Советские «Кобры»

 

Истребители «Аэрокобра» на Ти­хом океане не любил никто кроме японских летчиков. Однако так было далеко не везде. Самолет Р-39 пользо­вался успехом у пилотов ВВС Красной Армии. На «Кобрах» советские летчи­ки успешно дрались даже с такими се­рьезными противниками, как Fw-190. Легендарный немецкий ас Вальтер Новотны вспоминал:

- Район, где находилось сразу не­сколько советских аэродромов, считался у нас превосходным местом для охоты. И сегодня нам не пришлось долго ждать появления добычи. Слева от себя на приличной дистанции я уви­дел советские самолеты - примерно два десятка штурмовиков. Мгновеньями позже я опознал еще шесть самолетов - истребители сопровождения. Это были американские «Аэрокобры».

- Мы летели на высоте 1000 метров, русские штурмовики - на 200 метров ниже, а «Кобры» шли на высоте 1200 метров. Я немедленно стал забираться выше. Солнце находилось на юго-за­паде. Наконец я оказался на одной высоте с «американцами», летчики «Кобр» меня не замечали. Я поймал один истребитель противника в прицел и открыл огонь - «Кобра» загорелась, после чего перешла в пикирование. Пять оставшихся истребителей в пани­ке отвернули вправо. Я достиг своей цели. «Кобры» теперь находились на удалении 500-600 м от штурмовиков. Мой ведомый мог спокойно атаковать ударные самолеты.

-  Между тем, я стал преследовать другой истребитель. «Кобры» встали в круг, их летчики никак не давали мне занять позицию, удобную для стрель­бы. Мы все теряли высоту. Я дал не­сколько очередей, однако видимого эффекта они не возымели. Второй ис­требитель я поймал в сетку прицела всего в 50 метрах от земли. Здесь я уже просто не мог промахнуться - самолет противника взорвался при столкнове­нии с землей.

- Я бросил взгляд через плечо. Дело принимало серьезный оборот. На сце­не появилось еще восемь советских истребителей. Я сидел на хвосте очеред­ной «Аэрокобры», а мне в хвост захо­дил советский истребитель. Русский летчик готовился открыть огонь.

-  В правой плоскости крыла моего самолета появилась ровная строчка пробоин от снарядов или пуль. Рус­ский поливал меня огнем. Снаряды рвали обшивку крыла, обнажая кар­кас. Иван подходил все ближе и бли­же. Он уже находился на дистанции тарана. Я оглянулся - перед взором стояли огромные красные звезды со­ветского истребителя. Снаряды про­должали сметать обшивку с крыла.

-  У меня оставался единственный шанс - попробовать заставить Ивана проскочить вперед. Я одновременно дал правую ногу и отклонил вправо ручку. Русский попался на этот маневр! Мой самолет находился на грани сва­ливания в штопор. Противник все-таки успел прибавить еще две дырки к ре­шету моего истребителя. Русский про­скочил вперед, едва не чиркнув по кры­лу моего самолета.

- Вот он передо мной! Я четко ви­дел советского летчика. Я двинул впе­ред до упора рычаг управления двига­телем - полный газ! Я так надеялся на свой старый фокке-вульф. И он меня не подвел. Советский истребитель за­горелся после первой выпущенной мной очереди. Дуэль окончилась Воз­душный бой длился 45 минут. После удачной посадки я осмотрел самолет.

Вот что я обнаружил: половина руля поворота была отстрелена, от одного элерона не осталось почти ничего, множество пробоин в фюзеляже и плоскостях крыла, иссечены пневмати­ки колес шасси, перебит один гидро­цилиндр выпуска основной опоры шасси...

Этот бой завершился победой пи­лота люфтваффе, однако надо иметь в виду разницу в классе одного из луч­ших летчиков-истребителей мира и неизвестного советского пилота. Во многих случаях победу в аналогичных поединках праздновали отнюдь не орлы Геринга - жертвами летчиков «Аэрокобр» становились даже веду­щие «эксперты» люфтваффе с солид­ным победным счетом.