Истребители P-39D на Кавказе

 

«Спитфайры» добыли славу в Бит­ве за Британию. Истребитель «Уилдкэт» для американцев навсегда связан со сражением при Мидуэе, ну а куль­минацией боевой карьеры «Аэрокоб­ры» несомненно стала Кубань - знаме­нитое воздушное сражение, разгорев­шееся над югом России весной 1943 г. Битва за «Голубую линию» стала пред­дверием сражения на Курской дуге, после которого вермахт безостановоч­но покатился на Запад под ударами Красной Армии.

Одно из лучших истребительных соединений ВВС РККА, 216-я ИАД, получила истребители Р-39 незадолго до начала битвы за Голубую линию. Дивизия вскоре станет 9-й гвардейской истребительной, одной из самых звез­дных в ВВС. В составе 9-й ИАД воева­ла масса асов.

Истребители P-39D-2, поступившие на вооружение дивизии, прибыли в Со­ветский Союз южным маршрутом через Иран. Из Ирана истребители перегоня­ли на Северный Кавказ. Маршрут через Иран был длиннее северного, но более безопасным. Полярные конвои на пути в Мурманск если тяжелые потери от не­мецких субмарин и авиации.

Первые «ленд-лизовские» «Харрикейны», «Киттихоки» и «Бостоны» прибыли в Иран в июне 1942 г., а вско­ре здесь появились и «Аэрокобры». Самолеты собирались и облетывались в Абадане, после чего их перегоняли в Азербайджан, в 25-й запасной авиаци­онный полк.

Первыми летчиками, переученны­ми в 25-м ЗАПе на «Аэрокобры» стали пилоты из 9-й гвардейской дивизии. К концу войны летчики 9-й ГИАД одер­жали в воздушных боях 1147 победу, 31 пилот стал Героем Советского Со­юза, трое удостоены этого звания дважды, а Александр Покрышкин стал трижды Героем. Первым получил «Аэрокобры» 298-й ПАП, следом и два других полка дивизии - 45-й и 16-й.

298-й полк сражался на Южном фронте с первых дней войны, сначала на вооружении полка состояли истре­бители И-153 и И-16, затем - Як-1. В январе 1943 г. полк был отведен в тыл на переформирование и пополнение людьми и техникой, тогда же его пере­вели с двухэскадрильного на трехэскадрильный состав. На вооружение полка поступили 21 истребитель Р-39D-2 (эти модификации «Аэрокобры» были вооружены 20-м пушками) и 11 самолетов Р-39К-1 с 37-мм пушками. «Кобры» с тяжелым вооружением предназначались командиру полка, штурману полка, начальнику воздуш­но-стрелковой службы, трем команди­рам эскадрилий, замполитам полка и эскадрилий. Командиры звеньев и про­стые летчики летали на P-39D-2.

Командовал полком подполковник Иван Тараненко, 298-й ИАП переба­зировался на аэродром Кореневское 17 марта 1943 г. Перед полком была по­ставлена задача прикрывать в боевых вылетах пикирующие бомбардиров­щики Пе-2 из 219-й бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет из Кореневского летчики полка выполни­ли сразу же после перебазирования. Первую потерю полк понес 19 марта, когда был сбит самолет P-39D-1 серий­ный номер «41-38444», летчик сержант Беляков погиб.

С 17 марта по 20 августа 1943 г. полк принимал участия в вероятно са­мых жестоких воздушных схватках Ве­ликой Отечественной войны. Против­никами летчиков полка выступали пи­лоты 8-го воздушного корпуса люфт­ваффе. За пять месяцев личный состав полка совершил 1625 боевых вылета, провел 111 воздушных боев, в которых было сбито 167 и повреждено 29 само­летов противника. Собственные поте­ри составили 30 самолетов и 11 летчи­ков, фактически полк был весь выбит.

25 августа 1943 г. за успехи в боях 298-й ИАП был преобразован в 104-й ГИАП. Полк снова вошел в состав 9-й ГИАД, которая стала элитной. Ядром дивизии являлся 16-й ГИАП. Коман­дир полка подполковник Иван Тара­ненко за этот период сбил четыре са­молета лично и четыре в группе. В се­редине июля Тараненко стал полков­ником, его назначили командиром ле­тавшего на Яках 294-го ИАП. Указом Верховного Совета Союза ССР от 2 сентября 1943 г. Иван Тараненко был удостоен звания Герой Советского Союза. До конца войны капитан Та­раненко довел свой личный счет до 16 личных побед, в группе он сбил четы­ре самолета.

Преемником Тараненко на посту командира полка стал майор Влади­мир Семенишин, первый боевой вылет совершивший зимой 1939-1940 г.г. С июня 1941 г. по 11 мая 1942 г. Семени­шин летал на И-16. 11 мая Семенишин был тяжело ранен, выполняя очеред­ной боевой вылет над Кубанью. Ране­ный летчик с трудом привел повреж­денный самолет на свой аэродром. Несколько месяцев Семенишин провел в госпиталях. После излечения его на­правили в 25-й ЗАП, затем он получил должность штурмана 298-го ИАП, од­новременно ему присвоили воинское звание майор.

К маю 1943 г. Семенишин выпол­нил 136 боевых вылетов и провел 29 воздушных боев; на его счету числи­лось восемь личных и семь групповых побед. 24 мая майор Семенишин был удостоен звания Героя Советского Со­юза. Высшую награду ас достойно от­метил днем позже, сбив четыре немец­ких самолета в двух боевых вылетах. 18 июля его назначили командиром полка вместо подполковника И.А. Тараненко, через несколько дней Семени­шин получил подполковника. Ас пользовался большой популярностью у подчиненных, Семенишин был хоро­шим тактиком и обладал неплохим педагогическим даром.

