилась к перехвату возможных самолетов противника. Машины дол­жны были патрулировать район мес­тонахождения эскадры в течение 4 ча­сов. Самолеты с «Сёкаку» действова­ли на высоте 2000-2500 метров, а само­леты с «Дзуйкаку» - на высоте 4000-4500 метров.

Вскоре после вылета первого эше­лона Нагумо отдал приказ кораблям уменьшить скорость до 20 узлов и взять курс на юг. На палубы начали выка­тывать самолеты второго эшелона.

Закончив концентрацию, пилоты взяли курс строго на юг и сформирова­ли боевой строй. Впереди летел полков­ник Мицуо Фучида, ведший первую ударную группу с авианосца «Акаги».

В состав группы входили три эскад­рильи (по два звена в каждой):

1-я эскадрилья: 40-е и 41-е звено (5 машин);

2-я эскадрилья: 42-е и 43-е звено (5 машин);

3-я эскадрилья: 44-е и 45-е звено (5 машин).

За ним на удалении 200 метров в колонне шла вторая ударная группа с авианосца «Kara», возглавляемая под­полковником Такаси Хасигучи.

В состав этой группы также входи­ли три эскадрильи:

1-я эскадрилья: 40-е и 49-е звено (5 машин);

2-я эскадрилья: 47-е и 48-е звено (5 машин);

3-я эскадрилья: 46-е и 43-е звено (4 машины).

Четвертая ударная группа, базиро­вавшаяся на «Хирю», шла в колонне третьей на дистанции 500 метров от предыдущей группы. Группой коман­довал лейтенант Тосио Хасимото. В ее состав входили две эскадрильи:

1-я эскадрилья: 40-е и 48-е звено (5 машин);

2-я эскадрилья: 46-е и 47-е звено (5 машин).

Колонну замыкала третья ударная группа лейтенанта Садао Ямамото, базировавшаяся на «Сорю». Группа держала дистанцию в 200 метров от предыдущей группы. В составе группы были также две эскадрильи:

1-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (5 машин);

2-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (5 машин).

Вся колонна самолетов B5N2, воо­руженных бомбами, шла в центре на высоте 3340 м.

Справа на расстоянии 500 метров от ударной группы Фучиды шла осо­бая ударная группа подполковника Сигехару Мураты.

Первая особая ударная группа с «Акаги» состояла из двух эскадрилий:

4-я эскадрилья: 46-е и 47-е звено (6 самолетов);

5-я эскадрилья: 48-е и 49-е звено (6 самолетов).

За ними в колонне, соблюдая ин­тервалы 200 метров, шли следующие группы.

Вторая особая ударная группа с «Каги» возглавлялась капитаном Казуёси Китадзимой и состояла из двух эскадрилий:

1-я эскадрилья: 41-е и 44-е звено (6 машин);

2-я эскадрилья: 44-е и 45-е звено (6 машин).

Далее шла третья особая ударная группа с «Сорю» капитана Тутому Нагаи:

1-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (4 самолета);

2-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (4 самолета).

Колонну замыкала четвертая осо­бая ударная группа с «Хирю» капита­на Хеиты Матумуры.

1-я эскадрилья: 40-е и 41-е звено (4 машины);

2-я эскадрилья: 42-е и 43-е звено (4 машины).

Самолеты B5N2, вооруженные торпедами, шли на высоте около 3100 метров.

Слева от командующего первым эшелоном на дистанции 1000 метров летел командир второй колонны под­полковник Какуичи Такахаси.

Пятнадцатую ударную группу с авианосца «Сёкаку» составляли три эскадрильи пикирующих бомбарди­ровщиков D3A1:

20-е штабное звено (3 машины);

1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е зве­нья (8 машин);

2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е зве­нья (9 машин);

3-я эскадрилья: 27-е и 28-е звенья (6 машин).

