Истребители Р-39 в южной части Тихого океана

 

В первые месяцы войны на Тихом океане, когда умудренная опытом воз­душных боев в Китае японская авиа­ция, стала появляться над берегами Австралии, истребители Р-39 из 8-й истребительной группы ВВС США погрузили на транспорты в порту за­падного побережья Штатов. Конеч­ным пунктом маршрута группы явля­лась восточная часть Новой Гвинеи. В первую неделю марта 1942 г. самоле­ты прибыли в Австралию, где их быс­тро собрали и доставили в Брисбен, шт. Куинсленд. В следующем месяце «Аэрокобры» из 35-й и 36-й эскадри­лий были переброшены на север, в Порт-Морсби. Несколько летчиков разбилось в авиакатастрофах раньше, чем группа достигла Новой Гвинеи.

Не взирая на потери, группа, бла­годаря помощи летавших на австра­лийских «Киттихоках» ветеранов, к концу апреля достигла состояния бое­готовности. В последний день апреля на боевое задание ушло 13 истребите­лей Р-39, самолетам предстояло нане­сти удар по аэродромам Лай и Саламауа, расположенным на северном по­бережье Новой Гвинеи.

Появление американских самоле­тов застало японцев врасплох. В пер­вом заходе «Аэрокобры» беспрепят­ственно нанесли удар по топливохранилищу, радиостанции, складам и трем гидросамолетам, стоявшим на якорях в бухте. На отражение налета с аэро­дрома Лай взлетели японские «Зеро». Результат завязавшегося воздушного боя получился ничейным: четыре - че­тыре, но трое американских летчика в конечном итоге вернулись в Порт-Морсби.

Три их четырех сбитых «Зеро» за­несли на счет подполковника Бойда Д. «Базза» Вагнера - первого американс­кого «тихоокеанского» аса. Летая на Р-40Е в составе 17-й эскадрильи Вагнер сбил в декабре 1941 г. над Филиппина­ми пять японских самолетов. Весной 1942 г. Вагнер занимал пост начальни­ка штаба V истребительного командо­вания, он внес большой вклад в орга­низацию эффективных истребитель­ных сил ВВС США на Новой Гвинее. Под командованием Вагнера находи­лись и две эскадрильи (35-я и 36-я), вооруженные истребителями Р-39/Р-400. Начальник штаба являлся поклон­ником истребителя фирмы Белл.

Вагнер решил использовать шанс возглавить группу «Кобр» в боевом вылете 30 апреля 1942 г., чтобы увели­чить свой боевой счет. Истребители Р-39D углубились на 180 миль в воздуш­ное пространство территории, занятой противником. Командир группы писал в рапорте:

-  Мы обошли Лай на 50 миль мо­ристее, чтобы избежать преждевремен­ного обнаружения японцами. Мы ле­тели на высоте 100 футов. В 20 милях от Лай четыре истребителя набрали высоту для отражения возможной ата­ки патрулирующих над Лай японских «Зеро». Однако, истребителей против­ника в воздухе не оказалось. При штур­мовке отмечался лишь беспорядочный пулеметный огонь. Мы нанесли удар, атакуя звеньями по три истребителя в строю правого пеленга, по линии из 13-15 бомбардировщиков.

- После атаки на нас сверху напало несколько «Зеро». Немедленно были сброшены дополнительные топливные баки, а рукоятки секторов газа двину­ты вперед до предела. Мы уже почти оторвались от преследователей, когда замыкающие четыре Р-39 развернулись на противника с намерением вступить в поединок. В это время появились еще «Зеро», теперь в воздухе находилось 12-13 японских истребителей. Я принял решение развернуть всю группу на по­мощь нашей четверке. Примерно в 30 милях от побережья разгорелся жесто­кий бой между примерно равным чис­лом наших и японских самолетов.

Как уже говорилось, в воздушном бою было сбито четыре «Зеро», поте­ри «Аэрокобр» также сочли не очень высокими. Трое сбитых американцев пешком дошли до Порт-Морсби, чет­вертого взяли в плен. Три сбитых Ваг­нером «Зеро» увеличили его личный счет до восьми побед, в результате Ваг­нер стал самым результативном летчи­ком-истребителем ВВС США на Ти­хом океане. Четвертый сбитый «Зеро» занесли на счет командира 35-й эскад­рильи майора Джорджа Грина.

Май 1942 г. стал переломным для операций на Новой Гвинее и северном побережье Австралии. Обороняя Порт-Морсби от налетов японцев, летчики двух эскадрилий «Кобр» сбили 20 само­летов противника, потеряв 12 человек.