Владимир Семенишин командовал 104-м ГИАП (бывшим 298-м ИАП) до 29 сентября 1943 г. В тот сентябрьский день он возглавил в боевом вылете де­вятку истребителей Р-39. Из-за плохой погоды видимость была ограничен­ной. Советские летчики не заметили самолетов противника. Первая атака девяти Bf. 109 оказалась внезапной. Одна «Кобра» была сбита сходу. А дальше закрутилась карусель «собачь­ей схватки». Пилоты «Аэрокобр» сби­ли трех мессершмиттов, но последнее слово осталось за немцами, оборвав­шими жизнь командира 104-го гвар­дейского истребительного авиаполка. Владимир Семенишин совершил более 300 боевых вылетов, сбив 23 самолета противника лично и 13 в группе.

Еще одним выдающимся летчиком, из числа служивших в 298- ИАП, являлся Михаил Комельков, сражавший­ся с врагом с первого дня войны. А октябре 1941 г. Комельков был ранен. После госпиталей его направили в 25-й ЗВАП, оттуда - на фронт. В качестве инструктора Комельков подготовил 171 летчика-истребителя, сначала на иГ-3 и ЛаГГ-3, затем - на Р-39.

Комельков с трудом добился, что­бы его отпустили из запасного полка на фронт. В марте 1943 г. он прибыл в 298-м ИАП. 16 апреля опытный инст­руктор сбил три самолета противника в трех боевых вылетах. Всего над Ку­банью Михаил Комельков одержал 15 побед в воздушных боях. Достаточно быстро летчик получил звание капита­на и пост командира эскадрильи. Вой­ну ас завершил майором в должности заместителя командира полка. Он вы­полнил 321 боевой вылет, провел 75 воздушных боев, одержав 32 победы лично и семь в группе. 27 июня 1945 г. Михаил Комельков стал Героем Совет­ского Союза.

В июне 1942 г. из 4-го ИАП в 298-й ИАП был переведен Василий Дрыгин. Дрыгину повезло уцелеть в тяжелей­ших боях осени 1942 г., в числе немно­гих ветеранов 298-го ИАП он прошел курс переучивания на «Аэрокобру». Вновь на фронт он вернулся в 1943 г. Над Голубой линией он сбил десять самоле­тов противника лично и пять в группе.

Две победы Василий Дрыгин одер­жал 2 мая. Ведомая майором Семенишиным группа «Аэрокобр» перехвати­ла пикирующие бомбардировщики Ju-87 и мессершмитты сопровождения. Дрыгин с ведомым атаковали бомбар­дировщики, два «лаптежника» они сбили достоверно, один - вероятно. Развалив строй бомбардировщиков, пара «Аэрокобр» присоединилась к майору Семенишину, дравшемуся с мессерами. В бою с истребителями уда­ча отвернулась от Дрыгина - его «Коб­ру» подожгли. К счастью, отвернулась не полностью: летчику удалось поки­нуть самолет, избежав контакта со стабилизатором. Василий Дрыгин про­вел очередной воздушный бой уже на следующий день, а менее чем через сутки Дрыгин, Семенишин и еще один летчик вынудили сесть на сво­ем аэродроме совершенно исправный истребитель Bf.109.

24 мая 1943 г. Василий Дрыгин был удостоен звания Герой Советского Союза. К этой дате он совершил 261 боевой вылет и провел 40 воздушных боев, сбив 12 самолетов противника лично и пять в группе, но этот счет был не окончательным. В один день, 7 июня, Дрыгин нанес люфтваффе ущерб в размере трех уничтоженных истреби­телей Bf.109. К концу войны личный боевой счет аса вырос до 20 побед.

Ветеран полка Константин Вишневецкий начал свою службу в нем еще в 1939 г. Вишневецкий принимал учас­тие в освободительном походе в Запад­ную Украину. Польская авиация со­противления не оказала, поэтому по­бед в воздушных боях летчики не одер­жали. Июнь 1941 г. старший лейтенант Вишневецкий встретил в должности командира эскадрильи. Ему повезло - он прошел горнило боев 1941-1942 г.г. и остался в живых. К сентябрю 1943 г. Константин Вишневецкий выполнил 123 боевых вылета, сбил десять само­летов противника лично и 13 в группе.

В боях над Голубой линией Виш­невецкий был тяжело ранен. Несмот­ря на большую потерю крови, летчик сумел дотянуть до аэродрома. 24 авгу­ста он стал Героем Советского Союза, через несколько дней ему присвоили звание майора. В сентябре Константин Вишневецкий в бою над Молочной сбил два самолета, но и сам получил тяжелейшее ранение правой руки. Он снова сумел дотянуть «Аэрокобру» до аэродрома. Ранение оказалось на­столько серьезным, что летать асу зап­ретили. Вишневецкий совершил 200 боевых вылетов, сбив 20 самолетов лично и 15 в группе. Вишневецкий тра­гически погиб в автокатастрофе 30 июля 1944 г.

Вторым в дивизии получил истре­бители P-39D 45-й ИАП. Летчики пол­ка сражались с противником над Кры­мом и Северным Кавказом. С начала 1942 г. полком командовал подполков­ник Ибрагим Магометович Дзусов -один из лучших советских авиацион­ных командиров периода Великой Оте­чественной войны. Осетин по нацио­нальности, он родился в 1905 г., в 15 лет пошел добровольцем в Красную Армию. Простым солдатом Ибрагим Дзусов сражался с бандами басмачей в Средней Азии.