За ней на дистанции 500 метров шла шестнадцатая ударная группа с «Дзуйкаку» под командованием капи­тана Акиры Сакамото:

1-я эскадрилья: 23-е, 26-е и 29-е зве­нья (9 машин);

2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е зве­нья (9 машин);

3-я эскадрилья: 27-е, 28-е и 29-е зве­нья (9 машин).

Пикирующие бомбардировщики D3A1 шли на высоте 3700 м.

Командир третьей колонны под­полковник Сигеру Итая. Колонна шла в двух группах на высоте 4800 метров.

Восьмую ударную группу составля­ли две группы сопровождения:

Первая группа истребителей со­провождения с «Акаги», возглавляемая подполковником Сигеру Итая, в соста­ве трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), образу­ющих 2-ю эскадрилью (9 машин).

Вторая группа истребителей сопро­вождения с «Kara», возглавляемая ка­питаном Йосио Сигой, в составе трех звеньев (11-е, 12-е и 13-е), образующих 1-ю эскадрилью (9 машин).

Далее на дистанции 200 метров шла десятая группа подполковника Тадаси Канеко в составе:

Пятая группа истребителей сопро­вождения с «Сёкаку», возглавляемая подполковником Тадаси Канеко, в со­ставе двух звеньев (11-е и 12-е), обра­зующих 6-ю эскадрилью (5 машин).

Шестая группа истребителей со­провождения с «Дзуйкаку», возглавля­емую капитаном Macao Сато, в соста­ве трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), образу­ющих 5-ю эскадрилью (6 машин).

Восьмая и десятая группы держа­лись на правом фланге.

Девятая группа, взлетевшая с «Сорю» и «Хирю» под командованием капитана Масадзи Суганами, шла рядом с бомбардировщиками B5N2 Фучиды, держась возле середины колонны.

В ее состав входили:

Третья группа истребителей сопро­вождения с «Сорю», возглавляемая капитаном Масадзи Суганами, в соста­ве трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), состав­лявших 2-ю эскадрилью (8 машин).

Четвертая группа истребителей со­провождения с «Хирю», возглавляемая капитаном Сеию Окадзимой, в соста­ве двух звеньев (16-е и 17-е), составляв­ших 4-ю эскадрилью (6 машин).

В непосредственном подчинении у полковника Фучиды было 89 самоле­тов B5N2 (40 с торпедами и 49 с бом­бами), 51 пикирующий бомбардиров­щик D3A1 и 43 истребителя А6М2. Все­го 183 самолета.

Самолеты шли выше уровня облачности, доходившего до 2000 метров и выше. Постепенно светало. Лучи вос­ходящего солнца, прорывая облака, образовывали нечто, похожее на воен­но-морской флаг Японии. Все воспри­няли это как доброе знамение. Высоко над Тихим океаном Фучида вел само­леты первого эшелона к цели. От на­блюдателей внизу самолеты скрывала густая облачность.

В 2:00 (6:30) линкоры «Хией» и «Кирисима», а также тяжелые крейсера «Тоне» и «Чикума» катапультировали еще по одному гидросамолету для более тщательной разведки окрестных вод.

В 2:35 (7:05) авианосцы снова лег­ли под ветер. Море успело успокоить­ся, и старт самолетов второго эшело­на прошел без затруднений. Второй эшелон начал взлет в 2:45 (7:15) в 200 милях от Оаху. Последний самолет поднялся в воздух в 3:00 (7:30).

Поднявшись в воздух самолеты второго эшелона сформировали строй в виде трех колонн и взяли курс на юг. Впереди шла машина командира эше­лона подполковника Сигеказу Симазаки, который одновременно возглавлял шестую ударную группу с авианосца «Дзуйкаку». В состав группы входили три эскадрильи:

1-я эскадрилья: 41-е, 42-е и 43-е зве­нья (9 машин);

2-я эскадрилья: 45-е, 46-е и 47-е зве­нья (9 машин);

3-я эскадрилья: 51-е, 52-е и 53-е зве­нья (9 машин).