Некоторые летчики, позже ставшие асами, первые боевые вылеты совер­шили на Р-39. Одним из них являлся Дон Макги, одержавший первую в 36-й эскадрилье победу в воздушном бою. Это произошло 1 мая 1942 г. над Порт-Морсби. Макги сбил Зеро. Днем поз­же Макги вновь дрался над Лай и Саламауа. Летчик атаковал в пикирова­нии самолет противника. На P-39D (заводской номер 41-6941) Макги сто­ял новый прицел, который пилот ос­воить в полной мере не успел, поэтому в первой атаке американец промахнул­ся. Летчик «Зеро» то ли не заметил ата­кующего американского истребителя, то ли просто не придал значения сидя­щей на хвосте «Кобре». Макги смог подойти на короткую дистанцию, с которой точно поразил цель. Дымя­щий «Зеро» упал в джунгли севернее японского аэродрома примерно в миле от взлетно-посадочной полосы.

Вместе с «Фиббером» Макги в воз­духе находилось еще четыре истреби­теля Р-39, однако их пилоты не предуп­редили Макги о появлении других «Зеро». «Кобра» Макги получила се­рьезные повреждения, летчик повел подбитую машину домой. По радио он сообщил об очень серьезных повреж­дениях. Макги дотянул до своего аэро­дрома. Самолет оказался поврежден­ным настолько серьезно, что его при­шлось разобрать на запасные части. Из P-39D № 416941 и еще одной повреж­денной «Кобры» удалось собрать пол­ноценную боевую машину.

Через четыре дня Макги вероятно сбил еще один «Зеро». 29 мая он унич­тожил два очередных истребителя фир­мы Мицубиси юго-восточнее Порт-Морсби. Макги грамотно воспользо­вался превосходством в высоте, атако­вав большую группу японских самоле­тов. В том же бою «Зеро» сбил и буду­щий ас (пять побед) лейтенант Клиф­тон Троукселл из 35-й эскадрильи. Тре­мя днями ранее Троукселл одержал свою первую победу. Ас погиб в воз­душном бою 27 мая.

В числе других будущих асов из 8-й истребительной группы, открывших свой боевой счет в те дни - пилот 36-й эскадрильи Гровер Голсон и летчик 80-й эскадрильи Дэнни Роберте. Свои последние победы Голсон и Роберте одержали в составе 475-й истребитель­ной группы, летая на «Лайтнингах».

Голсон сбил «Зеро» 14 мая над Порт-Морсби, его карьера едва не прервалась через 15 дней. Звено, в котором летал Голсон, перехватило большую группу «Зеро». Вслед за командиром Голсон атаковал самолет противника и добил­ся попаданий в плоскости крыла «Зеро».

Используя преимущества в манев­ренности своего истребителя, японский летчик перевел «Зеро» в крутой вираж с набором высоты. Голсон преследовал противника, пока «Кобра» не сорвалась в штопор. Американский истребитель свалился прямо в центр разгоревшейся ниже «собачьей схватки». В хвост «Коб­ре» пристраивалось сразу несколько «Зеро», в то время как все внимание Голсона поглотил процесс вывода самолета из штопора. Самолет был окутан трас­сами пуль и снарядов «Зеро». Голсону с трудом удалось восстановить управле­ние «Коброй».

Слишком поздно. У раненого летчи­ка оставался единственный шанс спасти свою жизнь - выпрыгнуть с парашютом из поврежденной машины. Голсон при­землился на плантации местного племе­ни. Крестьяне две недели укрывали аме­риканского летчика от японцев. Голсон счастливо избежал плена.

Свою первую победу одержал так­же на «Аэрокобре» в мае 1942 г. один из лучших тихоокеанских асов ВВС США. Лейтенант Том Линч в числе других летчиков из 39-й эскадрильи был направлен на стажировку в 8-ю истребительную авиагруппы, чтобы набраться боевого опыта перед прибы­тием в Порт-Морсби все 35-й группы. Летая в составе 35-й эскадрильи на Р-400, Линч утром 20 мая сбил два «Зеро». Сначала ему засчитали эти победы как вероятные, однако патруль австралийской армии в местах паде­ния, указанных Линчем, действитель­но нашел обломки двух японских ис­требителей.

Через шесть дней Линч вместе с другими летчиками 35-й эскадрильи сопровождал пять транспортных само­летов в перелете на Bay. На маршруте американские самолеты перехватили 16 «Зеро». Японцы атаковали, исполь­зуя преимущество в высоте. Линч со товарищи немедленно развернулся на­встречу противнику. По одному япон­скому истребителю сбили Линч и лей­тенант Джин Уэл. Американцы без потерь достигли Bay.

Официально личный состав 39-й эскадрильи начал принимать участие в боевых действиях с июня. Подавля­ющее большинство пилотов отлича­лись исключительной энергичностью и, так сказать, невинностью младенцев в отношении опасности, которая мо­жет исходить от японских истребите­лей. Одним из первых пилотов, на соб­ственной шкуре испытавших силу уда­ров «Зеро», стал Джин Уэл. 9 июня ему пришлось выполнить вынужденную посадку южнее Риго. Узлу пришлось пешком шесть дней пробираться по джунглям до своего аэродрома.