В 1929 г. Дзусов закончил летное училище - началась его служба в ВВС. В январе 1942 г., когда Дзусова назна­чили командиром 45-го ИАП, ему ис­полнилось 37 лет - умудренный опы­том старик по меркам войны. Подчи­ненные выглядели по сравнению с ним пацанами. Дзусов не стал асом с боль­шим количеством побед, однако его командирские качества перевешивали личные боевые счета многих асов. 16 июня 1943 г. Дзусов покинул 45-й полк, чтобы принять командование 9-й гвар­дейской истребительной авиадивизи­ей. Дивизией Дзусов командовал до мая 1944 г., когда получил назначение на должность командира 6-го истреби­тельного авиационного корпуса. Не­смотря на почтенный возраст и высо­кие посты грозный осетин летал на боевые задания - в его послужном спис­ке 89 боевых вылетов и шесть сбитых в 11 воздушных боях самолетов про­тивника. Неизвестно сколько боевых вылетов Ибрагим Дзусов совершил на «Аэрокобре».

Личный состав 45-го ИАП прибыл для переучивания на американские ис­требители в 25-й ЗАП на два с полови­ной месяца раньше личного состава 298-го ИАП, но на фронт полк Дзусо­ва вернулся на несколько дней позже «соседей». 45-й полк сначала готови­ли на истребители Р-40, кроме того в полк пришло много «зеленых» выпус­кников летных училищ, имевших со­вершенно неадекватную подготовку.

Полк уже готовился отбыть на фронт, когда в 25-й ЗАПе появились первые «Кобры». В это время было принято решение перевести 45-й ИАП на трехэскадрильный штат (31 летчик), две эскадрильи должны были иметь на вооружении истребители Р-39, третья -  Р-40. Организационный процесс за­нял довольно много времени: лишь в начале марта 1943 г. 45-й И АД в соста­ве 216-й смешанной авиадивизии был готов к боевым действиям. На воору­жении 1-й эскадрилью имелось 10 ис­требителей P-39D, на вооружении 3-й -  11 самолетов Р-39К, 2-я эскадрилья получила 10 Р-40Е.

22 марта восьмерка «Аэрокобр» из 45-го ИАП провела трудный бой с группой из 30 Bf.109. Летчики Дзусова сбили 13 мессершмиттов, но и три «Кобры» на аэродром не вернулись.

Два летчика, сержант Н. Кудряшов и старший лейтенант Иван Шматко, погибли выполняя таран на горящих «Аэрокобрах». Шматко летом 1942 г. на Яках сбил восемь немецких самоле­тов. 23 марта воздушный стрелок Ju-87 ранил известного аса Бориса Глин­ку. Рана, правда, оказалась не опасной - Глинка в тот же день еще раз слетал на боевое задание.

Борис Борисович Глинка и его род­ной брат Дмитрий Борисович Глинка воевали в составе 45 ИАП, позже пре­образованного в 100-й ГИАП. Братья стали ведущими асами ВВС РККА. Старший брат, Борис, закончил авиа­ционное училище в 1940 г. Молодым лейтенантом он пришел в 45-й ИАП еще до начала войны. Несмотря на многочисленные боевые вылеты, Бо­рис долго не мог открыть свой личный боевой счет. Положение изменилось, после того как Борис Глинка «оседлал» американскую «Кобру». 24 мая 1943 г. летчик был удостоен звания Героя Со­ветского Союза за десять одержанных в марте-апреле побед в воздушных боях. Всего же ас сбил 30 самолетов противника. Летом 1944 г. Борис Глин­ка был назначен командиром леген­дарного 16-го гвардейского истреби­тельного авиаполка.

Дмитрий был младше Бориса на три года, однако авиационное училище он закончил раньше своего брата. Старший лейтенант Дмитрий Глинка занимал в 45-м ИАП должность заместителя ко­мандира полка по воздушно-стрелковой подготовке. Весной 1942 г. Дмитрий на Як-1 одержал шесть побед в воздушных боях, но и его самого сбили, два месяца летчик провел в госпиталях, залечивая полученное ранение.

К середине апреля 1943 г. Дмитрий Глинка выполнил 146 боевых вылетов и сбил 15 самолетов противника. 15 апреля стало настоящим черным днем для 45-го ИАП - в этот с боевых зада­ний не вернулось четыре «Кобры». В том числе самолет Дмитрия Глинки. Дмитрий сбил два бомбардировщика Ju-88, но был ранен и сам. Асу пришлось прыгать, а потом отдыхать не­делю в госпитале, пока не зажила рука. Утешением для Дмитрия Глинки ста­ло присвоение ему именно в этот день звания Героя Советского Союза. Че­рез несколько часов после Глинки были сбиты самолеты старшего лейте­нанта Петрова и сержанта Безбабнова, один из них стал седьмой жертвой Эриха Хартмана.

30 апреля Дмитрий сбил три пики­рующих бомбардировщика Ju-87 в од­ном вылете. 4 мая при штурмовке не­мецкого аэродрома в Сарабузе он уничтожил на земле Bf.109, а затем пе­рехватил и сбил прямо над аэродромом транспортник Ju-52/3м. В начале лета асу было присвоено воинское звание капитан. 24 августа капитан Дмитрий Глинка стал дважды Героем Советско­го Союза, к этому времени он совер­шил 186 боевых вылетов и одержал 29 побед в воздушных боях.

В сентябре Глинка получил очеред­ное ранение, на сей раз крайне нелепое. Он решил опробовать немецкую руч­ную гранату. Граната взорвалась едва ли не у него в руке. Результат - покале­ченные ноги. К счастью раны оказа­лись не самыми тяжелыми, и через не­сколько дней ас уже летал на «Кобре». До декабря Глинка записал на свой счет еще восемь побед. В начале декаб­ря 9-ю ГИАД вывели с фронта на от­дых. Дмитрий вернулся на фронт в мае 1944 г. и принял участие в Ясско-Кишеневской операции. За первую неде­лю сражения он сбил шесть самолетов противника, в том числе три Ju-87 в одном боевом вылете. И опять Дмит­рий чудом избежал смерти.