За ней на дистанции 500 м шла пя­тая ударная группа с «Сёкаку», состоящая из трех эскадрилий и возглавляе­мая капитаном Тотому Хагиварой:

1-я эскадрилья: 41-е, 42-е и 43-е зве­нья (9 машин);

2-я эскадрилья: 45-е, 46-е и 47-е зве­нья (9 машин);

3-я эскадрилья: 50-е, 51-е и 52-е зве­нья (9 машин).

Вся колонна самолетов B5N2, воо­руженных бомбами, шла на высоте около 3000 м.

Справа на расстоянии 1000 метров от пятой ударной группы шла тринад­цатая ударная группа с «Сорю» под командованием подполковника Такаси Эгусы. За ней в колонне шли осталь­ные группы пикирующих бомбарди­ровщиков. Тринадцатая группа состо­яла из двух эскадрилий:

1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е зве­нья (9 машин);

2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е зве­нья (9 машин).

Следом шла четырнадцатая удар­ная группа с «Хирю», возглавляемая капитаном Сюн Накагавой. Группа состояла из двух эскадрилий:

1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е зве­нья (9 машин);

2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е зве­нья (9 машин).

Двенадцатая ударная группа с «Каги» под командованием капитана

Сабуро Макино состояла из трех эс­кадрилий:

1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е зве­нья (8 машин);

2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е зве­нья (9 машин);

3-я эскадрилья: 27-е, 28-е и 29-е зве­нья (9 машин).

Колонну замыкала одиннадцатая ударная группа с «Акаги» под коман­дованием капитана Такехико Чиахая, состоявшая из двух эскадрилий:

1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е звенья (9 машин);

2-я эскадрилья: 25-е, 26-е и 27-е зве­нья (9 машин).

Пикирующие бомбардировщики D3A1 летели на высоте около 3000 мет­ров.

Командир третьей колонны капи­тан Сабуро Синдо вел свои машины над бомбардировщиками, на высоте 3500 м. Истребители действовали дву­мя группами (восьмой и девятой). Восьмая группа имела такой состав:

Первая группа истребителей сопровождения с «Акаги» под командо­ванием капитана Сабуро Синдо в со­ставе трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), обра­зующих 1-ю эскадрилью (9 машин).

Вторая группа истребителей сопро­вождения с «Каги» под командовани­ем капитана Ясуси Никаидо в составе трех звеньев (15-е, 16-е и 17-е), образу­ющих 2-ю эскадрилью

Восьмая и девятая группы состав­ляли авангард второго эшелона.

Слева от первой колонны на уда­лении 800 метров летела десятая груп­па капитана Сумио Ноумо. В состав группы входили:

Третья группа истребителей сопро­вождения с «Сорю» под командовани­ем капитана Фусаты Ииды в составе двух эскадрилий:

3-я эскадрилья: 1-е и 2-е звенья (6 машин);

4-я эскадрилья: 3-е звено (3 машины).

За ней летела четвертая группа ис­требителей сопровождения с «Хирю» под командованием капитана Сумио Ноумо. Группа состояла из трех звень­ев (11-е, 12-е и 13-е), образующих 4-ю эскадрилью.

Из-за технической неисправности строй покинули 3 самолета: 2 пикирующих бомбардировщика D3A1 с «Сорю» и «Хирю», а также один истре­битель М6А2 с «Хирю».

В непосредственном подчинении полковника Сигеказу Симазаки нахо­дилось 54 торпедоносца-бомбардиров­щика B5N2, 78 пикирующих бомбар­дировщиков D3A1 и 35 истребителей М6А2. Всего 167 самолетов.

Курс летчики держали по прибо­рам. Мицуо Фучида скорректировал курс на 5(, ориентируясь на пеленг ра­диостанции в Гонолулу, которую ис­пользовал в качестве радиомаяка.