За гибель Узла (его товарищи не знали о благополучной вынужденной посадке командира эскадрильи) в том же воздушном бою 9 июня отомстил будущий ас 39-й эскадрильи лейтенант Каррэн «Джэк» Джонс, сбив на Р-40 японский «Зеро». Звено Джонса при­крывало эскадрилью бомбардировщи­ков В-26. «Кобры» и бомбардировщи­ки подверглись атаке японских истре­бителей на обратном маршруте от цели - аэродрома в Лай. Джонс удачно снял «Зеро», пристроившийся к замыкаю­щему звену бомбардировщиков. После­военные исследования позволили с вы­сокой степенью вероятности установить имя жертвы американского летчика -Сатоши Юшино, ас с 15 победами.

Несмотря на отдельные успехи, летчикам Р-39 пришлось тяжко в про­тивостоянии с опытными пилотами «Зеро». К примеру, 16 июня на пере­хват японских самолетов, наносивших удар по аэродромам в окрестностях Порт-Морсби, получили приказ взле­теть 18 «Аэрокобр» из 39-й эскадрильи. Два Р-39 по причине неисправностей материальной части были вынужде­ны приземлиться сразу после взлета. Остальные 16 истребителей подверг­лись атаке «Зеро», не успев набрать высоты. В результате одна «Кобра» была сбита, несколько - получили по­вреждения.

В том бою принимал участие и Том Линч. Линч сумел таки набрать высо­ту над Риго. Его одинокую «Кобру» едва не перехватила пара «Зеро». Линч удачно ушел в сторону, как оказалось лишь затем, чтобы стать предметом внимания уже четырех японских истре­бителей. Избежать попаданий выпу­щенных японскими истребителями сна­рядов и пуль Линчу не удалось. Линч пытался выйти из боя пикированием. Маневр почти удался, когда на высоте 800 футов заклинило двигатель «Коб­ры». Линч выпрыгнул с парашютом над заливом Порт-Морсби. Летчику повез­ло - его спасли и в короткий срок доста­вили в расположение эскадрильи.

Коллеги забросали Линча после его вынужденного купания вопросами о надежности спасательного жилета. Линч в сердцах сказал, что предпочел бы неработающий жилет надувшему­ся, поскольку в надутом жилете край­не неудобно удирать от акул, которы­ми кишели воды залива! Линча выло­вил из воды туземец на пироге. При прыжке из кабины «Кобры» летчик серьезно повредил правую руку, из-за чего вернулся к боевой работе только через несколько недель.

К концу июля, когда 39-ю эскадри­лью вывели из боев на отдых, немно­гие летчики подразделения горели пер­воначальным энтузиазмом. Энтузиазм улетучился после столкновения с реа­лиями войны на Новой Гвинее - час­тые поломки истребителей Р-39, маля­рия подкосили боевой дух юных ило­тов «Аэрокобр».

Во второй половине июля 39-ю эс­кадрилью сменили на Новой Гвинее другие вооруженные истребителями Р-39 подразделения. Одной из последних удач стала штурмовка группой «Кобр», ведомой лейтенантом Фрэн­ком Ройялом японской взлетно-поса­дочной площадки в Гоа. Лейтенант Ральф Мартин обнаружил только что взлетевший японский разведыватель­ный гидросамолет. Американец спики­ровал на неуклюжий гидроплан, но в первом заходе отказало оружие. Вра­жеский разведчик Мартин сбил со вто­рого захода. Победу летчика подтвер­дили наземные войска, это была пос­ледняя победа, занесенная на счет 39-й эскадрильи ВВС США в годы второй мировой войны. Через два дня 39-ю эскадрилью сменила 80-я эскадрилья. Несколько «Аэрокобр» 39-й эскадри­льи было оставлено сменщикам.

В числе летчиков прибывшей в Порт-Морсби 80-й эскадрильи нахо­дился будущий ас (14 побед) лейтенант Дэнни Роберте. Роберте принял учас­тие в одном из немногих воздушных боев, проведенных летчиками эскадри­льи на «Аэрокобрах».

Утром 26 августа звено Р-400 пат­рулировало над заливом Буна. Аме­риканцы заметили взлетевшие с распо­ложенного неподалеку аэродрома «Зеро» из 2-го кокутая. Роберте мгно­венно спикировал на набиравшие вы­соту японские истребители, тяжело повредив один из них в первой атаке. Коллеги поддержали командира, сбив еще два «Зеро». Тем временем Роберте с ведомым атаковали уцелевших япон­цев. Будущий ас одержал две победы. В том бою американцы сбили шесть «Зеро» и три повредили. Япон­цы подтвердили потерю 2-м кокутаем трех истребителей, четвертый разбил­ся при посадке.