Глинка летел пассажиром на транс­портном Ли-2. Самолет в условиях плохой видимости столкнулся с горой. Тяжело раненый летчик провел на ме­сте падения двое суток, прежде чем был обнаружен. На сей раз Дмитрий Глинка вышел из строя на два месяца. По воз­вращении в полк он получил воинское звание майор. Свежеиспеченный май­ор принял участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции Красной Армии. Его скромный вклад в общее дело - девять сбитых самоле­тов люфтваффе. В ходе Берлинской опе­рации Глинка сбил три самолета в тече­ние дня. Его последней жертвой стал сби­тый 18 апреля 1945 г. истребитель Fw-190. Дмитрий Глинка совершил 300 бое­вых вылетов и в 90 воздушных боях сбил 50 самолетов противника.

В боях над Кубанью отличился бывший школьный учитель химии и математики Иван Бабак. Бабака при­звали в Красную Арию в 1940 г., на момент начала войны он еще не закон­чил авиационное училище. В апреле 1942 г. Иван Бабак получил назначе­ние в вооруженный истребителями Як-1 45-й ИАП. Сначала бывший учитель не произвел особого впечатления на командира полка подполковника Дзусова, который хотел отправить Бабака назад в тыл. За молодого летчика вступился ас Дмитрий Калараш, по­обещав сделать из парня настоящего воздушного бойца. Полная реабилита­ция Бабака как летчика-истребителя наступила после того, как Дмитрий Глинка взял его к себе в ведомые.

Свою первую победу в воздушно бою Иван Бабак одержал над Моздо­ком в сентябре 1942 г. После возвра­щения 45-го ИАП в марте 1943 г. из тыла на фронт, Бабак продолжил на­ращивать свой боевой счет, сбив Bf.109 и Ju-87. В апреле 1943 г. на его счету числилось уже 14 сбитых над Кубанью самолетов противника. Бабак прочно вошел в когорту асов, летавших на «Аэрокобрах», встав в один ряд с та­кими летчиками как Покрышкин, Фаде­ев и Дмитрий Глинка. Глинку Бабак счи­тал своим учителем. На пике успеха Бабака скосила малярия - он провалялся по госпиталям до сентября 1943 г.

По возвращении в 100-й ГИАП Бабак получил новенький истребитель P-39N, на котором в первом же вылете сбил Bf. 109. 1 ноября 1943 г. его удос­тоили звания Героя Советского Союза. Повторный приступ малярии вновь привел аса на больничную койку. Ба­бак вернулся в полк накануне Ясско-Кишеневской операции.

Свое мастерство ас блестяще проде­монстрировал 16 июля 1944 г., сбив в одном вылете четыре Fw-190. В марте 1945 г. Иван Бабак стал командиром 16-го ГИАП, свою «Аэрокобру» он передал другому асу - Григорию Дольникову.

Еще одни ветераном 45-го ИАП являлся Николай Лавицкий, начавший службу в полку в 1941 г. Первую побе­ду (Bf.109) Лавицкий одержал на бип­лане И-153. К моменту перевооруже­ния 45-го ИАП истребителями Р-39, летчик совершил 186 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника лично и один в группе. Летом 1943 г. Лавицкий одержал четыре победы на «Аэро­кобре» и 24 августа стал Героем Совет­ского Союза. Чуть позже ему присво­или воинское звание капитан и назна­чили командиром 3-й эскадрильи.

Лавицкий добился успеха и призна­ния как летчик-истребитель, но его личная жизнь не складывалась. Пока ас воевал на фронте, в тылу от него ушла жена. Лавицкий сильно пережи­вал, он казалось сам искал смерти в бою, зачастую подвергая неоправдан­ному риску не только свою жизнь, но и жизни своих боевых товарищей. Храбрость уступила место безрассуд­ству. Командир дивизии Дзусов при­нял решение под благовидным предло­гом отстранить Лавицкого от боевых вылетов, переведя его на должность заместителя командира дивизии по воздушно-стрелковой подготовке. Смерть все же нашла аса - Лавицкий разбился в тренировочном полете 10 марта 1944 г. Всего он совершил более 250 боевых вылетов, сбил 24 самолета противника лично и два в группе.

Весной 1943 г. изменилась практи­ка пополнения фронтовых полков ВВС РККА, Теперь полки уже не отзыва­лись с фронта в тыл - пополнение при­ходило из ЗАПов прямо на фронт. Два таких новичка появились и в 100-м ГИАПе - Петр Гучек и Григорий Доль­ников. Гучек прибыл в полк в августе 1943 г., вскоре он стал ведомым Ивана Бабака. Гучек оставался на фронте вплоть до своей гибели от огня зени­ток 18 апреля 1945 г. Он совершил 209 боевых вылетов, сбил 18 самолетов лично и 3 в группе.

Григорий Дольников стал ведо­мым Дмитрия Глинки. В первом же бою Дольников сбил два пикирующих бомбардировщика Ju-87, но был сбит и сам. Молодой летчик после прыжка с парашютом попал в плен. 2 декабря он бежал, с помощью партизан пере­шел линию фронта, но лишь затем, чтобы попасть из одного лагеря в дру­гой - в лапы СМЕРШ. Дольникову све­тил в лучшем случае штрафбат, одна­ко будущему асу исключительно силь­но повезло. Многочисленные рапорты возымели действие - Дольников мае 1944г. вернулся в 100-й ГИАП. До кон­ца войны он выполнил 160 боевых вы­летов, сбил 15 самолетов противника лично и один в группе.