Радиостанция давала в эфир музыку. В перерыве диктор сообщил о по­годе на Гавайях. Фучида узнал, что над целью местами облачность, особенно густая над горами, ветер северный. Это сообщение почти не повлияло на ход операции, поскольку именно такой прогноз и предполагался. Лишь густая облачность в районе гор заставила полковника немного изменить марш­рут. Поскольку пилоты все же были знакомы с местностью лишь теорети­чески, они, пройдя облака, могли сбиться с курса и не сообразить над какой частью острова оказались. Это могло отрицательно сказаться на ходе операции. Поэтому Фучида решил обойти остров с запада и атаковать его с юга. Этому благоприятствовала раз­реженная облачность над морем и се­верный ветер. Заходя с юга, пилоты могли визуально корректировать курс на цель.

В 3:05 (7:35) командир экипажа раз­ведывательного гидросамолета с «Чикумы» фельдфебель Масахару Фукуока доложил по радио результаты раз­ведки Перл-Харбора: «Корабли про­тивника стоят на якоре в базе: 9 лин­коров, 1 тяжелый крейсер, 6 легких крейсеров». Через три минуты он со­общил метеообстановку: «Ветер не­сильный с 080(, скорость 14 м/с, ниж­няя граница облачности над корабля­ми противника 1700 метров». Вскоре поступило донесение от разведыва­тельного самолета с «Тоне». Командир экипажа фельдфебель Рёзо Нарукава подтвердил информацию, полученную накануне: «Флота противника на рей­де Лахайна нет».

Тем временем японские самолеты вышли к берегу Оаху. Тут их засекла радарная станция на склонах Опана. Эта станция использовалась в учебных целях и работала с 7:00 утра и до 16:00. Получив предупреждение из Вашинг­тона, 27 ноября генерал Шорт прика­зал изменить режим работы радиоло­катора, сдвинув график на период с 4:00 до 11:00 утра. Учитывалась повы­шенная вероятность атаки японцев в утренние часы. Двое рядовых: Джозеф Локард и Джордж Эллиотт - в 6:45 за­метили на экране эхо воздушной цели. Это был гидросамолет с «Чикумы», летевший на разведку Перл-Харбора. Через три минуты на экране появилась вторая цель, которую операторы от­слеживали четыре минуты, после чего цель исчезла. Это был второй гидро­самолет с крейсера «Тоне». Самолет снизился и вышел из зоны контроля радара.

В 7:02 на экране радара появились множественные цели, число которых оценили как 50 машин. Самолеты находились примерно в 132 милях к севе­ру от базы на пеленге 005 гр. Эллиотт предложил сообщить об этом по теле­фону в информационный центр, но Локард не хотел поднимать шум. На­конец, оба решили позвонить в инфор­мационный центр в форде Шафтер. Дозвониться удалось лишь через не­сколько минут. Трубку поднял Джозеф МакДоналд, дежурный оператор, единственный человек, находящийся в центре. Эллиотт быстро сообщил ему о обнаруженных множественных це­лях, приближающихся к острову с се­вера. Тем временем в центр прибыл 1-й лейтенант К. Тайлер. МакДональд передал лейтенанту полученную ин­формацию и предложил поднять по тревоге дополнительных операторов и планшетистов. Тем временем Локард сообщил о том, что цель стремитель­но приближается к острову. В 7:08 ди­станция сократилась до 130 миль, а в 7:15 - до 92 миль. МакДоналд передал Локарду успокаивающее сообщение о том, что скоро к ним прибудет усиле­ние. Локард не удовлетворился отве­том и потребовал к трубке самого Тайлера. Тайлер взял трубку, выслушал сообщение оператора и ответил: «Не волнуйся так из-за этого». Тайлер счи­тал, что радиолокатор засек группу американских бомбардировщиков В-17, прибытие которых ожидалось. Тем более радиостанция в Гонолулу пере­давала музыку, что обычно использо­валось американскими пилотами в ка­честве пеленга. Тем временем оба опе­ратора продолжали следить за целью. В 7:25 дистанция составляла 65 миль, в 7:30 - 47 миль, в 7:39 - 22 мили. В этот момент цель пропала с экрана, а оба оператора завершили работу. За ними пришел грузовик, который отвез их на базу в Каваиолу на завтрак.