Третьим полком в дивизии был 16-й ГИАП - самая известная в мире авиа­ционная часть, вооруженная самолета­ми «Аэрокобра» и возможно самый известный авиаполк советских ВВС. С точки зрения известности с 16-м гвар­дейским полком может соперничать разве что 176-й гвардейский Проскуровский орденов Кутузова и Алексан­дра Невского истребительный авиаци­онный полк, полк Ивана Кожедуба. По числу побед 16-й ГИАП был в ВВС РККА вторым (697 официально под­твержденных побед), но по количеству Героев Советского Союза - первым. В полку служило 15 Героев, двое из них были удостоены высокого звания дважды, один - трижды. Стоит напом­нить, что по три Золотых Звезды носили только Покрышкин, Кожедуб и Жуков (Жуков в 1956 г. был удостоен звания Героя Советского Союза в четвертый раз). Маршал Советского Союза доро­гой Леонид Ильич Брежнев также был многократным кавалером Золотой Звез­ды, однако сей случай ближе к медици­не, нежели к военной истории.

Война застала 55-й истребитель­ный авиаполк на расположенном у границы с Румынией аэродроме в молдав­ском городе Бельцы. Полком командо­вал майор В.П. Иванов. Личный состав как раз переучивался с истребителей И-153 и И-16 на новейшие МиГ-3. Одним из рядовых летчиков полка являлся командир звена старший лейтенант Александр Покрышкин. Первый бое­вой вылет Покрышкина связан с кон­фузом - будущий трижды Герой точ­ной очередью отправил на землю ближний бомбардировщик Су-2. К счастью экипаж самолета спасся, са­молет пилотировал не кто-нибудь, а будущий маршал авиации Иван Пстыго. Из-за необоснованной секретности летчиков не знакомили с силуэтами новейших советских самолетов. По­крышкин просто не подозревал о су­ществовании Су-2. Увидел незнакомый самолет и атаковал. Существует авиа­ционный анекдот на тему как отличить со спины пилота истребителя от пило­та бомбардировщика. Надо просто похлопать летчика по плечу. Бомбер степенно повернется и спросит: «Чего?» Истребитель повернется быс­тро, даст в морду, а потом спросит: «Чего?» Покрышкин был настоящим истребителем. Свою первую официаль­ную победу Покрышкин одержал на сле­дующий день после атаки Су-2. Летчи­ки 55-го ИАП часто летали на разведку. В одном из таких полетов МиГ Покрыш­кина сбили зенитки. Летчик посадил са­молет на территории, занятой противни­ком, но сумел избежать плена.

7 марта 1942 г. 55-й ИАП был пре­образован в 16-й гвардейский истреби­тельный авиаполк. До конца 1942 г. Покрышкин выполнил 316 боевых вы­летов и сбил порядка двух десятков немецких самолетов, точную цифру одержанных асом в этот период побед установить уже не удастся никогда. Можно лишь с уверенностью конста­тировать, что официальные данные (редкий случай) явно занижены. Зима 1942-1943 г.г. - не самая лучшая часть жизни прославленного летчика. «Тем­ная» сторона жизни никак не была свя­зана с фронтом, наоборот полк в это время находился в тылу, переучиваясь на «Кобры». Покрышкин много време­ни уделял анализу успехов и неудач как собственных, так и своих боевых дру­зей. Он закладывал основы будущих побед. Хитроумные тактические пост­роения обрели чеканную формулиров­ку победы истребителя в воздушно бою: «Высота - скорость - маневр - огонь».

Подобно многим опытным советс­ким летчикам Покрышкин пришел к выводу, что ВВС РККА уступают про­тивнику как в тактическом плане, так и в отношении техники. Критика летчиком отечественных самолетов при­вела его к открытому конфликту со штурманом полка.

Весной 1942 г. 16-й ГИАП сдал пос­ледние уцелевшие истребители И-153 и И-16, получив в замен новые Як-1. В то же время в полку оставались и МиГ-3. На Яке Покрышкин основательно пополнил свой боевой счет. Согласно официальным данным на конец 1942 г. ас сбил 12 самолетов противника, включая восемь Bf.109.

В начале января 1943 г. личный со­став 16-го ГИАП прибыл в 25-й ЗАП для переучивания на истребители Р-39 и пополнение в людях. Полк перевели на трехэскадрильный штат. 16-й ГИАП получил 14 самолетов P-39L-1, семь Р-39К-1 и 11 P-39D-2. На фронт, в Краснодар полк вернулся 8 апреля, где вошел в состав 216-й смешанной авиа­дивизии. Первые боевой вылет на «Аэрокобрах» летчики 16-го.полка выполнили уже 9 апреля.

В апреле летчики 16-го ГИАП со­вершили 289 боевых вылетов на истре­бителях Р-39 и 13 вылетов на Р-40Е, сбили 79 немецких самолетов - 14 Bf.l09E, 12 Bf.l09F, 45 Bf.l09G, 2 Fw-190,4 Ju-88A, 1 Do- 217 и 1 Ju-87D. Тип сбитых самолетов был точно опреде­лен по обломкам на местах падения.

С другой стороны 16-й ГИАП по­терял 19 «Аэрокобр» в боях и два Р-39 в летных происшествиях. Погибло 11 летчиков. Для восполнения потерь полк получил 19 Р-39 и четыре Р-40Е. К 1 июня количество самолетов опять упало до 19 «Аэрокобр». В общей сложности полк потерял в ожесточен­ных воздушных боях 36 истребителей.

В апреле Александр Покрышкин сбил десять Bf. 109, его друг и вечный соперник Григорий Речкалов - семь Bf.109 и один Ju-88A, их перещеголял Вадим Фадеев, сбивший за месяц 12 самолетов противника.

В первом боевом вылете на «Коб­ре» Покрышкин на пару с Речкаловым завалил Bf. 109. Через три дня Покрыш­кин сделал дубль, а Речкалов доложил о семи сбитых, но «достоверными» ему засчитали всего две победы. По одной победе Григорий Речкалов одержал 15, 16 и 20 апреля, 29 апреля ас в одном вылете сбил четыре Bf.109. 24 апреля Покрышкин был удостоен звания Ге­рой Советского Союза, а вскоре сме­нил свою «Кобру» P-39D-2 с бортовым номером «13» на новый истребитель Р-39N. На борту самолета техники по просьбе летчика написали «круглый» номер «100». В июле ас стал майором, фактически с начала 1943 г. Покрыш­кин командовал 16-м полком.

Карьеру замечательного летчика и командира едва не прервал его давний недоброжелатель - ставший «офици­альным» командиром бывший штур­ман полка Заев. Отношения между дву­мя офицерами испортились в середине 1942 г., а в 1943 г. это уже была неприк­рытая вражда. Не взирая на заслуги и уважение к Покрышкину подчинен­ных, в середине 1943 г. Заев передал дело на Покрышкина в военный три­бунал. От очень крупных неприятнос­тей будущего трижды Героя спас ко­миссар полка Погребной. По ходатай­ству Погребного было подано пред­ставление на награждение Покрышки­на второй Золотой Звездой. Дважды Героем Покрышкин стал 24 августа 1943 г, на его счету в это время числи­лось 455 боевых вылетов и 30 самоле­тов противника сбитых лично.

Не придавая большого значение махинация вокруг своего имени, По­крышкин весной и летом 1943 г. про­должал изучать и анализировать так­тику действий истребительной авиа­ции своей и противника. Ас оконча­тельно отказался от полетов в составе троек, перейдя к парам. Боевой поря­док эшелонировался по дальности и высоте. Впереди внизу летело ударное звено, выше и сзади - прикрывающее. Звенья также эшелонировались по вы­соте и дальности. Так появилась зна­менитая «Кубанская этажерка». Как правило, прикрывающее звено появля­лось на сцене внезапно и в самый не­подходящий для противника момент. Боям на виражах Покрышкин предпо­читал вертикаль - нечто близкое так­тике истребителей люфтваффе «ударь и беги», стремительной атаке на пики­ровании. За счет разгона на пикировании, при выходе из атаки пилот выпол­нял горку более энергично - его стано­вилось сложнее «подловить» на выхо­де из атаки воздушным стрелкам бом­бардировщиков или истребителям противника.

Тактические приемы, разработан­ные Покрышкиным, были официаль­но одобрены командованием ВВС РККА. Тактика Покрышкина оказа­лась столь удачной, что даже в 60-е годы ею успешно пользовались северо­вьетнамские летчики в воздушных боях с американскими пилотами. По­крышкин стал практиковать в 16-м ГИАП полеты на свободную охоту, в то время как истребители Красной Армии, за редким исключением, вы­полняли всего два вида боевых задач: прикрытие сухопутных войск в конк­ретном месте и сопровождение бомбардировщиков. Полеты на свобод­ную охоту давали возможность летчи­кам проявлять инициативу, самим на­вязывать противнику место и время воздушного боя, а также в полной мере использовать преимущества новых тактических приемов. К концу 1943 г. тактика свободной охоты стала широ­ко практиковаться в подразделениях 8-й воздушной армии, а конку войны появились элитные истребительные авиаполки, для которых свободная охота стала основным способом учас­тия в боевых действиях.

У тактики Покрышкина, впрочем, был недостаток - при скоростных ата­ках на вертикалях над контролируемой противником территорией невозмож­но было получить подтверждение сби­тых согласно требованиям ВВС РККА. Так, Покрышкин в полетах на свобод­ную охоту сбил как минимум 13 само­летов, ни один из которых не был ему официально засчитан.

После освобождения Кубани дивизия, в которой служил Покрышкин, приняла участие в боях за южную Ук­раину. В сентябре летчики дивизии от­личились в битве за Донбасс и при ос­вобождении Мариуполя. В конце 1943 г. 16-й ГИАП, как и два других полка 9-й ГИАД, был отведен с фронта в тыл на отдых и пополнение.

Извечным соперником летчика по имени «Саша Покрышкин» являлся летчик по имени «Гриша Речкалов». Речкалов вошел в историю как самый результативных летчик истребителя «Аэрокобра» и третий по результатив­ности ас союзников. В свое время док­тора категорически запретили Григо­рию летать. «К летной работе не го­ден», - гласил вердикт медицинской комиссии. Речкалов страдал дальто­низмом, плохо различал цвета. Как летчика его спасла война. В военное время требования к зрению у военных докторов понизились. В июне 1941 г. Речкалов вновь смог занять место в кабине истребителя. Он сражался с противником на истребителях И-16 и И-153 на южном фланге советско-гер­манского фронта. Речкалов одержал две победы в воздушных боях, но за­тем был сбит сам. При вынужденной посадке летчик получил тяжелые ра­нения и на несколько месяцев выбыл из строя. Лечение закончилось запре­том на полеты.

Нехватка опытных летчиков силь­но облегчила Речкалову борьбу с ме­дициной. Пилот вернулся на фронт летом 1942 г., получив назначение в 16-й ГИАП. Летая на истребителе Як-1, Речкалов сбил несколько немецких са­молетов, однако по настоящему его воздушная война началась в апреле 1943 г. после перевооружения полка «Аэрокобрами». 9 апреля в первом бо­евом вылете на американском истреби­теле Речкалов вместе с Покрышкиным сбил Bf.109. До конца апреля Григорий сбил восемь самолетов противника и получил воинское звание старший лей­тенант.

24 мая 1943 г. Григорий Речкалов был удостоен звания Герой Советско­го Союза, он совершил 194 боевых вы­лета, сбил 12 самолетов противника лично и два в группе. В июне его на­значили командиром 1-й эскадрильи 16-й ГИАП. Осенью 1943 г. в дальних перехватах над Черным морем Речка­лов сбил два транспортных самолета Ju-52/3м и румынский гидросамолет Савойя Z.501.

В тени славы Речкалова и Покрышкина затерялось имя Вадима Фадеева. Между тем, весной 1943 г. он был из­вестен на фронте не меньше своих бое­вых товарищей. За небритую расти­тельность на лице Вадим получил прозвище «Борода». Войну летчик начал старшим сержантом, он дрался с вра­гом на И-16 в южном секторе фронта. Известность принесли летчику отчаян­ные штурмовки наступающих немец­ких и румынских войск. Фадеев атако­вал врага с гораздо более низких вы­сот, чем его коллеги.

В одной из таких атак в ноябре 1941 г. под Ростовом-на-Дону в само­лет Фадеева попал снаряд, выпущен­ный немецкой зениткой. Заклинило двигатель, вдобавок еще сдетонировал боезапас к пулеметам. Вадим посадил поврежденную машину на ничейной полосе. Не обращая внимания на сви­стевшие вокруг пули, Вадим выскочил из кабины самолета и бегом помчался к ближайшим траншеям советской пе­хоты. Пехота как раз готовилась к ата­ке. Летчик выхватил пистолет и при­соединился к бойцам.

В декабре 1941 г. Фадеева перевели в 630-й ИАП, на вооружении которого состояли «Киттихоки». В январе 1942 г. Вадим одержал свою первую победу в воздушном бою, всего за 1942 г. он сбил пять самолетов противника. В конце года Фадеев оказался в 16-м ГИАП.

Вадим Фадеев очень быстро завое­вал всеобщую любовь за свое летное мастерство, храбрость и прекрасный общительный характер. В конце апре­ля 1943 г. Фадеев стал капитаном, ко­мандиром 3-й эскадрильи 16-го ГИАП. К этому времени он выполнил 394 бое­вых вылета, провел 43 воздушных боя, сбил 17 самолетов лично и три в группе.

Вадим Фадеев погиб в воздушно бою шестерки «Кобр» с восьмью Bf. 109 5 мая 1943 г. На самолет Фадеева на­валилось сразу четыре вражеских ис­требителя. Мессершмитты взяли «Коб­ру» в «коробочку». Очереди буквально исполосовали истребитель Фадеева. Тем не менее, раненый летчик, поте­рявший много крови, смог посадить тяжело поврежденную «Кобру» в сте­пи. Вадим Фадеев скончался прямо в кабине, раньше чем к самолету подбе­жали советские солдаты. 24 мая ас был посмертно удостоен звания Герой Со­ветского Союза.

Всего на несколько недель раньше Вадима Фадеева в 16-м ГИАПе появил­ся Александр Клубов, который по своей результативности оставил далеко поза­ди бородатого аса. Клубов закончил авиационное училище летчиков еще в 1940 г., но на фронт попал только в ав­густе 1942 г., в полк вооруженный уста­ревшими бипланами И-153. 2 ноября 1942 г. под Моздоком самолет Клубова был сбит, к этому времени летчик унич­тожил четыре вражеских самолета в воз­душных боях и четыре на земле штурмо­выми ударами. Клубов выпрыгнул с па­рашютом, но получил сильные ожоги. Врачи в госпиталях смогли поставить пилота на ноги, но следы ожогов на лице Клубова так и остались.

Выписавшись из госпиталя, капи­тан Клубов получил назначение заме­стителем командира эскадрильи в 16-й ГИАП. Новый летчик очень быстро произвел сильное впечатление и на подчиненных, и на командование. 15 августа 1943 г. Клубов во главе шестер­ки «Кобр» перехватил два разведчика Fw-189 («Рама» считалась у советских летчиков-истребителей самой трудной добычей), которых сопровождали че­тыре истребителя Bf.109. Клубов со своей командой умудрился сбить оба разведчика без потерь со своей сторо­ны. К началу сентября Александр Клу­бов совершил 310 боевых вылетов, лич­но сбил 14 самолетов противника и 19 в группе. 13 апреля 1944 г. ас был удо­стоен звания Героя Советского Союза.

Весной 1944 г. Клубов стал коман­диром 3-й эскадрильи, в конце года -заместителем командира 16-го ГИАП по воздушно-стрелковой подготовке. Один из самых удачных своих боев он провел 29 мая 1944 г. во главе восьмер­ки «Аэрокобр» против группы бомбар­дировщиков Ju-88. В первой атаке советские летчики сбили два Юнкерса. Затем «Кобры» вступили в бой с мессершмиттами эскорта. Клубов сбил один Bf.109. На следующий день лет­чики 3-й эскадрильи атаковали девят­ку пикирующих бомбардировщиков Ju-87, шедших под прикрытием десяти Bf. 109. Клубов сбил ведущего бомбарди­ровщиков, сорвав прицельное бомбоме­тание группы «лаптежников». «Кобра» Клубова получила повреждения от огня мессершмитта, поэтому командиру при­шлось «досрочно» вернуться на свой аэродром. В ходе Ясско-Кишеневской операции Клубов за неделю сбил 13 са­молетов противника, в том числе - два Ju-87 в один день 16 июля.

Клубов разбился в авиакатастрофе на истребителе Ла-7 1 ноября 1944 г. Ас за свою боевую карьеру выполнил 457 боевых вылетов, сбил 31 самолет лично и 19 в группе. 27 июня 1945 г. Александр Клубов был посмертно удо­стоен второй Золотой Звезды.

Еще одним Героем Советского Со­юза в 16-м ГИАП стал Николай Искрин, служивший в 131-м ИАП с июня 1941 г. В феврале 1942 г. его перевели в 55-й ИАП. Искрину было присвоено звание старший лейтенант в конце мая 1943 г., тогда же он стал заместителем командира 2-й эскадрильи. 24 августа Николаю Искрину присвоили звание Героя Советского Союза, к этому вре­мени он выполнил 218 боевых вылетов, провел 58 воздушных боев и сбил 10 самолетов противника лично и один в группе.

Через несколько дней после выхо­да Указа «Кобру» Искрина сбили. Ни­колай выпрыгнул из кабины. Стабили­затор горящего истребителя перебил асу ноги. Повреждения ног оказались столь серьезными, что хирурги стали готовить ампутацию. Не взирая на протесты медиков, летчик вернулся в свой родной 16-й ГИАП на протезах. Искрин выполнил еще 79 боевых вы­летов и сбил шесть самолетов против­ника лично.

Не все летчики из пополнения, при­шедшего в 16-й ИАП, оказались лет­чиками-истребителями. К примеру Павел Еремин выполнил множество боевых вылетов на бомбардировщиках СБ и В-25 «Митчелл». Под умелым руководством Покрышкина Еремин в совершенстве освоил «Кобру» и стал настоящим асом: войну завершил в Берлине, сбив 22 немецких самолета.

Особое внимание Покрышкин уде­лял летчику Георгию Голубеву. В на­чале войны Голубев служил инструк­тором в авиационном училище, но ему долго не удавалось попасть на фронт: то самолетов не было, то его схватил приступ малярии. Лишь в средине 1942 т. Голубев попал в боевой полк, имев­ший на вооружении самолеты И-153. Самолет к этому времени уже безна­дежно устарел, поэтому не удивительно, что Голубев побед в воздушных боях не одержал. Затем летчика перевели в 84-й ИАП (впоследствии 101-й ГИАП). Здесь летчик освоил «Аэрокобру», но в мае 1943 г. его в очередной раз перевели - на сей раз в 16-й ГИАП.

Начало службы в новом полку для человека суеверного не обещало ниче­го хорошего. Летчику представили механика его самолета:

- Голубев? - спросил механик.

- Голубев, Георгий, - ответил летчик.

-  Раньше моим командиром тоже был Голубев, только лейтенант. Его сбили. Он был опытный летчик, но не вернулся...

К счастью для Голубева, Покрышкин в отличие от многих других коман­диров, никогда не спешил бросать в бой новичков. Ас заставлял молодых заниматься теорией, вести воздушные бои с опытными асами, нередко летал с новичками сам. Лишь убедившись в готовности пополнения, ставил боевые задачи. И все равно, первые боевые вылеты молодые пилоты делали толь­ко под присмотром асов. Покрышкин лично отобрал Голубева и еще одного новичка для полета на сопровождение штурмовиков Ил-2. Ас преподал на­глядный урок: штурмовики вернулись домой без потерь, а группа «Кобр» сби­ла два мессершмитта. Успешный пер­вый боевой вылет много значил в даль­нейшей карьере летчика-истребителя.

За первым последовало множество других боевых вылетов. В одном из вылетов Голубев сбил штурмовик Hs-129 на глазах Покрышкина. После вы­лета командир подошел к летчику: Ты сибиряк и я сибиряк, давай летать в паре». Голубев просто обалдел от та­кого предложения со стороны лучше­го летчика-истребителя ВВС РККА. Летчик конечно был рад высокой оцен­ке своего мастерства, но вместе с тем понимал какая ответственность ляжет на его плечи в случае согласия. По­крышкин развеял все сомнения.

Вскоре Покрышкин весте с Голубе­вым перехватили «Раму». Покрышкин атаковал. «Рама» сманеврировала, но ас выбрал позицию так, чтобы ведомо­му было проще вести огонь по вражес­кому разведчику. Голубев не промах­нулся. В шлемофоне ведомого раздал­ся голос командира: «Прекрасно, Жора. Ты читаешь мои мысли!» Мно­го раз Покрышкин специально выво­дил ведомого на ударную позицию, позволяя Голубеву наращивать свой боевой счет. В свою очередь Голубев не единожды спасал жизнь командира.

В августе 1943 г., в одном из боев, Голубеву не осталось ничего другого, кроме как подставить под очереди вра­жеского истребителя свою «Кобру». Самолет загорелся, Голубев уже со­брался прыгать, когда «Кобра» свали­лась в плоский штопор. Летчик пре­красно знал, что живым покинуть што­порящий американский истребитель мало кому удавалось. Георгий снача­ла вывел горящий самолет в нормаль­ный полет и лишь потом воспользовал­ся парашютом. Парашют раскрылся у самой земли, Голубев приземлился в расположении советских войск. До са­мой земли ведущего прикрывал коман­дир - «Кобра» с бортовым номером «100» описывала широкие круги вок­руг парашюта, не подпуская к нему мессершмиттов.

После назначения Покрышкина командиром 9-й ИАД, Голубев стал ведущим пары, однако когда Покрыш­кин летал на боевые задания, он вся­кий раз брал с собой в качестве ведо­мого Георгия Голубева. Голубев сбил 12 самолетов противника, последний, Do-217, - 9 мая 1945 г. над Прагой.